Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 08:58, курс лекций
1) Предмет, методы, функции истории как науки. Вспомогательные исторические дисциплины.
2) Происхождение и расселение славян. Восточные славяне в древности (VI-IX вв.).
3) Образование и развитие Древнерусского государства. Норманнская теория и её критика.
4) Первые киевские князья и их деятельность (IX-X вв.)
5) Расцвет Киевской Руси при Ярославе Мудром. Укрепление феодального строя в XI – XII вв.
6) Территориально-политический распад Древнерусского государства в XII-XIII вв., его причины и последствия.
7) Развитие русских княжеств и территорий во 2-й половине XIII – начале XV вв.
8) Монголо-татарское вторжение на Русь. Установление золотоордынского ига и его последствия.
9) Отражение немецко-шведской агрессии с Запада в XIII в. Александр Невский.
10) Начало централизации русских земель в XIV в. Возвышение Москвы.
11) Создание единого Российского государства. Роль Ивана III и Василия III в создании Московского государства.
12) Иван IV и Избранная Рада. Реформы 1550-х гг.
13) Борьба Ивана Грозного с боярством. Опричнина и ее последствия.
14) Внешняя политика Ивана Грозного. Расширение российских территорий в конце XVI в.
15) Россия в конце XVI в.: царь Федор Иванович и правитель Б.Годунов.
16) Смутное время в начале XVII в. в Московском государстве, его этапы и результаты.
17) Российское государство при первых Романовых (1613 – 1682гг.).
18) Раскол в Русской Православной церкви в середине XVII в.
19) Реформы Петра I и их значение для развития российского общества.
20) Северная война России со Швецией, ее значение и итоги.
21) Социокультурные преобразования в российском обществе в XVIII в.
22) Эпоха дворцовых переворотов 1725 – 1662 гг.
23) Внутренняя политика Екатерины II: «золотой век» дворянства.
24) Внешняя политика в правление Екатерины II. Русско-турецкие войны конца XVIII в
25) Внутренняя и внешняя политика Павла I (1796- 1801).
26) Россия в первой четверти XIX в. Александр I, его реформы.
27) Россия и наполеоновская Франция в начале XIX в. Отечественная война 1812 г.
28) Движение декабристов: тайные общества и их программы.
29) Основные направления внутренней политики Николая I (1825-1855 гг.)
30) Общественно-политическая мысль в 30-50-е гг. XIX в. (Теория официальной народности. Западники и славянофилы)
31) Внешняя политика Николая I. Крымская война 1853-1856 гг.
32) Предпосылки буржуазных реформ 1860-1870-х гг. Подготовка и обсуждение крестьянской реформы.
33) Александр II и буржуазные реформы 1860- 1870-х гг.
34) Освободительное движение 60-70-х гг.XIX в. Народники, их идеология и деятельность.
35) Контрреформы 1880-1890-х гг. Правление Александра III.
36) Промышленный переворот в России в конце XIX –нач. XX в. Реформы С.Ю.Витте .
37) Революция 1905 – 1907 гг. в России её ход и основные результаты.
38) Складывание российской многопартийности в нач. XX в. Ведущие политические партии.
39) Столыпинская аграрная реформа.(1906-1911).
40) Февральская революция 1917 г., ее причины и последствия.
41) Россия в 1917 г.: от Февраля к Октябрю.
42) Октябрьские события 1917 г. Первые социалистические мероприятия большевиков.
43) Причины, ход и последствия Гражданской войны в России. Политика « военного коммунизма».
44) СССР в 1920-30-е гг. Складывание тоталитарного режима.
45) Формирование сталинской модели «государственного социализма»: индустриализация, коллективизация, культурная революция.
46) Внешняя политика СССР в 30-40-е гг. Советско-германские договоры накануне Второй мировой войны.
47) Великая Отечественная война советского народа 1941 – 1945 гг., ее основные периоды.
48) Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны (1942-1943 гг.)
49) Завершающий этап Великой Отечественной войны (1944-1945 гг).
50) СССР в период «холодной войны». Гонка вооружений (1945- нач. 50-х гг.)
51) Советское общество в 1950-1960-е гг.: «хрущёвская оттепель»
52) Нарастание системного кризиса в стране в 1970-1980-х гг. Необходимость преобразований.
53) Перестройка в СССР (1985-1991). Распад СССР и его последствия.
54) Российская Федерация в 1990-е – нач. XXI в.
1) Предмет, методы, функции истории как науки. Вспомогательные исторические дисциплины.
2) Происхождение и расселение славян. Восточные славяне в древности (VI-IX вв.).
3) Образование и развитие Древнерусского государства. Норманнская теория и её критика.
4) Первые киевские князья и их деятельность (IX-X вв.)
5) Расцвет Киевской Руси при Ярославе Мудром. Укрепление феодального строя в XI – XII вв.
6) Территориально-политический распад Древнерусского государства в XII-XIII вв., его причины и последствия.
7) Развитие русских княжеств и территорий во 2-й половине XIII – начале XV вв.
8) Монголо-татарское вторжение на Русь. Установление золотоордынского ига и его последствия.
9) Отражение немецко-шведской агрессии с Запада в XIII в. Александр Невский.
10) Начало централизации русских земель в XIV в. Возвышение Москвы.
11) Создание единого Российского государства. Роль Ивана III и Василия III в создании Московского государства.
12) Иван IV и Избранная Рада. Реформы 1550-х гг.
13) Борьба Ивана Грозного с боярством. Опричнина и ее последствия.
14) Внешняя политика Ивана Грозного. Расширение российских территорий в конце XVI в.
15) Россия в конце XVI в.: царь Федор Иванович и правитель Б.Годунов.
16) Смутное время в начале XVII в. в Московском государстве, его этапы и результаты.
17) Российское государство при первых Романовых (1613 – 1682гг.).
18) Раскол в Русской Православной церкви в середине XVII в.
19) Реформы Петра I и их значение для развития российского общества.
20) Северная война России со Швецией, ее значение и итоги.
21) Социокультурные преобразования в российском обществе в XVIII в.
22) Эпоха дворцовых переворотов 1725 – 1662 гг.
23) Внутренняя политика Екатерины II: «золотой век» дворянства.
24) Внешняя политика в правление Екатерины II. Русско-турецкие войны конца XVIII в
25) Внутренняя и внешняя политика Павла I (1796- 1801).
26) Россия в первой четверти XIX в. Александр I, его реформы.
27) Россия и наполеоновская Франция в начале XIX в. Отечественная война 1812 г.
28) Движение декабристов: тайные общества и их программы.
29) Основные направления внутренней политики Николая I (1825-1855 гг.)
30) Общественно-политическая мысль в 30-50-е гг. XIX в. (Теория официальной народности. Западники и славянофилы)
31) Внешняя политика Николая I. Крымская война 1853-1856 гг.
32) Предпосылки буржуазных реформ 1860-1870-х гг. Подготовка и обсуждение крестьянской реформы.
33) Александр II и буржуазные реформы 1860- 1870-х гг.
34) Освободительное движение 60-70-х гг.XIX в. Народники, их идеология и деятельность.
35) Контрреформы 1880-1890-х гг. Правление Александра III.
36) Промышленный переворот в России в конце XIX –нач. XX в. Реформы С.Ю.Витте .
37) Революция 1905 – 1907 гг. в России её ход и основные результаты.
38) Складывание российской многопартийности в нач. XX в. Ведущие политические партии.
39) Столыпинская аграрная реформа.(1906-1911).
40) Февральская революция 1917 г., ее причины и последствия.
41) Россия в 1917 г.: от Февраля к Октябрю.
42) Октябрьские события 1917 г. Первые социалистические мероприятия большевиков.
43) Причины, ход и последствия Гражданской войны в России. Политика « военного коммунизма».
44) СССР в 1920-30-е гг. Складывание тоталитарного режима.
45) Формирование сталинской модели «государственного социализма»: индустриализация, коллективизация, культурная революция.
46) Внешняя политика СССР в 30-40-е гг. Советско-германские договоры накануне Второй мировой войны.
47) Великая Отечественная война советского народа 1941 – 1945 гг., ее основные периоды.
48) Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны (1942-1943 гг.)
49) Завершающий этап Великой Отечественной войны (1944-1945 гг).
50) СССР в период «холодной войны». Гонка вооружений (1945- нач. 50-х гг.)
51) Советское общество в 1950-1960-е гг.: «хрущёвская оттепель»
52) Нарастание системного кризиса в стране в 1970-1980-х гг. Необходимость преобразований.
53) Перестройка в СССР (1985-1991). Распад СССР и его последствия.
54) Российская Федерация в 1990-е – нач. XXI в.
История (от греч. historia) означает повествование, рассказ о прошедшем, узнанном, исследованном. Интерес к истории, исстари существовавший у всех народов, объясняется потребностью человека знать прошлое своей семьи, рода, страны, человечества. Давно признано, что без знания истории невозможно понять настоящее и предвидеть будущее.
Первоначально предметом истории являлись прославленные герои, правители государств, история царских династий и войн. По мере обогащения исторических знаний изменялись и представления о задачах и предмете науки. История, формируясь как наука, стремится всесторонне отражать прошлое. В процессе изучения прошлого для воссоздания полной его картины историки изучают не только события и факты, но и архивные документы, предметы обихода, природную среду и даже разговорную речь. История, которую мы сейчас изучаем, является историей людей и идей. Жизнь и развитие идеологии неотделимы от истории человечества.
Анализируя исторические события, историческая наука использует следующие методы:
1) сравнительно-исторический. Этот метод позволяет выявить общее и особенное в исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию развития;
2) статистико-математический, который
позволяет рассматривать
3) структурно-системный, который позволяет устанавливать взаимосвязь социально-экономических, культурных и других явлений общественной жизни;
4) ретроспективный. Данный метод
основан на творческом поиске
ученого-исследователя, который в
своем поиске идет от более поз
Изучение курса «История России» определяется важными социальными функциями истории как науки. Наиболее существенные из них: познавательная, или интеллектуально-развивающая; воспитательная; политическая, или практически-политическая; мировоззренческая.
Познавательная функция состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических рамках с IX по XX в. включительно. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.
Воспитательная функция изучения прошлого выражена в афоризме древних: «История — наставница жизни». На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям. Знание истории Отечества формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества и в то же время помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.
Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.
Мировоззренческая функция истории определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.
Современная историческая наука органически связана с такими специальными историческими науками, как археология, палеография, геральдика, нумизматика и т.д. Исторические разделы включают все другие науки и виды искусства. Их развитие делает совокупное историческое знание более полным и объективным.
К числу вспомогательных исторических дисциплин относятся: палеография, метрология, хронология, сфрагистика (печати), геральдика, нумизматика, генеалогия, ономастика, дипломатика (анализ официальных документов), эпиграфика и др.
Задачи и исследовательские приемы источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин переплетены и взаимосвязаны. Но если какая-либо вспомогательная историческая дисциплина рассматривает всегда только один вид исторического источника и использует только “свои” методы для его анализа, то источниковедение охватывает весь комплекс источников, используя при этом выводы любой из вспомогательных исторических дисциплин.
Палеография – вспомогательная историческая дисциплина, исследующая внешние признаки рукописных источников (знаки письменности, особенности графики, почерк, материал, на котором пишут, орудия письма, украшения рукописей, краски, чернила, водяные знаки, формат, переплет рукописей).
Нумизматика – историческая дисциплина, изучающая монетное производство, историю денежно-весовых систем и денежного обращения. Свое название она получила от греческого слова “номизма” (монета) в эпоху средневековья.
Сфрагистика (от греческого слова “сфрагис” – печать) - вспомогательная историческая дисциплина, основным объектом изучения которой являются печати.
Геральдика (от латинского слова Heraldus – глашатай) основным объектом исследования является герб – символический знак отличия отдельных лиц, фамилий, родов, областей, городов, государств. Основной, но не единственной задачей геральдики как вспомогательной исторической дисциплины является атрибуция (определение принадлежности) гербов.
Метрология (от греческих слов “метрон” – мера и “логос” – наука, учение) – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая различные меры в их историческом развитии и взаимной связи.
Хронология (“хронос” – время) – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы времясчисления и историю их развития.
Историческая ономастика – изучение истории имен собственных.
Топонимика – географические названия
Этнонимика – названия народов
Антропонимика – личные имена.
Археология - (от архео- и греч. lygos - слово, учение), наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.
Предки славян принадлежали к древнему индоевропейскому единству. Постепенно среди индоевропейцев выделились родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности, культуре. Одним из них и стали славяне. Позднее в славянском массиве возникают западные (венеды) и восточные (анты) ветви.
Восточные славяне – это предки русских, украинцев и белорусов, которые расселились на Восточно-европейской равнине в VI–VII вв. Становление государства(политогенез)у них значительно затянулся, что было связано главным образом с тем, что восточные славяне были значительно удалены от тогдашних центров мировой цивилизации. Таким образом, они не могли заимствовать и развить их цивилизационный опыт. Данный самостоятельный путь развития цивилизации в исторической науке принято называть бессинтезным.
В конце V в. расселение славян прекратилось: восточная ветвь пришла на Днепр, постепенно расселясь до оз. Ильмень и верховьев р. Оки.
Территориально союзы племен восточных славян расселились следующим образом:
1) племена полян, древлян, дреговичей и северян занимали территорию среднего Приднепровья и Полесья;
2) волыняне и бужане заселили западную оконечность Русской равнины;
3) радимичи и вятичи проживали на востоке равнины;
4) уличи и тиверцы поселились на юге;
5) союз племен кривичей осваивал нечерноземную зону;
6) ильменские славяне
Почти до самого конца IX столетия у восточных славян оставался в действии родоплеменной строй. Роды восточных славян объединялись в племена, а племена в более крупные образования – союзы племен. Возникновение таких более крупных групп на основе более мелких объясняют зачастую одной важной причиной – ростом населения и, таким образом, острой необходимостью осваивать все новые и новые территории.
У восточных славян действовала примитивная форма демократии:
1) все наиболее важные вопросы
должны были решаться на
2) большой вес имело при
Для родовых общин восточных славян было характерно отсутствие частной собственности, все имущество являлось коллективным.
Хозяйство было еще слабо развито. В основе хозяйства находилось земледелие, которое отличалось примитивным характером, велось без соблюдения севооборота. Восточные славяне использовали несовершенный плуг («рало»). Вместе со скотоводством у восточных славян в VII–IX II вв. были развиты промыслы. В особенности были развиты рыболовство и бортничество (собирательство меда диких пчел). Внутренняя торговля в этот период только зарождалась, хотя уже получила развитие внешняя торговля. Так, например, восточные славяне вели активную торговлю с Византией, древними скандинавами (варягами), народами Востока. Продавали они меха, мед, воск, рабов, а покупали оружие, вина, ткани. Самыми знаменитыми были торговые пути, которые назывались «из варяг в греки» (шел из Балтийского моря в Черное по Днепру) и «из варяг в арабы» (из Балтийского море в Каспийское по Волге).
Вопрос№3 Образование и развитие Древнерусского государства. Норманнская теория и её критика.
На рубеже VIII–IX вв. у восточных славян складываются предпосылки для образования государства: