Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 00:17, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории".

Вложенные файлы: 1 файл

1-38.docx

— 152.70 Кб (Скачать файл)

В результате осуществления культурной революции СССР были достигнуты определенные успехи: по официальным данным переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять 70 %; в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 млн чел.; до начала 1940-х гг. наблюдался расцвет официально одобренных науки и искусства, с 1960-х — рассвет советской космонавтики, высшие спортивные достижения, процветание сельской промышленности и многое другое. В культурном развитии, согласно официальной государственной информации, СССР вышел на передовые рубежи в мире. Однако реальные результаты значительно расходились с официально заявленными. Во всех республиках СССР вследствие погрома существовавших ранее достижений культуры, искусства, систематических жестоких репрессий интеллигенции и пр. слоёв населения с начала 1920-х гг. стали наблюдаться стагнация его общего культурного уровня, моральная деградация, подмена общечеловеческих ценностей узкоидеологическими.

Главной задачей культурной революции  была идеологическая пропаганда. Культурные преобразования находились под контролем  коммунистической партии и государства. Советское искусство, подчинённое  партийной цензуре, обязано следовало  одному художественному направлению — социалистическому реализму. Политический смысл этого метода заключался в том, что мастера искусства должны были отображать советскую жизнь не такой, какая она была на самом деле, а такой, какой она должна быть при социализме.

Во времена «культурной революции» Сталин выдвинул мысль, что все науки, а в том числе и естественные, должны носить политический характер. Не согласных с этим учёных травили  в прессе или репрессировали. Были свёрнуты исследования и разработки советских генетиков, т.к генетика была названа «буржуазной наукой». Самое пристальное внимание Сталин уделял истории. Он взял под личный контроль учебники по истории России, которая стала называться историей СССР. История представляла в них летописью классовой борьбы угнетённых классов с эксплуататорами. Появилась новая отрасль исторической науки, ставшая одной из ведущих идеологических дисциплин, — «история партии».

Развитие советской культуры в 30-е гг. имело противоречивый характер. С одной стороны, образование, наука, литература, художественная культура были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление. С другой стороны, культура достигла значительных успехов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34. . Советская культура 1920-1930хг.

В 20-30-е гг. большое внимание уделялось  перестройке народного образования  и ликвидации неграмотности. Введено  бесплатное обучение, составлены новые  учебные планы и программы. В 1923 г. появилось общество "Долой неграмотность". Созданы тысячи школ, кружков, пунктов, где грамоте обучали взрослых и детей. К 1926 г. грамотность населения  поднялась до 40 %. В стране начитывалось около 100 тыс. школ с 9 млн. учащихся и  около 1200 вузов и техникумов. В  первой пятилетке начала работать широкая  сеть ликбезов. К концу тридцатых  годов 80 % населения умели читать и писать. В 1913 г. этот показатель составлял 27 %.

В сложном положении оказалась  церковь. У неё были конфис-;

кованы большие ценности, закрыты  и уничтожены многие храмы. Тысячи священников  оказались в лагерях. Особенно активно  такую политику стали проводить  с начала первой пятилетки. Вторая былаобъявлена пятилеткой безбожия. За первые двадцать лет существования Советской власти количество церквей сократилось в десять раз. В сознание людей насаждали идеи атеизма.

Единственным методом в искусстве  был социалистический реализм. Он требовал служения задачам социалистического  строительства. Это выливалось в  слепое восхваление успехов советского общества. К середине 30-х гг. создали единые союзы творческой интеллигенции (Союз писателей. Союз композиторов и др.), в рамках которых только и возможно было профессионально заниматься творчеством.

К числу известных писателей, создавших  в этот период немалую часть своих  произведений, принадлежали: А.М.Горький, А.П.Гайдар, М.А.Шолохов, В.В.Маяковский, А.А.Фадеев, А.Н.Толстой,/Й.Э.Бабель, О.Э.Мандельштам, Ю.К.Олеша, В.П.Катаев, М.М.Зощенко, Б.А.Пильняк.

Шло быстрое развитие отечественного кинематографа. Работы С.М.Эйзенштейна, В.И.Пудовкина, А.П.Довженко, С-А.Герасимова, Г.А.Александрова знала вся страна. Фильм Эйзенштейна "Броненосец Потёмкин" получил приз на международном фестивале. Самыми популярными фильмами стали те, где меньше всего было коммунистической идеологии - "Волга-Волга", "Весёлые ребята", "Цирк", "Семеро смелых", "Музыкальная история" и другие. При создании кинофильмов использовалась музыка популярных композиторов М.О.Дунаевского, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича.

В живописи и скульптуре В.И.Мухина, М.Б.Греков, Б.В.Ио-гансон, И.И.Бродский создавали произведения историко-революци-онного содержания, портреты вождей и передовиков труда. Художники М.В.Нестеров, А.А.Пластов, А.А.Дейнека, М.С.Сарьян пытались уйти в пейзажную живопись и иные нейтральные темы.

Гонениям подверглось творчество Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина, С.А.Есенина, А.П.Платонова, М.И.Цветаевой, А.А.Ахматовой, живопись К.С.Малевича и П.Ф.Филонова, музыка С.В.Рахманинова как несоответствующие идеям соцреализма.

Советские учёные Н.Н.Семёнов, Д.В.Скобельцын, Л.И.Мандельштам, И.В.Курчатов внесли крупный вклад в развитие ядерной физики. А.А.Микулин, В.Я.Климов, А.Д.Шведов заложили основы конструирования отечественных авиационных двигателей.. Выдающихся успехов добились физиологи и биологи И.П.Павлов и И.В.Мичурин. Благодаря исследованиям Н.И.Вавилова была создана отечественная генетика. К.Э.Циолковский и Ф.А.Цандер разработали теорию космических полётов и реактивного движения. В 1930 г. В СССР построили первый в мире реактивный двигатель. Серьёзные открытия в изучении Арктики сделали О.Ю.Шмидт и И.Д.Папанин.

Репрессии не обошли деятелей науки  и культуры. В сталинских застенках  закончили жизнь: генетик Н.И.Вавилов, поэт О.Э.Мандельштам, режиссёр В.Э.Мейерхольд и др. Долгое время находились в  забвении А.Н.Туполев, С.П.Королев, М.А.Булгаков, М.И.Цветаева, Б.Л.Пастернак.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35. Великая Отечественная война  1941-1945гг.

22 июня 1941 г. Германия, нарушив пакт  о ненападении, напала на СССР. Началась война, которая уже  в первые недели была по справедливости названа Отечественной и Великой. Великая Отечественная война была составной частью Второй мировой войны, в которой гитлеровской Германии и ее союзникам противостояла мощная антигитлеровская коалиция. Главными участниками коалиции были СССР, США, Великобритания.

Трагическое начало войны поставило  перед руководством страны чрезвычайно  сложную задачу: переместить в  глубокий тыл промышленные предприятия, оборудование, материальные ценности. Уже к декабрю в Сибирь, на Урал, в Среднюю Азию было перемещено более  полутора тысяч предприятий и 10 млн человек. На военное положение были переведены все рабочие и служащие: они объявлялись мобилизованными на период войны, рабочий день устанавливался в 11 часов при шестидневной рабочей неделе, сверхурочные становились обязательными, отпуска отменялись.

Перелом в работе тыловой экономики  произошел к лету 1942 г. На востоке  СССР была создана новая военно-промышленная база, полностью обеспечивавшая потребности  фронта. С этого времени Красная  Армия получала вооружение, превосходившее немецкое не только в количественном, но и в качественном отношении (танки  Т-34, истребители Як-1, Як-3, штурмовики Ил-2, минометные установки «Катюша»).

В первые же месяцы войны под немецкой оккупацией оказались миллионы граждан СССР. Оккупанты ввели в действие так называемый план «Ост». «Расово неполноценные народы» (по терминологии авторов документа) — славяне, евреи, цыгане и др. — подлежали физическому уничтожению, превращению в рабов, угоняемых в рейх для работы на новых хозяев Европы. На оккупированных территориях разгорелось пламя партизанской войны. Партизаны и подпольщики стали подлинным кошмаром для захватчиков.

22 июня 1941 – Нападение Германии  на СССР

декабрь 1941 – Начало контрнаступления советских войск под Москвой

июль 1942 – февраль 1943 – Сталинградская битва

январь 1943 – прорыв блокады Ленинграда

июль-август 1943 – Курская битва

8 мая 1945 – Капитуляция Германии

Во время великой Отечественной  войны было убито, умерло от ран, погибло  в плену, замучено не менее 27 млн человек.

Итоги Великой Отечественной  Войны:

победа антигитлеровской коалиции;

СССР отстоял свою государственную  независимость;

фашистская Германия и Япония потерпели  военно-политическое поражение;

фашизм и нацизм были осуждены как  идеология агрессии, насилия, расового превосходства;

вырос престиж СССР, усилилось его  международное влияние, в Центральной  и Юго-Восточной Европе начала формироваться  система социалистических государств, находящихся под его прямым контролем;

К сожалению, к итогам Великой Отечественной  войны относят и укрепление тоталитарного  режима в СССР, возрождение политики репрессий, несколько ослабленных  в военные годы. Война, безусловно, научила человечество презирать  фашизм, всеми силами противостоять  ему. Урок войны, вероятно, и в том, что военно-политическую безопасность одного государства невозможно обеспечить за счет безопасности других, а насилие  не может быть способом решения сложных, запутанных международных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Реформаторская деятельность  Хрущева. События июнь 1926г. в  Новочркаске.

Хрущев и его время - это один из важных и непростых периодов ис-тории Советского Союза. Свое предназначение Хрущев видел в том, чтобы дать мир и благосостояние советскому народу. Однако неясны были средства для осуществления этих целей. В хрущевское время были:  
• широкая программа восстановления и развития сельского хозяйства (повышены закупочные цены на мясо, молоко, шерсть, картофель и овощи; списаны многомиллионные долги совхозов и колхозов; 
• вдвое уменьшены налоги с индивидуальных участков колхозников; введен гарантированный минимум зарплаты; ведены пенсии для сельских жителей; программа развития животноводства (к 1960-му году «догнать и перегнать» Америку по производству мяса и молока); ликвидированы МТС (машинно-тракторные станции))интенсивное жилищное строительство, проведена денежная реформа, техническое перевооружение промышленности, сокращен рабочий день, обновление основных законов, расширены права союзных республик в экономической и правовой сферах.

Новочерка́сский расстре́л — название событий, происшедших после забастовки рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода и других горожан 1—2 июня 1962 года

Количество бастующих  достигло 5000 человек, и развитие событий  стало приобретать угрожающий характер. Была установлена жесткая информационная блокада. В Новочеркасске и Шахтах работало 5 машин радиоконтрразведывательной службы на случай попыток радиолюбителей отправить сообщения. В город были стянуты внутренние войска и бронетехника. 23 погибших и 87 раненых. Таков был итог "усмиряющих залпов", главным образом, на площади перед горисполкомом и у горотдела милиции. И это только официальные данные. Все трупы погибших вывезли из города и безымянно похоронили на разных кладбищах Ростовской области. Позднее в Новочеркасске прошёл суд над «зачинщиками беспорядков». Семеро из «зачинщиков» были приговорены к смертной казни и расстреляны. Остальные 105 человек получили различные сроки заключения от 10 до 15 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38. Политика Перестройки.  М.С. Горбачева. Распад СССР.

В 1985 г. политическое лидерство в  стране перешло к М.С. Горбачеву.

Был выработан новый курс развития страны, получивший название «перестройка». Характер нового курса, продолжавшегося  с 1985 по 1991 г., определялся стремлением  реформировать советское общество, которое к 80-м гг. вступило в затяжной социально-экономический кризис. Новый  курс предполагал соединение социализма и демократии, улучшение социализма.

Выделяют три этапа  перестройки:  
1) 1985–1986 гг.; 
2) 1987–1988 гг.; 
3) 1989–1991 гг.

Первый этап. Период ускорения, 1985–1986 гг.: 
1) начало новому курсу было положено на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. На Пленуме речь шла о неотложности глубоких перемен во всех областях жизни общества; рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны; 
2) успех курса на ускорение связывали: 
– с более активным использованием достижений НТР (научно-технической революции); 
– децентрализацией управления народным хозяйством; 
– внедрением хозрасчета; 
– укреплением дисциплины на производстве; 
3) на основе реформированной экономики намечалось решить важные социальные проблемы – жилищную (к 2000 г.) и продовольственную.

Второй этап. «Гласность»  и перестройка, 1987–1988 гг.: 
1) перемены в общественно-политической сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет, журналов; 
2) в обстановке более реальной свободы в стране стали возникать многочисленные общественные объединения в поддержку перестройки. Были реабилитированы многие лица, невинно осужденные по процессам 1930-1950-х гг.; 
3) возросла роль публицистики, средств массовой информации. Начался процесс восстановления исторической памяти народа, раскрытия «белых пятен» истории. Перестала быть запретной критика В.И. Ленина.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"