Шпаргалка по "Истории мировых цивилизаций"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 22:21, творческая работа

Краткое описание

6. Каковы критерии периодизации истории?
Критериев для периодизации истории может быть много. Археологи различают исторические эпохи по основным инструментальным материалам - каменный век, медно-каменный, бронзовый и железный. В наше время -признаки перехода от века железа и его производных (сплавов, сталей) к веку композитов, керамики, искусственных материалов (например, алмазы). Такая классификация удобна, очевидна, но остается вопрос: может ли базовый материал служить главным отличительным признаком динамики многообразного общества?

Вложенные файлы: 1 файл

ShPORA_Istoria_mirovykh_tsivilizatsi.doc

— 459.50 Кб (Скачать файл)

6. Каковы критерии  периодизации истории?

Критериев для периодизации истории может быть много. Археологи  различают исторические эпохи по основным инструментальным материалам - каменный век, медно-каменный, бронзовый  и железный. В наше время -признаки перехода от века железа и его производных (сплавов, сталей) к веку композитов, керамики, искусственных материалов (например, алмазы). Такая классификация удобна, очевидна, но остается вопрос: может ли базовый материал служить главным отличительным признаком динамики многообразного общества?

Л. Морган и Ф. Энгельс  выделяли три крупных этапа: дикость (присвоение готовых продуктов природы), варварство (развитие скотоводства и  земледелия), цивилизация (развитие промышленности). История классового общества делилась на рабовладельческий строй, феодализм, капитализм.

К.  Маркс  за  основу     классификации   истории   принял   формы собственности, связанные  с развитием классов и государства. При этом духовный мир - всего лишь хрупкая надстройка над материальным базисом производственно-экономическими отношениями.

Марксистская периодизация истории стала доминирующей. Но к  концу XX в. вдруг обнаружилось, что общественная собственность (особенно в ее государственно-социалистической форме) далеко не высший и тем более не последний этап  в  развитии  способов  присвоения  и  соответственно производства.

Она отчуждает человека от условий и результатов его  труда, подрывает интерес и инициативу, превращает в винты государственно-бюрократической  машины, исполнителя ее воли. Начался ренессанс частной собственности, I личного присвоения, мелкого бизнеса, рыночной конкуренции, развернулся процесс разгосударствления, потерпели крах тоталитарные режимы. Это – не возврат к раннему капитализму, а начало нового витка исторической спирали. Новое общество получило название постиндустриального. И оно, вероятно, не будет завершающим.

2. Сильные и  слабые стороны марксистской  периодизации истории

 

Л. Морган и Ф. Энгельс  выделяли три крупных этапа: дикость (присвоение готовых продуктов природы), варварство (развитие скотоводства и земледелия), цивилизация (развитие промышленности). История классового общества делилась на рабовладельческий строй, феодализм, капитализм.

К.  Маркс  за  основу     классификации   истории   принял   формы собственности, связанные с развитием классов и государства. При этом духовный мир - всего лишь хрупкая надстройка над материальным базисом производственно-экономическими отношениями.

Марксистская периодизация истории стала доминирующей. Но к  концу XX в. вдруг обнаружилось, что общественная собственность (особенно в ее государственно-социалистической форме) далеко не высший и тем более не последний этап  в  развитии  способов  присвоения  и  соответственно производства.

Она отчуждает человека от условий и результатов его  труда, подрывает интерес и инициативу, превращает в винты государственно-бюрократической машины, исполнителя ее воли. Начался ренессанс частной собственности, I личного присвоения, мелкого бизнеса, рыночной конкуренции, развернулся процесс разгосударствления, потерпели крах тоталитарные режимы. Это – не возврат к раннему капитализму, а начало нового витка исторической спирали. Новое общество получило название постиндустриального. И оно, вероятно, не будет завершающим.

4. Ведущее место  развития духовного мира человека в историческом прогрессе

 

Двойственность человека, противоречия между устремлениями  духа и тела общеизвестны. Телесное и духовное начала развиваются по своим собственным законам. Как  биологический вид человек принципиально  не меняется. Духовный же мир его, особенно уровень и круг его знаний, навыков, способов их передачи - разителен.

Общая историческая тенденция - в том, что по мере развития человека духовное начало в обществе приобретает  все большее значение, определяя  его динамику. Из этого и вытекает новый подход к критериям периодизации истории.

7. Общеисторические  закономерности циклической динамики  и социогенетики.

1. Ход исторического  процесса носит неравномерный,  волнообразно-спиралевидный характер. Период от зарождения какой-либо  общественно-исторической системы до ее гибели (или радикального преобразования) является ее жизненным циклом. Его анатомия, внутренняя структура включают фазы: зарождение, скрытое развитие; рождение, утверждение в борьбе с отживающей системой; распространение, превращение в преобладающую, господствующую систему; зрелость; дряхление, нарастание противоречий, противоборство с нарождающейся новой системой; наконец, длительная фаза отмирания, реликтового существования на периферии новой системы.

Под историческим циклом понимается период времени от рождения новой исторической системы до следующего переворота, когда утверждается очередная система. Исторический цикл на две фазы короче жизненного: конечная и начальная фазы сменяющих друг друга циклов совпадают по времени.

  1. История полициклична: друг на друга накладываются, взаимодействуя, исторические    циклы    разной    глубины    и длительности.
  2. Между двумя смежными циклами лежит переходный период, характеризующийся кризисом и отмиранием отживающей системы и рождением новой (войны, распады...). Из хаоса рождается новая упорядоченная,   выражающая   содержание очередного цикла. Переходные периоды имеют отпечатки и уходящей и приходящей цивилизации и их противоборства.
  3. Цикличный подход определяет понятие: историческое время, измеряемое  количеством исторических  событий  в  единицу календарного времени.

Бег исторического времени неравномерен по фазам цикла. Он то замедляется в фазах зрелости и застоя, то ускоряется во времена кризисов и революционных перемен.

Наблюдается закономерность ускорения темпов исторического прогресса, сокращение длительности жизненного цикла каждой последующей цивилизации, продолжительности ее фаз.

5. Изменение ритмов мировой истории требует определения географических эпицентров, по которым ведется отсчет исторического времени. Каждая локальная цивилизация, страна имеет свое историческое время, то отставая, то приближаясь к общеисторическому хронометру периодичности мировых цивилизаций. Вокруг этого эпицентра располагаются разноудаленные зоны влияния, исторические время в каждой из которых все более отстает от эталонного времени лидера.

  1. Исследование исторических циклов требует выяснения закономерностей исторической генетики, регулирующих процессы наследственности, изменчивости и отбора в развитии стран, народов, человечества. Структура общественного генотипа, объем передаваемого от поколения к поколению, от цивилизации к цивилизации наследства постепенно обогащается.
  2. Исторические циклы находятся в постоянном взаимодействии со смежными циклами и прежде всего с циклами в развитии природы. Региональные природные условия создают фон и определяют естественные условия возникновения и развития исторических циклов. Например, возникновение цивилизаций Древнего Египта, Двуречья, Индии. Отсчет части времени начался на два тысячелетия позже, чем в Средиземноморье, поскольку позже началось потепление после ледникового периода.

8. Классификация  исторических циклов в пространственном  и временном разрезе.

В пространственном аспекте различают циклы, свойственные истории какого-либо региона, страны, группы стран (например, Западной Европы, Юго-Восточной Азии), континента и исторический путь всего человечества (глобальные циклы). При этом нужно учитывать, что эпицентры исторических переворотов, лежащих в основе формирования новых цивилизаций или их крупных этапов, перемещаются по планете. Следовательно, одновременно на Земле могут соседствовать и взаимодействовать страны, представляющие несколько цивилизаций. Да это бывает и в одной стране (индейцы в Америке, ханты в России).

Во временном  аспекте по длительности (и глубине преобразований) можно различать следующие исторические циклы.

  1. Краткосрочные циклы охватывают несколько лет на одном витке исторического прогресса, не меняя существенно судьбу страны, народа,мира.
  2. Среднесрочные (10...20 лет) циклы связаны со сменой периодов активности деятельности людей, обновлением технологий, политическими переменами и т. п. Эти перемены глубже, чем при краткосрочных циклах, но генотип народа существенно не меняется.

Уникальное исследование Л. Л, Чижевского, опубликованное в 1924 г. позволило обнаружить цикличные колебания числа массовых событий со средним периодом 11 лет. А. Л. Чижевский увязывает среднесрочные циклы с циклическими колебаниями солнечной активности.

  1. Долгосрочные, полувековые исторические циклы совпадают с Кондратьевскими "длинными волнами" в экономическом и технологическом развитии и связаны с качественными сдвигами в глубинных пластах общества. Длинные волны промышленного развития, исследовавшиеся Н. Д. Кондратьевым, были поздней формой проявления процесса, начавшегося задолго до того в Китае (930 г. - начало рыночной экономики в Китае). Различные авторы выделили 20 Кондратьевских волн более, чем за 1100 лет с 930 г.; средняя продолжительность этих циклов 58 лет с колебаниями от 48 до  80 лет.  Наиболее  отчетливо проявились  и всесторонне изучены долгосрочные циклы (волны Кондратьева) в индустриальном обществе. Нет сомнений, что такие периодические колебания (с постепенно сокращающейся длительностью) сохраняется и   в будущем  развитии человечества.
  2. К  более высокому уровню цикличной динамики можно отнести сверхдолгосрочные, многовековые цивилизационные циклы, выражающие ритмы   смены   мировых    цивилизаций    и    знаменующие    коренные преобразования в обществе.
  3. В литературе высказываются гипотезы о существовании наиболее длительной формы цикличности - тысячелетних циклов (О. Шпенглер, А. Тойнби, Л. Н. Гумилев). Тысячелетний цикл объединяет несколько имеющих общие глубинные основы многовековых циклов (родственных цивилизаций). Первый суперцикл охватывает неолитическую, раннеклассовую и античную цивилизации (7-8 тыс. лет). Второй суперцикл берет начало с середины 1 тыс. н.э. и длится полторы тысячи лет. Это были этапы зарождения становления и торжества индустриального общества. С конца XX в. Начался переходный период к следующему суперциклу, который охватит, вероятно, постиндустриальную и две последующие цивилизации (три многовековых цикла), - если какая-либо трагическая случайность не перечеркнет этот путь.

15, 18

 

Неолитическая цивилизация.

Прогресс производительных сил, повышение искусности работника  стало возможным на основе общественного  разделения труда. Выделение земледелия и скотоводства в отдельные виды труда -  первое крупное разделение труда - выделение ремесел. Каменные орудия, керамика, строительство, изготовление одежды, обуви, обработка кож, ткачество...

Оседлый образ жизни  земледельцев привел к увеличению постоянных поселений, а затем и городов, насчитывавших десятки и согни  жилых домов, культовые сооружения, мастерские. Возможно третье общественное разделение труда — строительство, как особый вид деятельности.

Усложнение структуры  общества, необходимость следить  за природными циклами, определять сроки  сельхозработ, соединять эта занятия  с обрядами, охранять поселения от покушений соседей или кочевников привело к четвертому крупному общественному разделению труда - выделению вождей и жрецов, воинов.

Крупные сдвиги произошли  в экономических отношениях. Расширился круг объектов присвоения, утвердилась  общинная собственность на средства производства.

Развитие общественного  разделения труда привело к развитию обмена продуктами труда как внутри общины, так и между общинами.

Стали формироваться  элементы социально-политических отношений. Началось социальное расслоение общины. Сформировались крупные межобщинные объединения - племена.

Значительные перемены коснулись и верхнего этажа пирамиды духовного мира человека. Резко возрос уровень познания окружающего мира. Сформировались зачатки наук - астрономии, математики, биологии, медицины,   материаловедения,  агрономии...   Первичное  миросозерцание отразилось в верованиях, мифах. Искусство отражало эти мифы.

Уже в 4 тыс. до н.э. появились признаки исчерпания потенциала неолитической цивилизации, начался переход к очередному этапу энеолиту (медно-каменному веку).

В период энеолита преобладающим  материалом стал металл - медь, золото, затем бронза (сплав меди и олова). Для развития литья и металлообработки нужны были руды и технологии их обработки. Общество переживало кризис в развитии технологии, в экономической и социальной жизни. Появилась частная собственность, что неизбежно вело к возникновению классов и государства.

16, 18

 

Раннеклассовая  цивилизация (бронзовый век).

Ядром социальной революции, положившей начало второго цивилизационного цикла, стало возникновение частной собственности, денежного обращения, классов, государства, - социальных изобретений, определивших лицо и последующих цивилизаций.

Частная собственность, сменившая общинную, передаваемая по наследству членам своей семьи стала важным стимулом повышения эффективности труда. Его мотивацией стал экономический интерес к приумножению собственности, накоплению богатств, увеличению комфортности быта и его украшению.

Развитие регулярного  обмена потребовало создания всеобщего эквивалента товара во всем его многообразии. Человечество закрепило функции такого эквивалента   за   металлическими   деньгами -   золотом, серебром.

Особенностью социально-экономических  отношений стало превращение  в объект собственности человека, т. е. рабов. Появились классы рабовладельцев и рабов. Другая особенность экономики бронзового века - иерархичность отношений собственности: на вершине общества -верховный всемогущий правитель (фараон, царь) и жрецы.

Был достигнут скачок в разделении и повышении эффективности труда. Развиваются разнообразные ремесла, строительное искусство. Прикладное применение находят научные достижения... Развиваются профессии художественной культуры: художники и скульпторы, музыканты, певцы, танцовщики, драматические актеры, парикмахеры, поэты... Процесс дифференциации видов деятельности позволял совершенствовать технологии и орудия труда, добиваться большей его эффективности. Это стало основой технического и экономического прогресса.

Усложнившиеся экономические  и социальные отношения потребовали специализированного аппарата - государства, которое бы выполняло функции внутреннего регулирования и внешней защиты (и нападения), опираясь на узаконенные нормы права.

Быстрый рост численности  и уплотнения населения, развитие ремесел, формирование административных центров, необходимость их укрепления и зашиты стали предпосылкой создания сети городов в центрах локальных цивилизаций. Значительно расширился ареал распространения древних цивилизаций. Вот несколько эпицентров бронзового века: Египет, Шумер, Месопотамия, Индия, Хеттское царство, Китай. В Европе: Крито-Микены (минойская культура), Мильярская культура (Пиренеи), Майкопская культура на северо-западе Кавказа.

Конец II, начало 1 тысячелетия можно назвать переходным периодом к античной цивилизации. Характерная черта этого периода - упадок некогда могущественных государств, зарождение и становление новых локальных цивилизаций, перемещение центра мирового прогресса в северное Средиземноморье, где формировалась античная цивилизация.

17. Главные  достижения античной цивилизации,    24

Античная цивилизация.

Античная цивилизация - вершина "первой волны" в истории  человечества, сформировавшей генотип  общества во всем разнообразии его  элементов. Хронологические рамки  античной цивилизации - V111 в. до н. э. - середина V в. в. и. э. - более ХМ веков. В ее истории выделяются несколько локальных цивилизаций: греческая (период расцвета V-VI вв. до н. э.), римская (расцвет: II в. до н. э. - I в. н. э.).

Что можно считать  достижениями античной цивилизации?

Главное достижение - расцвет  человеческой личности, приоритет духовной сферы, подъем науки, искусства, мифологии, раскрепощение личности. Появляется понятие "свободы", как состояние  отсутствия господства кого бы то ни было над данным человеком.

Состоялось отделение  умственного груда от физического. Это стало возможным благодаря  большому подъему производительности труда. Это создало экономические  условия для свободных граждан  заниматься философией, искусством, путешествиями, историей.

Крупнейшее достижение - рождение первосистемы абстрактных наук - философии, астрономии, математики, механики, медицины, истории, права...

2. Сложился строй общественно-политических  отношений - демократия. Наиболее  этот строй характерен для  Афин правления Перикла (VI в. до н. э.). Основные  принципы демократии, сформированные в тот период, живы и сегодня. Основы системы правовых отношений заложены детально переработанными нормами римского права.

  1. Своеобразие античной  цивилизации состояло  в  образовании полисов - независимых, самоуправляемых городов - государств, со многими признаками  общины.  Возник  особый  вид  собственности  -  полисная собственность: право собственности на землю имели только полноправные члены   города-общины.    Они    имели также право участвовать в самоуправлении и во всех доходах полиса. Полисный   коллективизм совмещался с индивидуализмом, с высокой ценностью личности.
  2. цивилизация  вышла за локальные рамки:   впервые  возникли мировые империи, в первую очередь ни основе греческой колонизации. Колонизация способствовала развитию мореплавания, набору новых знаний, выходу мышления за узкие рамки группы полисов, взаимному общению культур разных племен и народов.

Империи возникали всюду - Ассирийская (охватившая в IX - VII вв. до н. э. всю переднюю Азию), Ново-Вавилонская и Мидийская (VII - VI вв. до н. э.), Персидская, простиравшаяся от Эгейского моря до долины Инда, от Египта до Сырдарьи (VI - IV вв. до и. Э.), империя Маурьев в Индии (IV - 11 вв. до н. э.), империи Цинь (IV - III вв. до н. э.) и Хань (III - I вв. до н. э.) в Китае. Обширная мировая империя была создана в результате походов Александра Македонского (356 - 323 гг. до н. э.).

5. Античная  цивилизация  сделала огромный  вклад в  развитие экономики. Аристотель впервые ввел этот термин. Возникли разнообразные формы организации  производства,  собственности,  обмена,  финансово- кредитных отношений и т. п.

Периоды расцвета античной цивилизации Средиземноморья примерно синхронизировались с аналогичными этапами в индийской и китайской  цивилизациях. Это свидетельствует о схожей ритмике развития древних цивилизаций.

 

В чем состоят основные результаты первого исторического суперцикла - грех цивилизации древнего мира?

Главный итог - многоэтажная, сложная пирамида общества, основные контуры которой намечены на заре истории, была полностью обустроена, все этажи и квартиры заселены и освоены. Процесс шел снизу вверх, от основания к вершине.

Другой важный итог - формирование планетарного пояса локальных цивилизаций  на базе прежде разрозненных локальных очагов.

29. Основные  пути (модели) генезиса феодализма.

 

Переходный  период: генезис феодализма- V...VIII века.

Генезис феодализма имел несколько моделей формирования:

1. Византийская - сумела  сохранить  все  основные  элементы предшествующей цивилизации, постепенно преобразуя их и наращивая элементы феодальных отношений.

Переход Византии к феодализму был наименее болезненным, с сохранением материальных и культурных ценностей, городов. Однако, сохранение консервативных элементов (рабство, например) замедлило прогресс. Византия потеряла лидерство и в середине XV в. сошла с исторической сцены.

2. Итальянская - разрушительна,  но более коротка. Ослабевший  Рим был захвачен и разрушен  варварами в конце V века. Однако, эти варвары, пройдя свой сложный путь развития, имели свою высокую культуру (обработка металлов, ювелирное дело, кожевенное производство, искусство). Элементы этой культуры, вливаясь в культуру уходящей римской империи, обусловили ее быстрое развитие.

Городские ремесленники и торговцы находили новые связи, новые рынки. Феодальные отношения утвердились уже в IX в. Италия стала самостоятельным государством. Однако, Южная Италия - под Византией.

  1. Французская - оказалась наиболее быстрой. Племенные вожди превратились в феодалов, владельцев земли, а свободные общинники – в зависимых крестьян.
  2. Скандинавско-русская -   наблюдается у народов, которые не знали рабовладения и крупных юродов и от первобытнообщинного строя переходили к феодализму. Племенные вожди и военные предводители и их ближайшие соратники превращались в землевладельцев-феодалов, бывшие свободные общинники - в зависимых крестьян. По этому пути прошли Скандинавия,   Русь,   Восточная   Прибалтика,   частично-германские   и шотландские племена.
  3. Мусульманская - связана с возникновением ислама (VII в.), который стал знаменем арабских завоеваний. В VII в. - Ближний Восток. Иран, Египет; начало VIII в. - Бухара, начало IX в. - Южная Италия, Сицилия, Сардиния, Корсика. В этих регионах устанавливались феодальные отношения.

6. Восточная - наблюдалась в Китае, Индии, Персии, Средней Азии. Здесь становление феодальных отношений осуществлялось постепенно и в разнообразной форме.

В Китае переход завершился во II н.э.

В Индии переход к  средневековью относят к V-VIII в. н. э. Часть земель раздавалась сановникам В награду или в наследственное владение. Важную роль в феодализме сыграли монастыри, владевшие обширными землями с прикрепленными крестьянами. Особенностью Индии было сохранение в средневековый период сословно-кастовой системы.

В Иране переход наблюдается в III-IV вв., когда утвердились "магнатское" землевладение, деление общества на сословия и зависимость крестьянства.

Таким образом, переходный период характеризуется разнообразием  форм перехода, широтой охвата и  множественностью направлений движения, а также сближением уровней развития многих локальных цивилизаций.

30. Характерные  черты и эпицентры средневековой  цивилизации.

37, 38

 

Средневековье.

Вклад средневековой  цивилизации в историческое, материальное, экономическое и духовное наследие человечества:

  1. Впервые идеология стала доминирующим фактором. Ее влияние на прогресс было противоречивым. С  одной  стороны  очевидно  ее интригующее и стабилизирующее значение, влияние на развитие искусств, создание университетов. Однако видны сковывающее влияние религиозного диктата на свободную мысль, войны, инициированные церковью.
  2. Большая личная свобода и экономическая заинтересованность крестьян и ремесленников.
  3. В политической жизни - борьба феодальных монархий со своевластием   многочисленных   вассалов,   феодальная   раздробленность, порождавшая кровавые стычки и войны.
  4. В средневековой технике не было заметных скачков. Основой энергетики ремесла стала "революция мельниц" - ветряных и водяных. К крупным   нововведениям   можно   отнести   бумагу   и   порох,   часовое производство, оптику...
  5. Наблюдается улучшение условий жизни населения, особенно городского. Этому    способствовали прогресс техники, энергетическая революция.

 

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ  СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

1) Подавление новизны  (церковный догмат).

2) Эксплуатация христианства большей половиной общества. Возникает землевладение. Землевладелец обладает судебно-исполнительной властью.

3) Позитивные науки.  Скачек живописи. Искуство было  сковано рамками. Прогресса не  произошло.

В Европе средневековое  время считается с III-IV века. В Китае 1 век Н.Э. В Японии - 9 век. Генезис шел несколькими путями до феодализма:

1)Византийским путем  шла Византия, Римская империя.

2)Итальянская - разрушения, болезни, короткая.

3)Французская - под  Римским владычеством.

4)Мусульманский - возникновение ислама 6 век.

5)Восточная Ближневосточные  страны. Африка. В Китае, Индии,  Персии, Средняя Азия. Не было  классической формы рабовладения.

6) Скандинавско-русская  - при переходе к феодализму  от первобытнообщинному. Создается  агрессивное государство Скандинавия, Германия, Шотландские племена. В Европе (14 век) цеховой строй, купечество, предпосылки мирового рынка, диктат.

37, 38

 

Прединдустриальная (раннекапиталистическая цивилизация).

Великие географические открытия конца XV века переместили часть торговых путей в Атлантику, Северное и Балтийское моря. Одновременно, это был период начала борьбы за власть торговой и банковской буржуазии., выразившейся в нидерландской и английской буржуазных революциях.

Знамениями эпохи стали  итальянское Возрождение, Великая научная революция, реформация в Германии.

Вершина подъема пятого цивилизационного цикла приходится на XVI в. В эпицентре развития - страны Западной Европы - Италия, Великобритания, Нидерланды, Франция, Германия. Возникли абсолютистские государства, покончившие с феодальными междоусобицами. Они обеспечили большую стабильность и защиту собственности.

Примерно в это же время сильное абсолютистское государство  сложилось в Китае. Турция, Иран, Монголия, Индия, Юго-Восточная Азия так и не вышли из средневековья.

С некоторым запозданием к новой эпохе стали переходить Россия и Япония.

Что внесла в исторический прогресс эта эпоха?

1. Взлет духовной жизни  через итальянский Ренессанс.

Человек освобождается от жестких религиозных догматов, становится свободной творческой личностью. Это отразилось в Великой научной революции. Вершинами ее стали великие открытия в астрономии (опять!;. философии, медицине, ряде теоретических и инженерных наук.

  1. Научный переворот был связан с общетехнической революцией. Появились мануфактуры, основанные на разделении труда.
  2. Экономические  отношения  характеризуются  укреплением   и расширением   рынка.   Экономическая   власть   переходит  к  торговому, финансовому и промышленному капиталу.
  3. В социально-политической области наиболее крупным достижением было  формирование абсолютистских национальных государств.
  4. Великие географические открытия привели к формированию мировых колониальных империй. Первой из них стала Испания – в результате освоения Америки.

В целом эта эпоха  была огромным шагом вперед в мировом прогрессе. Закладываются основы современного нам мира в разных сферах. Возрождение и Реформация заложили основы современного знания.

31. Основные  черты и этапы развития индустриальной  цивилизации

 

Расцвет и закат  индустриальной цивилизации.

Фаза становления собственно индустриального общества охватывает последнюю треть XVIII - начало XIX вв.; с эпицентром в Англии и последующим перемещением в континентальную Европу и Северную Америку. Индустриальное общество переживало фазы подъема и зрелости примерно до начала первой мировой войны, после чего началась фаза его заката, с последней четверти XX в. трансформировавшаяся в переходный период к постиндустриальной цивилизации, последний недолгий взлет индустриально-капиталистического общества наблюдается в 50-60 годах XX в.; началом его конца можно считать глубокий мировой кризис 1973 г.

 

Характерные черты  индустриальной цивилизации.

1. Однородность общества  в национальных и мировых масштабах 
создала условия  для  четкого  проявления  закономерностей  цикличной динамики. С периодичностью в  10 лет развитые страны переживают 
экономические кризисы (73-74, 80-81, 91-93...),

2. Растущая    механизация,    автоматизация    и    концентрация 
производства,  системы   машин   связанных   в  технологическую   цепь  - превратило общество в совокупность технических систем, работающих в едином   глобальном   ритме,   синхронизированно   переживающих   фазы подъемов и спадов, кризисов и обновлений.

3. Человек - творец  машин. Однако, он же становится  рабом созданного им. машинного мира, живет в навязываемом машинами ритме, смена поколений техники угрожает безработицей... Эпоха гуманизма закончилась. Лишенная принципов и идей гуманизма массовая культура становится индустриализованной акультурой.

4. Противоречивы оценки экономики. Неоспоримы достижения в развитии производительных сил, росте уровня жизни, ее комфортности в развитых странах. Однако, благополучие и процветание их основано на варварской эксплуатации трудовых и природных ресурсов в развивающихся странах. Исчезла свободная конкуренция. Через акционирование экономика взошла к господству монополий, которые стали сращиваться с мощным государственным аппаратом.

5. Не менее противоречивые  тенденции в политической, государственно-правовой  системе. Концентрация в экономике привела к концентрации политической власти, к диктатуре, утверждению тоталитарных режимов. Мощные индустриальные средства "промывки мозгов" обеспечили унификацию политических партий. Происходило сращивание партийной и государственной верхушки.

В индустриальном обществе утвердилось понятие "правового  государства", где признан приоритет  закона в регулировании правовых отношений.

13. Основные  группы локальных цивилизаций.  К какой из них следует отнести  Россию?

32. Основные  этапы  в динамике индустриального общества в России.

Ритмы цивилизаций в России.

Развитие локальных  цивилизаций имеет образ потока (у середины и на краях). В истории России причудливо переплелись общемировые и локальные тенденции мирового прогресса.

Занимая огромную территорию Евразийского материка, Россия выражает тенденции взаимодействия динамики западных и восточных локальных цивилизаций.

В переходный период (VI - VIII вв.) формировались и распадались союзы племен. В VI...IX вв. - множество союзов племен: поляне, древляне, северяне, ильменские славяне, радимичи, кривичи, дреговичи, вятичи, уличи, тиверцы... Поляне сыграли ведущую роль в их объединении. Время формирования и расцвета средневековой цивилизации - IХ - XII вв. (Киевская и Новгородская Русь). Экономика - земледелие, скотоводства (степь), охота и бортничество (лес). На берегах рек - города: Новгород, Киев, Белозеро, Ладога, Полоцк, Смоленск, где развиваются ремесла, строительства. Искусство - прикладное, религия - язычество, строй -демократический, вечевой.

Первая волна средневековой  цивилизации достигла вершины при  Ярославе Мудром (1019-Ю54гг.). Киевская Русь - от Днепра и Вислы до Дона и Волги, от Северной Двины до Таманского полуострова (Тмутаракань). Важнейшая роль в развитии связей   принятие христианства, в 988.

Особый путь, эволюции другого центра Новгорода. С 1019 г. за победу Ярослава Новгороду дарована независимость.

Новгород имел более  тесные связи с западными и северными странами, имел более развитые ремесла, искусство и грамотность. В XII в. -начало заката Киевской Руси. Участились феодальные войны. Государство было ослаблено, разобщено и оказалось бессильным перед татаро-монголами. В 1223 г. русские князья были разбиты при Калке. (государства и цивилизации погибают изнутри, внешние враги лишь добивают).

С XIV в. начался новый цикл российской истории, вторая стадия средневековой цивилизации, эпицентром ее стала Москва. Иван Калита возглавил борьбу за собирательство русских земель. Вершина этого цикла - конец XV - первая половина XVI в. Особенность России того времени -сильная роль государства. Иван IV провозгласил себя царем всея Руси (1542 г.). Уже -- 160 городов. Бурное развитие ремесел: железодетальное, кожевенное, солеварение. Строительство: Московский Кремль (начало XVI в.), Покровский собор (середина XVI в.), иконы А. Рублева, Дионисия. Феофана Грека. В 1553 г. Иван Федоров- первая печатная книга. Крестьяне имели "Юрьев День"

Однако это могучее государство потерпело крушение в конце XVI начало XVII в. Переходный период к очередному историческому циклу. В период Великой Смуты (1601 -1603 гг.) от голода погибла треть государства.

Процесс выздоровления начался с избрания царем Михаила Романова (1613 г.). Высшая фаза этого цикла XVIII в. - от Реформ Петра I до царствования Екатерины II включительно. Разрыв между Россией и Западной Европой уменьшился.

XIX век в России стал периодом кризиса феодализма и начала перехода к индустриальной цивилизации.

Хронологически индустриальная цивилизация в России охватывает период с 60-х годов XIX в. (отмена крепостного права) до конца XX в. (около полутора веков). В рамках этого периода выделяют этапы:

1861-1916 - ускоренная индустриализация, утверждение капитализма, подъем науки, культуры и образования. Первые признаки общенационального кризиса (1905 г.).

1917-1964 - период общенационального кризиса и попытка его решения в рамках социалистического варианта развития, не считаясь с жертвами, ценой крайнего напряжения сил. Но в этот период страна победила в Отечественной войне, была создана мощная военно-индустриальная держава.

С 1965 г. - завершающая фаза индустриальной цивилизации, закончившаяся очередным кризисом, распадом СССР, мучительным поиском новых путей, радикальной трансформацией общества.

Экономика России носила односторонний характер, с гипертрофированным развитием тяжелой и военной промышленности и слабым развитием отраслей, работающих на потребности населения.

Попытки реформации и  закат социализма - таково основное содержание третьего долгосрочного  цикла индустриальной цивилизации в России, который начался с 1964 года. Россия вступила в богатый потрясениями переходный период к постиндустриальной цивилизации.

34. Содержание  и историческое значение промышленной  революции

 

Промышленная  революция индустриального общества.

Индустриальная цивилизация ведет отсчет с промышленной революции 60-х годов XVIII в. в Англии, в текстильной промышленности (прядильный и ткацкий станки). Возникло и стало стремительно развиваться машиностроение.

Следующий технологический  переворот развернулся в середине XIX в. Его ядром стало тяжелое машиностроение, производство паровозов, пароходов, железных дорог...

Был открыт электромагнетизм, изобретены телеграф, динамомашина, газовый  двигатель. Бурно развивается химия.

Гораздо более крупной  по масштабам и глубине была техническая революция конца XIX - начала XX в. Ее сердцевиной стала энергетика, переход от пара и угля к электричеству и жидкому топливу.

Автомобиль и самолет  революционизировали транспорт, дали толчок к преобразованию смежных  отраслей - металлургии, машиностроения, химии. В результате военно-технической революции достижения человеческого интеллекта оборачиваются против их автора.

35. Содержание  и социально-экономические последствия  научно-технических революций ХХ  в.

 

Основные особенности  научно-технических революций периодов становления и зрелости индустриальной эпохи.

1. Резко возросла роль науки в преобразовании производственно-технологической базы.

2. Скачок производительности  на базе машинного производства.

3. Появление новых  производительных сил: уголь, пар, затем нефтепродукты и электричество.

4. Радикальное перемены, в формах организации труда. Вместо мастерских и мануфактур - гиганты индустрии, акционерные общества, монополии. Обобществление труда достигло гигантских масштабов.

5. Качественные изменения в составе и уровне квалификации рабочей силы. Это привело к революции в образовании.

6. Общее повышение эффективности производства, уровня жизни большинства в развитых странах.

7. Выросли и обострились противоречия технического прогресса. Необходимость частой смены поколений машин приводит к экономическим кризисам. Механизация и автоматизация труда увеличивают безработицу. С развитием   средств   уничтожения   людей   войны   приобрели   небывало разрушительный характер.

Научно-технические  революции XX века.

Первая НТР - в развитых странах в 50-60 годах - базировалась на трех научно-технических направлениях: энергии атома; квантовой электронике, электронных преобразованиях энергии, лазерной технике; кибернетике, создании ЭВМ.

Колоссальное развитие технических средств привело к варварской эксплуатации природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, угрозе экономической катастрофы.

Все это послужило причиной кризисов в 70-х годах: технологического. энергетического, экологического, экономического, социального. Преодолением этих кризисов стала вторая НТР - в последней четверти XX века. С нее начался переход к постиндустриальному технологическому способу производства.

Ее ядром стал синтез трех базовых научно-технических направлений: микроэлектроники, биотехнологии, информатики. Идут поиски и освоение нетрадиционных, неисчерпаемых источников энергии (солнца, ветра, приливов-отливов и др.). завершается век железа. Приоритет - материалам с заданными свойствами композитам, керамике, пластмассам, развивается порошковая металлургия.

Осваиваются принципиально новые технологии. Коренные сдвиги происходят в технике связи и транспорта. Волоконно-оптические линии связи, космическая, сотовая связь, суда на воздушной подушке, железнодорожный транспорт на магнитной подвеске...

Однако, развитие энергоемкой  производственной и бытовой техники  провоцирует энергетический кризис, насыщенность автомобилями - кризис экологический

Начинается вслед за первой - вторая "зеленая революция".

Вторая НТР обусловила радикальные перемены в формах организации производства. Место индустриальных гигантов занимают малые и средние, гибко программируемые и быстро перестраиваемые предприятия. Главные итоги двух НТР в XX в.:

1. Интеграция двух элементов прогресса - научного и технического в единый поток научно-технического прогресса, что заметно ускорило преобразования в материальной основе общества.

2. Расширилась   сфера   эффективного    применения    крупных нововведений.

3. Радикальные перемены в уровне и формах организации производства, его специализации, концентрации, интеграции, кооперации.

4. Появилось столь мощное оружие массового уничтожения, что стало бессмысленным и крайне опасным его применение.

5. Первая НТР стала основой длительного периода высоких темпов экономического    роста.    Для    второй    НТР    характерен    переход    к ресурсосберегающим, экологически чистым технологиям.

36. Основные  тенденции динамики структуры  экономики в феодально-индустриальных  цивилизациях.

 

Экономика феодально-капиталистических  цивилизаций.

Разительные перемены произошли на третьем этаже пирамиды общества - в структуре экономики, отношениях собственности, обмена и распределения, механизме экономического управления.

Динамика структуры  экономики.

1. В воспроизводственной  структуре - примерно вдвое уменьшилась продукция для личного потребления, в основном за счет увеличения доли промежуточного продукта, услуг рынка и  продукта государственного потребления.

Утроилась доля интеллектуального  продукта.

2. Резко изменилась  отраслевая структура экономики. К середине XX в. доля АПК в сравнении со средневековьем упала в четыре раза. Высвободились работники для промышленного производства.

3. Динамика технологической   структуры  экономики  отражает  смену технологических способов  производства и укладов.

4. Радикально изменилась экономическая структура, соотношение различных форм собственности, сфера рыночных отношений.

33. Изменение  потребностей и способности человека  и его положение в обществе  на разных этапах развития  феодально-индустриальных цивилизаций.

 

Человек в средневековом  и индустриальном обществе. Динамика потребностей и способностей.

Перемены, произошедшие в человеке за полтора тысячелетия  феодально-капиталистических цивилизаций, несравненно меньше, чем за 7 тыс. лет первых цивилизаций.

В итоге сформировался современный человек, с разнообразными потребностями, разносторонними способностями, большим объемом знаний и навыков.

В средневековом обществе "маятник свободы" качнулся от личной свободы и равенства горожан  античных полисов к несвободе  и зависимости.

Прединдустриальная цивилизация (Ренессанс) - вновь поворот к свободе, равноправию, торжеству человеческого  духа.

На закате прединдустриальной цивилизации - вновь усиление абсолютизма, рост несвободы, разгул инквизиции, произвола.

В результате английской и французской революций, войны за независимость в Северной Америке утверждались буржуазные свободы, исходившие из равноправия граждан.

В XX веке, на закате индустриальной цивилизации маятник вновь качнулся к несвободе. Человек стал превращаться в винтик огромной индустриальной машины.

Социально-политические потребности подчинены интересам  экономическим.

Духовные потребности  также подчинены экономическим. Рост благосостояния, разнообразие видов  деятельности, развитие международных  связей, усилили потребности в развитии науки, культуры, искусства.

Цикличная динамика наблюдалась  и в развитии способностей человека. Усложнение и умножение видов  деятельности, все более широкое  применение науки в производстве, управлении, военном деле требовали  уровня способностей, формирования системы общего и специального образования.

26. Возникновение  религии и ее влияние на  развитие этики.

 

Этика и идеология  индустриальных обществ.

В развитии этических норм и идеологий за последние полтора тысячелетия можно выделить три сверхдолгосрочных цикла.

Первый цикл охватывает период генезиса феодализма и средневековой цивилизации. Главным в этот период было становление мировых религий, стремление церкви охватить, подчинить себе духовный мир человека. В Европе - христианство, на Востоке - буддизм, иудаизм, а с VII в. -мусульманство. В результате:

Во-первых, религиозная мораль, впитавшая общечеловеческие этические нормы, способствовала установлению упорядоченности в человеческих отношениях.

Во-вторых, мировые религии  сыграли важную роль в становлении государственности и формировании сильных феодальных государств  Византийской империи, империи Карлу Великого, Священной Римской империи,  Древнерусского   государства,   Арабского   Халифата...   Религия освящала владык и призывала подчиняться их власти.

В-третьих, религия господствовала' в духовном сфере, подчинив своему влиянию  науку, искусство, образование. При  поддержке церкви и под ее началом  развивалось образование, в монастырях и церковных школах обучали грамоте, создавались университеты. С другой стороны идеологический диктат сковывал свободную мысль.

Негативные черты монополизма  церкви со временем стали нарастать  и вступили и противоречие с гуманистическим  началом эпохи Возрождения. когда  начался второй сверхдолгий цикл в этике и идеологии.

Несовместимость гуманизма  Возрождения и догматов церкви проявилась в Реформации, начало которой положил  доктор Мартин Лютер в 1517 г.

Католическая церковь, отстаивая свое могущество в борьбе с реформацией, создала институт инквизиции, образовался орден иезуитов (1540 г.) и другие воинствующие религиозные ордена.

Возрождение дало толчок формированию светской, гуманистической  ЭТИКИ. Провозглашался Человек-творец, устроитель мира.

Третий цикл охватывает период с середины XVII и. до последней трети XX веки,

Во-первых, это период постепенной потери мировыми религиями  господства в сфере духовной жизни, в политике и экономике.

Во-вторых, место религии  заняла идея научного прогресса, построения общества в соответствии с требованиями разума, какой-то научной доктриной.

В-третьих, идеологии  и мораль буржуазного общества подчинены  требованиям рынка. Высшей моральной  ценностью становится приобретение богатства, рост прибылей.

В-четвертых, в противовес буржуазной идеологии родилась, а  в XX в. стала в ряде стран господствующей социалистическим идеология, сочетавшая в себе научную утопию и нетерпимость к церкви.

В социалистических странах  попытки вытеснить религию, заменить религиозную мораль и буржуазную нравственность "моральным кодексом строителей коммунизма", отказаться от многих общечеловеческих ценностей и исповедовать правило - "цель оправдывает средства" - дали печальные результаты. Однако, социалистическая идеология и мораль, как оказалось, не имели прочных корней, и сменились ренессансом религии и поддерживаемой ею морали в конце XX в,

В настоящее время  наблюдаются признаки глубокого  кризиса идеологии и морали, перехода к очередному сверхдолгосрочному циклу  в этой сфере. Зарождаются основы новой, постиндустриальной цивилизации.


 

25. Важнейшие  достижения древних обществ в области культуры и искусства.

Культура средневековой  и индустриальной эпохи: взлеты и  кризисы.

Современная мировая  культура формировалась из четырех  мощных потоков: византийской культуры, наследницы античной культуры, оказавшей большое влияние на духовный мир Древней Руси; западноевропейской, синтезировавшей наследия культур варварских племен и Римской империи: восточной культуры и культур Нового Света, открытого в конце XV века.

В  пределах полуторатысячелетнего  суперцикла выделяются три сверхдолгосрочных цикла динамики культуры:

1. В средневековый  период ярким явлением была  культура Византии, которая складывалась  иод определяющим влиянием христианской религии. После принятия христианства и восприятия славянской письменности традиции византийской культуры были продолжены в Древней Руси.

Западноевропейская культура средневековья, синтезировавшая наследия античного мира и местных племен, испытала также большое влияние культур Востока.

2. Второй цикл связан  с эпохой Возрождения, знаменем  которой стал гуманизм.

Королевой искусства  эпохи Возрождения стала живопись.

Развивалась скульптура, архитектура, музыка, литература, театральное  искусство.

Было изобретено книгопечатание. Быстро росло число библиотек  и лицеев.

3. Третий цикл (XVII...XX вв.) - время подчинения ритма духовной жизни требованиям   индустриальной   системы   и,   наконец,   кризиса современной культуры в XX веке.

Отрицательное воздействие  машинного строя индустриальной эпохи на культуру проявилось в подрыве  основ аристократической и народной культуры, ее усреднении.

Можно выделить несколько  долгосрочных циклов:

1650-1789 гг. - период между  английской и французской буржуазными  революциями - распространение и  утверждение господства культуры  индустриального общества;

1790-1870 гг. - период зрелости культуры индустриальной эпохи, ее высших достижений;

1871-1930 гг. - обострение  противоречий, начало кризиса позднего  индустриального общества;

1930-1985 гг. - период острого  кризиса и разложения индустриальной  культуры, появления крайних ее  тоталитарных форм и их преодоления.

Первый из циклов был  отмечен освоением и распространение  достижений культуры Ренессанса. Культуру этого цикла представляли: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Шиллер, Гете - в литературе, драматурги Мольер, Бомарше...

В изобразительном искусстве - Н. Пуссен, А. Ватто, в музыке - В. А. Моцарт.

Второй цикл ~ весьма богат  талантами: больше всего - в литературе: в России - Пушкин, Лермонтов, Грибоедов; в Англии - Дж. Байрон; в Германии - Гйене. В прозе - Тургенев, Гоголь, Стендаль и Бальзак, Флобер, Диккенс. В драматургии - А. Н. Островский, Г. Ибсен; в музыке: Бетховен, Лист, Шуберт, Верди, Визе, Вагнер, Шопен, Глинка... Преобладает визуально-чувственное, реалистическое искусство.

В третьем цикле - творческий прорыв начинает затухать. Центр культуры в этот период переместился в Россию. После 1895 г. (Люмьеры) начало развиваться киноискусство, в 20-е годы ставшее массовым. Искусство кино все более становится коммерческим.

Зарождается экспрессионистическое  искусство, отражающее личность художника, его субъективное видение предмета: В. Кандинский, В. Малевич, Н. Гончарова...

В четвертом цикле - развивается  и углубляется всеобщий кризис культуры. Он проявился в двух противоположных  по форме направлениях: модернизме и соцреальзме. Художники-модернисты, уходя от реальной

жизни, искажали ее в угоду  низменным вкусам. Соцреализм был  сориентирован на идеологически  заданное отображение жизни. Тем  не менее, живая душа народной культуры сохранялась во многих произведениях  крупных мастеров

Массовости искусства способствовала его информатизация, использование новых технических средств.

К концу периода и  в настоящее время начали пробиваться  ростки нового, гуманистического искусства  постиндустриальной цивилизации, где  культура становится первым приоритетом.

27. Суть «осевого времени» и его значение для формирования духовного мира современного человека.

 

ОСЕВАЯ ЭПОХА "ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ" КАРЛА ЯСПЕРСА 

 

Ось мировой истории  идет от рождения Христа. Это не так, так как в мире существует множество  религий. Ясперс в своей работе относит ось мировой истории около 500 лет до Н.Э., и он считает, что духовный процесс человечества шел между 800-и и 200-и годами до Н.Э. В этот период произошел резкий поворот в истории. Это время называется осевым. К человечеству приходит одухотворение.

Формируются империи. История  в ее целостности мыслится как  смена различных обществ. Создаются  теории, которые определяют современную  жизнь человечества. Завершение этого  процесса носит политический характер. Насильственно создаются могущественные теории (Китайская империя, Индийская династия Маурья, Римская империя). Предполагалось, что сложившиеся империи будут вечно, но стабильность империй была иллюзорной - отсюда империи гибнут. И даже там, где они восстанавливаются это связано с новыми культурными преобразованиями. Империи существуют, пока существует сильный лидер. 
 
ПОСЛЕДСТВИЯ ОСЕВОГО ВРЕМЕНИ 

Осевое время служит ферментом, который связывает человечество в рамках единой мировой истории. Осевое время служит масштабом, позволяющим  нам отчетливо видеть историческое значение отдельных народов для человечества в целом. Разделение народов определяется тем, как они относятся к прорыву осевого времени. 
 
ОСЕВЫЕ НАРОДЫ - те народы, которые продолжают историю, совершая скачек, как бы вторично рождаются в нем, тем самым закладывают в основу духовную сущность человека и его подлинную историю (Китайцы, индийцы, иудей, греки). 

Есть народы не знающие  прорыва (духовного скачка), прорыв был не повсеместным событием. Были народы, культура которых существовала до прорыва. К осевому времени относится расцвет египетской, вавилонской культуры.

1. Основные  характеристики и различия категорий:  «цивилизация» и «формация».

 

Социально-экономическая  формация (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический общественный строй) — это этап, или ступень исторического развития общества, характеризующаяся основным в этот период способом производства. 
Каждой формации соответствуют определенный социально-классовый состав общества и определенные идейно-политические отношения, называемые общественной надстройкой над базисными социально-экономическими отношениями. 
Цивилизация — это культурно-исторический тип общества с единой исторической судьбой и единой духовной и материальной культурой, которые дают людям сознание принадлежности к сообществу. Цивилизации создаются народами или группами народов, близких языком, традиционной культурой и территорией проживания. Цивилизация включает в себя (и определяет) духовные и материальные ценности народа, его образ жизни и социально-общностный состав, место и роль человека в обществе.

ДОСТИЖЕНИЯ  АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 

1.Расцвет человеческой  личности. Приоритет духовной сферы,  подъем науки, искусства, свобода  (возникла в Афинах в V веке), по-гречески ЭЛЕФТИЯ - состояние  отсутствия господства кого-то над кем-либо. Великое отделение труда, отделение умственного от физического (скачек в производительности труда), увеличение прибавочного продукта (дешевеют эффективные орудия труда). Часть свободных граждан занималась искусством, политикой, философией, путешествиями и т.д. Рождение первосистемы ( крупные открытия), абстрактных наук(философия, астрономия, математика, история, право, медецина, механика). Появляются ученые и школы. Школы: философская академия Платона, лицей Аристотеля, Александрийский муссеон, сложилась система образования, началось специализированное обучение.

От школ философии  до школ гладиаторов. Взлет свободной  мысли оторвался от практики. Развитие духовной сферы, религии. В 6-5 веках  до Н.Э. возникает буддизм, который разделяется на 17 сект, к началу 12 века Н.Э. частично растворяется в индуизме. В I веке Н.Э. в восточной провинции римской империи возникает Христианство. Периуд гонения. В IV веке Н.Э. Христианство было признанной религией. В 1154 году Христианство раскалывается на 2-е веры: западно-каталитическую и восточно-православную.

2.Сложился строй общественно-политических  отношений - демократия, которая  отвечает требованиям самоуправления  сообщества свободных людей (период  Перикла 6 век до Н.Э.).

3.Своеобразием политическо-экономической жизни античной цивилизации состояло в формировании и господства полисов.

ПОЛИС - независимый, самоуправляемый  город, государство с многими  признаками общины. Государственная  власть могла принимать разнообразные  формы: демократия, тирания, аристократия, алигархия, монархия. Но строго соблюдались равноправие и свобода граждан полиса. Они считались свободными и по природе, в основе свободы и равенства лежала частная собственность.

Античная эпоха вышла  за локальные рамки. Стали возникать мировые империи. КОЛОНИЗАЦИЯ - в несколько волн.

Великие географические открытия.

Великая греческая цивилизация. Народы полисов основывали колонии  по побережьям морей. Город - государство  платил налоги Афинам. Римские колонии. Колонизационный способ - развитие мореплавания. Создавались насильственным путем мировые державы. ЭЛЛИНЫ - греки. 353-323 - Александр Македонский покорил Индию, Персию, Египет, Вавилонию, Среднюю Азию, был учеником Аристотеля. От Дуная до Инда, от Кавказа до Египта создал империю. Смерть помешала ему захватить Аравию и Африку. Римская империя в период своего расцвета (начало II века при Трояне) охватывала почти всю западную и южную Европу, переднюю Азию, Черноморское побережье, северную Африку. В 395 году распадается на Западную римскую империю и Восточную римскую империю (Византийская империя). Политическое и экономическое верховенство метрополии подчинялись колонии (провинции), торговые связи, транспортные сети, смешение культур.

4.Вклад в развитие  экономики, порядок сельского хозяйства, торговля, обмен, финансово-кредитные и денежные отношения - все это ЭКОНОМИКА. Многоотраслевое хозяйство, ориентирование на рынок. Период расцвета. Появление банков (5 век до н.э.).

 

1. Основа цивилизации   человек, точнее   семья, первичная ячейка 
общества, его "молекула" (член семьи   "атом").

2. Следующий этаж пирамиды  цивилизации •■   технологический 
способ производства, выражающий совокупность используемых в обществе 
технологий, принципов и естественных форм. организации производства. 
средств производства, а также естественных производительных сил.

3. Следующий этаж - экономический  способ производства, строй 
экономических отношений.

4. Социально-политический строй - выражает сложную систему 
общественных отношений.

5. Верхний этаж - духовный мир человека, культура общественного 
сознания.

11. Причины  смены мировых цивилизаций.

 

Почему и как происходит смена цивилизаций?

Ответ на вопрос: нарастает  разрыв между непомерно возросшими, подстегнутыми во время подъема потребностям - и все более ограниченными возможностями их удовлетворения.

Смена цивилизаций связана  с переворотом на всех этапах пирамиды общества.

12. Содержание  и этапы переходного периода  при смене мировых цивилизаций.

 

Каковы же содержание, этапы и итоги переходного  периода к новой цивилизации?

Содержание - назревшие  перемены в фундаментальных основах  всех этажей структуры общества. Рождаются  в муках, поисках и ошибках, в жестоких схватках основы новой цивилизации.

Каковы этапы?

  1. - латентный (скрытый) период накопления предпосылок смены цивилизаций.   Когда противоречия достигают критической точки, а одряхлевшие механизмы общества не в состоянии их разрешить, наступает
  2. - этап обвального кризиса. Обычно с него и ведут отсчет переходного периода.
  3. - этап патовый, недолгий период равновесия сил старого и нового мира. Это фаза депрессии в динамике экономического цикла. Уже нет спада, но еще не начался процесс выздоровления.

4 - завершающий этап - разрушение и вытеснение элементов уходящей цивилизации, становление в эпицентре и распространение нового общества.

 Каковы же итоги переходного периода?

1) - завершается переход  к формированию очередной мировой цивилизации.

2) - воссоздаются, условия  для подъема эффективности воспроизводства  и уровня жизни на новой  технологической основе.

3)   - сменились лидеры в технологическом развитии и экономике, возникли новые приоритетные отрасли.

4)   - развертывается  очередная ступень в развитии  духовного мира.

5) - вновь усиливается  интеграционные, центростремительные  тенденции в стране и мире, умножаются экономические, технологические, политические, культурные связи.

9. На какой  стадии многовековых и тысячелетних  циклов находится общество на  рубеже XXI в.?

 

Начало III тысячелетия может характеризоваться вступлением общества в переходный период к новому суперциклу, первой ступенью которого становится постиндустриальная цивилизация. Будет ли по период расцвета человечества, коллективной мудрости, для гармоничного развития и формирования позитивного варианта ноосферы, - или начнется длительный период дряхления жизненного цикла человеческого общества, - покажет будущее.

Человечество стоит  перед величайшим в своей истории  выбором.

21. Причины возникновения  государства.

22. Функции государства  в древних обществах.

 

Возникновение и эволюция государства и права.

Крупнейшее нововведение бронзового века - возникновение государства и права.

Государственный аппарат включал несколько ветвей: верховную власть, опиравшуюся на чиновничий аппарат в центре и на перифериях; судебную власть, военную власть. Возникновение государства и права было большим прогрессом в динамике организации общества. Их основные функции следующие:

1) упорядочение   социальных   отношений,   устранение    права сильного, защита частной  собственности, организация общественных  работ. 

2) Закрепление классов, сословных привилегий.

3) Защита от  внешних врагов.

4) Разработка   правовых   норм   и  обеспечение   их   выполнения, Первые попытки разработки норм права    3-2 тыс. лет до н.э.   Например, законы Шульги (2093-2046 гг до н.э.), Хаммурапи ( 1792-1750 гг. до н.э.).

Вершиной  нормотворческой деятельности древних  обществ стало римское право, охватившее все области имущественных и общественных отношений, ставшее фундаментом правовых норм в последующие эпохи.

В Афинах Перикла (V в. до н.э.) впервые была создана демократия...

Затем возникли мировые империи.

Возникновение государства привело к рождению политики, политической борьбы различных групп и личностей за власть.

Утверждается  понятие гражданина, связанного с  другими общностью интересов, предков, традиций.

Интересно проследить динамику, колебания маятника свободы.

  1. В неолите - все свободны и равноправны.
  2. В бронзовом веке - всеобщая несвобода.
  3. В античном обществе маятник качнулся в сторону свободы граждан.

Свободные граждане свободны и равноправны.

Общественная жизнь регламентирована многочисленными законами.



Информация о работе Шпаргалка по "Истории мировых цивилизаций"