Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 16:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История".
1)История-
гуманитарная
наука, занимающаяся
изучением человека (его деятельности,
состояния, мировоззрения, социальных
связей и организаций и т. д.) в прошлом;
в более узком смысле — наука, изучающая всевозможные
источники о прошлом для того, чтобы установить
последовательность событий, исторический
процесс, объективность описанных фактов
и сделать выводы о причинах событий[1][2][3][4]
2)Формационный и цивилизационные подходы к изучению истории. Подходы. На сегодняшний день определились два методологических подхода к анализу исторического процесса. Один — формационный, или монистический, другой — цивилизационный, или плюралистический. В рамках первого выделяют две концепции — марксистскую и теорию постиндустриального общества. Марксистская концепция основывается на признании решающей детерминантой развития способа производства. На этой основе происходит выделение определенных стадий в развитии общества — формаций. Концепция постиндустриального общества в качестве главной детерминанты общественно-исторического процесса провозглашает три типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.Коренная идея монистического подхода состоит в признании единства человеческой истории и ее прогресса в форме стадиального развития. Коренная идея второго — отрицание единства истории человечества и его прогрессирующего развития. Если формационный (монистический) подход к истории раскрывается достаточно легко, то с цивилизационным подходом дело обстоит сложнее, поскольку единой цевилизационной теории не существует, как не существует единого понятия «цивилизация». Этот термин весьма многозначен. В настоящее время цивилизация рассматривается в трех аспектах. В первом аспекте понятия «культура» и «цивилизация» трактуются как синонимы. Во втором цивилизация определяется как овеществление вещественно-технических и социально-организа-ционных инструментов, обеспечивающих людям достойную их социально-экономичес-кую организацию общественной жизни, относительно высокий уровень потребления комфорта. В третьем аспекте цивилизация рассматривается как историческая ступень развития человечества, следующая за варварством. Итак, формационный и цивилизацонный подходы к пониманию исторического процесса предполагают (гласят):
1) Формационный:
Маркс, Энгельс. История –
2) Цивилизационный. Не только экономические моменты, но и социально культурные измерения общества, духовное отношение. Нерерывность эволюционность развития. Если в 1) – есть предопределенность, направленность, то в 2) – многоваринтности истории. В случае формационного человек оказывается не у дел, перестает быть действительным субъектом истории, он накрепко привязывается к некоей объективности как к совокупности явлений и процессов, законов их развития, существующих «независимо от воли и сознания людей». Свобода человека ограничивается рамками экономической необходимости.
1. История –
продукт деятельности людей,
2. История –
единство субъективного и
- независима от воли и желания людей,
- их история (Дальше у Ольги)
1. Кто делает историю? (Много кто задумывается над этим).
- народ
- роль личности: каждая личность, создающая материальные блага или духовные ценности, играет определенную роль
- выдающиеся
личности. (Это политики и
3) Место России в мировом Историческом процессе.
В мировой истории
Россия занимает особое место. Хотя и
принять говорить, что расположенная
в Европе и Азии, она во многом
впитала в себя все характерное для стран
этих континентов, тем не менее надо иметь
в виду, что ее история носит самостоятельных
характер. Нельзя отрицать, что Россия
подверглась серьезному влиянию как Европы,
так и Азии, но и расположенные здесь страны
испытали на себе ее влияние. Иначе говоря,
исторический процесс взаимосвязан и
взаимообусловлен. Каждая страна имеет
свою особую историю, которая отличает
ее от других. Сказанное имеет прямое отношение
и к истории России. В истории России природные
и геополитические условия всегда оказывали
влияние на формирование и развитие общества,
форму его государственности и хозяйствования,
те или иные исторические процессы. Равнинный
характер местности, ее открытость, отсутствие
естественных границ — таковы основные
специфические географические особенности
России. Они не позволяли национальной
общности быть защищенной от нашествий,
набегов, вторжений, войн. Эти особенности
подчеркивали крупнейшие русские дореволюционные
историки России — С.М. Соловьев, В.О. Ключевский
и другие. И действительно, уже в первые
века русской истории территория славянских
племен подвергалась постоянным набегам
хазар, печенегов, половцев. Тяжелые последствия
имело монголо-татарское нашествие и двухвековое
ордынское иго. Древнерусское государство
возникло под влиянием деятельности пришлого
элемента — варягов, как результат освоения
отдельными их отрядами огромной территории.
Киевское государство, у истоков которого
стояли варяги и их славянские и ославяненные
потомки, образовалось не в результате
естественной эволюции строя славянских
племен. Ни князья, ни их дружинники не
были выходцами из славянского общества,
хотя впоследствии и произошла их ассимиляция.
Заметное влияние варяжского элемента
придало государственности как бы наружную,
внешнюю форму. Славянские и финские племена,
жившие на этой территории, восприняли
привнесенные формы государственного
устройства, но сохраняли свой родовой
быт и родовую психологию. Российская
история во многом представляет собой
историю социального реформизма. Несмотря
на многочисленные войны, бунты, заговоры
и революции, реальные изменения в экономическом
и политическом строе на протяжении последних
столетий происходили, как правило, в результате
реформ, проводимых верховной властью,
причем иногда по собственной инициативе,
а иногда под давлением обстоятельств.
Глубокая модернизация и европеизация
России была проведена Петром Великим.
С именем крупного государственного деятеля,
близкого советника императора Александра
I, M.M. Сперанского связан реформистский
процесс первой половины XIX в. Исключительны
по своему значению также аграрная, городская,
земская и другие реформы 60—70-х гг. XIX в.
Мы говорим об этом периоде как об “эпохе
великих реформ”. Процесс модернизации
российского общества в начале XX в. был
начат по инициативе такой значительной
политической фигуры российского реформаторства,
как Петр Столыпин. В истории советского
общества также были и глубокая модернизация
общественного уклада в конце 20-х — в 30-е
гг., и хрущевский реформизм, и, наконец,
попытки обновления общества во второй
половине 80-х — в 90-е гг. История России
была переполнена переходными, переломными
периодами. Народ жил в обстановке чрезвычайщины
и гражданской войны. Многие корни российской
конфликтности кроются в особенностях
российской власти с ее абсолютистской
природой, монополизмом и мощным вмешательством
в жизнь общества. Трагедия страны состояла
в том, что в ней не было полноправных сословий,
классов, свободных и вольных граждан.
В эпоху Ивана Грозного или Петра Великого,
во времена правления И. Сталина, Н. Хрущева,
Л. Брежнева или М. Горбачева положение
человека определялось исключительно
его обязанностями и отсутствием реальных
прав, которые в лучшем случае лишь декларировались.
В России всегда доминировал мифологический,
а не критический тип мышления. Из поколения
в поколение передавалось упрощенное
представление о путях достижения целей
социального прогресса и вера, что борьба,
уничтожение врага, насильственное и механическое
разрушение старых форм жизни сами собой
обеспечат реализацию общественного идеала.
Из всех возможных вариантов преобразования
общества российскому человеку больше
всего импонировали методы революционной
логики, бунт, взрыв. Не случайно и русская
интеллигенция отличалась радикализмом,
склонностью видеть в политической борьбе
ближайший путь к народному благу. Концепция
“социального раскола” российского общества
к настоящему времени не является еще
окончательно оформленной и цельной. Однако
современное развитие российского общества
позволяет представить ее в качестве доминанты
исторического развития.
4) Восточные славяне
О ранней истории
восточных славян известно очень
мало. Среди причин — отсутствие
собственной письменности (глаголица была создана около 863 года специально для славянских
языков) и удалённость от европейских
и азиатских культурных центров того времени.
Отрывочные сведения по ранней истории
восточных славян дают византийские и
восточные письменные источники, а также
археологические данные и сравнительный
анализ славянских языков. Оригинальных
восточно-славянских (древнерусских) документов,
датируемых до XI
века сохранилось
крайне мало, и среди признанных академической
наукой нет ни одного, датируемого до IX века. Наиболее полные и
достоверные источники древнерусского
происхождения — летописи, составление
которых началось после принятия христианства
по образцу византийских хроник. Из ныне
известных самой ранней является «Повесть временных
лет» — летописный
свод, составленный на рубеже XI и XII
веков и включивший
в себя не дошедшие до нас более ранние
русские летописи, устные предания и византийские
документы. Текст, предшествующий ПВЛ,
(т. н. «Начальный свод») частично сохранился
в составе Новгородской I летописи.[8] Однако из-за того, что
в центре внимания летописцев находилась
прежде всего история Древнерусского
государства (династии Рюриковичей), основные
сведения по славянам касаютсяполян и новгородских
словен, тогда
как данные об остальных племенах крайне
фрагментарны.[9] Датированная часть
летописи начинается с 852
года, хотя
вся хронология IX—X вв. является условной
и может отличаться от истинной. Вопрос прародины славян остаётся дискуссионным
(см. статью Древние
славяне).
В первом тысячелетии славяне вступали
в контакт с другими этническими группами,
перемещавшимися по Восточноевропейской(Русской)
равнине в период великого
переселения народов.
Между первым и девятым веками
5)Образование гос-ва у восточных славян
"Повесть
временных лет" сообщает, что северные
славяне - ильменские словене и кривичи
вместе с соседями - угро-финскими племенами
чудью и мерей платили дань варягам. Когда
была установлена эта дань, как варяги
заставили славян платить её - обо всём
этом летописцу ничего не известно. Затем,
упоминает автор "Повести...", варягов
изгнали за море, но вскоре между освободившимися
данниками вспыхнули раздоры: "...и воевати
почаща сами на ся". Тогда, порешив найти
князя, который судил бы и правил справедливо,
словене, кривичи, меря и чудь отправили
послов к варягам со словами: "Земля
наша велика и обильна, а наряда (порядка)
в ней нет. Да поидёте княжить и володеть
нами". На приглашение откликнулись
три брата - Рюрик, Трувор и Синеус "с
роды своими". Рюрик стал княжить в Новгороде,
Синеус на Белоозере, а Трувор - в Изборске.
Через два года Синеус и Трувор умерли,
и вся власть перешла к Рюрику. Двое из
"мужей" Рюрика - Аскольд и Дир - отправились
на юг, "на греки". По пути они зашли
в Киев и остались княжить там. В 879г. Рюрик
умер, а через три года его родственник
Олег с дружиной и малолетним Игорем, сыном
Рюрика, двинулся вниз по Днепру и подошёл
к Киеву. Решив овладеть им, он пошёл на
хитрость. Прикинувшись купцом, направляющимся
в Царьград от Олега и Игоря, он пригласил
Аскольда и Дира повидаться. Когда те пришли,
воины Олега, прятавшиеся до поры в ладьях,
выскочили и убили киевских князей. Олег
заявил при этом: "Вы не есть рода княжа,
но аз есмь рода княжа". Расправившись
с Аскольдом и Диром, Олег захватил власть
в Киеве. Таким образом, в 882г. под властью
одного князя объединились Киев и Новгород. Таково
летописное предание о начале русской
государственности. Издавна вокруг него
ведутся бесконечные споры. Рассказанная
летописцем легенда послужила основанием
для возникновения в XVIIIв. "норманской
теории", приписывающей создание государства
у славян в заслугу норманнам - скандинавским
викингам, которых называли на Руси варягами.
Эта теория служила историкам-монархистам
для того, чтобы противопоставлять историю
России и Запада. Если в Западной Европе,
рассуждали они, государство создавалось
завоеванием, то у нас - мирным призванием.
А раз так, то в России нет оснований для
борьбы между народом и монархией, которая
сотрясала западные страны. В то же время
зарубежные историки-норманнисты порой
использовали летописное предание для
утверждений о неполноценности славян,
которые якобы были неспособны сами создавать
государство и нуждались в помощи скандинавов-варягов,
принадлежащих к германской языковой
группе. Такие утверждения, в свою очередь,
побуждали часть отечественных учёных
к попыткам вообще отрицать и само присутствие
варягов на Руси, и какое бы то ни было
их участие в создании Древнерусского
государства, и варяжское происхождение
первых князей. Согласно летописному
рассказу, ещё на пути к Киеву Олег овладел
Смолнском и Любечем и передал власть
в этих городах своим сподвижникам. Захватив
Киев, Олег "нача городы ставити".
По всей вероятности, это были городки-крепости,
предназначенные для защиты от кочевников-степняков
и упрочения власти киевского князя над
подчинёнными землями и племенами. Перебравшись
на юг, Олег не утратил власти над жителями
Северо-Западной Руси. Словене, кривичи,
меря были обложены данью. Особую дань
размером в 300 гривен в год новгородцы
должны были платить варягам "мира для". Установив
дань, которую должны были платить киевскому
князю племена, призывавшие варягов, Олег
приступил к покорению остальных восточных
славян. Так, он принудил к уплате дани
древлян, северян и радимичей. Прежде северяне
и радимичи платили дань хазарам - полукочевому
народу тюрьского происхождения, создавшему
сильное государство - Хазарский каганат
- в Северном Причерноморье. Но Олег потребовал:
"Не дайте хазарам, но мне дайте".
Новая дань оказалась равной прежней.
Попытки Олега подчинить славян, живших
к юго-западу от Киева, по-видимому, не
увенчались успехом. Летопись сообщает:
"И бе овладал Олег поляны, и деревляны,
и северяны, и радимичи, а с уличи и тиверцы
имяше рать". Таким образом,
конец IXв. ознаменовался важными изменениями
в жизни восточного славянства. Если до
сих пор существовали отдельные племенные
образрвания, то с объединением Киева
и Новгорода, подчинением важнейших групп
славян складывается Древнерусское государство
со столицей в Киеве.