Шпаргалка по "Истории Беларуссии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:04, шпаргалка

Краткое описание

В1. Прадмет і задачы вывучэння гісторыі Беларусі ў сусветным кантэксце Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте.
В2. Фармацыйны і цывілізацыйны падыходы да вывучэння гісторыі.
В3. Кам век на территории Беларус
В4.Бронзовый век.
B5. Ранний железный век.

Вложенные файлы: 1 файл

Отсортированные билеты.doc

— 766.00 Кб (Скачать файл)

45.Формирование бел нации.Нации возникают на базе феодальных народностей в период становления капитализма. Решающую роль в преобразовании народности в нации играет общность территории и экономич жизни, общие черты национального характера, самосознания, культуры и единого литературного языка, а также становления гос-ности. Особенностью бел этноса был раздел их по вероисповеданию на православных и католиков, что не способствовало консолидации бел этноса. Православная церковь и католический костел не признавали белорусов как народ, а исходили из того, что православные - это русские, а католики - поляки. Однако такое разделение по религиозному признаку не помешало становлению общности экономич и культурно-духовной жизни бел этноса. Все это время они проживали на одной тер, в объективно существующих здесь природно-климатических условиях. Здесь вырабатывались характер трудовой деятельности белорусов, их материальная и духовная культура, складывался и развивался язык, формировались особенности быта, обычаев, традиций и норм морали. Веками у белорусов, независимо от их гос-но-политич отношений с соседними народами складывался свой, отличный от других народов исторический менталитет. Все это вместе взятое явилось основой для возникновения и развития национального самосознания бел народа. Объективно засвидетельствовали факт существования самостоятельного бел этноса, его языка и культуры работы Носовича, Никифоровского, Сементовского, особенно трехтомное исследование «Белорусы» Е. Карского и др. Работы этих исследователей способствовали формированию национального самосознания бел народа.

В конце 19 в. термин «Белорусы» и окончательно закрепились за всей этнической территорией белорусов. Однако термин «белорусы» не приобрел еще общенационального содержания. Существовали региональные названия(полешуки),конфессионализмы (русские и поляки), жители некоторых частей Беларуси называли себя «тутэйшыми». Ускорение темпов экономич развития,расширение капиталистического предпринимательства, развитие торговли и путей сообщения, интенсивное железнодорожное строительство способствовали созданию на территории Беларуси единого экономич региона, что сыграло основополагающую роль в формировании бел нации, хотя этот процесс тормозился рядом факторов. Запрещение евреям селиться вне городов, невозможность найти в них работу для большого кол-ва безземельных и малоземельных крестьян деформировали национальный и социальный состав городского населения. Бел национальная буржуазия представляла небольшую прослойку в местной многонациональной буржуазии. Земельный, торговый, промышленный и банковский капиталы находились в собственности польских, русских и еврейских промышленников и купцов. Бел аграрная буржуазия, разделенная по вероисповеданию на православных и католиков, не осознавала своей национальной принадлежности и часто враждебно относилась к проявлениям национального движения. Процесс формирования бел нации сдерживался общим направлением политики правительства. После подавления восстания 1863 царизм окончательно перешел на путь интенсивной русификации. Основой ее стало создание социальной базы этой политики - расширение русского землевладения, продажи земли на льготных условиях приглашенным на службу в Беларусь российским чиновникам. Школа целиком была переведена на русский язык обучения. Важнейшим признаком нации является наличие единого языка, посредством кот обеспечивается политич, экономич и культурная жизнь народа. Старобел язык фактически стал мертвым. После присоединения к России официальное положение гос-ного занял русск язык, однако практически до восстания 1863 в общественно-культурной жизни господствовал польский язык. Русская, как и польская общественно-политич жизнь не воспринимала существование белорусов как самостоят этноса и отрицательно относилась к попыткам лит-ного творчества на бел языке. Сдерживающим фактором в развитии бел яза явился запрет в конце 50-х годов 19в. печатания бел книг латинским шрифтом. В новых исторических условиях источником развития бел яза явилось устное народное творчество, а формирование его

B46.Культура Беларуси во второй половине 19 в.

Школьная реформа 1864 г. демократизировала и расширила  сферу начального и среднего образования. Однако ее результаты были в Беларуси менее значительны, чем в центральных  губерниях России. После подавления восстания 1863 г. были закрыты Гори - Горецкий земледельческий институт, Молодечненская, Новогрудская, Свислочская гимназии, а также все школы на польском языке. В Беларуси действовали специальные «Временные правила для народных школ», разработанные Н. Муравьевым и утвержденные царем в мае 1864 г. Согласно им начальные школы отдавались под контроль православного духовенства, чиновников и полиции. Закон божий, духовное пение, церковнославянский язык, русская грамматика и арифметика - этим ограничивался круг изучавшихся в них предметов. С позиций идеологии самодержавия, православия и народности изучалась история родного края.

На содержание школ отпускались  мизерные средства. Развитие школ шло  медленно, с большим трудом. В 1868 г. в Беларуси насчитывалось 1391 учебное  заведение, в том числе 1249 начальных школ. Одна школа приходилась на 8 - 12 деревень. Не хватало учителей. В качестве учителей часто работали священники, псаломщики, писари. Чтобы исправить положение в Молодечно, Несвиже, Полоцке и Свислочи были открыты учительские семинарии. Но проблемы это не решало, так как в год все семинарии выпускали всего около ста человек. В 1884 г. было издано положение о церковноприходских школах, в соответствии с которым начальные народные школы, учрежденные реформой 1864 г, закрывались. Их место занимали церковноприходские школы, находившиеся в ведении Синода и управлявшиеся местным духовенством.

Медленно развивалось  и среднее образование. В 1868 г. в  Беларуси было восемнадцать средних  учебных заведений: шесть мужских  и четыре женских гимназии, две прогимназии, четыре духовные семинарии, кадетский корпус в Полоцке и Земледельческое училище. Всего в средних учебных заведениях обучалось 3265 человек. Существовавшая система образования не обеспечивала необходимого общеобразовательного уровня. В 1897 г. грамотным было только 25,7% всех жителей Беларуси.

Под особым контролем  находилась печать. В 1869 г. в Вильно была учреждена внутренняя и внешняя  цензура. Официальная правительственная  печать была представлена газетами «Губернские  ведомости» и «Епархиальные ведомости», «Виленский вестник» и журналом «Вестник Западной России». В 1886 г. в Беларуси появилась первая независимая газета «Минский листок», которая с 1902г. выходила под названием «Северо-Западный край». В ней печатались материалы по фольклору, этнографии, истории Беларуси М. Довнар-Запольского, Н. Янчука, А. Богдановича и др., стихи поэтов Я. Лучины, К. Каганца и др. За четверть века после восстания 1863 г. в легальной печати не появилось ни одного белорусского художественного произведения. На белорусском языке был издан ряд произведений за рубежом. В 1881 г. в Женеве была напечатана брошюра «Про богатство и бедность». В 1892 г. в Тильзите вышла брошюра «Дядька Антон, или Беседа обо всем, что болит, а почему болит - не знаем». В 1903 г. в Лондоне увидели свет три брошюры: «Беседа о том, куда мужицкие деньги идут», «Кто правдивый приятель бедного народа», «Как сделать, чтобы стало хорошо на свете». Все они адресовались белорусскому крестьянину и убеждали его в антинародном характере самодержавия, призывали к борьбе.

Новое оживление в  развитии белорусской литературы началось в конце 80-х гг. с приходом в  нее писателей-демократов - Ф. Богушевича (1840 - 1900 гг.), Я. Лучины (1851 - 1897 гг.), А. Гуриновича (1869 - 1894 гг.), А. Обуховича (1840 - 1898 гг.) и др. Основными темами их произведений были: защита интересов деревенской бедноты, право белорусского народа на самостоятельное историческое и культурное развитие, защита белорусского языка. Ф. Богушевич был первым национальным белорусским поэтом. В условиях царизма он не мог печатать свои произведения в России. Поэтому первый сборник стихотворений «Дудка белорусская» он напечатал в 1891 г. в Кракове, второй сборник - «Смык белорусский» - в 1894 г. в Познани. Только через шесть лет после смерти Я. Лучины кружок белорусских студентов в Петербурге издал его сборник «Вязынка» (1903 г.). Литературные произведения А. Гуриновича были также изданы после его смерти.

Во второй половине XIX в. более реалистичным, приближенным к народу стало изобразительное искусство. В белорусской живописи на первый план выходит исторический жанр. Виднейшим его представителем был К. Альхимович (1840 - 1916 гг.). Им были созданы полотна «Похороны Гедымина», «Смерть Глинского в тюрьме», «Смерть в изгнании». Мастером бытового жанра Н. Селивановичем (1830 - 1918 гг.) были написаны картины «Дети во дворе», «В школу», «Старый пастух». Он принимал участие в создании мозаического панно «Тайная вечеря» для Исаакиевского собора в Петербурге. Получили известность картины пейзажиста А. Горовского «Вечер в Минской губернии», «На родине», «Река Березина» и др. Портретную живопись представляли художники Б. Русецкий, А. Ромер, Р. Слизень и др.

На развитие белорусской  культуры большое влияние оказало  театральное искусство русского, украинского и польского народов. В городах Беларуси гастролировали известные мастера русской сцены М. Савина, В. Давыдов, А. Южин и др., исполнители - певцы Л.Собинов, Ф. Шаляпин, пианисты и композиторы С. Рахманинов, Л. Скрябин и др. В 1890г. в Минске был открыт постоянный профессиональный театр, а также «Общество любителей изящных искусств». Большое значение приобрела деятельность музыкальных обществ. Они устраивали публичные концерты и музыкальные вечера, лекции о жизни и творчестве известных композиторов и исполнителей, открывали музыкальные учебные заведения и библиотеки.

Во второй половине XIX в. произошли заметные изменения  в архитектуре Беларуси. С ростом городов шло их благоустройство, строительство водопроводов, устанавливалось  электроосвещение. В центральных частях городов появились новые площади и бульвары, возводились кирпичные многоэтажные дома. Однако основная масса гражданских зданий характеризовалась одноэтажными деревянными постройками. До конца XIX в. в белорусском зодчестве господствовал эклектизм готики, барокко, классицизма и псевдорусского стиля. Обычно банки и учебные заведения оформлялись под классицизм, театры - под барокко, костелы - в стиле неоготики, православные церкви - в псевдовизантийском или псевдорусском стилях. Таковы основные направления развития белорусской культуры во второй половине XIX в.

Таким образом, период вхождения Беларуси в состав Российской империи характеризуется  качественными изменениями в  политической и социально -экономической  сферах жизни белорусского народа, дальнейшим становлением его духовного, этнически-национального самосознания, созреванием необходимых предпосылок для собственной национальной государственности..

47. Грамадска-палітычны рух у Беларусі ў другой палове ХІХ – пачатку ХХ ст.   Общественно-политическое движение во второй половине XIX в-начале XX вв. Подавление восстания 1863, развернувшиеся затем репрессии по отношению к его участникам, фактическое запрещение бел печати надолго задержали развитие национального движения. Оно оживилось вновь только в конце 70-х годов, когда в борьбу вступило новое, народническое поколение. Во главе его оказались разночинцы-народники, сторонники теории крестьянского социализма, разработанного Герценом и Н. Чернышевским. Народничество Беларуси идейно и организационно явилось частью общероссийского движения. Известными представителями этого движения были уроженцы Беларуси М. Судзиловский, А. Бонч-Осмоловский, будущий цареубийца И. Гриневицкий и др. В 1874 - 1884 гг. землячества и нелегальные группы бел студентов существовали во многих высших учебных заведениях России. Члены этих организаций часто были руководителями народнических кружков в Минске, Могилеве, Гродно, Пинске, Слуцке и др городах. Идейно и организационно они были связаны с «Землей и волей», созданной в Петербурге в 1876 г. После ее раскола в 1879 г. большинство бел кружков поддержало сторонников «Черного передела». Лидер его Г. Плеханов дважды посещал Беларусь. В Минске в 1881 были изданы 3 номера газеты «Черный передел» и газета для рабочих «Зерно». После распада «Черного передела» в 1882 г. бел народники перешли на позиции «Народной воли». «Народовольцы» пытались объединиться в единую региональную Северо-Западную организацию «Народной воли», но в конце 1882 г. аресты привели к ее распаду. В начале 80-х гг. центром бел народников был Петербург. Бел землячество при Петербургском университете в 1881г. обратилось с призывом «К бел молодежи», «Письмо про Беларусь», «К бел интеллигенции», «Послание к землякам-белорусам». В нач 1884 г. с инициативой объединения в единую организацию всех народнических кружков выступила группа «Гомон», кот руководили А. Марченко и Х. Ратнер. Были изданы 2 номера газеты «Гомон», кот пропагандировала идеи областной автономии Беларуси в федеративной республиканской России. «Гомоновцы» впервые заявили о существовании бел нации, отстаивали ее права на национальную самостоятельность. Однако создать единую организацию в Беларуси гомоновцы не смогли, что объясняется репрессиями властей и кризисом народничества, кот сходило с исторической арены и уступало дорогу марксизму.

В последующие годы народничество  приобретало либеральный характер. Отказавшись от революционной борьбы с правительством, либеральные народники  сконцентрировали внимание на укреплении крестьянского землевладения, надеясь  задержать процесс обезземеливания крестьян. Они предлагали укрепить общинное землепользование, дать крестьянам льготные кредиты, развивать крестьянские промыслы и т.д.

Развитие капитализма  привело к формированию значительных кадров рабочего класса Беларуси. В силу наличия здесь множества мелких предприятий положение рабочего класса Беларуси было более тяжелым, чем в России. 13 - 14-часовой рабочий день, низкая зарплата, штрафы, отсутствие страхового и пенсионного обеспечения толкало рабочих к разным формам борьбы. Вначале это было бегство, а в 70-е гг. основной формой социального протеста становиться стачка. В 70-х - первой половине 80-х состоялось 23 забастовки. Принятое в 80 - 90-х гг. законодательство об ограничении использования детского и женского труда, размеров штрафа, продолжительности рабочего дня, введение фабричной инспекции существенно не повлияло на положение рабочих Беларуси, ибо его сфера была ограничена лишь частью промышленных предприятий.

В 80-е годы стали создаваться  кружки среди рабочих, где изучались произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. Первый кружок был создан в Минске студентом Э. Абрамовичем. Летом 1885 г. в марксистских кружках занималось 130 рабочих. Качественно новый этап в распространении марксизма связан с возникновением группы «Освобождение труда», возникшей в 1883 г. в Женеве. Рабочее движение Беларуси сливается с общероссийским социал-демократическим движением. Членами группы были уроженцы Беларуси Гецев, Гуринович, Левков, Трусов и др. На активизацию социал-демократического движения в Беларуси оказал влияние созданный в 1895 г. в Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Его членами были уроженцы Беларуси: Лепешинский, Левашкевич, Максимов и др. В сентябре 1895 г. в Вильно для переговоров с местными социал-демократами приезжал В.И. Ленин. Во второй половине 90-х гг. социал-демократические организации действовали в Минске, Гомеле, Витебске, Сморгони, Ошмянах, Брест-Литовске, Гродно, Пинске. Члены социал-демократических организацией проводили политическую агитацию среди рабочих, распространяли листовки и революционную литру, руководили стачечной борьбой рабочих. Активизация революционного движения, количественный рост социал-демократических организаций делали насущным создание единой всероссийской организации. В марте 1898 г. в Минске состоялся I съезд социал-демократических организаций России, и было провозглашено создание Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). В рабочем и социал-демократическом движении Беларуси в конце 90-х гг. появились свои специфические черты: стремление еврейских, литовских и польских социал-демократов создавать рабочие организации по национальному признаку. Были созданы социал-демократические организации Королевства Польского (в 1900 г. социал-демократия Королевства Польского и Литвы), «Всеобщий еврейский союз в Литве, Польше, России» (Бунд).

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Беларуссии"