Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:14, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет и метод исторической науки. Периодизация отечественной истории.
2. Периодизация отечественной истории.
3. Происхождение и образ жизни восточных славян в V-IX вв. н.э.
4. Образование Древнерусского государства. Политика первых киевских князей. Крещение Руси.
5. Феодальная раздробленность на Руси в XI-XIII вв.
...
58. Внешняя политика России на рубеже XX – XXI вв.

Вложенные файлы: 1 файл

1. Предмет и метод исторической науки. Периодизация отечественно.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

Модули ответов

1.Предмет и метод исторической науки. Периодизация отечественной истории.

История – это факты, которые совершались  в то или иное время.

Предметом истории как науки является необходимость познания исторической действительности.

Задачи истории:

1) Изучение закономерностей  смены и утверждения исторических  концепций и их анализ.

2) Анализ теоретико-методологических  принципов различных направлений  в исторической науке выяснение  закономерностей их смены и  борьбы.

3) Исследование процесса  накопления фактических знаний о человеческом обществе, введение в научный оборот ранее неизвестных источников.

4) Изучение процесса  изменения и совершенствования  методов и приёмов историковедческого  анализа. 

5) Анализ закономерностей  изменения проблематики исторических исследований выяснение факторов и направлений этого процесса.

Под методами историографического познания понимается совокупность мыслительных приёмов или способов изучения прошлого исторической науки. Выделяют следующие методы историографического познания:

1) Сравнительно-исторический метод.

2) Хронологический метод.

3) Проблемно-хронологический  метод.

4) Метод периодизации.

5) Метод ретроспективного анализа.

 

 

2. Периодизация отечественной истории.

Отечественная история  делится на периоды:

1. Период первобытнообщинного строя. Этот период охватывает время примерно от 1 миллиона лет до нашей эры и до конца первого тысячелетия нашей эры на территории РФ.

2. Период феодализма. В соответствии с формационной теорией Карла Маркса вслед за первобытнообщинным строем происходит переход к рабовладельческому строю, однако на территории РФ на смену ему пришел феодальный строй. Феодализм в России существовал до 1861 года, а пережитки его сохранялись до 1917 года.

3. Период капитализма. (1861-1917 годы). Для российского капитализма характерно: а) бурное развитие рыночных отношений. б) острые социальные противоречия, которые закончились для России вступлением в полосу революционного кризиса, завершившегося победой коммунистов в октябре 1917 года.

4. Советский  период. (октябрь 1917 года - декабрь 1991 года).

5. Современный период (с 1991 года и по настоящее время).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Происхождение  и образ жизни восточных славян в V-IX вв. н.э.

По мнению историков, восточные славяне в середине I тыс. до н.э. переселились из Центральной и Юго-Восточной Европы в район Днепра и Западной Двины. В VII в. н.э. восточные славяне постепенно расселились по современной Русской равнине.

В хозяйстве восточных  славян преобладали четыре главные  отрасли – земледелие, скотоводство, рыболовство и охота. В VII – VIII вв. у славян происходил переход к двухпольному и трехпольному севообороту. В VIII – IX вв. зародился торговый путь «из варяг в греки» - из Византии в Балтийское море по Днепру и Неве. Волжский торговый путь позволял вести активную торговлю со странами Востока.

Славяне жили родовыми общинами. Во главе рода были старейшины, призванные управлять и решать конфликтные  вопросы. Существовала кровная месть. Важную роль в жизни племени играло народное собрание – вече. Родовая община постепенно сменялась территориальной, или соседской. Исчезало равенство членов племени, происходило имущественное и социальное расслоение. Период  VIII – первой половины IX вв., предшествующий образованию государства, обычно называют военной демократией. Изменяется положение племенных вождей, - они возвышаются над своими соплеменниками, приближают к себе воинов, составляющих дружину. Складываются крупные племенные объединения – союзы племен.

Славяне были язычниками. Характер занятий славян отразился на их религиозных верованиях. Особенно почитались божества – покровители земледелия. Бог Род – один из самых почитаемых – был богом неба, земли и плодородия. Ярило считался богом пробуждающейся природы, покровителем растительного мира. Важную роль играл бог Велес (Волос) – покровитель скотоводства.

 

 

 

4.Образование Древнерусского государства. Политика первых киевских князей. Крещение Руси.

На рубеже VIII – IX вв. у  восточных славян на основе племенных  и межплеменных союзов возникли предгосударственные  образования – племенные княжения. Исследователи выделяют два центра государственности на Руси – Киев и Новгород.

В 862 г. было призвано три брата-варяга – Рюрик, Синеус и Трувор. После смерти двух последних утвердился Рюрик. В 879 г. после смерти Рюрика власть перешла к его родственнику Олегу. В 882 г. он захватил Киев. Игорь Старый (912–945 гг.) –сын Рюрика и фактический основатель династии киевских князей Рюриковичей. Погиб в древлянской земле при попытке повторного сбора дани («на полюдье»). Ольга (945–964 гг.) – жена князя Игоря, правительница русского государства. В 946 г. установила первый законодательный порядок сбора дани с населения Киевской державы. Святослав (964–972 гг.) – один из наиболее воинственных князей. Присоединил земли вятичей, разбил Хазарский каганат. Совершал походы против Дунайской Болгарии и Византии. Князь Владимир (980 – 1015 гг.) ограничил права союзных княжеств и отнял у местной знати бразды правления, ввел единое судопроизводство, наладил налоговую систему. Главной заслугой Владимира стало крещение Руси, т.к. язычество не было способно консолидировать общество. Общепризнанной датой принятия христианства является 988 год. Новая религия утвердилась не сразу. Двоеверие еще длительное время оставалось характерной чертой духовной жизни на Руси.

В 1019 г. великим киевским князем стал Ярослав Мудрый. Ярослав укреплял династические связи Руси с другими странами. В 1051 г. впервые митрополитом был избран русский – Илларион. Одной из главных его заслуг стало введение единого свода законов - «Русской Правды». Русская Правда является ценнейшим источником для характеристики социального строя Древней Руси.

5.Феодальная раздробленность на Руси в XI-XIII вв.

Ярослав Мудрый умер в 1054 г. на 76 году жизни, перед смертью  разделив земли между своими сыновьями. В 1097 г. в Любече состоялся съезд князей, на котором они условились, что за каждым сохранятся земли их отцов – детей Ярослава. Начиная с 30-х гг. XII в. на Руси наступает полоса феодальной раздробленности.

Раздробленность была обусловлена  целым комплексом социально-экономических и политических причин:

  • рост экономического могущества провинциальных княжеств при господстве натуральной экономики
  • перемещение основных торговых путей, Исчезновение пути из варяг в греки.
  • отсутствие чёткого механизма передачи княжеской власти.

Наиболее крупными были следующие княжества:

1) Новгородская земля, развивающаяся как торгово-ремесленный центр. Новгород в XII в. стал самостоятельной феодальной республикой. К власти окончательно пришла аристократия в лице крупного боярства и купечества. Высшим органом власти являлось вече, главными правительственными лицами были посадник и тысяцкий.

2) Галицко-Волынское княжество. На его развитие оказали влияние следующие особенности и условия: плодородные земли; значительные залежи каменной соли, которую вывозили в соседние страны; выгодное географическое положение; наличие влиятельного местного боярства.

3) Владимиро-Суздальское княжество. На его становление повлияли следующие факторы: удалённость от кочевников; обладание верховьями водных артерий (Волга, Ока), через которые шли богатые новгородские купеческие караваны; благоприятные возможности для экономического развития; значительный приток населения с южных земель; активная и честолюбивая политика местных князей.

 

6.Культура средневековой Руси (X-XIII вв.)

Культура Древней Руси — явление  уникальное. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими  и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир.

На Русь из Болгарии и  Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования. Язычество сохранилась в устном народном творчестве. Особое место в исторической памяти народа занимали былины — героические сказания о защитниках родной земли от врагов.

С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. До нас дошли древнейшие рукописные книги — «Остромирово Евангелие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076). Древнейшая из дошедших до нас летописей — «Повесть временных лет» — создана около 1113 г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Из произведений ораторско-публицистического жанра выделяется «Слово о Законе и Благодати», созданное митрополитом Илларионом в середине XI в. К согласию и примирению князей призывал и неизвестный автор величайшего произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (конец XII в.).

Величайшие постройки XI—XII вв. (погибшая в 1240 г. Десятинная церковь, соборы Святой Софии в Киеве, Новгороде, Чернигове, Полоцке) следовали византийским традициям.

Особое место занимают иконы — живописные образы Христа, Богоматери, святых. Первые иконы пришли на Русь из Византии, но русские мастера быстро овладели строгими законами иконописи. Русские зодчие и живописцы проявляли удивительную творческую свободу: древнерусская архитектура и иконопись более открыты миру, жизнерадостны, декоративны, чем византийские.

7. Борьба Руси против внешних вторжений в ХIII в.

XIII век в истории  Руси — это время вооруженного  противостояния натиску с востока (монголо-татары) и северо-запада (немцы, шведы, датчане). Монголо-татары пришли на Русь из глубин Центральной Азии. Образованная в 1206 г. империя во главе с Чингисханом, к 30-м гг. XIII в. подчинила своей власти Северный Китай, Корею, Среднюю Азию, Закавказье. В 1223 г. в битве на Калке объединенное войско русских и половцев потерпело поражение от монголов. В 1236-1241 гг. внук Чингисхана Батый завоевал и разорил Русь. Монгольские полчища вторглись в Польшу, Венгрию, Чехию, но обессиленные сопротивлением русских отступили и вернулись в степи Нижнего Поволжья. Здесь в 1243 г. было создано государство Золотая Орда. Установилась система, вошедшая в историю под названием монголо-татарского ига, состоявшая в том, что русские князья получали ярлык на княжение в Орде и должны были выплачивать большую дань монгольским правителям.

Монгольское нашествие нанесло тяжелейший урон, сопровождались опустошением страны; дань истощала страну; Южная Русь фактически обособилась от Северо-Западной и Северо-Восточной; прервались связи Руси с европейскими государствами; победили тенденции к произволу, деспотизму, единовластию князей.

Русь смогла успешно  противостоять агрессии с северо-запада. В июле 1240 г. девятнадцатилетний новгородский князь Александр в скоротечной битве разгромил в устье Невы шведский отряд Биргера. За победу в Невской битве Александр получил почетное прозвище Невского. К 30-м гг. XIII в. Прибалтика оказалась во власти немецких рыцарей-крестоносцев. В 1240 году они начали наступление на Новгород. Князь Александр Невский в решающем сражении 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера разбил  немецких рыцарей. Относительная безопасность северо-западных рубежей Руси, Новгородской земли была обеспечена.

 

8. Объединение русских земель вокруг Москвы

Как и в Западной Европе после периода феодальной раздробленности, на Руси в ХIV в. наступает время формирования единого российского государства. На Руси политические процессы объединения опережали экономические.

 Причины возвышения Москвы:

1) выгодность географического положения

2) сплоченность семьи  московских князей, отсутствие усобиц 

3) личные качества московских князей

Московское княжество  становится самостоятельным при  младшем сыне Александра Невского Данииле  Александровиче (1276-1303). Юрий Данилович (1303-1325)  вступил в борьбу за великое княжение и был убит в Орде тверским князем. Иван Калита (1325-1340) получил ярлык на великое княжение, и добился окончательной отмены системы баскачества и перехода к откупу дани. По завещанию, утвержденному в Орде, он передал княжение сыну Симеон Гордый (1340-1353) и его брат Иван Красный (1353-1359) сумели продолжить политику. Этому способствовало и ослабление Орды вследствие раздиравших ее усобиц и частых смен ханов. За 20 лет на престоле в Орде сменилось 20 ханов. Однако в середине 70-х годов пришедший к власти темник (военачальник) Мамай сумел восстановить ордынскую мощь. В 1380 г. Мамай потерпел поражение от Дмитрия Донского (1369-1389) на Куликовом поле. Это была первая победа над главными силами Орды.

Перед смертью Дмитрий  Донской (1359-1389) составил завещание, согласно которому передавал старшему сыну Василию владимирский великокняжеский престол как свою вотчину. Тем самым происходит слияние территории Владимирского и Московского княжеств. Дмитрию наследовал его сын – Василий Дмитриевич (1389-1425). Василию удалось присоединить Нижегородское княжество (1392). Таким образом, Москва к началу XV века становится самым сильным из русских княжеств.

9. Становление единого российского государства в XV веке.

Существенным вкладом  в объединительный процесс явилась  победа Василия II Темного (1425-1462) над галицким князем Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Дмитрием Шемякой, Василием Косым и Дмитрием Красным в борьбе за великокняжеский престол. С поражением галицких князей начинается более интенсивное складывание центральной власти.

В период правления Ивана III Васильевича (1462-1505) к Московскому княжеству были присоединены Ростов (1474), Великий Новгород (1478), Двинская земля (1478), Тверь (1485), Казань (1487), Вятская земля (1489).

Наиболее крупным достижением  Ивана III было окончательное свержение  татаро-монгольского ига в 1480 г. Хан Золотой Орды Ахмат решил принудить Москву к уплате дани. На реке Угре произошла встреча русских и татарских войск. Ахмат не отважился на сражение и постепенно отступил. Золотая Орда в 1502 г. прекратила свое существование.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"