Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 15:58, шпаргалка
1.Основы методологии исторической науки.
2.Методы изучения истории и современная историческая наука.
3.Народы и государства на территории России в древности.
На рубеже 1980-х — 1990-х гг. дискуссии об общественном развитии с «кухонь» переместились на страницы СМИ. Цензура смягчилась, а потом и полностью была отменена. Вместе с тем в Российской Федерации резко снизились ассигнования на культуру. Усилилась коммерциализация культуры, науки и образования.
41. Установление в России новых конституционных основ и демократической республиканско-президентской системы власти.
Переходная экономика — особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует в период перехода от одной экономической системы к другой. Здесь происходят изменения не внутри устоявшейся системы, а переход от одной системы организации хозяйства к другой.
Особенности переходной экономики проявляются прежде всего в глобальности происходящих изменений. Изменениям подвержено все: отношения собственности, способ распределения ресурсов, мотивация, цели и средства экономического развития, ценностные ориентации населении, экономические и социальные институты. Экономическая структура переходной экономики характеризуется сегментарностью, то есть взаимным переплетением и взаимным влиянием разных сегментов. В одних доминируют элементы исходного уровня — плановой системы, в других — конечной стадии — рыночной системы, в-третьих — некий симбиоз элементов двух систем. Экономические процессы изменяются в направлении усиления рыночных и ослабления административно-командных элементов системы. Поэтому характерной чертой переходного периода, во-первых, являются изменчивость и неустойчивость. Они настолько нарушают устойчивость системы, ослабляют ее, что в конечном итоге она уступает место другой экономической системе.
Во-вторых, для переходной экономики характерно появление особых переходных экономических форм, в частности, многоукладности. Наряду с государственным в переходный период получают развитие мелкотоварный и частнокапиталистический уклады. Примером несовершенства переходных экономических форм в этот период может служить акционерная форма собственности. На первых порах она лишь внешне напоминает акционерные общества в рыночно-развитых системах. Преобладающие здесь закрытые акционерные общества по сути являются разновидностью номенклатурно-корпоративной собственности.
По мере повышения степени развитости переходной экономики переходные формы постепенно начинают все больше соответствовать экономике рыночного типа.
В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий. Это противоречия нового и старого, элементов зарождающейся и отмирающей экономики, различных слоев общества. Разрешение этих противоречий в конечном итоге ведет к смене экономической системы.
Наконец, в-четвертых, — историчность переходной экономики, то есть ее преходящий характер, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длительность переходного периода зависит как от условий переходной экономики, так и от особенностей региона или отдельной страны.
Ряд изменений переходного периода
для всех стран носит неизбежный
характер и выступает как
Либерализация экономических отношений
— отмена государственной монополии
на хозяйственную деятельность, переход
к конкурентным рыночным отношениям,
формирование цен в основном в
соответствии со спросом и предложением,
образование рынков факторов производства,
раскрепощение
Институциональные преобразования —
принятие адекватного рыночным условиям
хозяйственного законодательства, изменяющего
отношения собственности путем
приватизация и формальные и неформальные
условия хозяйственной
Структурные преобразования — устранение диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства, развитие производства продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках.
Макроэкономическая
Формирование соответствующей
рыночному хозяйству системы
социального обеспечения
Общие для Переходной экономики закономерности по-разному проявляются в различных условиях. Это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период. Например, либерализация экономических отношений позволяет избавиться от дефицита и неэффективного огосударствления экономики. Вместе с тем становление либеральных рыночных институтов представляет собой только средство для утверждения новых механизмов присвоения и распределения.
В конечном итоге в переходной экономике должны быть созданы такие экономические отношения и механизмы, которые ориентировали бы все хозяйственные субъекты не столько на наращивание объемов производства, сколько на повышения уровня качества жизни населения.
За период с начала реформирования,
с 90-х гг. прошлого века, наша экономическая
система фактически обрела рыночную
атрибутику и в этом смысле уже
не является переходной. Подавляющая
часть валового внутреннего продукта
производится в негосударственном
секторе экономики. Россия получила
официальный статус страны с рыночной
экономикой. Следует признать необратимость
коренных экономических и политических
перемен и невозможность
Вместе с тем, нельзя не заметить, что функционирование рыночных институтов в российской экономике еще не отвечает современным требованиям к организации национального хозяйства. Институционально несовершенная рыночная экономика требует своего дальнейшего реформирования. Кризис 1998 года завершил период становления классического "дикого рынка", поставив как наиболее актуальную проблему задачу перевода рыночных отношений в цивилизованное русло.
В наиболее обобщенном виде этот процесс
нацелен: а) на достижение экономического
роста, высокой конкурентоспособности
на основе формирования конкурентной
среды и структурной
Создание конкурентной среды требует необходимых предпосылок. Среди них выделим: рассредоточение рыночной власти; многообразие предпринимательских образований; государственная поддержка предпринимательства; эффективное информационное обеспечение и доступность технологий; подготовка и переподготовка кадров, изменение у них мотивационных ориентиров в сторону психологии рыночного типа.
Конкурентная среда
Формирование эффективной
Мировой опыт успешных структурных
изменений в экономике
Структурная перестройка особенно
необходима России. Пока что в стране
преобладают сырьевые, добывающие отрасли.
В ближайшей перспективе
Структурные преобразования в современной
экономике России требуют создания
правовой основы, ориентированной на
эффективную деятельность хозяйствующих
субъектов. В российском законодательстве
имеются многочисленные пробелы
в нормативном регулировании. Юридически
недостаточно проработано множество
законодательных актов, поэтому
они часто противоречат друг другу.
Среди основных направлений совершенствования
правового обеспечения
Формирование открытой экономики,
вхождение ее в мировое хозяйство
требует как от отказа от крайнего
протекционизма, так и эффективной
поддержки отечественных
Это становится одной из важнейших функций современного российского государства.
44. Современный мир переживает
фундаментальные и динамичные
изменения, глубоко
Стираются различия между внутренними и внешними средствами обеспечения национальных интересов и безопасности.
В этих условиях внешняя политика
становится одним из важнейших инструментов
поступательного развития страны, обеспечения
ее конкурентоспособности в
Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, участницей «Группы восьми» и целого ряда других влиятельных международных и региональных организаций, механизмов межгосударственного диалога и сотрудничества, обладая значительным потенциалом и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, интенсивно развивая отношения с ведущими государствами и объединениями всех регионов мира, последовательно интегрируясь в мировую экономику и политику, Россия оказывает существенное влияние на формирование новой архитектуры международных отношений.
Кардинальная трансформация
предрассудков и стереотипов, укрепление России и ее международных позиций - все это существенно расширило возможности сотрудничества на мировой арене. Снижена опасность развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной.
На современном этапе
На передний план в качестве главных
факторов влияния государств на международную
политику, наряду с военной мощью,
выдвигаются экономические, научно-технические,
экологические, демографические и
информационные. Все большее значение
приобретают: уровень защищенности
интересов личности, общества и государства;
духовное и интеллектуальное развитие
населения; рост его благосостояния;
сбалансированность образовательных,
научных и производственных ресурсов;
в целом уровень инвестиций в
человека; эффективное использование
механизмов регулирования мировых
рынков товаров и услуг, диверсификации
экономических связей; сравнительные
преимущества государств в интеграционных
процессах. Экономическая