Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 17:12, шпаргалка
1. Методология и теория исторической науки.
2. Образование и развитие Древнерусского государства, его общественный и политический строй. Первые князья Древней Руси, их внутренняя и внешняя политика. Договоры Руси с Византией. Научные версии происхождения династии Рюриковичей.
3 Восточные славяне.
4. Формирование Древнерусского государства в IX-X веках
Таким образом, экономические преобразования Хрущева на рубеже 50 – 60-х гг. начали давать серьезные сбои. Проведенная в 1961 г. денежная реформа не привела к улучшению жизни населения. В народном хозяйстве продолжалось снижение темпов роста. В сельском хозяйстве они упали с 7,6 % в год на этапе 1953 – 1958 гг. до 1,5 % в период 1959 – 1964 гг. Рост производительности труда сократился с 9 % до 3 %. В 1963 г. Советский Союз вынужден был начать закупку зерна за границей.
58
18-летнее правление
Брежнева стало «золотым веком»
Партийный аппарат устал от многочисленных реорганизаций эпохи Хрущева и поэтому с радостью воспринял главный лозунг Брежнева – «обеспечить стабильность кадров». На деле это означало не только консервацию политических структур, но и пожизненное занятие номенклатурных постов. Пышным цветом расцвела коррупция среди государственных чиновников.
Вскоре «стабильность кадров» привела к тому, что средний возраст высших руководителей страны перешагнул 70-летний рубеж. Началось их физическое вымирание – в период между 26 и 27 съездами КПСС (1981-1986) умерли три Генеральных секретаря ЦК (а всего 9 членов и кандидатов в члены Политбюро ЦК из 22). Не случайно одиннадцатую пятилетку назвали «пятилеткой пышных похорон», а аббревиатура СССР в фольклоре стала расшифровываться как « Страна Самых Старых Руководителей».
Упадок агропромышленной системы.
Возьмем в пример аграрную реформу 1965 г. После введения в колхозах стабильных и достаточно высоких денежных окладов при запрете иметь эффективное подсобное хоз-во и продавать его продукцию привело к росту иждивенческих настроений. Дело доходило до того, что даже урожай овощей ежегодно убирали не сами крестьяне, а миллионы студентов, школьников, рабочих и служащих. Потери собранного урожая составляли от 20 до 40%. К началу 80-х гг. колхозы и совхозы оказались убыточными.
Изменения в социальной среде.
В 1965-1984 гг. значительно выросло городское население. Оно увеличилось со 130 до 180 млн. человек. Власти пошли на ограничение прописки в целом ряде городов страны. Численность сельских жителей за эти годы сократилась со 105 до 96 млн. человек. Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства привели к обострению дефицита продовольствия. В результате к началу 80-х гг. во многих областях страны стала вновь вводиться карточная система. Доля заработной платы в национальном доходе СССР, составляла лишь 36,5% (1985), в то время как в США – 64%, а в некоторых странах Запада – до 80%. Остальные «съедали» гонка вооружений, неразумное хозяйствование, поддержка прокоммунистических режимов в других странах.
Изменения в повседневном быте советского человека.
Быт советских людей по сравнению с началом 60-х гг. заметно изменился. Десятки миллионов человек улучшили свои жилищные условия, переехав в отдельные благоустроенные квартиры. Практически в каждой семье были теперь холодильник, телевизор, радио приемник. Многие стали обладателями отечественных автомобилей – «Москвичей», «Запорожцев», а позже и более дорогих и престижных «Жигулей» и «Волг». В средне доходы высокооплачиваемых категорий могли составлять до 2-2,5 тыс. рублей в месяц (автомобиль стоил от 1,5 тыс. до 6 тыс. рублей, цветной телевизор – 700 руб., холодильник – 350 руб.) Однако доходы каждого третьего жителя страны составляли дл 100 руб., еще 30% - до 150 руб., а остальных – до 250 руб. Это означало, что достаток 2/3 населения страны был минимальным. Правда продуты питания были дешевыми: хлеб от 13 до 25 коп., 1 кг колбасы – 2 руб., 1 кг сыра – 2 руб.50 коп., 1 кг зернистой икры – 22 руб. Но некоторые из них (особенно мясо-молочную продукцию и рыбные деликатесы) купить было практически не возможно.
Кризис официальной идеологии
Разрыв между заявлениями
партийных идеологов и
59
1.Причины перестройки
К середине 80-ых годов, социализм,
как общественно-экономическая
При всем этом налицо был кризис общественной и культурной жизни.
Горбачев прошел весь
путь комсомольского партийного функционера-
от секретаря Ставропольского
СССР. Начальный этап деятельности нового руководства страны во главе с М.С.
Горбачевым (апрель 1985-1986 гг.) характеризуется попыткой модернизировать социализм, отказаться не от системы, а от ее наиболее нелепых и жестоких сторон. 2.Антиалкогольная реформа
. Вырубка ценнейших
виноградников, в результате
3. Кадровые реформы в правительстве
В октябре 1985 года Председателем Совета Министров СССР был назначен Н.И.Рыжков. В декабре 1985 года секретарем московского городского комитета партии стал Б.Н. Ельцин. Министром иностранных дел вместо Громыко стал Э.А. Шеварднадзе. В высшую партийную иерархию выдвинулись: А.Н. Яковлев,А.И. Лукьянов. Фактически 90% старого брежневского аппарата было заменено новыми кадрами. Сменился практически весь состав Президиума Совета.Министров СССР.
4.Общественные и социальные реформы
В это время началась общая демократизация жизни в стране. Прекратились политические преследования. Ослаб гнет цензуры. Политика гласности, начатая новым советским руководством, резко изменила духовную жизнь людей. Возрос интерес к печатным изданиям, радио, телевидению.Только за 1986 г. газеты и журналы приобрели более 14 млн. новых читателей. Политика гласности подготовила почву для подлинной свободы слова, печати, мысли, что стало возможным только после крушения коммунистического режима.
5.Реформы во внешней политике
В ходе встречи М.С. Горбачева с президентом США Рональдом Рейганом в ноябре 1985 года стороны признали необходимость улучшения советско- американских отношений и оздоровления международной обстановки в целом. Заявлением от 15 января 1986 года М.С.Горбачев выдвинул ряд крупных внешнеполитических инициатив:Полная ликвидация ядерного и химического оружия к 2000 году.Строгий контроль при хранении ядерного оружия и уничтожении его на местах
6.Реформы политической системы СССР
Борьба за политическую реформу, методы ее проведения развернулась на
XIX всесоюзной партийной
конференции летом 1988 г. К этому
времени актвизировались
7.Экономическая реформа
К середине 1990г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Начался демонтаж основ социализма. Президенту было предложено несколько экономических программ перехода к рыночной экономике. Наибольшую известность из них получила программа под названием “500 дней. 500 дней нацеливали на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности.. Президент отдал предпочтение программе правительства. Обмен проходил в сжатые сроки. В сберкассах выстраивались огромные многочасовые очереди. Люди должны были доказывать законность своих сбережений. Произошло падение жизненного уровня населения.. В стране появился и стал реализовываться слой предпринимателей, хотя существовавшие законы не позволяли им развернуть свою деятельность по производству товаров. Основная масса частных капиталов находила свое применение в сфере торговли и денежного обращения. Вдобавок ко всему наблюдалось появление безработицы, преступности, рэкета.
8.Итоги “Горбачевской эпохи”
Среди многих обвинений,
которые предъявляли Горбачеву,
едва ли не самое главное –
60
Среди основных причин распада Советского Союза можно выделить следующие: 1) ослабление влияния властной вертикали СССР
2) суверенитет республик,
их конституционное право на
выход из состава СССР 3) стремление
элит союзных и ряда
4) потребность восстановить
утраченную национальную
5) ориентация на вхождение в состав соседних государств
6) кризис идеологии
Перестройка, ее причины,
основные этапы и последствия.
К середине 1980-х гг. в СССР наступил экономический, социальный и политический
кризис Он выражался в падении темпов
роста промышленного и сельскохозяйственного
производства, снижении уровня жизни населения,
усилении коррупции, развитии теневой
экономики, нарастании социален о и апатии.
В общественном сознании зрело понимание
необходимости глубоких перемен. Их желали
все слои общества — от рядовых граждан
до определенной группы партийных и государственных
чиновников. Страна стояла на пороге перемен.
Начало перестройки связано с именем М.
С. Горбачева, который в марте 2935 г. стал
Генеральным секретарем ЦК КПСС. В апреле
1985 г был провозглащен курс на ускорение
социально-экономического развития страны.
Предусматривалось усовершенствовать
структуру управления народным хозяйством,
за счет "Скрытых резервов" в короткий
срок добиться подъема экономики, преодолеть
застойные явления, значительно улучшить
материальное положение советских людей.
Дальнейшее развитие событий не оправдало
оптимистических прогнозов. Справиться
с кризисом не удалось. По мере углубления
перестроечньх процессов выявилась необходимость
политической реформы. Без обновления
политических структур общества новы*
экономические методы хозяйствования
не могли дать ощутимых результатов. Осознавая
это, Горбачев и его единомышленники пошли
на демократизацию политических структур.
Главным ее инструментом стала гласность
— объективное освещение всех сторон
жизни общества. На Первом Съезде народньх
депутатов (май—июнь 1988 г) Горбачев был
избран главой государства — Председателем
Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г.
— Президентом СССР с правом издавать
указы и постановления, которые имели
силу закона. В процессе дальнейшей демократизации
общественной жизни в стране из Конституции
СССР была исключена 6-ая статья о руководящей
роли КПСС, ликвидирована однопартийная
система руководства страной, стали создаваться
различные партии и общественные движения.
61
62 Внешняя политика России в 90е годы
После прекращения существования СССР начался новый этап утверждения российской внешней политики как политики суверенной великой державы-правопреемницы Советского Союза. На январь 1992 г. Россию признало 131 государство.
Одним из главных приоритетов
внешней политики России стало создание
Содружества Независимых
Тем не менее, в последнее время российской дипломатии удалось существенно улучшить отношения с Казахстаном, Грузией, Арменией, Узбекистаном. Россия, по сути, стала единственным государством, реально выполняющим миротворческие задачи в «горячих точках» СНГ (это было в Молдавии, Грузии, Таджикистане). Очень сложными и запутанными стали взаимоотношения России с Украиной. Дружба и сотрудничество, а в идеале — даже союзнические связи, отвечают коренным интересам двух народов, но взаимное недоверие и амбициозность некоторых политиков в обоих государствах постепенно привели в конечном итоге к длительному застою в отношениях между двумя суверенными государствами. Камнем преткновения стал вопрос о принадлежности Крыма к Украине (Крым, как известно, в 1954 г. был великодушно «подарен», по сути, единоличным решением Н.С. Хрущева Украинской ССР). Некоторые российские политики считают совершенно однозначно, что Крым, или, по крайней мере, город Севастополь, исторически являющийся российской военно-морской базой, должны быть возвращены России. Не остаются в долгу и украинские националисты, откровенно насаждающие у себя в республике (особенно в западных областях Украины) атмосферу враждебности и недоверия к России.
В августе 1994 г. российские войска были выведены из стран Прибалтики. Однако это не привело пока к сколь-нибудь существенным улучшениям в отношениях с этими государствами, так как не решены до конца вопросы о правовом положении русскоязычного населения в Эстонии, Латвии, Литве. Вообще же эти проблемы становятся все более насущными для правительства (тем более, что часть этнических русских стремится переехать в Россию, и в страну уже прибыло 2 млн. беженцев).