Шпаргалка по дисциплине "История отечества государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 19:56, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История отечества государства и права"

Вложенные файлы: 1 файл

ответе по ис от.docx

— 123.21 Кб (Скачать файл)

3. Государственный строй и судебная  система Киевской Руси. Административно-налоговая  реформа княгини Ольги.

Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Главой государства был киевский великий князь, которому подчинялись князья в больших городах, наместники в малых и волостели в сёлах.

Главным органом центрального управления была Дума (совет феодальной знати), в состав которой входили местные князья, бояре («старшая дружина»), «княжьи мужи» («младшая дружина»), городские и родовые старейшины. В XI – XII вв. в связи с усилением роли местных князей и началом княжеских усобиц появился новый орган власти – снем (съезд князей). Первый снем был в 1054 г., последний – в 1223 г.

Система местного управления в Киевской Руси сначала была военно-административной (десятичной), но в связи с развитием феодальной земельной собственности она постепенно сменилась дворцово-вотчинной системой, при которой политическая власть принадлежит земельному собственнику. В результате сложились два центра власти – княжеский дворец и боярская вотчина. Параллельно с этой системой действовали органы самоуправления, возникшие ещё в эпоху военной демократии, - вече (собрание горожан) в городе и вервь (крестьянская община) в деревне, но их полномочия постепенно сужались и сводились в основном к налоговым и военно-полицейским функциям.Княгиня Ольга (945-964)  правила во времена малолетства  сына и позднее, так как он много времени проводил в военных походах. Она жестоко отомстила за мужа. Первое посольство древлян, предложивших ей в мужья вместо Игоря своего князя Мала, она приказала заживо закопать. Второе посольство было сожжено. Далее, как сообщается в летописи, Ольга потребовала в качестве откупа от древлян по три голубя и по три воробья с каждого двора. К ногам птиц была привязана зажженная пакля. Они полетели в свои дворы, отчего в городе Искоростень (столица древлян) вспыхнул пожар. По словам летописца, столица была разрушена, в огне пожара погибло более 5 тыс. человек.

После данных событий Ольга вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани:  был фиксирован размер дани - дым, установлены сроки сбора дани - «уроки», и определены места (погосты). Причем, 2/3 дани оставлялись на местах, а 1/3 шла в центр. Таким образом, мы можем утверждать, что было положено начало формированию налоговой системы. При Ольге сократились внешние походы, что позволило пустить значительные средства на внутренние проблемы в государстве. Ольга первая из представителей русского княжеского дома приняла крещение в 955 г. (по православному обряду). В княжение Игоря и Олега к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей, и окончательно – древлян.

В Х в. завершилось формирование русской налоговой системы. Её окончательно оформила первая русская реформа, налоговая реформа княгини Ольги (сер. Х в.), в ходе которой были чётко определены пункты, сроки и размеры сбора дани. Одна треть дани шла в личную княжескую казну, две трети – в государственную казну.

4. Гражданское и семейное право  Киевской Руси.

Русская Правда и другие источники древнерусского права довольно четко различают две основные части гражданского права - право собственности и обязательственное право. Право собственности возникает с утверждением феодализма и феодальной собственности на землю. Феодальная собственность оформляется в виде княжеского домена (земельного владения, принадлежащего данному княжескому роду), боярской или монастырской вотчины. В Краткой редакции Русской Правды закреплена незыблемость феодальной земельной собственности. Кроме собственности на землю, она говорит и о праве собственности на другие вещи - коней, тягловый скот, холопов и пр. Что касается обязательственного права, то Русская Правда знает обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Причем последние сливаютсяс понятием преступления и называются обидой. Для древнерусского обязательственного права характерно обращение взыскания не только на имущество, но и на личность должника, а порою даже на его жену и детей. Основными видами договоров были договоры мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного найма. Договоры заключались в устной форме, но в присутствии свидетелей - послухов. Купля-продажа земли, по-видимому, требовала письменной формы. При продаже краденной вещи сделка считалась недействительной, а покупатель имел право требовать возмещения убытков. Наиболее полно в Русской Правде регламентирован договор займа. В 1113 г. произошло восстание киевских низов против ростовщиков, и Владимир Мономах, призванный боярами, чтобы спасти положение, принял меры к упорядочению взимания процентов по долгам. Закон в виде объекта займа называет не только деньги, но и хлеб, и мед. Существуют три вида займа: обычный (бытовой) заем; заем, совершаемый между купцами (с упрощенными формальностями); заем с самозакладом - закупничество. Просматриваются различные виды процентов в зависимости от срока займа. Срок взимания процентов ограничен двумя годами. Если должник выплачивал проценты в течение трех лет, то он имел право не возвращать кредитору одолженной суммы. Краткосрочный заем влек за собой наиболее высокую процентную ставку.

Семейное право.

Первоначально действовали обычаи, связанные с языческим культом. Одной из форм индивидуального брака в языческую эпоху было похищение невесты (в том числе мнимое), другой - покупка. Довольно широко было распр многоженство. (Согласно «Повести временных лет», тогдашние мужчины имели двух-трех жен, а Великий князь Владимир Святославич до крещения имел пять жен и несколько сот наложниц).

С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права — моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи. По Церковному уставу Ярослава моногамная семья становится объектом защиты со стороны церкви. Члены такой семьи, в первую очередь жена, пользуются ее всемерным покровительством.

Браку обязательно предшествовало обручение, считавшееся нерасторжимым. Брачный возраст был низким (14— 15 лет для мужчины и 12— 13 лет для женщины, т.е. с момента половой зрелости). Церковь требовала венчания как непременного условия законности брака. Законодательство Древней Руси последовательно отстаивало свободное волеизъявление брачующихся, устанавливая ответственность тех родителей, которые либо выдают замуж дочь без ее согласия, либо препятствуют вступлению в брак своей дочери. Расторжение брака было возможно только при наличии поводов, перечисленных в Церковном уставе.

Вопрос об имущественных отношениях между супругами не совсем ясен. Очевидно, однако, что жена имела определенную имущественную самостоятельность. Закон допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству. Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почти безграничную власть.

Наследственное право.

Понятие наследства возникает непосредственно с появлением частной собственности; вместе с тем наследственное право восточных славян, получившее распространение после образования Древнерусского государства, сохраняло многие черты патриархальных отношений.

При наследовании по закону, т.е. без завещания, преимущества имели сыновья умершего, к ним же переходили и военные обязанности отца. При наличии сыновей дочери не получали ничего (на наследников возлагалась лишь обязанность выдать сестер замуж). Наследственная масса делилась, очевидно, поровну, но младший сын имел преимущество — он получал двор отца. Незаконные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с ней получали свободу. Право отца распоряжаться имуществом при составлении завещания не ограничивалось. Исключение из этого правила состояло в том, что он не мог завещать имущество дочерям.

7. Общественный и государственный  строй Новгородской и Псковской феодальных республик XII – XV веков.

В Новгородской республике в результате бурного развития крупного боярского землевладения именно этот слой населения стал наиболее экономически и политически сильным. Именно поэтому здесь не сложился княжеский домен (принадлежащая князю земля, на которую он сажает своих дружинников)

В Новгородской республике были очень развиты ремесла и торговля, причем в международной торговле активное участие принимали и бояре.

К правящей верхушке – боярству и купечеству – в Новгороде примыкало и крупное духовенство (одним из политических лидеров республики традиционно был местный архиепископ, занимавший автономное положение по отношению к русскому митрополиту).

Городское население Новгорода делилось по сословному признаку на старших и младших.

Прежде всего, новгородское население делилось на лучших и меньших людей. Причем меньшие не были меньшими по политическим правам, а только по экономическому положению и фактическому значению. Неравенство фактическое при полном равенстве юридическом стало причиной многочисленных новгородских бунтов.

Кроме общего разделения на лучших и меньших, новгородское общество делилось на три класса: высший класс – бояре, средний – житьи люди, своеземцы и купцы, низший – черные люди.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ НОВГОРОДСКОЙ ФЕОДАЛЬНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Новгород не рассматривался ни одной княжеской семьей в качестве вотчины, власть и полномочия князя здесь были сильно урезаны. Князья в Новгороде с XIII в. стали фактически выборными, новгородцы призывали к себе кого-либо из Рюриковичей, обычно из северо-восточных княжеств. Таким образом в Новгороде установился республиканский строй Новгородцы избирали даже архиепископа, который потом лишь утверждался митрополитом. Новгородская республика формально признала свою зависимость от Золотой Орды, следовательно, номинально признавала верховенство владимирского великого князя. В свою очередь Золотая Орда считалась с новгородскими порядками и не мешала вечевому управлению.Высшим государственным органом Новгородской республики было вече («парламент-митинг») Существуют две точки зрения на персональный состав веча, в который входили:

1) все взрослые мужчины, т. е. была непосредственная демократия. Вместе с тем на вече являлись  далеко не все, кто мог бы  в нем участвовать;

2) представители населения (не все новгородцы), т. е. была  представительная демократия.

Вече решало вопросы об избрании (изгнании) князя, избрании прочих высших должностных лиц Новгородской республики; вопросы войны и мира; выпускало законодательные акты; судило высших должностных лиц.

Князь (обычно из Рюриковичей) приглашался на княжение вечем. Князь был символом государства.защитником новгородских земель. Прибывая с дружиной в город, князь заключал договор с Господином Великим Новгородом. Князю и его дружинникам запрещалось приобретать в собственность недвижимость на новгородской земле, чтобы он не смог укорениться в республике. Князь имел право на получение определенных пошлин, он мог охотиться, но только в специально предназначенных для этого заповедных лесах. Совместно с посадником князь осуществлял судебные функции, назначая судей на местах, а также, возможно, судебных приставов.Архиепископ (владыка) возглавлял церковь, ведал мерами и весами, обладал некоторыми судебными и иными полномочиями, под его командованием состоял специальный архиепископский полк. Он председательствовал на заседаниях Боярского совета, который в Новгороде назывался «Оспода», а в Пскове – «Господа».

Посадник избирался на определенный срок вечем Действующий посадник назывался степенным, а бывший – старым. Также избирался вечем тысяцкий Посадник и тысяцкий решали оперативные вопросы жизни Новгородской республики. Им принадлежали определенные судебные полномочия.Все города, входившие в состав Новгородской республики, считались новгородскими пригородами и были приписаны к тому или иному концу (части города) Новгорода. Новгородский пригород Псков фактически обладал широкой автономией, обычно там был даже собственный князь. Однако в Пскове не было собственных бояр, так как все они жили в Новгороде, поэтому делами Пскова управляли житьи (т. е. зажиточные) люди.

9. Московское княжество в XIII – XV веках. Особенности в его общественном  и государственном строе.

Важной предпосылкой объединения русских земель было восстановление и развитие хозяйства, являвшегося экономической базой борьбы за объединение и независимость.

Номинально главой Северо-Восточной Руси считался великий князь владимирский, поэтому в борьбе именно за владимирский престол решался вопрос о том, какое княжество возглавит процесс объединения русских земель. С начала XIV в. происходит возвышение Московского (великого) княжества в этой роли.

Причины возвышения Москвы следующие.

1. Выгодное географическое  и экономическое положение в  верховьях Волги.

2. Москва долгое время  развивалась как замкнутый социум, что обеспечило ей независимость  во внешней политике, это (великое) княжество не тяготело ни к  Литве, ни к Орде, что позволило  ему стать центром национально-освободительной  борьбы русского народа.

3. Москвичи привлекли на свою сторону крупнейшие русские города (Кострома, Ниж. Новгород и др.).

4. Москвичи сумели привлечь  на свою сторону церковь.

5. Отсутствие вражды среди (великих) князей московского дома  в результате удачного стечения  обстоятельств при каждом престолонаследовании. Пока не было сил для борьбы с татарами. Иван Калита и его преемники сотрудничали с ними, в то время как тверичи готовили восстания, заканчивавшиеся поражениями. Однако как только в Орде начались распри, Дмитрий Донской наносит удар татарам на Куликовом поле (1380).

Производительные силы были развиты слабо, капиталистический уклад в экономике страны отсутствовал, города играли незначительную роль, классовая борьба проходила в ограниченных масштабах. Покорение удельных князей шло одновременно с освобождением от татарского ига, поэтому именно Москва сумела занять место центра государственного объединения.

На вершине пирамиды общественной иерархии находились феодалы (бояре) во главе с великим князем. Все бояре подчинялись великому князю и несли гос. службу, при этом наиболее родовитые и владетельные из них составляли главную оппозицию увеличивавшейся власти монарха. Великий князь старался опираться на служилое дворянство, которому жалует многочисленные поместья. Появляется лестница придворных чинов: «введенный боярин», окольничий, дворецкий, казначей, конюший, кравчий, ловчий, сокольничий, постельничий. Введенные бояре и окольничие составляли Боярскую думу. Особую (прежде всего духовную и идеологическую) роль играло духовенство, период образования Русского централизованного государства был ознаменован быстрым ростом многочисленных православных монастырей, особенно в северных регионах страны Сельское население – крестьянство – подпадало под феодальную кабалу и постепенно было закрепощено. Городская верхушка (купечество) имело свои корпоративные организации, в то время как городские низы в своем правовом статусе приближались к крестьянам.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История отечества государства и права"