Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "История".
Происходившие в духовной сфере процессы были сложны и неоднозначны. Государственные акты в области народного образования, которые были приняты после 1917 г.: 1) «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (сентябрь 1918 г.); 2) «Основные принципы единой трудовой школы (октябрь 1918 г.); 3) ряд правительственных декретов.
Новая система образования строилась на демократических принципах: 1) единая трудовая школа; 2) обязательное сначала четырехклассное начальное, а затем и семиклассное образование; 3) преемственность всех звеньев обучения, отсутствие «тупиковых» (начальных) школ; 4) бесплатное обучение; 5) доступность обучения на всех ступенях и для всех детей независимо от социального, имущественного положения или национальности их родителей.
К 20-м гг. XX в. относится создание так называемых рабфаков – факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и крестьян. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (был создан Институт красной профессуры).
Развитие народного
Развитие науки. Административно-командная система основное внимание уделяла цифровым показателям, в том числе и в области науки и культуры. В печати сообщалось о росте количества научных учреждений по сравнению с 1913 г. и числа научных работников в несколько раз. Хотя в действительности в эти годы в советской науке работали выдающиеся ученые и инженеры своего времени, а именно: И.П. Бардин, В.И. Вернадский, Г.О. Графтио, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица и др. Крупные фундаментальные работы проводились в Физико-техническом институте в Ленинграде, в 1934 г. была образована комиссия телемеханики и автоматики. Но общий уровень подготовки специалистов, особенно в начале 30-х гг., быстро снижался. В условиях массовых репрессий, начавшихся в стране против старой интеллигенции в конце 20-х – начале 30-х гг., главный упор был сделан на быстрый количественный рост инженерно-технических кадров при снижении требований (в частности, отмена дипломных проектов).
Литература и искусство. В этот же период партийное руководство стало решать, что именно из произведений искусства необходимо и полезно народу. В результате процесс развития культуры был очень противоречивым. С одной стороны, впервые десятки миллионов людей разных национальностей имели возможность прикоснуться к родникам литературы, искусства, взяли в руки книги Пушкина, Гете, Шекспира, познакомились с произведениями народов СССР, приобрели свою письменность. Народ получил «Тихий Дон» М.А. Шолохова, книги А.П. Гайдара, Н.А. Островского, А.С. Макаренко, К.А. Паустовского, А.Н. Толстого, музыку С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.М. Баланчивадзе; картины и скульптуры В.И. Мухиной, М.В. Нестерова, фильмы Г.Н. и С.Д. Васильевых, А.П. Довженко, архитектурные сооружения братьев Весниных, А.В. Щусева и др.
Но в то же время подвергалось гонениям творчество М.А. Булгакова, С.А. Есенина, А.П. Платонова, живопись П.Д. Корина, К.С. Малевича, разрушались памятники архитектуры (храм Христа Спасителя), были уничтожены тысячи церквей, переписывалась история страны.
Стержнем, на котором строилась политическая система в стране в 1920-1930-е гг., стала Коммунистическая партия, которая соединяла в себе партийный и государственный аппарат.
Партийную иерархию возглавлял И.В. Сталин, который в 1922 г. занял пост Генерального секретаря ЦК РКП (б), после чего постепенно сконцентрировал в своих руках неограниченную власть: 1)Сталину удалось одержать победу во внутрипартийной борьбе за власть, которая развернулась после смерти В.И. Ленина между ведущими партийными лидерами (Л.Д. Троцким, Л.Б. Каменевым, Г.Е. Зиновьевым, Н.И. Бухариным);
2) партийная власть в рамках государственно-политической системы давала ему абсолютный контроль над всеми рычагами управления обществом;
3) Генеральному секретарю подчинялись высшие руководители партии, которые занимали одновременно руководящие государственные посты как в союзных, так и республиканских органах. Сформировался обособленный привилегированный слой партийно-государственной бюрократии – партноменклатура. Упрочению однопартийной политической системы послужила принятая в 1921 г. на X съезде РКП (б) резолюция «О единстве партии», запрещавшая открытое проявление оппозиционности к генеральной линии ЦК.
Важным звеном в политической системе советской власти продолжал оставаться аппарат насилия – ВЧК, переименованная в 1922 г. в Главное политическое управление. ГПУ следило за настроением всех слоев общества, выявляло инакомыслящих, отправляло их в тюрьмы и лагеря. Особо жесткими стали действия органов государственной безопасности в 1930-е гг. после образования Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) и убийства руководителя ленинградских коммунистов С.М. Кирова.
Сталин использовал этот случай для борьбы со своими оппозиционерами, упрочения собственной власти, насаждения атмосферы доносительства и страха.
Культ личности Сталина как вождя общества стал элементом тоталитаризма 30-х гг. В образе мудрого, беспощадного к врагам народа, простого и доступного лидера партии и народа Сталин умело пользовался своей властью и настроением народных масс. Так, во время сфабрикованных политических дел, в частности «московских процессов», многие кричали «Ура!», требовали наказать врагов народа.
Миллионы советских людей, которые были вовлечены в историческое действие, «стахановцы», «ударники» и т. д., были активными сторонниками сталинского режима.
В 1937–1938 гг. политический террор достиг наивысшего размаха. Но карательные действия применялись к «шпионам и диверсантам», «виновным», «дезорганизаторам производства». В 1935 г. был принят закон о наказании членов семьи врагов народа.
Ужесточение политического режима в стране, однако, не помешало И.В. Сталину сделать уже в середине 1930-х гг. вывод о победе социализма в стране.
Законодательно это положение было закреплено в Конституции 1936 г. Согласно этой Конституции политическую основу общества составили Советы депутатов трудящихся.
Высшим органом власти провозглашался Верховный Совет СССР, состоящий из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета национальностей.
Конституция закрепила федеративное устройство страны.
Политика «жесткой руки» в отношении тех, кто выступает против официальной установки руководства, против инакомыслящих, сохранялась и в послевоенное время, вплоть до самой смерти Сталина.
В 1930-е гг. в СССР происходит оформление тоталитарного режима.
Тоталитарным считают такое общество, в котором: 1) ликвидирована многопартийная система, во главе стоит одна партия (правящая); 2) правящая партия срастается с государственным аппаратом и подчиняет его себе; 3) господствует единая, общеобязательная идеология; 4) все общественные организации и все общественные отношения напрямую контролируются государством; 5) существует разветвленный полицейский аппарат, который проводит репрессии в отношении граждан; 6)гражданские свободы значительно ограничены.
Экономической основой тоталитаризма советского типа была командно-административная система, которая базировалась: 1) на огосударствлении средств производства; 2) директивном планировании и ценообразовании; 3) ликвидации всех основ рынка.
В СССР командно-административная система сформировалась в процессе проведения индустриализации и коллективизации.
Однопартийная политическая система утвердилась в СССР уже в 20-е гг. XX в. Сращивание партийного аппарата с государственным, подчинение партии государству стало реальностью в тот же период времени:
1) в 20-х гг. в руководстве ВКП(б) проходил ряд острых схваток в борьбе за власть: на XIII партконференции в январе 1924 г. были осуждены сторонники Л.Д. Троцкого, так называемая «левая оппозиция», которая призывала к сворачиванию НЭПа и к борьбе с бюрократией. В 1929 г. Троцкий был выдворен из СССР и жил в Мексике, пока в 1940 г. не был зарублен Р. Меркадером по заданию НКВД;
2) на XIV съезде партии в декабре 1925 г. потерпела поражение «новая оппозиция» Г.Е. Зиновьева и Л.Б. Каменева. Окончательный же разгром данной оппозиции произошел уже на XV съезде партии. В 1935 г. Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев были расстреляны; 3) «правая оппозиция» во главе с Н.А. Бухариным, осужденная в 1928 г., вообще была надумана Сталиным, так как ни Бухарин, ни его сторонники не претендовали на власть. Н.А. Бухарин и в 30-е гг. оставался видным партийным идеологом, что не помешало Сталину объявить его «врагом народа» и казнить в 1938 г. После разгрома оппозиций партия большевиков в СССР в 30-х гг. стала отлаженным механизмом: единым, строго централизованным, жестко соподчиненным. Были ликвидированы всякое инакомыслие, элементы партийной демократии, ушли в прошлое дискуссии и обсуждения. Коммунистическая партия стала единственной законной политической организацией. Советы, которые формально были главными органами диктатуры пролетариата, работали под ее контролем, любые государственные документы сначала принимались Политбюро и Центральным Комитетом ВКП(б) и только после этого оформлялись как постановления правительства. Ведущие деятели партии одновременно занимали руководящие посты в государстве.
Выработанная официальная
Политической основой СССР признавались Советы депутатов трудящихся, но за ВКП(б) закрепилась роль руководящего ядра. Принцип разделения властей совершено отсутствовал. На бумаге – одна из самых демократичных на планете, в действительности «сталинская конституция» не имела ничего общего с политической практикой.
V съезд Советов СССР в мае 1929 г. после неоднократных пересмотров в сторону увеличения заданий утвердил первый пятилетний план. Вскоре после его принятия отдельные показатели были вновь значительно повышены. В частности, ЦК ВКП (б) принял решение довести выплавку чугуна к концу пятилетки до 17 млн т вместо 10 млн т по плану. Были выделены в группу «ударных» 50–60 строек, среди них: Днепрогэс и Турксиб. XVI съезд ВКП (б) летом 1930 г. провозгласил, что по ряду отраслей (нефтяная, электротехническая и т. д.) пятилетка будет выполнена в 2,5–3 года.
1930 г. – первая половина 1931 г. стала для промышленности временем «отчаянного штурма» при использовании «военно-коммунистических методов»: 1) отмирание денег; 2) переход к прямому распределению продуктов; 3) введение карточек (виделось как ступень на пути к социализму).
Сверхнапряжение, вызванное стремлением к выполнению раздутых, сильно завышенных заданий, вело к нарушению всей системы управления, постоянным сбоям в производстве, а затем массовым арестам специалистов. Приток необученных рабочих в производство, на стройки приводил к росту аварий. В результате темпы развития упали до 5 % в 1933 г. После чего руководство вынуждено было несколько отступить: вводилось материальное стимулирование, создавалось движение хозрасчетных бригад и др. Но основная линия оставалась прежней: 1) форсированное наращивание тяжелой промышленности; 2) расширение капитального строительства.
Во время проведения первых пятилеток эксплуатировался энтузиазм миллионов советских людей, которые искренне верили в возможность одним рывком добиться наступления прекрасного будущего. Ради этой мечты люди зачастую не щадили ни самих себя, ни своих близких. Всенародным бедствием стал голод 1933 г., погибло несколько миллионов человек. Причиной его стало изъятие зерна и скота по приказу руководства страны во второй половине 1932 г. Рыночные цены в 1933 г. были выше государственных в 12–15 раз. Но жертвы во многом оказались напрасными. В условиях нарушения диспропорций, сильно завышенных заданий, отсутствия специалистов промышленность не смогла эффективно использовать средства, перекачанные из деревни. В результате первая пятилетка была фактически провалена по всем главным показателям.
Вторая пятилетка оказалась более реалистичной по размерам плановых заданий. Большую роль в ее выполнении сыграло развернувшееся стахановское движение: 1) началом движения стал рекорд, который установил 31 августа 1935 г. шахтер Алексей Стаханов на шахте «Центральная – Ирмино». В ночную смену он выполнил 14,5 нормы; 2) на всю страну прославились вместе с А.Г. Стахановым широко имена кузнеца А.X. Бусыгина, ткачих Е.В. и М.И. Виноградовых, машиниста П.Ф. Кривоноса и др.; 3) стахановское движение базировалось на сочетании новой технологии труда и «неограниченной сдельщины», которая стимулировала производительность труда на конкретном рабочем месте. Таким образом, реальность заданий, внимание к технической реконструкции, стахановское движение способствовали меньшей роли экстенсивных факторов роста. И хотя в целом вторая пятилетка тоже не была выполнена, темпы экономического развития увеличились.