Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 23:24, шпаргалка
1 вопрос.
Предмет истории. Методы и принципы изучения.
Любая наука изучает свой предмет, что составляет сердцевину дисциплины. Предмет истории – это закономерное возникновение, формирования и развития российского общества, государства, политических партий и общественных движений на разных этапах их развития.
Объектом изучения является политика, экономика, культура.
Итогом работы – новый
свод законов не принят, но в первые
провозглашены либеральные
13 вопрос.
Крестьянская реформа 1861г. Ее оценка и значение.
Крымская война 1853-1856г закончилась позорным поражением крепостнической России от капиталистической Европы. Над страной нависла угроза потери не только части территории, но и статуса внешней державы .выход – перевести на рельсы капитализма те отрасли экономике. Которые работают на нужды обороны. Однако, это означало отменить: крепостное состояние, решить вопрос о земле для крестьян. Это понимал Николай I, но он не смог преодолеть сопротивление бюрократии. К этому времени бюрократии превратилось в значительной слой крупных землевладельцев, поэтому Николай I взял словом у своего сына Александра II, что он проведет реформу. Алексей II создает комитет по разработке реформы. Демократизм – приглашены помещики всех губерний в составлении проектов, как бы они этого хотели. В результате 1860 проект составлен, но началось затяжка, против реформы выступило 3 силы. 1)крупные землевладения их в стране 1,3%, но в их руках треть земли и крепостных. 2) мелкое поместное дворянство . они составляли более 40%, но имели не более 20% крепостных. 3) русская православная церковь. Алексей II в резкой форме потребовал опубликовать манифей 19 февраля 1861, его текст составил метрополит Фотий, в нем объявлено: 1) крепостное состояние отменяется на вечно 2) изменился статус крепостных крестьян. Они стали свободными сельскими . обывателями. Их права: иметь движимое и недвижимое имущество. Заниматься любой профессиональной деятельностью, выступать в суде в пасольстве равной стороны, переходить в другие сословия. В селах содавалось власть в лице сельского схода. На нем выбирали старосту и писаря. Подобное было. Они решали текущее экономические вопросы села, однако политических прав не получили. Помимо манифеста утверждено 4 положения: их суть наметить решение земельного вопроса в степной черноземных зонах. Дело в том, что качество земли там разное,а потому разным будет и величина крестьянских наделов земли, на Севере и нечерноземной зоне ( до 20- 40 40 десятин ) меньше всего надел в черноземной зоне.земля объявлена исключительный собственностью помещика. Однако он должен дать крестьянам наделы земли. Это земля должна быть выкуплена крестьянами. Составлялся договор о норме надела и отклонений от них. Цена земли высокая . в черноземной зоне не более 4 десятин. В степной до 12-15 десятин .цена на землю складывалась на землю. Так, что помещик получал бы проценты в банке равные годовой барщине. В целом это от 600 до 800 рублей, таких денег не было у многих помещиков: если выкупался весь надел, то государство платило помещику за крестьян 80 % от выкупной суммы., если не весь надел, то только 75 %, а остальные будут платить крестьяне. Решено , что до погашения кредита давалось 49 лет. Деньги вносить в номер банка, а это жилье: они из ежегодной суммы оплаты перечисляли государству. 1% , а от 3 до 5 брали лично себе к февралю 1907г государство получило 53%, поэтому Николай II подписал указ по списанию задолженностей. Положительная сторона: 1) в сельском хозяйстве открылась возможность для развития капитализма, однако это осложнено рядом обстоятельств: помешеское землевладелие сохранилось, крестьяне не получили в свою собственность выделенные наделы до тех пор, пока полностью не рассчитываются , государство умысленно их мелкое крестьянское хозяйство , эта база для феодализма, не капитализма. Капитализм получил свыше 10 миллион рабочих рук. . отрицательная: реформа не решила проблемы создания свободных фермерских хозяйств. Если до реформы у крепостных было в среднем 7 десятин, то после реформ.
14 вопрос.
Судебная, земская, городская, народного образования реформы 60-70х г.XIXв
Реформа политической надстройки: судебная, земская, городская, народное образование – реформы. Судебная: отмена крепостного пра изменила социальный облик страны. Исчез слой крепостных и теперь надо уровнять все слои перед законом. Со временем Киевской Руси наблюдалось сращивание княжеской государственной власти с судебной. Отсюда зависимость судов от царской администрации. Николай I считал, что француская революция это результат проклятых юристов, пока я буду на троне в России не будет адвокатов. Судебная реформа прошла 2 этапа. На первом ее возглавлял один из судей над декабристами. Поэтому его «лозунг» : «менять пост, ничего не меняя». И в 1863г получены заметные результаты в судебной реформе. Это это результат руководящего адвоката Зарундева, он использовал опыт с Запада, и в итоге получили самые редовые судебные уставы. Новое: 1) независимость судей от воли царской администрации. 2) выборность и ненаемность судей. 3) состязательность процесса прокурора и адвоката. Главный пункт реформы введение суда присяжных. Суд делится на три категории: 1) мировой суд. Рассматривал мелкие уголовные преступления. 1 судья. 2) окружной суд. Кроме судьи прокурора 12 присяжных заседателей.. их выбирали из сознательных граждан. Задача прокурора доказать присяжным, что подсудимый виновен. Адвокату невиновен и отпустить. 3) судебная палата . она рассматривает тяжкие уголовные преступления и политические дела. Решение судебной палаты можно обжаловать и в сенате. Это высший кассационный орган. Первый суд состоялся в Москве в феврале 1863г дело Ивана Ивановича. Приговор: 1,5 года каторги. Вывод: судебная реформа самая передовая из всех реформ. Земская 1863г:по крестьянской реформе крестьяне сила и волость получили орган управления сельский сход. Однако, что делать с уездом и губернией. Власть стремилась не допустить самостоятельных органов власти на этих этапах, но вынуждена провести реформу. В итоге в уездах и губерниях возникло 2 органа власти. 1) распорядительный орган (земские уездные и губернские собрания, они избираются на 3 года, право выбора получили помещики( более половины мест) и зажиточные крестьяне) они решили экономические вопросы своей территории. Больницы, дороги, приюты. Власть боится земских органов.. решили собирать налоги на земство. Деньги будут выданы казне, и каждый год все меньше. 2) исполнительные уездные и губерные управы их задача провести в жизнь решений земских собраний. Главная опасность, по мнению царя, это возникновение идеи всероссийского земства, которое заменит царь, правительство. Городская 1870: реформа была разработана 1863, но вводить не спешим, помог студент Д. Коронозов , который в 1865 совершил неудачное покушение на Алексея II. Реформу отложили и порядком урезали. В городах вводилось 2 органа власти: 1) городская дума-распорядок органа. Она избиралась на 4 года. В выборах принимал только богатые, намещики проживали в городах. Буржуазия: все граждане, которые платили налог городскую казну. Избирательное право лишили: молодежь до 25 лет, женщин, прислугу, приказчиков, рабочих. В итоге в думу попали состоятельные люди. Положительная страна- буржуазия горда получила доступ не управлению городской экономике. Сегодня город возглавляет мер Чернышев, а городская голова. Народное образование: в России не было госвалют системы системы образования для простых людей. Все отдано на откуп церкви- церковно приходские школы. 1863г. Церковно-приходские школы заменяются государственными народными училищами . с 1 по 4 класс программа: научить писать, считать, читать, закон Божье. Теперь по реформе вводится среднее образование классические и реальные училища . классические для детей знати . они изучали историю, философию и языка. Филология это кадры для государственных учреждений. Выпускники получали льготу – зачислять в универ без сдачи экзаменов . реальные училищ для нужд развивающей экономики. Сюда дети буржуазии, купцов, чиновников низшего духов. К концу века допустит детей рабочих. Здесь технические и естественных наук, льготы нет. Принимали только мужской пол. Для женской половины откроют институт благородных девиц. 1865г реформа высшей школы. Дело в том, что Николай I нанес страшный удар по высшей ш.+колые. Все декабристы имели высшее образование.. универ рассадник заразы. Права вузов урезали, решив самостоятельности. Теперь надо принимать новый универ . устав то, что считается новым практически было до восстания декабристов теперь только восстают. 1)автономия вузов- выборность ректора, декана, зав.кафедрами. 2)ученый совет принимает структуру вуза. 3) учебный совет разработал и утвердил программу учебных дисциплин. 4) подбор кадров преподавтелей.
Вопрос 15
Общественное движение 30х годов
В декабре 1830 года было выступление дворянских революционеров. Они попытались претворить идеи Екатерины 2, от суда 2 проекта конституции: Павла Пестеля и Никиты Муравьева. Общее – это республика, у Пестеля царя вообще нет, а Муравьева монарх есть, но власть его ограничена парламентом. От суда новый царь Николай 1 увидел в этих идеях смертельную угрозу самодержавия. От суда в приговоре их назвали извергами , исчадьем ада, злодеями, которые не могут иметь корней в русском народе. Однако такая оценка не получила поддержки в высшем свете. Все декабристы принадлежали к высшему свету.
В стане введено чрезвычайное
положение. Распущенны все общественные
и благотворительные
Закрыты поездки в Европу,
урезана программа
В этот момент в Москве возрождается практика встреч представителей высшего общества в домах знатных людей . Там собирались историки, философы, филологи, писатели и поэты, богословы.
Регламента не было, поэтому посещение было вольным.
Предметом обсуждений были темы о сотворении мира, о законах развития человеческих цивилизаций, об опыте управления в разных странах. Фактически здесь были представлены 2 направления в развитии общества.
С одной стороны это представители землевладельцев - помесчиков переведших свое хозяйство на капиталистические рельсы. ( Наемный труд + новая техника)
Второе направление. Лица, выражавшие интересы зарождавшейся русской буржуазии.
1848 года они уживались
вместе. Общим моментом были
Однако в 1848 году в Европе произойдет несколько буржуазных революций.
4 монарха потеряли трон.
Николай 1 увидел в этом смертельную
угрозу своему трону. От суда
попытка выступить жандармом
Европы. Это революция расколола
ряды в нашем либеральном
Западники: Грановский во главе. Это историки московского университета : кавелин, Чичерин, Соловьев. Они выдвинули такие идеи:
А) Россия это часть Европейской цивилизации, которая в силу татарок монгольского ига отстала в своем развитии на 150 – 200 лет.
Б) Россия должна перейти на Европейский капиталистический путь развития.
В) отставания надо ликвидировать путем реформ проводимых самодержавием. Главная цель не допустить революции в России.
Эти идеи противоречили взглядам Николая 1,но не призывали к свержению царя. А потому жестких наказаний не последовало.
Славянофилы: во главе стоял Алексей Хомяков - литератор, его идеи разделяли братья Киреевские, Юрий Самарин. Они высказали такие идеи:
А) Россия отличается от запада своим особым путем развития. Мы не пойдем по пути капитализма.
Б) Россия это особая цивилизация созданная богом для поиска наилучших форм развития человеческого общества.
В) в России нет частной собственности у подавляющего большинства населения , ей противостоит сельская община и артельная форма труда. Эти два кирпичика позволят создать справедливый общественный строй.
Г) Петр 1 нарушил традиционное развитие России ,насаждая Европейские порядки. Со времен Петра в России установлена необъятная власть императора. И тем самым был отброшен принцип соборного управления страной. ( Царь правит совместно с представителями бояр и дворян через боярскую думу и земский собор.) правление Николая 1 они считают продолжением политики Петра. От суда их требования:
1) вернуться к духовным устоям древности.
2) царь не должен вмешиваться в повседневную жизнь людей, не нарушать их обычаи нравы.
3) вернуться к управлению страной через народный собор.
Алексей Хомяков подкрепил эти идеи теоретическими раскладками- Россия отличается от запада в 2 моментах.
У нас разные основы культурного развития. На западе все строится на римской культуре, в которой преобладает дух личной отдаленности – интересы личности превыше интересов общества и государства.
Римское право, в основе которого лежит идея неприкосновенности частной собственности. Поощряется любой действие, которое приводит к обогащению.
Славянофилы доказывают, что в нашей основе греческая культура и идеи православия. У греков при всем стремлении к свободе на первом месте интересы общества. Православие осуждает устремление к обогащению: « богатым быть стыдно, если рядом есть бедные»
« с мира по нитке - голому рубашка»
Эти идеи вызвали недовольство у Николая 1, по этому на славянофилов посыпались разные меры притеснения:
А) закрываются газеты и журналы
Б) вводится цензура на их выступления
В) аресты
Г) скоропостижная смерть всех лидеров славянофилов. Остается только Юрий Самарин. Все это случится накануне отмены крепостного права.
Казалось бы, что идеи западников и славянофилов ушли в далекое прошлое. Однако 1991 году ликвидируется советский союз, и новая власть во главе с Ельциным порождает эти идеи.
Литература гласит Россия
это часть запада. Теперь нам постоянно
указывают, что и как делать. В
учебниках Семеникова – Россия это
не отдельная и самобытная цивилизация,
а дрейфующий осколок между передовым
Западом и Дикой Азии. При Ельцине
экономическим развитием
От сюда и та злоба на
методы правления Путина. Идеи Путина
о самобытности России не отрицают
возможности заимствования
Подавив выступления декабристов Николай 1 биться новых подобных действий, от сюда стремление обосновать божественное происхождение монархии. Так возникла государственная идеология самодержавия. Она включает в себя 3 главных постулата:
1 самодержавие - для сохранения
самодержавной монархии надо
было подкрепить статьями
2 православие в этом
заметную роль сыграла