Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 08:58, курс лекций
1) Предмет, методы, функции истории как науки. Вспомогательные исторические дисциплины.
2) Происхождение и расселение славян. Восточные славяне в древности (VI-IX вв.).
3) Образование и развитие Древнерусского государства. Норманнская теория и её критика.
4) Первые киевские князья и их деятельность (IX-X вв.)
5) Расцвет Киевской Руси при Ярославе Мудром. Укрепление феодального строя в XI – XII вв.
6) Территориально-политический распад Древнерусского государства в XII-XIII вв., его причины и последствия.
7) Развитие русских княжеств и территорий во 2-й половине XIII – начале XV вв.
8) Монголо-татарское вторжение на Русь. Установление золотоордынского ига и его последствия.
9) Отражение немецко-шведской агрессии с Запада в XIII в. Александр Невский.
10) Начало централизации русских земель в XIV в. Возвышение Москвы.
11) Создание единого Российского государства. Роль Ивана III и Василия III в создании Московского государства.
12) Иван IV и Избранная Рада. Реформы 1550-х гг.
13) Борьба Ивана Грозного с боярством. Опричнина и ее последствия.
14) Внешняя политика Ивана Грозного. Расширение российских территорий в конце XVI в.
15) Россия в конце XVI в.: царь Федор Иванович и правитель Б.Годунов.
16) Смутное время в начале XVII в. в Московском государстве, его этапы и результаты.
17) Российское государство при первых Романовых (1613 – 1682гг.).
18) Раскол в Русской Православной церкви в середине XVII в.
19) Реформы Петра I и их значение для развития российского общества.
20) Северная война России со Швецией, ее значение и итоги.
21) Социокультурные преобразования в российском обществе в XVIII в.
22) Эпоха дворцовых переворотов 1725 – 1662 гг.
23) Внутренняя политика Екатерины II: «золотой век» дворянства.
24) Внешняя политика в правление Екатерины II. Русско-турецкие войны конца XVIII в
25) Внутренняя и внешняя политика Павла I (1796- 1801).
26) Россия в первой четверти XIX в. Александр I, его реформы.
27) Россия и наполеоновская Франция в начале XIX в. Отечественная война 1812 г.
28) Движение декабристов: тайные общества и их программы.
29) Основные направления внутренней политики Николая I (1825-1855 гг.)
30) Общественно-политическая мысль в 30-50-е гг. XIX в. (Теория официальной народности. Западники и славянофилы)
31) Внешняя политика Николая I. Крымская война 1853-1856 гг.
32) Предпосылки буржуазных реформ 1860-1870-х гг. Подготовка и обсуждение крестьянской реформы.
33) Александр II и буржуазные реформы 1860- 1870-х гг.
34) Освободительное движение 60-70-х гг.XIX в. Народники, их идеология и деятельность.
35) Контрреформы 1880-1890-х гг. Правление Александра III.
36) Промышленный переворот в России в конце XIX –нач. XX в. Реформы С.Ю.Витте .
37) Революция 1905 – 1907 гг. в России её ход и основные результаты.
38) Складывание российской многопартийности в нач. XX в. Ведущие политические партии.
39) Столыпинская аграрная реформа.(1906-1911).
40) Февральская революция 1917 г., ее причины и последствия.
41) Россия в 1917 г.: от Февраля к Октябрю.
42) Октябрьские события 1917 г. Первые социалистические мероприятия большевиков.
43) Причины, ход и последствия Гражданской войны в России. Политика « военного коммунизма».
44) СССР в 1920-30-е гг. Складывание тоталитарного режима.
45) Формирование сталинской модели «государственного социализма»: индустриализация, коллективизация, культурная революция.
46) Внешняя политика СССР в 30-40-е гг. Советско-германские договоры накануне Второй мировой войны.
47) Великая Отечественная война советского народа 1941 – 1945 гг., ее основные периоды.
48) Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны (1942-1943 гг.)
49) Завершающий этап Великой Отечественной войны (1944-1945 гг).
50) СССР в период «холодной войны». Гонка вооружений (1945- нач. 50-х гг.)
51) Советское общество в 1950-1960-е гг.: «хрущёвская оттепель»
52) Нарастание системного кризиса в стране в 1970-1980-х гг. Необходимость преобразований.
53) Перестройка в СССР (1985-1991). Распад СССР и его последствия.
54) Российская Федерация в 1990-е – нач. XXI в.
Внешнюю политику СССР в 20-е гг. предопределяли два направления:
1) признание необходимости
2) традиционная для большевизма
доктрина мировой
В связи с главными принципами внешнеполитической деятельности СССР реализацией задач занимались органы комиссариата иностранных дел, а также структуры III Интернационала (Коминтерна, который был создан в 1919 г.).
Значительных успехов достигла в 20-е гг. страна на первом направлении, а именно:
1) в 1920 г. Россия подписала мирные договоры с Латвией, Эстонией, Литвой, Финляндией (странами, которые до 1917 г. входили в состав Российской империи);
2) с 1921 г. были заключены торгово-экономические соглашения с Англией и Германией, Норвегией и Италией и др.;
3) в 1922 г. Советская Россия впервые в послереволюционные годы приняла участие в международной конференции в Генуе. Основной вопрос, по которому сразу же развернулась дискуссия, был связан с урегулированием долгов России со странами Европы;
4) хотя Генуэзская конференция
и не принесла никаких
5) 1924–1925 гг. стали переломными для положения Советской России на международной арене. Этот период получил название «полосы признания». СССР был признан Великобританией, Францией, Италией, Австрией, Норвегией, Швецией, Китаем и др.
Интенсивно продолжали развиваться торгово-экономические и военно-технические отношения с Германией, а также с США. Однако курс на «мирное сосуществование» соседствовал со стремлением разжечь огонь мировой революции, дестабилизировать ситуацию в тех самых странах, с которыми устанавливались взаимовыгодные отношения.
Внешняя политика Советской России на втором направлении:
1) в 1923 г. Коминтерн выделил значительные средства на поддержку революционных выступлений в Германии и Болгарии;
2) в 1926 г. по линии профсоюзов оказали финансовую помощь бастовавшим английским горнякам, что спровоцировало кризис советско-английских отношений и их разрыв (1927 г.);
3) значительные коррективы в деятельность Коминтерна были внесены в 1928 г.
В руководстве ВКП стала преобладать точка зрения И.В. Сталина, который заявил о возможности построения социализма в отдельно взятой стране. Мировой революции отводилась подчиненная роль. Деятельность Коминтерна была теперь подчинена основной внешнеполитической линии СССР.
Стержнем, на котором строилась политическая система в стране в 1920-1930-е гг., стала Коммунистическая партия, которая соединяла в себе партийный и государственный аппарат.
Партийную иерархию возглавлял И.В. Сталин, который в 1922 г. занял пост Генерального секретаря ЦК РКП (б), после чего постепенно сконцентрировал в своих руках неограниченную власть:
1)Сталину удалось одержать
2) партийная власть в рамках
государственно-политической
3) Генеральному секретарю подчинялись высшие руководители партии, которые занимали одновременно руководящие государственные посты как в союзных, так и республиканских органах. Сформировался обособленный привилегированный слой партийно-государственной бюрократии – партноменклатура. Упрочению однопартийной политической системы послужила принятая в 1921 г. на X съезде РКП (б) резолюция «О единстве партии», запрещавшая открытое проявление оппозиционности к генеральной линии ЦК.
Началом сплошной коллективизации сельского хозяйства в СССР является 1929 г. После знаменитой статьи Сталина «Год великого перелома» форсированное колхозное строительство стало главной задачей.
Сущность процесса коллективизации:
1) ликвидация единоличных
2) раскулачивание;
3) разгром хлебного рынка;
4) фактическое огосударствление деревенской экономики.
Основные причины коллективизации:
1) большевики с самого прихода
к власти одобряли появление
коллективных хозяйств в
2) огромных капиталовложений
Политика коллективизации проводилась по двум главным направлениям: объединение единоличных хозяйств в колхозы и раскулачивание. Основной формой объединения единоличных хозяйств были объявлены колхозы. В них обобществлялись земля, крупный скот, инвентарь. В одно время с коллективизацией шла кампания раскулачивания, ликвидации кулачества как класса.
Итоги и значение коллективизации:
1) в 1932–1933 гг. в самые хлебные районы страны, прежде всего на Украину, Ставрополье, Северный Кавказ, пришел голод, погибло более 3 млн человек. Хотя неуклонно росли и экспорт зерна из страны, и объемы государственных поставок;
2) к 1933 г. в колхозы было объединено более 60 % крестьян, а к 1937 г. – около 93 %. Коллективизация была объявлена завершенной;
3) коллективизация нанесла
4) крупные, технически оснащенные хозяйства имели преимущества. Но колхозы, формально остававшиеся добровольными кооперативными объединениями, на деле превращались в сельскохозяйственные государственные предприятия, которые имели жесткие плановые задания, подлежали директивному управлению;
5) колхозники при проведении реформы паспортов не получили, что фактически их прикрепило к колхозам и лишило свободы передвижения;
6) индустриализация была
7) коллективизация превратила
8) был уничтожен социальный слой крестьян-единоличников с его культурой, нравственными ценностями.
Происходившие в духовной сфере процессы были сложны и неоднозначны. Государственные акты в области народного образования, которые были приняты после 1917 г.:
1) «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (сентябрь 1918 г.);
2) «Основные принципы единой трудовой школы (октябрь 1918 г.);
3) ряд правительственных
Новая система образования строилась на демократических принципах:
1) единая трудовая школа;
2) обязательное сначала четырехклассное начальное, а затем и семиклассное образование;
3) преемственность всех звеньев обучения, отсутствие «тупиковых» (начальных) школ;
4) бесплатное обучение;
5) доступность обучения на всех ступенях и для всех детей независимо от социального, имущественного положения или национальности их родителей.
К 20-м гг. XX в. относится создание так называемых рабфаков – факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и крестьян. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (был создан Институт красной профессуры).
Развитие народного образования в условиях индустриализации страны:
1) государство главным образом с началом индустриализации, а также в условиях нарастания военной угрозы вкладывало значительные средства в развитие точных и естественных наук, повышался материальный уровень жизни ученых. Но репрессии 30-х гг. не обошли ученых стороной;
2) индустриализация потребовала обученных, подготовленных рабочих, поэтому в 30-е гг. также произошли большие перемены. К концу второй пятилетки практически полностью была ликвидирована неграмотность, а к 1938 г. более 8 % рабочих имели образование 7 классов и выше;
3) повысилась тяга рабочих к знаниям, самообразованию, во многих рабочих квартирах стали появляться книги.
Развитие науки. Административно-командная система основное внимание уделяла цифровым показателям, в том числе и в области науки и культуры. В печати сообщалось о росте количества научных учреждений по сравнению с 1913 г. и числа научных работников в несколько раз. Хотя в действительности в эти годы в советской науке работали выдающиеся ученые и инженеры своего времени, а именно: И.П. Бардин, В.И. Вернадский, Г.О. Графтио, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица и др. Крупные фундаментальные работы проводились в Физико-техническом институте в Ленинграде, в 1934 г. была образована комиссия телемеханики и автоматики. Но общий уровень подготовки специалистов, особенно в начале 30-х гг., быстро снижался. В условиях массовых репрессий, начавшихся в стране против старой интеллигенции в конце 20-х – начале 30-х гг., главный упор был сделан на быстрый количественный рост инженерно-технических кадров при снижении требований (в частности, отмена дипломных проектов).
Литература и искусство. В этот же период партийное руководство стало решать, что именно из произведений искусства необходимо и полезно народу. В результате процесс развития культуры был очень противоречивым. С одной стороны, впервые десятки миллионов людей разных национальностей имели возможность прикоснуться к родникам литературы, искусства, взяли в руки книги Пушкина, Гете, Шекспира, познакомились с произведениями народов СССР, приобрели свою письменность. Народ получил «Тихий Дон» М.А. Шолохова, книги А.П. Гайдара, Н.А. Островского, А.С. Макаренко, К.А. Паустовского, А.Н. Толстого, музыку С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.М. Баланчивадзе; картины и скульптуры В.И. Мухиной, М.В. Нестерова, фильмы Г.Н. и С.Д. Васильевых, А.П. Довженко, архитектурные сооружения братьев Весниных, А.В. Щусева и др.
Но в то же время подвергалось гонениям творчество М.А. Булгакова, С.А. Есенина, А.П. Платонова, живопись П.Д. Корина, К.С. Малевича, разрушались памятники архитектуры (храм Христа Спасителя), были уничтожены тысячи церквей, переписывалась история страны.
В конце 30-х гг. военная угроза со стороны фашистской Германии постоянно нарастала. Англия, США, Франция в этих условиях принимают политику умиротворения агрессора, вершиной которой принято считать Мюнхенское соглашение 1938 г., по которому европейские страны практически признали аннексию Германией части территории Чехословакии.
После оккупации в 1939 г. Германии всей Чехии Советский Союз оказался в очень сложной ситуации.
Переговоры военных миссий Англии, Франции и СССР оказались безуспешными. А. Гитлер, уже принявший решение о начале войны с Польшей, упорно требовал от И.В. Сталина согласия на заключение пакта о ненападении.
23 августа 1939 г. между Германией и СССР был подписан пакт о ненападении и секретный протокол к нему, по которым:
1) происходило разграничение
2) согласно договору обе стороны
взяли обязательство не мешать
друг другу в получении
В соответствии с договором от 1 сентября 1939 г. Германия начала войну против Польши. А советские войска заняли ее восточные районы. В состав СССР в результате вошли земли Западной Украины и Западной Белоруссии. После завершения военных операций в Польше между СССР и Германией был подписан договор о дружбе и границе и новые секретные протоколы, в которых были уточнены сферы интересов стран: в обмен на некоторые территории Польши Германия отдала СССР Литву.
Война с Финляндией. 31 октября Советский Союз предъявил территориальные претензии к Финляндии в отношении Карельского полуострова. 30 ноября 1939 г. Красная армия начала боевые действия против финских войск. Начало этой войны было воспринято мировым сообществом как акт агрессии. СССР исключили из Лиги Наций. Результатом войны СССР с Финляндией стал мирный договор, по которому все территориальные притязания СССР к Финляндии были удовлетворены.
В 30-х гг. СССР заключает договоры о взаимной помощи с прибалтийскими странами – Эстонией, Латвией и Литвой. Они предусматривали присутствие военных баз на территории этих государств. Присутствие советских войск было использовано СССР для провозглашения здесь советской власти. В странах Прибалтики были созданы новые правительства, которые обратились с просьбой к СССР о вхождении в его состав в качестве союзных республик.
В 1940 г. СССР предъявил ультиматум Румынии. Затем были аннексированы Бессарабия и Северная Буковина. На этих территориях была образована Молдавская СССР, вошедшая в состав СССР.
На Дальнем Востоке в 1938–1939 гг. произошли столкновения советских и японских войск в районе озера Хасан и р. Халхин-Гол.
В это время в Германии полным ходом шла разработка «плана Барбаросса», целью которого было нападение и завоевание СССР. В декабре 1940 г. согласно директиве № 21 план был одобрен Гитлером. Когда до войны оставались лишь месяцы, СССР по-прежнему неукоснительно соблюдал все принятые с Германией договоренности, в том числе о поставке вооружения, продовольствия и строительных материалов.