Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "История".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы к зачету.docx

— 172.65 Кб (Скачать файл)

Развитие  страны в 1964 – 1985 гг. связано с так  называемым «застоем» - переходом к  консерватизму, нарастанием кризисных явлений. При Л.И. Брежневе номенклатура управляла экономикой и контролировала все сферы общественной жизни.

В сентябре 1965г. Пленум ЦК КПСС принял курс на осуществление экономических реформ в промышленности, направленных на усиление экономических методов руководства. В промышленности: вводилось 8 обязательных показателей вместо 100, среди которых главным стал объем реализованной продукции, хозрасчет, предприятиям разрешалось создавать денежные фонды для материального стимулирования работников.

В целом  экономические реформы не достигли поставленной цели.. Экономика Беларуси, как и в целом экономика СССР, стала снижать темпы роста. Прирост продукции промышленности в СССР в 9-й пятилетке составил 5,1%, 10-й – 3,8%, 11-й – 3,1%. Уменьшался прирост национального дохода, промышленности, снижается производительность труда, инициатива трудовых коллективов. Нерационально использовались трудовые и материальные ресурсы. Появилась инфляция. Гонка вооружений забирала 20 % ВНП. Экономика БССР продолжала развиваться в значительной мере по экстенсивному пути. НТП в большей степени затрагивал военно-промышленный комплекс. Огромные средства вкладывались в новое строительство, которое нередко оставалось незавершенным.

Сельское  хозяйство постепенно становится сырьевым придатком городов, ограничиваются экономические интересы крестьян. Возрастают цены на сельхозпромышленную технику. Проводимая политика «неперспективных деревень» и ограничение в получении крестьянам паспортов приводит к миграции сельского населения в города. Крестьянский уклад жизни теряет свою самобытность. С 1970 по 1986 гг. количество сельского населения Беларуси уменьшилось с 5094 тыс. до 3689 тыс. Нехватка рабочей силы компенсировалась привлечением рабочих, служащих, студентов на период уборочных и посевных работ, которые не владели необходимыми навыками и не были заинтересованы в производительном труде.

В этот период усиливается идеологизация духовно-культурной жизни. Вместе с тем, в начале 60-х гг. была ликвидирована неграмотность, в 70-80-е гг. – введено всеобщее среднее образование.

37.Попытки реформирования политической  системы в годы перестройки.

    Характер перестройки (1985—1991) определялся  стремлением реформировать советское  общество, к началу 80-х гг. вступившее в затяжной социально-экономический и духовно-нравственный кризис (подробнее см. билет № 21). При этом конкретное содержание и даже цели реформаторского курса изменялись. В истории перестройки выделяют три этапа: 1985—1986, 1987—1988, 1989—1991 гг.  

     1985—1986гг.: период ускорения. Избранный  в марте 1985 г. Генеральным секретарем  ЦК КПСС М. С. Горбачев исходил  из того, что, во-первых, реформы  необходимы и, во-вторых, они должны  реализовать огромные экономические  и политические возможности, которые  есть у построенного в СССР  социализма. Была выдвинута концепция  ускорения социально-экономического  развития. Ставилась цель уже к 2000 г. удвоить промышленный потенциал СССР. Методы реализации этой стратегии оказались вполне традиционными: активизация «человеческого фактора» (соцсоревнование, укрепление трудовой дисциплины, борьба с пьянством — знаменитая антиалкогольная кампания); использование скрытых резервов (полная загрузка производственных мощностей, организация многосменной работы); резкое увеличение расходов на техническое обновление предприятий; ужесточение административных мер (государственная приемка продукции). Одновременно произошло обновление высшего партийного и государственного аппарата. Наметились сдвиги во внешней политике. СССР отказался от размещения ракет средней дальности в Европе, началась нормализация отношений с США, в предшествующий период фактически зашедших в тупик.   

     Итоги политики ускорения малоутешительны.  Добиться существенного повышения  темпов роста не удалось, антиалкогольная  кампания привела к гигантским  потерям бюджета, увеличение затрат  на техническое переоснащение  промышленности обострило ситуацию  в социальной сфере. Пришло  понимание необходимости более  глубоких преобразований, которые  должны затронуть базовые конструкции  сложившейся экономической и  политической системы.   

     1987—1988гг.: «гласность» и перестройка.  Идеологической основой нового  курса стала концепция «хозрасчетного социализма», прообраз которой был найден в нэпе, а теоретическое обоснование — в последних работах В. И. Ленина. Закон «О государственном предприятии» (лето 1987) значительно расширял самостоятельность предприятий. Министерства готовили контрольные показатели экономического развития на год и на их основе устанавливали государственный заказ предприятию. Все, что производилось сверх госзаказа, можно было реализовать на выгодных условиях по свободным ценам. Предприятия самостоятельно устанавливали численность работников, уровень заработнойплат±л. Трудовые коллективы получали право выбирать администрацию. Это была попытка изменить хозяйственный механизм, ослабить административное давление, ввести конкуренцию. Но крупных результатов она не имела: госзаказ устанавливался на пределе возможностей предприятий, система ценообразования и материально-технического снабжения не изменялась. В 1988 г. был сделан следующий Шаг: разрешено мелкое частное предпринимательство (в рамках так называемого кооперативного сектора).   

     Существенных сдвигов в экономике  не происходило. Сопротивление  при этом росло. Горбачев при^ нял сложное решение о подготовке реформы политической системы. Уже в январе 1987 г. акцент был сделан на политике «гласности». Случилось невероятное: тираж популярных литературно-художественных журналов перевалил за миллион экземпляров. Страна бросилась наверстывать упущенное, читать то, что было у нее отнято в прежние годы: произведения 20—30-х гг. («Мы» Е.И.Замятина, «Котлован» А. П. Платонова, «Повесть непогашенной луны» Б. А. Пильняка), книги Б. Л. Пастернака («Доктор Живаго»), А. Н. Рыбакова («Дети Арбата»), В. С. Гроссмана («Жизнь и судьба»), сочинения старых и новых эмигрантов («Окаянные дни» И. А. Бунина, «Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицына, «Маленькая повесть» В. П. Некрасова, «Верный Руслан» Г. Н. Владимова, «Семь дней творения» В. Е. Максимова), публицистические статьи И. Клямкина, О. Лациса, Г. Попова, философские опусы Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, П. А. Сорокина... На экраны вышли фильмы «Покаяние», «Комиссар» и др. Возник небывалый интерес к истории России: общество требовало «знать всю правду» о прошлом. С 1987г. начала работу Комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий («комиссия А. Н. Яковлева»). Были реабилитированы Бухарин, Зиновьев, Каменев, признаны незаконными приговоры внесудебных «троек», репрессии в отношении крестьян периода коллективизации.   

     Общество решительно выступало  за углубление реформ, голоса  консерваторов в рядах КПСС  тонули в требованиях ускорить  преобразования. В 1988г. XIX партконференция  одобрила курс на создание  правового социалистического государства,  проведение на альтернативных  началах выборов в новый высший орган власти — Съезд народных депутатов.   

     В 1987г. была сформулирована  концепция нового политического  мышления во внешней политике: мир признавался целостным и неделимым, общечеловеческие ценности ставились выше классовых и партийных, универсальным способом решения международных проблем признавался баланс интересов (в противоположность балансу сил). На этой основе успешно развивались отношения со странами Запада, был разблокирован ряд региональных конфликтов (вывод советских войск из Афганистана, 1988).   

     1989—1991 гг.: поздняя перестройка.  В 1989 г. состоялись выборы Съезда  народных депутатов. Впервые они  прошли на альтернативной основе, впервые заседания парламента  транслировались по телевидению.  Интерес к этим трансляциям  был огромен: выступления депутатов  А. Д. Сахарова, А. А. Собчака,  Ю. Н. Афанасьева, Б. Н. Ельцина,  Ю. А. Власова и др. становились  фактом общественно-политической жизни. Между тем к 1990—1991 гг. ситуация приобрела конфликтный, взрывоопасный характер. Рушились базовые структуры советской системы.   

     Уже в 1989 г. возникло несколько  политических партий разной направленности, выступавших против всевластия  КПСС. В 1989 г. часть депутатов  создала Межрегиональную группу  во главе с Ельциным, которая  выступила с программой радикальных  реформ (рынок, демократия, отказ  КПСС от монополии на власть  и др.). В 1990г. под мощным общественным  давлением пленум ЦК КПСС предложил изъять из Конституции СССР статью о руководящей и направляющей роли партии. Между тем внутри КПСС наметился раскол на консервативное и реформаторское крыло. Ценой невероятных усилий раскола удалось избежать, но начался массовый отток из рядов КПСС.

         Резко обострились отношения  центра и союзных республик. 1990—1991 гг. были отмечены так называемым  «парадом суверенитетов», когда  все союзные республики объявили  себя суверенными государствами.  Горбачев пытался действовать  силой (события в Тбилиси, Баку, Вильнюсе и др.), но остановить  процесс уже не мог. В 1991 г. состоялись выборы президента  России. Им стал Б. Н. Ельцин. Проведенный в марте 1991 г. всенародный референдум показал, что большинство граждан выступают за сохранение СССР. Летом 1991 г. был подготовлен договор о реформе федеративного государства, расширении полномочий республик. Его подписание давало шанс на сохранение единства.

         В 1989—1990гг. фактически рухнула  мировая система социализма. Революции  в странах Центральной и Юго-Восточной Европы привели к победе демократических сил, ориентировавшихся на страны Запада. В 1990 г. произошло объединение Германии. В следующем году были распущены СЭВ и ОВД.   

     Резко ухудшалось положение в  экономике. Реформы приводили  не к росту, а к снижению  производства. Программа «500 дней», подготовленная либеральными экономистами и поддержанная руководством РСФСР, летом 1990г., по существу, была отвергнута. Трудности в снабжении населения продовольствием и товарами первой необходимости настолько обострились, что правительство пошло на введение их нормированного распределения по карточкам. Ширилось забастовочное движение.   

В этих условиях консервативное крыло в КПСС и  государственном аппарате предприняло  попытку отстранить Горбачева, в 1990 г. избранного Съездом народных депутатов  президентом СССР, от власти и не допустить подписания нового союзного договора. 19 августа было объявлено  о переходе власти Государственному комитету по чрезвычайному положению, Горбачев изолирован в Крыму, в Москву введена бронетехника. Центром сопротивления режиму ГКЧП стали президент, правительство и парламент РСФСР. У стен Дома правительства собрались десятки тысяч москвичей. 21 августа попытка государственного переворота была подавлена. Горбачев вернулся в Москву, но союзный договор так и не был подписан.

         В декабре 1991 г. руководители  России, Украины и Белоруссии  подписали в Беловежской Пуще заявление о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 25 декабря Горбачев заявил о своем уходе в отставку с поста президента. Распад СССР стал фактом.   

     Перестройке суждено было стать  последней в XX в. попыткой реформировать социалистическую систему. Она потерпела крах. О причинах распада СССР высказываются различные мнения. Ясно лишь то, что он стал возможен в условиях экономического кризиса, резкого ослабления власти, реальным носителем которой долгие года была КПСС, стремления национальных элит к независимости. Глобальные последствия распада СССР определит история.

38. Образование,наука и культура Беларуси в 1944-1991гг.

    В 40-е годы начинает восстанавливаться  и развиваться народное образование. 

    В 1946-1947 уч. году уже работает 11300 школы, 1950 – 12 тысяч. Плохо укомплектованы кадрами, не хватало учебников. В 1949- 1950   уч. году начался переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию, который был в основном завершен к середине 50-х годов.

    Уделяется внимание развитию  техникумов и училищ. В 1955 году  их насчитывается 123. Они обеспечивали  народное хозяйство республики  квалифицированными кадрами. 

    Восстанавливалась высшая школа  республики. В 1945 г. работало 22 вуза. Начинают открываться новые институты  – Минский институт иностранных  языков, Гродненский сельскохозяйственный  институт.

    После освобождения Минска возобновилась  работа Академии наук  БССР, восстанавливаются  научно-исследовательские институты.

    Наука, культура, образование были  подвержены сильному идеологическому  влиянию. Партия определяла содержание советского искусства, бичевала безыдейность и аполитичность творческих работников и коллективы. Это приводило к упрощенному изображению в художественной литературе действительности, допускалась идеализация современности.

    В послевоенные годы продолжалась  деятельность Я.Брыля, И.Мележа, И.Шамякина. В литературу приходят молодые поэты: Н.Гилевич, В.Хомченко, А.Карпюк. Опубликованы романы и повести И.Шамякина «Глубокое течение», И.Мележа «Минское направление», М.Лынькова «Незабывапемые дни», К.Губаревича «Брестская крепость».

    К творческой деятельности приступили  художники И.Ахремчик «Оборона  Брестской крепости», В.Волков  «Минск, 3 июля 1944г.», А Шибнев «Пленных ведут», В.Бялыницкий–Бируля «Беларусь. Снова зацвела весна».

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"