Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 13:19, шпаргалка
1. Место истории в системе гуманитарных знаний
2. Общая характеристика мировых цивилизаций
3. Киевская Русь: государство и идеология
4. Геополитическое положение Руси в XIII веке.
5. Москва — центр формирования великорусской народности. 6. Образование Русского централизованного государства
7.Политика Ивана Грозного: суть и последствия. 8.Смутное время: причины и характерные черты.
9. Освоение Урала и Сибири. 10. Государство и церковь во второй половине XVII века.
Итоги восхождения Сибири в Россию. 1. Контакт русских крестьян с местным населением способствовал усвоению последними более развитых форм производства. 2. Прекратились распри как внутри этнических групп, так и между отдельными народами, истощавшие экономические ресурсы каждого из них.
10. Государство и церковь во второй половине XVII века.
Церковная политика Алексея Михайловича Романова включала в себя проведение церковной реформы, активной участие царя в церковных соборах, разрешение вопроса о приоритете светской власти над духовной и сопровождалась изменением статуса русского государя. В частности. Соборное Уложение 1649 г. ограничивало имущественные права Церкви, ущемляло ее интересы в судебной области. Однако некоторые положения закона на практике выполнялись не всегда, а Алексей Михайлович порой издавал указы,
противоречащие положениям Уложения. Церковная реформа, проведенная во второй половине XVII в. касалась лишь литургической составляющей богослужебной практики, не затрагивая ее догматической основы.
Царь активно вмешивался в вопросы, входившие в компетенцию церковных властей. Он принимал деятельно участие в работе церковных Соборов, зачастую влияя на их решения. При Алексее Михайловиче произошел переломный момент во взаимоотношениях царской и патриаршей властей. Византийская гго своему происхождению симфония властей была нарушена в пользу светской власти. Знаменательно, что произошло это на фоне торжественно декларируемого и шаг за шагом осуществляемого стремления убрать отличия, накопившиеся в России в сравнении с византийскими образца-ми. Декларация на практике вылилась в свою противоположность. Алексей Михайлович, сняв литургические
противоречия русской Православной и Вселенской церквей, формально желая править по примеру благочестивых греческих царей, превратил патриаршую власть в России в фикцию, по крайней мере в политическом смысле. Царь Алексей использовал авторитет духовной власти для укрепления и возвышения царской власти. Но притязания Церкви в лице патриарха Никона на первенство в государстве натолкнулись на начавшийся при Алексее Михайловиче процесс абсолютизации власти монарха. В дальнейшем эта тенденция привела к ослаблению Церкви и окончательному ее подчинению государству.
Раскол церкви. XVII в. — падение авторитета официальной церкви. Сложным и противоречивым явлением религиозной и общественной жизни России являлся раскол, у истоков которого стояли патриарх Никон и протопоп Аввакум. Поводом к расколу послужили разногласия по вопросу об исправлении церковных книг, молитв и обрядов. Проведенные вскоре после избрания в 1652 г. Никона патриархом церковные соборы утвердили представленные им новшества, отлучили от церкви противников. Царь в целом поддерживал начинания Никона единообразие церковной службы и унификация управления церковью, поскольку они соответствовали интересам укреплявшегося абсолютизма. Однако светская власть шла по пути централизации и бюрократизации, а потому Алексей Михайлович не мог мириться с теократическими идеалами Никона, его претензиями на роль второго великого государя, на политическое лидерство.
В середине XVII в. патриарх Никон провел ряд церковных реформ, направленных на ее укрепление. Они касались религиозных обрядов старого крещения двумя перстами, исправления церковных книг и сверки их с греческими оригиналами. Это вызвало сопротивление части духовенства и знати, боявшейся подрыва церковного авторитета. Появилось контрдвижение старообрядцев сторонников старого. Российская церковная смута XVII в. получила
наименование раскола. К раскольникам присоседилось огромное множество забитых крепостнических людей, которым казалось, что ухудшение их положения связано с нововведениями в церкви патриарха Никона.
11. Петр 1 и его реформы
Эпоха петровских реформ охватывает всю первую четверть XVIII века — от утверждения полного единовластия царя Пerpa I в 1689 г. до его смерти в 1725 г.
Основными ее вехами стали:
1 поездка в Архангельск 1693-1694 гг.;
2 Азовские походы 1695 — 1696 гг.;
3 Великое посольство 1696-1697 гг.;
4 Северная война 1700-1721 гг.;
5 основание г. Санкт-Петербурга 1703 г.;
6 победа под Полтавой 1709 г.;
7 Ништадский мирный договор 1721 г.;
8 провозглашение России империей 1721 г.
Поскольку все успехи и проблемы России в XVII! веке явились следствием реформ Негра Великого, то к ним, как и к личности царя-реформатора приковано особое внимание историков. Одни ставят ему в заслугу бурный рост российской промышленности<span class="Normal_0020_0028Web_002