Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 20:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на 8 вопросов по дисциплине "История".
26 Стоглав 1551 г.
К важнейшим
законодательным источникам, содержащим
значительно число норм церковного
права относится Стоглав 1551. Он является
результатом законодательной деятельности
Собора, созванного по инициативе правительства
с целью проведения церковной реформы.
Собор на котором председательствовал
сам Иван 4 заседал с февраля по май 1551
.Внутри господствовавшей церкви в это
время появляется течение, выступавшие
против церковного землевладения и «стяжательства».
Это были так называем «нестяжатели»
- противники церковного землевладения,
возглавляемые Нилом Сорским . А против
них выступали «иосифляне», возглавляемы
Иосифом Волоцким. Правительство намеревалось
добиться от собора согласия на секуляризацию
церковных земель (обращение государством
церковной собственности в светскую) и
установление подсудности духовных лиц
светскому суду. Но это было отклонено.
Постановления собора провозгласили
неприкосновенность
церковного имущества,
исключительную подсудность
духовных лиц церковному
суду, отменили жалованные
грамоты, устанавливающие
подсудность церковных
лиц царю. Собор своим решением провел
унификации церковных обрядов и пошлин
на всей территории России. На Соборе были
приняты нормы духовной жизни, повышающие
моральный и образовательный уровень
лиц духовного сословия.Сборник решений
Собора был поделен на 100 глав и получил
название - Стоглав. Его
редакцию принято делить: - пространную
- среднюю - краткую Источники
Стоглава: Библия церковный устав - и
др. богослужебные книги - кормчие (сборники
церковных и светских законов, являвшихся
руководством при управлении церковью
и в церковном суде)- различные канонические
сборники Стоглав
наряду с Номоканоном
(византийские сборники церковных правил
и императорских указов, касающихся церкви,
составленные в VI—VII веках и впоследствии
дополненные) основным кодексом, определявшим
жизнь представителей духовенства , их
взаимоотношения с обществом и государством.
Помимо церковного законодательства Стоглав
содержал нормы относившиеся к сфере государственного
, уголовного , семейного и гражданского
права, обеспечивавшие услиленную защиту
интересов духовного сословия.
38 Военный устав 1716г..
Воинский устав состоит из самого Устава (68 глав), в котором изложены законы военно-учредительные, и из следующих приложений: Артикул воинский с кратким толкованием (209 статей; военно-уголовный кодекс). Краткое изображение процессов или судебных тяжеб (3 части и 14 глав). О экзерциции (или учении), о приготовлении к маршу, о званиях и о должности полковых чинов (3 части). Петр трудился в течение нескольких лет, его военное законодательство вылилось в окончательную форму Воинского устава 1716 г. В основу каждой части положены лучшие образцы: имперские (в 1-ой части), шведские (в артикуле), саксонские (в процессах), французские (в экзерцициях). появления Воинского устава следует считать учреждение регулярного войска в России совершившимся историческим фактом, потому что только с принятием к руководству этого устава войско получило единство, организацию и законы соответственно требованиям и условиям военного искусства тогдашнего времени. Воинского устав 1716 г. является одним из важнейших памятников нашего законодательства не только по значению своему в военной истории России, но главным образом потому, что он оказал несомненное влияние на развитие нашего уголовного права. Входящий в состав устава «Артикул воинский» наряду со специальными постановлениями, имевшими значение для войска, содержит юридические нормы общего характера, находившие себе применение в общеуголовных судах. В намерения Петра входило дать этим артикулам широкое применение, для чего он велел разослать В. устав не только во все корпусы войск, но и по губерниям и канцеляриям. Главным источником Воинского артикула послужил военный артикул Густава Адольфа в дополненной, так называемой новошведской, редакции 1683 г., сделанной при Карле XI. Составленный для войска, В. артикул проводит и чисто военный взгляд на преступление. Преступление рассматривается не с точки зрения правонарушения, а как нарушение субординации, неисполнение приказанного, ослушание; на внутреннюю или нравственную сторону деяния обращается столь мало внимания, что измена и покушение на самоубийство совершенно равны в глазах законодателя и облагаются одним и тем же наказанием — лишением жизни. Наказание же имеет своей основной идеей — возмездие, а ближайшей целью — истребление преступника и устрашение. Отсюда обилие жестоких казней и наказаний осрамительных. Кроме того, здесь начинают появляться наказания, обнимающие собою всю личность преступника, поражающие его во всех сферах общественной жизни и вырывающие его навсегда из общества. Таково было наказание вечными каторжными работами и шельмованием (см. Вне закона). В. артикул положил в России начало институту лишения и ограничения прав, который глубоко проникает в карательную систему ныне действующего русского законодательства. Воинский устав стоит выше прежних памятников: он более точным образом определяет состав каждого отдельного преступления.
37 Областные реформы Петра 1.
В 1708—1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые административные единицы — доли, объединявшие 5536 дворов. ; в 1708 г. всё государство было разделено на восемь губерний; впоследствии это деление меняется, сначала на 10 губерний, наконец в последние годы царствования Петра на 12. Областной административной единицей старого Московского государства был уезд; это была, как мы видели, единица довольно мелкая; всех уездов в Московском государстве в XVI и XVI1 вв. было гораздо более 100, до 150; каждый из этих уездов имел самостоятельное и непосредственное отношение к центральной администрации. Теперь Россия была разделена на единицы более крупные. Старые уезды остались, но были соединены в группы, называемые провинциями, которые, в свою очередь, соединялись в более крупные административные единицы - губернии. Следовательно, административные преобразования Петра имели следствием, что под старой областной единицей поднялись ещё две другие, более крупные.Во главе губерний поставлены были губернаторы; в провинциях оставлены были правители с прежним названием воевод; в руках губернатора сосредоточены были те же административные отрасли, какие мы видели у воевод; исключен был только городской промышленный и торговый класс из воеводского ведомства. Широта власти областного правителя, неопределённость, отличавшая старых воевод, осталась и за губернатором, который вместе с административными, финансовыми и полицейскими делами точно так же должен был ведать и дела религиозного и чисто нравственного свойства; подобно старым воеводам он тоже имел попечение о ненарушимости православной веры и об искоренении раскола, он должен был заботиться о защите вдов, сирот и бедных, иметь надзор над школами и т.д. При губернаторе и воеводах состояла земская канцелярия; любопытны эти развившиеся земские учреждения при областном правителе для письменного делопроизводства. Но губернатор не был единственным полновластным администратором подведомственной ему области, около него стояли выборные из местного дворянства. При каждом губернаторе должна находиться коллегия из выбранных от местного дворянства, по 8, 10 или 12 человек, смотря по величине губернии. Эти выборные от дворянства получили название ландратов (название могло быть заимствовано из ост-зейских губерний). Эти ландраты были административными товарищами губернатора, который не мог ничего решать и предпринимать без соглашения с ними.. Каждому ландрату предоставлена была определённая часть административного ведомства, которое распадалось на финансовую и полицейскую части; ландраты сделались финансовыми и полицейскими чиновниками губернатора. Вся губерния в финансовом отношении делилась па доли; на каждую долю определялось известное число податных тяглых дворов, нормой было принято 5,5 тысяч дворов; на каждую долю назначался один ландрат для сбора казённых доходов; это дело он производил с помощью особого чиновника, так называемого земского комиссара. Ландраты должны были действовать по своим делам, рассеявшись по губернии; но при губернаторе всегда оставались два ландрата; в конце года все ландраты съезжались к губернатору со всеми ведомостями своего правления для счёта и решения дел всеми вместе. - Такой вид приняла областная администрация во вторую половину царствования Петра.
36. Реформа центральных органов управления при Петре 1.
Изменение центральных учреждений высшего управления. Оно было организовано в Сенате и коллегиях. Сенат был открыт в 1711 г.; он заменил собою старинную московскую боярскую Думу. Мы знаем характер и состав этой Думы, её составляли бояре, окольничие и думные дворяне. По характеру своему и по отношениям к царю она была высшим совещательным и исполнительным учреждением, через которое шли в надлежащие ведомства все правительственные распоряжения Многие бояре, окольничие, думные дворяне были управителями московских приказов, следовательно, Дума была вместе с тем общим собранием представителей центральных учреждений. С таким составом и характером Дума действовала долго и при Петре, в указе 1700 г. которым запрещено было обращаться прямо к государю помимо Думы, исключая дел об измене. Сенат был учреждён, как гласит указ, по причине частных отлучек государя, и Сенату была дана широкая власть, и все должны повиноваться его указам под страхом строгих наказаний и даже смертной казни. ведомство Сената было определено очень широко. В указе оно определено так: суд иметь нелицеприятный и неправедных судей наказывать (высшая судебная инстанция); надзор за расходами всего государства и отмена бесполезных расходов; надзирать за доходами и изыскивать новые источники дохода; а более всего денег как возможно сбирать, потому что деньги суть артерия войны. Наконец, Сенату поручен был надзор над всей администрацией, он должен был смотреть за ходом управления в низших его органах и назначать главных управителей. Сенат должен баллотировать чиновников, начиная с коллежского советника (по позднейшей табели о рангах) и назначать ниже этого чина без баллотировки. Следовательно, в Сенате была сосредоточена высшая власть судебная, финансовая и административная; это был высший орган государственного контроля. В первое время Сенат состоял из 9 членов, которые имели одинаковые голоса, следовательно, это было коллективное решение дел и оно было действительно, если хотя один член отказывал в своем согласии, но отказывавшийся должен был подать особое письменное мнение за собственноручною подписью. Сенаторам было вменено в обязанность иметь общее заседание три дня в неделю, в остальные дни в нём присутствовали очередные сенаторы; кто нарушал это правило, платил штраф в 50 руб. Сенату внушено было действовать самостоятельно; такие вопросы, в которых сенаторы чувствовали себя некомпетентными, и не могли быть представляемы без предварительного обсуждения в Сенате; все мнения и замечания, касающиеся таких вопросов, должны быть записаны в протокол и представлены государю. Учреждениями, заведывавшими отдельными отраслями государственной администрации, были коллегии, заменившие прежние приказы.. Теперь все правительственные ведомства были распределены более правильно между коллегиями, которые были основаны на начале совещательном, коллегиальном. В 1717 г., когда впервые появились коллегии, их определено 9; впоследствии число их увеличилось до 12. Эти первые коллегии были такие: 1) коллегия чужестранных дел (старый Посольский приказ); 2) Воинский (коллегиум); 3) Адмиралтейский; 4) Юстиц-коллегиум (расправа гражданских дел); 5) Коммерц-коллегиум; 6) Берг и Мануфактур коллегиум (впоследствии разделенные); 7) Камер-коллегиум, или казённых сборов; 8) Штатс-контор (ведомство государственных расходов); 9) Ревизион-коллегиум (контроль государственных расходов и приходов). В коллегиях преобладал другой элемент государственной, финансовой администрации; из 9 коллегий собственно 4 финансовых. Финансовые интересы, значит, были главным побуждением при организации коллегий.
34. Реформа высших органов гос. власти
В начале XVIII в. сложились две контрольные системы - прокурорская (во главе с генерал-прокурором Сената) и фискальная. Уже при формировании Сената в 1711 г. при нем был учрежден фискал. Аналогичные должности устанавливались в губерниях, городах и центральных учреждениях. Вершину пирамиды занял обер-фискал Сената. Более четкая правовая регламентация института была осуществлена в 1714 г. Фискалам вменялось в обязанность доносить о всяких государственных, должностных и иных тяжких преступлениях и нарушениях законности в учреждениях. В их обязанность входило выступление в суде в качестве обвинителей (задачи, позже принятые на себя прокурорскими органами).Для учета средств, распределяемых по многочисленным приказам еще в 1699 г. был восстановлен Счетный приказ или Ближняя канцелярия, в который ведомства периодически должны были представлять сведения о доходах, расходах, штатах и занимаемых ими зданиях. Высшие надзорные функции осуществлял Сенат, и Ближняя канцелярия влилась в структуры его контрольно-финансовых органов. Активную роль в выявлении финансовых нарушений играли фискалы (численность их сети превышала 500 человек). Система тайного и безответственного (в случае ошибочного обвинения фискал не нес ответственности) надзора была весьма разветвленной Донос становился службой.Верховная власть установила контроль и за самим Сенатом. В 1715 г. при Сенате учреждалась должность генерального ревизора ("надзирателя указов"), наблюдавшего за деятельностью высшего органа и сообщавшего о всех замечаниях государю.Контроль за порядком в Сенате должен был осуществлять обер-секретарь, вскоре его сменил дежурный гвардейский офицер.Наконец, апрельским указом 1722 г. надзор за работой в Сенате был возложен на генерал-прокурора, который, являясь представителем верховной власти в Сенате, был одновременно начальником сенатной канцелярии. Ему были подчинены все фискалы, надзорные функции Сената сосредоточивались в его руках. Генерал-прокурор мог рассматривать любое дело, проходившее в Сенате, по существу и приостанавливать его. Ему принадлежала законодательная инициатива: по его предложению Сенат вместе с коллегиями изучал материалы, которые докладывались генерал-прокурором государю. Резолюция последнего завершала законотворческий процесс. Генерал-прокурор был настоящим "оком государевым. Кроме прокуратуры при Сенате учреждались должности рекетмейстера и герольдмейстера. Первый контролировал прохождение дел и рассмотрение жалоб в коллегиях, наблюдая за сроками и беспристрастностью их рассмотрения. Хотя Сенат был высшим надзорным органом за судопроизводством, однако жалобы на работу коллегий проходили мимо него, через рекетмейстера прямо к государю. Герольдмейстер выполнял функции упраздненного Разрядного приказа, вошедшего в состав сенатской канцелярии. Он контролировал прохождение дворянами службы, замещение должностей, выполнение ими отдельных государственных поручений и пр. Герольдмейстер представлял Сенату кандидатуры на должности и места, на которые Сенат и производил назначения. Созданная в первой четверти XVIII в. система контрольных органов, предполагала установление контроля и за высшим контролирующим органом, Сенатом. Такой подход характерен для систему абсолютизма, при которой вне контроля остается лишь одна фигура - абсолютного монарха-самодержца. Итак, во главе государства стоял абсолютный монарх, которому принадлежала высшая законодательная, исполнительная, судебная власть. Он являлся главнокомандующим вооруженных сил страны. С подчинением церкви государству монарх стал и главой церкви.
39.
Государственно-правовое
развитие Российской
империи в 1725-176
гг
8 февраля 1726 года был создан Верховный тайный совет, ставший главным правительственным органом при императрице Екатирине 1. Став высшим учреждением в государстве, Верховный тайный совет ведал всеми важными внутренними и внешними делами. В его функции входило назначение высших чиновников, финансовое управление, отчетность ревизионной коллегии. Совету подчинялись три важнейшие коллегии – военная, адмиралтейская и иностранная. Центральный орган – Тайная канцелярия, созданная при Петре I, в 1726 году ликвидируется, и контрольно-розыскные и надзорные функции переходят к Верховному тайному совету.Сенат, Верховному тайному совету и потерял титул правительствующего, стал называться высоким. Из ведения Сената были изъяты все дела, которые интересовали Верховный тайный совет. Последний посылал Сенату указы и требовал отчетов (доношения). 4 марта 1730 года был упразднен Верховный тайный совет. Произошли изменения в высших органах власти. Сенат продолжал действовать, но права его полностью не были восстановлены. Всю работу по управлению взяли на себя опытные администраторы – члены вновь созданного осенью 1731 года Кабинета министров –Вначале Кабинет министров имел только управленческую функцию, но с ноября 1735 года этот властный орган получил широкие полномочия и законодательные права. 25 ноября 1741 г. вступила Елизавета Петровна. Очередной дворцовый переворот успешно завершился. Сенат в значении высшего государственного органа и ликвидировала стоявший над ним Кабинет министров, имевший особые полномочия. Существовала личная мператорская канцелярия – Кабинет, который должен был принимать документы на имя монарха, оформлять указы за его личной подписью, объявлять высочайшие повеления и руководить финансовой стороной дворцового хозяйства. Часть дел бывшего Кабинета министров стал решать Сенат, а другая часть поступала в личное ведение императрицы. При Елизавете существовала Тайная канцелярия, Канцелярия тайных розыскных дел была перегружена следственной работой. Расправа над всеми недовольными производилась независимо от социального положения и значения высокого лица в государстве.На вершине пирамиды органов власти и управления Российской империи стоял император (императрица). За ним следовали высшие государственные учреждения – Верховный тайный совет, Кабинет министров, Конференция при высочайшем дворе, действовавшие в разное время. Что касается Сената во главе с генерал-прокурором, то его положение несколько раз менялось. Этот орган власти должен был подчиняться только императору, но, как мы уже говорили, в определенные периоды он зависел от высших государственных учреждений.Значение Сената падало, в какое-то время снова повышалось, но ненадолго. На деле Сенат занимал положение центрального органа с обычными исполнительными функциями.