Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 00:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории".
В результате осуществления культурной революции СССР были достигнуты определенные успехи: по официальным данным переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять 70 %; в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 млн чел.; до начала 1940-х гг. наблюдался расцвет официально одобренных науки и искусства, с 1960-х — рассвет советской космонавтики, высшие спортивные достижения, процветание сельской промышленности и многое другое. В культурном развитии, согласно официальной государственной информации, СССР вышел на передовые рубежи в мире. Однако реальные результаты значительно расходились с официально заявленными. Во всех республиках СССР вследствие погрома существовавших ранее достижений культуры, искусства, систематических жестоких репрессий интеллигенции и пр. слоёв населения с начала 1920-х гг. стали наблюдаться стагнация его общего культурного уровня, моральная деградация, подмена общечеловеческих ценностей узкоидеологическими.
Главной задачей культурной революции была идеологическая пропаганда. Культурные преобразования находились под контролем коммунистической партии и государства. Советское искусство, подчинённое партийной цензуре, обязано следовало одному художественному направлению — социалистическому реализму. Политический смысл этого метода заключался в том, что мастера искусства должны были отображать советскую жизнь не такой, какая она была на самом деле, а такой, какой она должна быть при социализме.
Во времена «культурной
Развитие советской культуры в 30-е гг. имело противоречивый характер. С одной стороны, образование, наука, литература, художественная культура были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление. С другой стороны, культура достигла значительных успехов
34. . Советская культура 1920-1930хг.
В 20-30-е гг. большое внимание уделялось
перестройке народного
В сложном положении оказалась церковь. У неё были конфис-;
кованы большие ценности, закрыты и уничтожены многие храмы. Тысячи священников оказались в лагерях. Особенно активно такую политику стали проводить с начала первой пятилетки. Вторая былаобъявлена пятилеткой безбожия. За первые двадцать лет существования Советской власти количество церквей сократилось в десять раз. В сознание людей насаждали идеи атеизма.
Единственным методом в
К числу известных писателей, создавших в этот период немалую часть своих произведений, принадлежали: А.М.Горький, А.П.Гайдар, М.А.Шолохов, В.В.Маяковский, А.А.Фадеев, А.Н.Толстой,/Й.Э.Бабель, О.Э.Мандельштам, Ю.К.Олеша, В.П.Катаев, М.М.Зощенко, Б.А.Пильняк.
Шло быстрое развитие отечественного кинематографа. Работы С.М.Эйзенштейна, В.И.Пудовкина, А.П.Довженко, С-А.Герасимова, Г.А.Александрова знала вся страна. Фильм Эйзенштейна "Броненосец Потёмкин" получил приз на международном фестивале. Самыми популярными фильмами стали те, где меньше всего было коммунистической идеологии - "Волга-Волга", "Весёлые ребята", "Цирк", "Семеро смелых", "Музыкальная история" и другие. При создании кинофильмов использовалась музыка популярных композиторов М.О.Дунаевского, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича.
В живописи и скульптуре В.И.Мухина, М.Б.Греков, Б.В.Ио-гансон, И.И.Бродский создавали произведения историко-революци-онного содержания, портреты вождей и передовиков труда. Художники М.В.Нестеров, А.А.Пластов, А.А.Дейнека, М.С.Сарьян пытались уйти в пейзажную живопись и иные нейтральные темы.
Гонениям подверглось
Советские учёные Н.Н.Семёнов, Д.В.Скобельцын, Л.И.Мандельштам, И.В.Курчатов внесли крупный вклад в развитие ядерной физики. А.А.Микулин, В.Я.Климов, А.Д.Шведов заложили основы конструирования отечественных авиационных двигателей.. Выдающихся успехов добились физиологи и биологи И.П.Павлов и И.В.Мичурин. Благодаря исследованиям Н.И.Вавилова была создана отечественная генетика. К.Э.Циолковский и Ф.А.Цандер разработали теорию космических полётов и реактивного движения. В 1930 г. В СССР построили первый в мире реактивный двигатель. Серьёзные открытия в изучении Арктики сделали О.Ю.Шмидт и И.Д.Папанин.
Репрессии не обошли деятелей науки и культуры. В сталинских застенках закончили жизнь: генетик Н.И.Вавилов, поэт О.Э.Мандельштам, режиссёр В.Э.Мейерхольд и др. Долгое время находились в забвении А.Н.Туполев, С.П.Королев, М.А.Булгаков, М.И.Цветаева, Б.Л.Пастернак.
35. Великая Отечественная война 1941-1945гг.
22 июня 1941 г. Германия, нарушив пакт о ненападении, напала на СССР. Началась война, которая уже в первые недели была по справедливости названа Отечественной и Великой. Великая Отечественная война была составной частью Второй мировой войны, в которой гитлеровской Германии и ее союзникам противостояла мощная антигитлеровская коалиция. Главными участниками коалиции были СССР, США, Великобритания.
Трагическое начало войны поставило перед руководством страны чрезвычайно сложную задачу: переместить в глубокий тыл промышленные предприятия, оборудование, материальные ценности. Уже к декабрю в Сибирь, на Урал, в Среднюю Азию было перемещено более полутора тысяч предприятий и 10 млн человек. На военное положение были переведены все рабочие и служащие: они объявлялись мобилизованными на период войны, рабочий день устанавливался в 11 часов при шестидневной рабочей неделе, сверхурочные становились обязательными, отпуска отменялись.
Перелом в работе тыловой экономики
произошел к лету 1942 г. На востоке
СССР была создана новая военно-
В первые же месяцы войны под немецкой оккупацией оказались миллионы граждан СССР. Оккупанты ввели в действие так называемый план «Ост». «Расово неполноценные народы» (по терминологии авторов документа) — славяне, евреи, цыгане и др. — подлежали физическому уничтожению, превращению в рабов, угоняемых в рейх для работы на новых хозяев Европы. На оккупированных территориях разгорелось пламя партизанской войны. Партизаны и подпольщики стали подлинным кошмаром для захватчиков.
22 июня 1941 – Нападение Германии на СССР
декабрь 1941 – Начало контрнаступления советских войск под Москвой
июль 1942 – февраль 1943 – Сталинградская битва
январь 1943 – прорыв блокады Ленинграда
июль-август 1943 – Курская битва
8 мая 1945 – Капитуляция Германии
Во время великой
Итоги Великой Отечественной Войны:
победа антигитлеровской коалиции;
СССР отстоял свою государственную независимость;
фашистская Германия и Япония потерпели военно-политическое поражение;
фашизм и нацизм были осуждены как идеология агрессии, насилия, расового превосходства;
вырос престиж СССР, усилилось его международное влияние, в Центральной и Юго-Восточной Европе начала формироваться система социалистических государств, находящихся под его прямым контролем;
К сожалению, к итогам Великой Отечественной войны относят и укрепление тоталитарного режима в СССР, возрождение политики репрессий, несколько ослабленных в военные годы. Война, безусловно, научила человечество презирать фашизм, всеми силами противостоять ему. Урок войны, вероятно, и в том, что военно-политическую безопасность одного государства невозможно обеспечить за счет безопасности других, а насилие не может быть способом решения сложных, запутанных международных проблем.
36. Реформаторская деятельность Хрущева. События июнь 1926г. в Новочркаске.
Хрущев и его время - это один
из важных и непростых периодов ис-тории
Советского Союза. Свое предназначение
Хрущев видел в том, чтобы дать мир и благосостояние
советскому народу. Однако неясны были
средства для осуществления этих целей.
В хрущевское время были:
• широкая программа восстановления и
развития сельского хозяйства (повышены
закупочные цены на мясо, молоко, шерсть,
картофель и овощи; списаны многомиллионные
долги совхозов и колхозов;
• вдвое уменьшены налоги с индивидуальных
участков колхозников; введен гарантированный
минимум зарплаты; ведены пенсии для сельских
жителей; программа развития животноводства
(к 1960-му году «догнать и перегнать» Америку
по производству мяса и молока); ликвидированы
МТС (машинно-тракторные станции))интенсивное
жилищное строительство, проведена денежная
реформа, техническое перевооружение
промышленности, сокращен рабочий день,
обновление основных законов, расширены
права союзных республик в экономической
и правовой сферах.
Новочерка́сский расстре́л — название событий, происшедших после забастовки рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода и других горожан 1—2 июня 1962 года
Количество бастующих
достигло 5000 человек, и развитие событий
стало приобретать угрожающий характер.
Была установлена жесткая
38. Политика Перестройки. М.С. Горбачева. Распад СССР.
В 1985 г. политическое лидерство в стране перешло к М.С. Горбачеву.
Был выработан новый курс развития
страны, получивший название «перестройка».
Характер нового курса, продолжавшегося
с 1985 по 1991 г., определялся стремлением
реформировать советское
Выделяют три этапа
перестройки:
1) 1985–1986 гг.;
2) 1987–1988 гг.;
3) 1989–1991 гг.
Первый этап. Период ускорения,
1985–1986 гг.:
1) начало новому курсу было положено на
апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. На Пленуме
речь шла о неотложности глубоких перемен
во всех областях жизни общества; рычагом
преобразований должно было стать ускорение
социально-экономического развития страны;
2) успех курса на ускорение связывали:
– с более активным использованием достижений
НТР (научно-технической революции);
– децентрализацией управления народным
хозяйством;
– внедрением хозрасчета;
– укреплением дисциплины на производстве;
3) на основе реформированной экономики
намечалось решить важные социальные
проблемы – жилищную (к 2000 г.) и продовольственную.
Второй этап. «Гласность»
и перестройка, 1987–1988 гг.:
1) перемены в общественно-политической
сфере начались с проведения политики
гласности. Была снята цензура и разрешено
издание новых газет, журналов;
2) в обстановке более реальной свободы
в стране стали возникать многочисленные
общественные объединения в поддержку
перестройки. Были реабилитированы многие
лица, невинно осужденные по процессам
1930-1950-х гг.;
3) возросла роль публицистики, средств
массовой информации. Начался процесс
восстановления исторической памяти народа,
раскрытия «белых пятен» истории. Перестала
быть запретной критика В.И. Ленина.