Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "История".
Развитие страны в 1964 – 1985 гг. связано с так называемым «застоем» - переходом к консерватизму, нарастанием кризисных явлений. При Л.И. Брежневе номенклатура управляла экономикой и контролировала все сферы общественной жизни.
В сентябре 1965г. Пленум ЦК КПСС принял курс на осуществление экономических реформ в промышленности, направленных на усиление экономических методов руководства. В промышленности: вводилось 8 обязательных показателей вместо 100, среди которых главным стал объем реализованной продукции, хозрасчет, предприятиям разрешалось создавать денежные фонды для материального стимулирования работников.
В целом экономические реформы не достигли поставленной цели.. Экономика Беларуси, как и в целом экономика СССР, стала снижать темпы роста. Прирост продукции промышленности в СССР в 9-й пятилетке составил 5,1%, 10-й – 3,8%, 11-й – 3,1%. Уменьшался прирост национального дохода, промышленности, снижается производительность труда, инициатива трудовых коллективов. Нерационально использовались трудовые и материальные ресурсы. Появилась инфляция. Гонка вооружений забирала 20 % ВНП. Экономика БССР продолжала развиваться в значительной мере по экстенсивному пути. НТП в большей степени затрагивал военно-промышленный комплекс. Огромные средства вкладывались в новое строительство, которое нередко оставалось незавершенным.
Сельское хозяйство постепенно становится сырьевым придатком городов, ограничиваются экономические интересы крестьян. Возрастают цены на сельхозпромышленную технику. Проводимая политика «неперспективных деревень» и ограничение в получении крестьянам паспортов приводит к миграции сельского населения в города. Крестьянский уклад жизни теряет свою самобытность. С 1970 по 1986 гг. количество сельского населения Беларуси уменьшилось с 5094 тыс. до 3689 тыс. Нехватка рабочей силы компенсировалась привлечением рабочих, служащих, студентов на период уборочных и посевных работ, которые не владели необходимыми навыками и не были заинтересованы в производительном труде.
В этот период усиливается идеологизация духовно-культурной жизни. Вместе с тем, в начале 60-х гг. была ликвидирована неграмотность, в 70-80-е гг. – введено всеобщее среднее образование.
37.Попытки реформирования
Характер перестройки (1985—
1985—1986гг.: период ускорения. Избранный
в марте 1985 г. Генеральным секретарем
ЦК КПСС М. С. Горбачев
Итоги политики ускорения
1987—1988гг.: «гласность» и перестройка. Идеологической основой нового курса стала концепция «хозрасчетного социализма», прообраз которой был найден в нэпе, а теоретическое обоснование — в последних работах В. И. Ленина. Закон «О государственном предприятии» (лето 1987) значительно расширял самостоятельность предприятий. Министерства готовили контрольные показатели экономического развития на год и на их основе устанавливали государственный заказ предприятию. Все, что производилось сверх госзаказа, можно было реализовать на выгодных условиях по свободным ценам. Предприятия самостоятельно устанавливали численность работников, уровень заработнойплат±л. Трудовые коллективы получали право выбирать администрацию. Это была попытка изменить хозяйственный механизм, ослабить административное давление, ввести конкуренцию. Но крупных результатов она не имела: госзаказ устанавливался на пределе возможностей предприятий, система ценообразования и материально-технического снабжения не изменялась. В 1988 г. был сделан следующий Шаг: разрешено мелкое частное предпринимательство (в рамках так называемого кооперативного сектора).
Существенных сдвигов в
Общество решительно выступало
за углубление реформ, голоса
консерваторов в рядах КПСС
тонули в требованиях ускорить
преобразования. В 1988г. XIX партконференция
одобрила курс на создание
правового социалистического
В 1987г. была сформулирована
концепция нового
1989—1991 гг.: поздняя перестройка.
В 1989 г. состоялись выборы Съезда
народных депутатов. Впервые
Уже в 1989 г. возникло несколько
политических партий разной
Резко обострились отношения
центра и союзных республик. 1990—1991
гг. были отмечены так называемым
«парадом суверенитетов», когда
все союзные республики
В 1989—1990гг. фактически рухнула мировая система социализма. Революции в странах Центральной и Юго-Восточной Европы привели к победе демократических сил, ориентировавшихся на страны Запада. В 1990 г. произошло объединение Германии. В следующем году были распущены СЭВ и ОВД.
Резко ухудшалось положение в экономике. Реформы приводили не к росту, а к снижению производства. Программа «500 дней», подготовленная либеральными экономистами и поддержанная руководством РСФСР, летом 1990г., по существу, была отвергнута. Трудности в снабжении населения продовольствием и товарами первой необходимости настолько обострились, что правительство пошло на введение их нормированного распределения по карточкам. Ширилось забастовочное движение.
В этих условиях консервативное крыло в КПСС и государственном аппарате предприняло попытку отстранить Горбачева, в 1990 г. избранного Съездом народных депутатов президентом СССР, от власти и не допустить подписания нового союзного договора. 19 августа было объявлено о переходе власти Государственному комитету по чрезвычайному положению, Горбачев изолирован в Крыму, в Москву введена бронетехника. Центром сопротивления режиму ГКЧП стали президент, правительство и парламент РСФСР. У стен Дома правительства собрались десятки тысяч москвичей. 21 августа попытка государственного переворота была подавлена. Горбачев вернулся в Москву, но союзный договор так и не был подписан.
В декабре 1991 г. руководители России, Украины и Белоруссии подписали в Беловежской Пуще заявление о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 25 декабря Горбачев заявил о своем уходе в отставку с поста президента. Распад СССР стал фактом.
Перестройке суждено было
38. Образование,наука и культура Беларуси в 1944-1991гг.
В 40-е годы начинает
В 1946-1947 уч. году уже работает 11300 школы, 1950 – 12 тысяч. Плохо укомплектованы кадрами, не хватало учебников. В 1949- 1950 уч. году начался переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию, который был в основном завершен к середине 50-х годов.
Уделяется внимание развитию техникумов и училищ. В 1955 году их насчитывается 123. Они обеспечивали народное хозяйство республики квалифицированными кадрами.
Восстанавливалась высшая
После освобождения Минска
Наука, культура, образование были
подвержены сильному
В послевоенные годы
К творческой деятельности