Шпаргалка по "Истории России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 10:13, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1 Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян. Общественный строй, хозяйство, верования накануне образования государства.
Вопрос 2 Образование Древнерусского государства.
Вопрос 3 Особенности социального строя Древней Руси.
...
Вопрос 31 Августовский путч - попытка государственного переворота и ее провал

Вложенные файлы: 1 файл

istoria.docx

— 144.67 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1

восточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян. Общественный строй, хозяйство, верования  накануне образования государства.  
 
Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных Близостью языков и общностью происхождения. Их численность — почти 300 млн человек. Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV— III тысячелетии до н. э. расселились на громадной территории Европейского материка — от Европы до Индии. Ближайшими родственниками славян по языку были балты — предки литовцев, латышей и пруссов. Соседями на юге и западе — германцы, которых славяне называли общим именем «немцы». Восточными соседями — западно-иранские племена — скифы и сарматы. К этой же семье относились индийцы, иранцы, древние хетты, армяне, греки и римляне, кельты и др. народы. Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. Во второй половине I тысячелетия они заняли территорию от Эльбы и Одера на западе, Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех языке — праславянском. Однако по мере расселения древние славяне всё более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации: 

  •  
    западные славяне – поляки, чехи, словаки;
  •  
    южные славяне – болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы;
  •  
    восточные славяне – это русские, украинцы, белорусы. 

 
В середине I тысячелетия племена  восточных славян занимали огромную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до северного Причерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. В VIII—IX вв. у восточных славян сложилось около 15 наиболее крупных союзов племен. Картина их расселения выглядела следующим образом: 
 
> поляне - по среднему течению Днепра; 
 
> древляне — на северо-западе, в бассейне реки Припять и в Среднем Поднепровье; 
 
> славяне (славяне ильменские) — по берегам реки Волхов и озера Ильмень; 
 
> дреговичи — между реками Припять и Березина; 
 
> вятичи — в верховьях Оки, по берегам Клязьмы и Москвы-реки; 
 
> кривичи — в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги; 
 
> полочане — по Западной Двине и ее притоку реке Полота; 
 
> северяне — в бассейнах Десны, Сейма, Сулы и Северного Донца; 
 
> радимичи — на Соже и Десне; 
 
> волыняне, бужане и дулебы — на Волыни, по берегам Буга; 
 
> уличи, тиверцы — на самом юге, в междуречьях Буга и Днестра, Днестра и Прута; 
 
> белые хорваты — в предгорьях Карпат.

Основными орудиями труда  были соха с железным наконечником, серп, мотыга, но применялся уже и  плуг с лемехом. У славян лесной зоны было подсечное земледелие, при котором леса вырубались и сжигались, зола, смешанная с верхним слоем почвы, служила хорошим удобрением. В течение 4—5 лет снимался хороший урожай, потом этот участок забрасывался. Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овес, горох, гречиху. Важными сельскохозяйственными техническими культурами были лен и конопля. Хозяйственная деятельность славян не ограничивалась земледелием: они занимались и скотоводством, разводили крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей, овец и домашнюю птицу. Были развиты охота и рыболовство. Ценными мехами платили дань, они являлись эквивалентом денег. Занимались славяне и бортничеством — сбором меда диких пчел. Из меда приготовляли хмельные напитки. Важной отраслью хозяйства было производство железа. 

Вопрос 2

Образование Древнерусского государства

Предпосылками образование древнерусского государства стали распад родоплеменных  связей и развитие нового способа  производства. Древнерусского государство  складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых  противоречий и принуждения.

Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей - дружина. Уже в 9 в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в  обществе.

Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге  и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения  полян с центром в Киеве.

Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр - в г. Новгороде). В середине 9 в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Поэтому годом образования древнерусского государства считается 862 год.

Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18 в. немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер  доказывали скандинавскую теорию образования  древнерусского государства (Руси).

М.В.Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге.

Ломоносов, опираясь на «Сказание  о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20 вв. учеными-историками.

Первые упоминания о Руси засвидетельствованы  в «Баварском хронографе» и относятся  к периоду 811-821 гг. В нем русские  упоминаются как народ в составе  хазар, населяющии Восточную Европу. В 9 в. Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.

Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжскийкнязь Олег (879-912), завладевший Смоленском и Любечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 г. обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян - Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.

В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход  на Царьград (Константинополь), столицу  Византийской империи. Русская дружина  опустошила окрестности вынудила греков просить Олега о мире и заплатить  огромную дань. Результатом этого  похода стали очень выгодные для  Руси мирные договора с Византией, заключенные  в 907 и 911 гг.

Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 г. он совершил на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпёло поражение в морской битве. Тогда в 945 г. в союза с печенегами он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань с древлян Игорь был убит.

Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 г. она посетила Константинополь и крестилась в православие.

Святослав (957-972) - самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 г. он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.

Центром образования древнерусского государства стали Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 в. обе  эти группы объединились в единое древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.

 

Принятие христианства на Руси

 
Самые первые известия о проникновении христианства на Руси относятся еще к первым векам н.э. В IX в. Русь дважды принимала  христианство: первый раз при Ольге - 957 г.; второй - при Владимире 988 г.  
После крещения Ольге христианизация Руси пошла быстрее. Русь поддерживала добрые отношения и с Византией, и с римской церковью; здесь были и мусульмане, и иудеи. Но необходимо было принять христианство по нескольким причинам:  
1.Это нужно было в интересах развития государства, v чтобы избежать изоляции от всего мира.  
2.Единобожие соответствовало сущности единого государства во главе с монархом.  
3.Христианство укрепляло семью, вводило новую мораль.  
4.Способствовало развитию культуры - философия, богословская литература.  
5.Социальное расслоение требовало новой идеологии. (язычество - равноправие)  
Видимо и сам Владимир задумался над своей жизнью, где были и братоубийство, и разврат. Христианство могло отпустить грехи и очистить душу.  
В летописях говорится о религиозных миссиях мусульманской Волжской Булгарии, из иудаистской Хазарии. Мусульманство не подошло, потому что запрещало употребление вина. Католицизм не подходил, потому что служба велась на латыни, а во главе церкви стоял Папа, а не светская власть.  
В 987 г. Русь и Византия начали переговоры о крещении. Владимир требовал себе в жены сестру императора Василия II - принцессу Анну. Византии нужна была помощь русских в борьбе с мятежниками. Император дал согласие выдать свою сестру Анну за Владимира, но взамен сам Владимир должен принять крещение и подавить восстание. Русский отряд направлен в Византию, мятеж подавлен, но греки не спешат выполнять условия договора о браке. Владимир собрал рать и в 988 г. двинулся на центр Византийских владений в Крыму v Херсонес (Корсунь). Осада длилась несколько месяцев. Однажды в стан Владимира с осаждаемых стен была пущена стрела с запиской, в которой говорилось, что необходимо перекрыть водопровод. Ее писал священнослужитель Анастас.  
Херсонес был взят и Владимир послал в Константинополь гонцов с требованием выдать за него Анну. В послании он обещал принять крещение. Здесь он его и принял, получив христианское имя - Василий. После этого он вернулся в Киев, взяв с собой иконы, церковную утварь и священников.

Христианизация Руси.

 
Прошло много времени между  крещением Владимира и христианизацией  Руси. В 990г. предпринимаются первые шаги по введению новой веры, которые встречают огромное сопротивление со стороны язычников.  
Сначала крещение принял Киев. Началось строительство церквей.  
В Новгороде Владимир поручил эту миссию своему дяде Добрыне. Горожане разгромили двор Добрыни, убили его близких, но вскоре мятеж был подавлен.  
Византия помогала в этом Руси v переправлялись книги. Составлялся их тщательный перевод. Во главе церкви стоял не священник (как римский Папа), а светская власть.

 

Вопрос 3

Особенности социального  строя Древней Руси

Древняя Русь являлась типичным примеромраннефеодальной монархии, хотя процесс феодализации здесь шел заметно медленнее, чем в странах Западной Европы. В основе социальных отношений лежала собственность феодала на основное средство производства — землю — и неполная собственность на феодально-зависимого работника. В этот период военно-дружинная знать становится собственником земель, а живущие и работающие на ней общинники-земледельцы платят ей за пользование землей налог. Выделяются два основных класса — крестьяне (прежде всего, смерды) и феодалы.

Смердами назывались люди, занимающиеся сельскохозяйственным трудом. Они составляли основную массу населения и делились на свободных общинников, которые вели натуральное хозяйство и платили дань князю, и зависимых людей. Зависимое население состояло из закупов — разорившихся общинников, которые попали в зависимость от князя, взяв у него долг деньгами, скотом, семенами или инвентарем; рядовичей — зависимых людей, заключивших с князем договор («ряд»); изгоев — обедневших выходцев из общин; холопов — зависимых людей, находившихся на положении рабов и выполнявших хозяйские работы в вотчине.

Класс феодалов составляла военно-княжеская  знать — представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен или земель, бояре, старшие дружинники. Наиболее уважаемые, старшие, дружинники именовались боярами и составляли постоянный совет при князе — Боярскую думу.

Верховным собственником земли  и всех природных богатств (пушнины, меда и воска диких пчел, рыбы и т. д.) было государство. Бояре и  дружинники со времен первых Рюриковичей  получали от князя часть дани, в  сборе которой они принимали  непосредственное участие. На местах княжеская  власть была ограничена элементами сохранявшегося народного самоуправления в лице выборных старейшин (старцев градских), которые участвовали в княжеской думе и влияли на принятие того или иного решения, а также народного собрания(вече).

В целом иерархическая структура  власти была такова: великий князь  Киевский; дружина, удельные князья, посадники, волостели, местная дружина, погосты, становища, волости.

Вопрос 4

Политическая раздробленность  на Руси. Её причины, сущность и последствия.

Можно назвать следующие причины феодальной раздробленности на Руси:

Можно назвать следующие причины феодальной раздробленности на Руси:

во-первых, особенности становления  феодализма на Руси. княжеские междоусобицы — это прежде всего борьба за перераспределение налога, которая позволяла захватить наиболее выгодные княжения и закрепиться в ранге главы суверенного княжества;

во-вторых, натуральное хозяйство, отсутствие экономических связей способствовало созданию сравнительно небольших феодальных мирков и сепаратизму местных  боярских союзов;

в-третьих, развитие боярского  землевладения: расширение боярских вотчин путем захвата земель смердов-общинников, покупка земли и т. п. — вело к усилению экономической мощи и  самостоятельности бояр и в конечном счете к обострению противоречий между боярами и великим киевским князем. Бояре были заинтересованы в такой княжеской власти, которая могла бы обеспечить им военную и правовую защиту, в частности в связи с ростом сопротивления горожан, смердов, способствовать захвату их земель и усилению эксплуатации. Местные бояре стали приглашать князя со своей дружиной, но отводили им поначалу только полицейские функции. В последующем князья, как правило, стремились получить всю полноту власти. И это, в свою очередь, вело к обострению борьбы между боярами и местными князьями;

в-четвертых, рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров;

в-пятых, в XII в. торговые пути стали обходить Киев; европейских  купцов, а также новгородцев все  более привлекали Германия, Италия, Ближний Восток, «путь из варяг  в греки» постепенно терял свое значение;  

 

Итак, в середине XII в. Киевская Русь распалась на 15 больших и малых княжеств, а в начале XIII в. их количество увеличилось до 50.     

Три основных политических центра: на юго-западе — Галицко-Волынское  княжество; на северо-востоке — Владимиро-Суздальское  княжество и Новгородская земля.

Галицко-Волынское княжество  унаследовало политический строй Киевской Руси. Князья при решении важных вопросов должны были учитывать мнение боярско-дружинной знати и городских собраний (вече). Эта особенность отражала своеобразие социально-экономического развития Галицко-Волынской земли: здесь традиционно сильными были боярские вотчины и города. С середины XIII в. княжество слабело: внутренние смуты и постоянные войны с Венгрией, Польшей и Литвой привели к тому, что оно было включено в состав Великого княжества Литовского и Польши.         

Владимиро-Суздальское княжество  обособилось от Киева при князе  Юрии Долгоруком (1125—1157). Его массовое заселение происходило в XI—XII вв. Переселенцев из южных районов Руси привлекали относительная безопасность от набегов (край был покрыт непроходимыми лесами), плодородные земли русского ополья, судоходные реки, вдоль которых выросли десятки городов ( Москва, Нижний Новгород). Здесь не было старинных боярских вотчин и прочных традиций городского самоуправления. Владимиро-суздальские князья были значительно свободнее в своих решениях и опирались не столько на бояр и города, сколько на лично преданных им княжеских слуг.            

Иной тип государственного устройства сложился в Новгороде. Один из древнейших русских городов был вместе с тем одним из самых богатых и влиятельных. Основой его процветания стало торговля и ремесло. Местное купечество было полноправным участником торговых операций на северо-западе Европы, торговало с немецкой Ганзой, Швецией, Данией, странами Востока сукнами, солью, янтарем, оружием, драгоценностями, мехами, воском. Сила и влияние были сосредоточены в руках новгородского веча. О его составе историки спорят. Одни считают, что в нем участвовало все городское население и даже жители близлежащих сел. Другие утверждают, что полноправными участниками веча были так называемые «пятьсот золотых поясов» — выходцы из крупных боярских родов. Как бы то ни было, решающую роль играли влиятельные боярские и купеческие роды, а также духовенство. 

 

Последствия раздробленности

Являясь закономерным явлением, раздробленность способствовала динамичному  экономическому развитию русских земель: росту городов, расцвету культуры. С  другой стороны, раздробленность привела  к снижению оборонного потенциала, что совпало по времени с неблагоприятной  внешнеполитической ситуацией. К началу XIII века помимо половецкой опасности  Русь столкнулась с агрессией  с двух других направлений. Появились  враги на северо-западе: католические немецкие Ордена и литовские племена, вступившие на стадию разложения родоплеменного строя, угрожали Полоцку, Пскову, Новгороду и Смоленску. В 1237-1240 годах произошло монголо-татарское нашествие с юго-востока, после которого русские земли попали под власть Золотой Орды.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории России"