Шпаргалка по дисциплине "История педагогики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 14:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 13 вопросов по дисциплине "История педагогики".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по педагогике.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

1. Предмет, задачи  и значение курса.  Философские основы  истории образования,  воспитания  и  педагогики.

Терм. образование  по своему характеру испорчен. В 19 в  оно понималось как формирование образа. В таком значении  его  ввел в иностр лит-ру Песталоцци, а  в русскую Новиков. Образование – процесс введения человека в окруж.мир, жизнь общ-ва. Это процесс в итоге кот человек обретает статус полноценного полноправного человека. История образования – наука о законах теоретического и практического развития воспитания. Это отрасль знаний, кот. Объясняет историческое пед.знание. Это мост между прошлым  и настоящим. Это осмысление всего того, что даровало нам человечество. Возникновение педагогики было вызвано потребностью общества более эффективной подготовки подрастающего поколения к сохранению и развитию общественного производства. История образования возникла тогда, когда педагогика заняла существенное место в обучение и образовании, когда был накоплен опред опыт, кот надо систематизировать не только с точки зрения познания, но и с позиции науки для подготовки будущего учителя. История образования пед.мысли предлагает педагогическую и культурную информацию, кот необходима для правильного понимания исторического развития общества. Задачи истории образования пед.мысли: 1) обеспечить знаниями путей теоретического и практического развития образования и воспитания. 2) осмыслить цели, задачи, методы и организацию пед.дея-ти в конкретных исторических условиях. 3) прежде осознать, что на всех этапах исторического развития школы пед мысли отражали потребности обществ прогресса. 4) понять смысл тенденций и закономерностей развития культуры и соц отношений во всем их многообразии. Предметом истории образования явл развитие образования, воспитания, ОУ, а также пед идей и теорий с древнейших времен до н.времени. История образования состоит из нескольких элементов экономического, социального, философского, исторического, интеллектуального но главным компонентом явл социальный. Это признавали не только классики марксизма, но и буржуазные историки педагогики(Саймон пишет, что развитие образования бвло всегда социально). Методической основой истории образования явл диалектический, классовый и общеисторический подход. Что касается диалектического подхода он позволяет увидеть сложности развития исторического образования. Классовый подход явл важнейшим средством понимания исследования важнейших проблем воспитания. Методы познания – сред-ва познания. Методология – общий взгляд на процесс, который изучается. Сегодня некотор педагоги особенно те, которые считают зависимость пед концепций от философии и выступают за синтез – заимствование некотор пед учений от различных философских учений. Представители этих взглядов пропагандируют псих плюрализм с претензией подняться над реализмом и индивидуализмом. Исходя из множественности истин эти представители отрицают сам принцип истинности, кот явл единственным критерием, позволяющим отличить ложную философскую теорию от истинной. В буржуазных странах методологической явл различные формы метафизики и идеализма. Из всех  философских теорий наибольшее влияние на педагогику оказала философия прогматизма. Оформление ее пед.доктрины связано с именем Дж.Дьюи. Дж.Дьюи и его последователи сводят проблему формирования личности и реконструкции своего индивидуального опыта, а цель воспитания видят в том/ чтобы способствовать самореализации личности и удовлетворению ее спонтанных интересов, увлечений, потребностей. Моральные нормы выводятся этими философами не из реального мира, а из субъективного опыта человека. Др философская наука, кот стремится стать методологией всех наук – философия неопозитивизма. В то же время эти философы выдвинули и обосновали идею неоидеологизма всех наук. Эта идея несостоятельна. Истории образования: 1) формирует мировоззрение 2) повышает пед культуру 3) учит критически разбираться в сложных пед  ситуациях. 4) искусство воспитания двух гигантов пед мысли. 

2. Философские концепции  происхождения воспитания. Воспитание в первобытном  обществе.

1. Теория Шарля Летурно. В своей работе « Эволюция воспитания» он выдвинул биологическую теорию  и пытается найти истоки воспитания у животных и даже птиц. Он отождествляет сознательный процесс воспитания выкармливанием. Носителем сознания является только человек.  2. Теория Колль Монро. Он считает, что воспитание возникло из бессознательного инстинктивного подражания детей взрослым. 3. 1842г Энгельс опубликовал работу «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». В этой работе он доказал зависимость воспитания от способа производства. Когда в диком состоянии потребляли готовые продукты питания, то никакого воспитания не производилось, а было только подражание. Но когда человек-обезьяна взял палку в руки и стал добывать продукты питания, то тогда и возникло воспитание, т.к. возникла потребность передачи знаний. 4. Библейская теория о 2-х близнецах. Она основана на теории относительности Энштейна. Бог исходя из этой теории создал чел-ка за 1 день,  а на земле за это время прошли миллионы лет. Воспитание в первобытном обществе. Становление личности осуществлялось в режиме свободного развития. Самая гл.черта воспитания в первобытном обществе – отношение к детям-доброта. Детей не били. Наказания не существовало. Иногда рассерженная мать била по следам ребенка приговаривая сердитые слова. Наказания не было инструментом подавления личности ребенка. Женщина воспитывала всех детей одинаково, правда она не знала какой ребенок ее, т.к брак был групповым. Гелепучкало- в этой школе давалось общее образование. Калмекан – школа готовила молодых людей к выполнению жреческих обязанностей. 

3. Воспитание, школа  и педагогика Древнего  мира. Возникновение  идеи всестороннего  развития человека.

Античность. Всестороннее развитие личности. Платон и Аристотель доказывали, что без всестороннего развития прогрессивное развитие общества невозможно. Но эти философы относили эту мысли к господствующему классу. Но это невозможно, т.к 90% рабы. В античности принципы природообразности обучения и воспитания, кот нашло отражение у Платона. Греки первыми в истории Европы продемонстрировали пример массового образования. Именно в Др.Греции формировалось ценностное, субъективное отношение человека к самому себе, доброта, соц.справедливость. Именно в Др.Греции появились оригинальные системы воспитания. 1. Спартанская система. Не было понятия твое и мое. Общее владение имуществом. Равенство всех перед законом. Приоритет общего интереса перед личным. Спарта занимала небольшую территорию благородной земли. Спарта не имела выхода к морю, поэтому главным было земледелие. Земледелием занимались рабы. Рабы были недовольны, сбегали, объединялись в отряды. Воспитание – военное и физическое. Как только рождался ребенок, отцу не разрешалось его воспитывать. Отец показывал ребенка старейшинам. И если ребенок был здоров отцу разрешали его отдать на воспитания кормилице, если нет -  приказывали сбросить в ущелье, т.к он являлся обузой для общества. Кормилицы детей не пеленали. Отучали детей от страха (напр перед темнотой или одиночеством). До 7 лет мальчики отдавались в школы интернаты – агеллы. И воспитывались до 18 лет. Спали на тростниках, жили в казармах и ели пищу, которую добывали сами. Учились физическим упражнениям – метать копье, ездить на лошадях. Главная цель воспитания – выносливость. Мальчики ходили босиком и чаще всего голыми. Воспитание было жестоким. Девушки получали такое же воспитание как и юноши (физические упражнения, занимались пятиборьем). Этическими принципами воспитания в Спарте были: уверенность, скромность, уважение к старшим. 2. Афинская система. Эк.жизнь Афин была сложнее. Афины имели удобный выход в море. Именно в Афинах получили расцвет и наука и политика и культура и т.д. Цель – гармоническое воспитание личности. Детство и юность афинян – преодоление ступеь за ступенью трудного пути культуры. Также воспитывли детей дома до 7 лет. После 7 детей отдавали в 2 школы: текариста и грамматиста.  В школу мальчика водил раб, чтобы мальчик не встречался с детьми рабов, чтобы не заглядывал в злачные места. В школе грамматиста мальчики изучали речь, письмо, грамматику. В школе текариста заучивали наизусть поэмы, разбирали непонятные слова, но прежде всего занимались музыкой, занимались также гимнастическими упражнениями. Эти школы мальчики должны были закончить к 14 годам. Эти школы были частными, т.е платными. Затем мальчики осваивали новую ступень – школу борьбы –палестры. Там занимались пятиборьем. После палестры  в 16 лет юноши переходили  на след ступень – гимнасии. Было 2 типа гимнасий – академии и киносахр (там обучались дети смешанных кровей).  Но не все переходящие из палестр обучались в гимнасиях, а только дети богатых рабовладельцев. Они учили гражданское право, философию, политику. Спартанская и афинская системы воспитания воспринимаются как полярные. В спартанской системе – целенаправленное воздействие на личность.  В афинской системе – направленное развитие физических, интеллектуальных способностей. ( в Спарте – субъект, в афинах – объект). В Спарте слож-ся идеал сильного духом, физ. развитого, смышленого в военном деле, но невеж-го чел. В Афинах, наоборот, давалось широкое универ-ое обр. 

4. Воспитание и школа  в средние века.

Новая формация – феодализм. Господствующий класс – светские феодалы и духовенство. Идеологическим оплотом феод общества была церковь, которая монополизировала науку, политику, искусство, а главное школу. В эпоху средневековья общество было разделено на сословия. Содержанием воспитания было 7 свободных искусств : арифметика, геометрия, астрономия, грамматика, риторика, диалектика и музыка. Обучение велось на латинском. Метод обучения – схоластический. В рез-те обучение превращается в очень трудное  дело. В эпоху средневековья 3 типа школ: 1) церковно-приходская с 7 до 14 лет. 2) монастырская с 7 до 18 лет 3) дворцовские с 7 до 21. Содержанию обучения был придан религиозно-мистический характер. Содержание воспитания светских феодалов – 7 рыцарских искусств: 1) езда верхом на коне, 2) владение мечом, 3) фехтование, 4) плавание, 5) охота, 6) игра в шахматы, 7) умение слагать и петь стихи. Классово-сословная идеология рассматривает рыцаря как человека благородного, как носителя высшей морали. Он вежлив, добр, правдив, услужлив, мил. Обучение не входило в обязательную программу образования рыцарей поэтому они были невежественными и неграмотными. До 7 лет  старшие сыновья рыцарей воспитывались дома. После 7 их отдавали вышестоящему рыцарю.  С 7 до 14 лет мальчики осваивали основы любви. После 14 лет переходили на сторону замка сюзерена. Мальчик выполнял роль адъютанта, он носил оружие во время войны, на охоте.  С 14 до 21 считалось, что юноши приобретали основы войны. Младшие сыновья оставались дома – они изучали чтение, письмо и религию. Они готовились занять высшие церковные должности – князей церкви. Девочки получали образование дома, в замке.  И цеховые и гильдейские школы превратились в магистерские школы. В это же время возникают университеты. Первым был Парижский. Никакой профессии универ-ты не давали, тогда учили только «болтать». Эпоха Просвещения. Она породила новую идеологию, в основе кот лежала концепция свободы, равенства, братства. Педагоги развивали идею всестороннего развития личности – эстетическое, нравственное, трудовое и прочее. Педагоги того времени рассматривали образование как фактор развития общ-ва, они продолжали развивать идею Платона о том, что создание идеального государства можно только через образование его граждан (Франсуа Рабле, Т.Мор, Э.Роттердамский). В Античной культуре идеалом был высокообразованный человек. Мир детства представлялся ими как мир игр, творчества и радости. Авторитарному средневековому воспитанию и схоластичному обучению. Очаги новой гуманитарной педагогики воплотились в книжеских домах Италии, где были основаны школы радости. Одна из таких школ радости основана Витторино де Фельтре.  Педагогика Древнего Востока. Мыслители Др.Востока ассимилировали греческую пед.мудрость, более того они экспериментально проверили идею греческих ученых. Абу Наср Аль Паради доказывал, что нравственность неврожденна, а есть рез-т воспитаний, традиций, обычаев. Были разработаны спец.методы нравственного воспитания – «методы искусства». 

5. Педагогическая деятельность и мировоззрение Я.А.Коменского. Коменский о целях, задачах и роли воспитания. Принципы природосообразности воспитания и образования.

Основные произведения: открытая дверь языков всех наук, Великая  дидактика, Всеобщий совет об исправлении человеческих дел, Материнская школа и т.д.

Основные идеи: Всеобщее обучение: в школах родного  языка должны учиться все: и знатные  и незнатные, богатые и бедные, мальчики и девочки во всех городах  и селах. Классно-урочная система. Идеи дисциплины, без которой не может быть хорошо организованной школы. Понятие школьного года, введение четвертей, каникул, организация учебных занятий, четкое распределение содержания всех видов школьной работы по годам, месяцам и дням обучения, классы с постоянным составом учеников, учебный год со строго фиксированным началом и концом. Дидактические принципы:

1. Правильное воспитание должно  сообразовываться с природой  природосообразность.2. Последовательность  преподавания предметов.3. Наглядность  — обучение начинать с вещей, явле-

ний, примеров.4. Систематичность обучения — не делать скачков вобучении. 5. Сознательность учения — не предлагать для памяти того, что не понято рассудком.6. Посильность — учитывать возможности учащихся.7. Прочность обучения — не спешить, а медленно идти вперед. Учитель:

  должность учителя «настолько превосходна, как  никакая другая под солнцем»; должен «увлекать учеников благим примером», быть честным, деятельным, настойчивым, высоконравственным, безгранично любить свое дело, быть отцом учащимся, учитывать и будить интерес детей к учению. Педагогика Я.А. Коменского выражает общее философское видение мира. Его мировоззрение складывалось под влиянием идейных потоков, которые в значительной мере исключали друг друга: античной философии, протестантизма, идей Возрождения. Взгляды Я.А. Коменского представляли собой своеобразное сочетание новых и уходящих идей, но чаша весов неизменно склоняется в сторону прогресса и гуманизма.

  Его взгляд на человека противостоял догматам Средневековья. Великий гуманист видел в каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей, придавал огромное значение воспитанию и образованию, которые должны формировать людей, способных служить обществу. Взгляд Коменского на ребенка был исполнен надежды, что при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса он сможет взойти на "самую высокую" ступень "лестницы образования". Полагая, что познание должно приносить пользу в практической жизни, педагог провозглашал обязательность реального, общественно полезного обучения. Он уделял особое внимание развитию системы органов чувств ребенка. Я.А. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Он шел от гуманистических традиций предшественников, в первую очередь Ф. Рабле и М. Монтеня. У Коменского человек предстает как "микрокосм". Подобный взгляд вел к признанию особых закономерностей формирования личности, которые тесно связаны с глобальными изменениями в природе. Природное в человеке, считал Коменский, обладает самодеятельной и самодвижущейся силой. Исходя из этого, ученый формулирует как педагогическую необходимость принцип самостоятельности воспитанника в осмыслении и деятельном освоении мира. Эта теория получила наиболее полное воплощение в работе "Выход из школьных лабиринтов". Развернутая аргументация природосообразного воспитания стала громадным шагом вперед в педагогике. Коменский провозгласил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса. Природосообразность в воспитании означала и признание природного равенства людей. Люди наделены природой одинаково, они в равной степени нуждаются в возможно более полном умственном и нравственном развитии, которое, несомненно, принесет пользу человечеству. В работе "Выход из школьных лабиринтов" ученый рассматривает четыре стадии обучения, основанные на единстве законов природы и воспитания: первая – автопсия (самостоятельное наблюдение); вторая - автопраксия (практическое осуществление); третья – автохресия (применение полученных знаний, умений, навыков в новых обстоятельствах); четвертая – автолексия (самостоятельное изложение результатов своей деятельности). Таким образом, их права на образование равны. Но провозглашая равенство людей от природы, Коменский не отрицал наличие у каждого индивидуальных задатков. Цель воспитания в поощрении этого влечения с учетом их задатков. Такая задача может быть решена при соблюдении определенной последовательности обучения: вначале посредством развития чувств дети должны ознакомиться с окружающими предметами и явлениями, затем усвоить образы окружающего мира и, наконец, научиться активно действовать с помощью рук и речи, опираясь на приобретенные знания, умения, навыки. Принцип природосообразности представлен идеей подражания природе 

6. Я.А.Коменский   о дидактических  правилах и методах  обучения наукам, искусствам и языкам, содержании и методах  воспитания нравственности, дисциплинированности  и благочестия.

  Формулируя  правила организации учебного процесса, Коменский ставит цель обеспечить легкое, основательное и прочное обучение. Он отвергает вербализм и предлагает идти в преподавании от реального. Коменский особое внимание уделял вопросам нравственного воспитания. Его труды, прежде всего "Великая дидактика" и "Всеобщий совет", проникнуты глубокой верой в человеческую личность. "Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение," - читаем мы в первых строках "Великой дидактики". Фундаментальной идеей педагогики Я.А. Коменского является пансофизм, т. е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. Великий мыслитель видел корень зла в невежестве или искажении знаний и мечтал о приобщении человечества к всеобщей мудрости, подлинному знанию - пансофии. Его педагогика противостояла схоластическому воспитанию. Бичуя бессистемность обучения, пустословие и грубость, господствовавшие в школе, стремился к формированию благочестия, самостоятельного, деятельного мышления, способности к разнообразному труду. Коменский отстаивал гуманистическую программу школьного дела. Видел школу исполненной красоты, любви и внимания к детям. Идеальная школа должна была стать "лабораторией" подготовки гуманных людей, обученных эффективно действовать на "поприще труда". Разумно организованное обучение, требует от наставника и воспитанника усилий на пределе их возможностей. 

7. Биография и мировоззрение  Ж.-Ж.Руссо о воспитании и образовании свободного человека. Анализ книги Руссо «Эмиль, или о воспитании».

  Судьба  не была снисходительной к Руссо. Сын часовщика из Женевы перепробовал множество профессий: ученика нотариуса, гравера, слуги, секретаря, домашнего  учителя, преподавателя музыки, переписчика нот. Не получивший систематического образования, но обладавший неуемной страстью к самосовершенствованию, Ж.-Ж. Руссо стал одним из наиболее просвещенных людей своей эпохи.

  В 1741 г. Ж.-Ж. Руссо впервые попадает в Париж. За его плечами остались странствия (чаще пешком) по дорогам Швейцарии, Италии, Франции. Во французской столице Ж.Ж. Руссо знакомится с авторами "Энциклопедии" Д. Дидро, Д'Аламбером, Э. Кондильяком, П. Гольбахом, К. Гельвецием. По просьбе Д. Дидро он пишет для "Энциклопедии" статьи, посвященные музыке и политической экономии. В дружбе и вражде с деятелями французского Просвещения и протекала в дальнейшем значительная часть жизни Ж.-Ж. Руссо. Он был среди тех, кто наиболее последовательно и решительно настаивал на демократической педагогической программе Просвещения. Руссо выдвинул идею естественной свободы и равенства людей. Он мечтал устранить социальную несправедливость путем искоренения предрассудков и путем воспитания, отводя тем самым обучению и воспитанию роль мощного рычага прогрессивных общественных перемен. Руссо органично связаны педагогические воззрения и размышления о справедливом переустройстве общества, где любой найдет свободу и свое место, что принесет ему счастье. Центральный пункт педагогической программы Ж.-Ж. Руссо -естественное воспитание. Проблемы воспитания интересовали Руссо уже в начале жизненного пути. В письме отцу (1735) он признается в особом влечении к поприщу воспитателя. Главным естественным правом человека Руссо считал право на свободу. Вот почему он выдвинул идею свободного воспитания, которое следует и помогает природе, устраняя вредные влияния. В связи с этим Руссо выступил против авторитарного воспитания. Средством нового воспитания объявляется свобода или природная жизнь вдали от искусственной культуры. Главное и наиболее сложное искусство наставника - уметь ничего не делать с ребенком – таков руссоистский парадокс свободного воспитания. Педагог должен не показывать и разъяснять, а терпеливо следить, чтобы в сельской тишине неспешно созревал новый человек. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди, общество. Каждый из этих факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; общество обогащает опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ребенка. Задача воспитателя - привести в гармонию действие этих сил. Наилучшим воспитанием Руссо полагал в первую очередь самостоятельное накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта может быть приобретен к двадцати пяти годам, возрасту возмужания человека, когда он, будучи свободным, способен сделаться полноправным членом общества.Великий гуманист выступал за превращение воспитания в естественный, активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно слушая, осязая, наблюдая мир, духовно обогащаясь и удовлетворяя свою жажду познания. Под естественным воспитанием Ж.-Ж. Руссо понимал развитие ребенка с учетом возраста, на лоне природы. Общение с природой укрепляет физически, учит пользоваться органами чувств, обеспечивает свободное развитие. При естественном воспитании, следуя детской природе, отказываются от ограничений, установленных волей наставника, отучают от слепого повиновения, соблюдают непреложные природные законы. При этом отпадает необходимость в искусственных наказаниях. На смену им приходят естественные последствия неверных поступков ребенка. Слабого, нуждающегося в поддержке и помощи ребенка постоянно должен опекать наставник. Роман "Эмиль" отразил общие взгляды Руссо на мир. Автор критически освоил и переработал достижения французской педагогики и педагогической мысли европейской цивилизации, начиная с Античности и кончая эпохой Просвещения (Сократ, Платон, Катон Старший, Плутарх, Сенека, Д. Локк, Ф. Рабле, М. Монтень, Р. Декарт, А.Р.Ж. Тюрго). В "Эмиле" Руссо подверг критике существовавшую практику организованного воспитания ("Я не вижу общественного воспитания в тех смешных заведениях, которые зовут коллежами"). Он показал кастовость, ограниченность, неестественность воспитания и обучения в сословных школах, заявил об антигуманном характере воспитания, принятого в аристократической среде, когда ребенок находится под присмотром гувернера или в пансионате, будучи оторванным от родителей. Одновременно Руссо изложил в духе своей теории естественного права проект воспитания нового человека. Герой романа Эмиль - некий символ, носитель идеи. Этим можно объяснить те парадоксальные ситуации, в которые он попадает по воле автора. Подобный прием помогает ему четко изложить собственные педагогические воззрения.

Полагая, что  естественное состояние является идеальным, Ж.-Ж. Руссо предлагает сделать воспитание естественным или природосообразным. В "Эмиле" сделана попытка выделить основные периоды в развитии человека до совершеннолетия и наметить задачи воспитания для каждого из них. Первый период - от рождения до появления речи. В это время воспитание сводится преимущественно к заботе о здоровом физическом развитии ребенка. Руссо настаивал на том, чтобы грудного ребенка кормила не наемная кормилица, а сама мать.  Цель закаливание младенца. Словарный запас ребенка должен совпадать с накапливаемыми им идеями и конкретными представлениями. Второй период - от появления речи до 12 лет. Главные задачи воспитания в это время - создание условий для приобретения ребенком возможно более широкого круга жизненных представлений, помощь в правильном восприятии окружающих предметов и явлений. Руссо предлагал комплекс упражнений для развития зрения, слуха, осязания. Считая, что до 12 лет ребенок не созревает для того, чтобы приобретать сколько-нибудь систематическое образование, Руссо рекомендовал обучать без использования книг. Нравственное воспитание в эти годы предписывалось осуществлять преимущественно на примерах, избегая морализаторских бесед. Главную задачу нравственного воспитания ребенка до 12 лет Руссо видел в том, чтобы не допускать ситуаций, провоцирующих детскую ложь. Третий период охватывает возраст от 12 до 15 лет, когда дети полны сил и энергии, подготовлены к некоему систематическому умственному воспитанию, в первую очередь природоведению и математике. Учение должно строиться на основе личного опыта и самодеятельности. Руссо отвергал чтение детьми книг в этом возрасте. Единственное исключение составлял "Робинзон Крузо" английского писателя Д. Дефо. Подобное предпочтение объясняется тем, что герой романа являл для Руссо идеал человека, создавшего свое благополучие собственным трудом. Наконец, в период с 15 лет до совершеннолетия (25 лет) заканчивается формирование нравственного облика молодого человека. В эти годы он знакомится с установлениями и нравами окружающего общества. Каким должно быть воспитание: 1. Свободным. 2. Естественным. 3. Воспитание зависитот:1) природы (воспитание реализуется путем «внутреннего развития человеческих способностей, развития органов чувств»); 2) воспитания людьми (имеется в виду приучение человека использовать развитие своих природных способностей и органов чувств); 3) вещей (воспитывает собственный опыт человека, приобретаемый им от взаимодействия с вещами, с которыми он сталкивается). Женщина Должна воспитываться дома.Никаких серьезных умственных занятий. Приспособление к мнению других, подчинение чужой воле. 

8. Демократический характер социально-педагогичсекой деятельности и теории И.Г. Песталоцци. Разработка им идеи развивающего обучения и воспитания.

Когда маленький П. отдыхал в деревне  у дедушки он увидел всю бедноту  и невежество крестьян, и сделал вывод, что все зло идет от города. И дал клятву всегда помогать бедноте. И эту клятву о сдержал на протяжении всей жизни. Философские взгялды П были самостоятельными, но в то же время влияние идей французских просветителей и нем.идеалистической философии. Мировоззренческие и духовно-нравственные основы пед системы – синтез представлений, идеалов, ценностей, корни которых были в христианской религии, идеологии просвещения и нем романтизм, а почвой служила духовная жизнь Европы последн четверти 18в – первой четв 19в. П отрицательно относился к современной ему цивилизации, кот по его мнению извращает лучшие природные качества человека. С одной стороны, отрицал религию, но признавал божество. Он отрицает человека и вместе с тем был далек  от идеализации человеческой природы.  Школа для него важнейший рычаг социального преобразования общ-ва. В молодости П был республиканцем, но в зрелые годы он разочаровался в республике. В книге «Лебединая песня» выдвинул идею саморазвития всех способностей детей, идею о том, что каждой способности выйти из безжизненного состоянияи стать активной силой (глаза – видеть, уши-слышать, рука-хватать так и сердце хочет любить). Пед.взгялды П. находились в тесной связи с мировоззрением. Осн принцип воспитания – согласие с природой ребенка. Но целенаправленное воспитание совершенно необходимо, ибо человек растущий сам по себе  стихийно не может достигнуть гармонического развития. Так он обосновал право педагога влиять на природу ребенка. Гл.роль отводил целенаправленному воздействию на ребенка в процессе воспитания. П выступил с требованием чтобы воспитатель изучал ребенка. Развитие всех природных способностей чел-ка он стремился осущ-ть путем последовательных упражнений. Это привело его к теории элементарного образования. Развитие ребенка начинается с элементарных воздействий и поднимается все к более сложному. В теорию элем образования он включал физическое, нравственное, умственное, трудовое. Физическое воспитание – развитие всех сил и возможностей. Это воспитание он рассматривал как первый вид влияния взрослых на ребенка. Простейшим физическим воспитание он считал – движение суставов. Игры, строевые занятия и военные упражнения.  Физическое воспитание предлагает согласовывать с трудовым воспитание. П считал, что в это время согреваются сердца детей. Трудовое воспитание считал, что это удел крестьян и ремесленников, потому что это пригодится им в их трудовой деятельности.  Формирование чел-ка, его нравственного облика является центром пед.системы П. Нравственное воспитание необходимо для того, чтобы чел-к прожил жизнь правильно и красиво. Простейшими элементами явл любовь ребенка к матери, доверительство в семейных отношениях, уклад семейной жизни.  П считал, что только лишь школа построенная на материнской любви учителя к детям может осущ-ть нравственное воспитание. Задача учителя состоит в том, чтобы ребенок распространял материнскую любовь к своим близким, а затем ко всему человечеству. Из всех нравственных ценностей П на первое место ставил труд настойчивый, а также такие качества как аккуратность, чистоту, порядок. Он старался уберечь души девочек потому что они будущие матери, дающие жизнь. Любовь ко всем людям П связывал с любовью к Богу. Ценно в теории нравственности воспитания П явл то, что он предлагал осущ  его путем возбуждения у все людей к нравтсвенным поступкам. Курсы воспитания. Воспитание начинается с восприятия окруж мира через органы чувств. Но первые впечатления от восприятия мира явл неясными, неупорядоченными. Воспитание должно сделать его ясным. Задача учения – накопление знаний детей и развитие их мыслительных способностей. Стремясь упростить обучение П пришел к выводу  о том, что  существуют простейшие элементы знаний о вещах и элементах. Этими элементами явл форма, число и слово.  Числом посредством счета овладеть, словом посредством речи, формой посредством измерения. Суть народной школы он видел  в языке народа, в той среде где растет ребенок. Школа должна вырости из народной жизни, школа должна выводить детей в большой мир человечества.  П главным принципом обучения считал наглядность. Без без наглядности нельзя добиться  правильного представления о мире. Также развивал принципы систематичности и наблюдения.  П выдающийся теоретик и практик буржуазно-демократической педагогики. С огромным энтузиазмом занимался воспитанием детей. Стремился помочь нищим и угнетенным. Но к сожалению не знал реальных путей уничтожения бедноты.  Он считал что воспитывать нужно бедноту для бедноты. Идеализировал деревенскую жизнь. Рассматривал школу вне политики. Впервые П выдвинул перед народной школой задачу гармоничного развития личности.  

9. Педагогическая система  И.Г.Гербарта. Разработка  им идеи воспитывающего  характера обучения.

  философ, психолог, математик – один из выдающихся педагогов XIX в. Первый педагогический труд Гербарта посвящен творчеству Песталоцци. Гербарт считал педагогику не только наукой, но и искусством, владея которым педагог в каждом конкретном случае поступает в соответствии с тем, что "предоставил ему практический опыт". Педагогика, по Гербарту, будучи самостоятельной наукой, опирается на так называемую практическую философию (этика и психология). С помощью этики намечают педагогические цели, с помощью психологии - способы их осуществления. Во главу угла процесса воспитания ставилось волеизъявление личности. Этот нравственный процесс в идеале должен соответствовать пяти главным критериям: внутренней свободе, совершенству, благожелательности, законности и справедливости. Центральный тезис рассуждений Гербарта - формирование нравственного человека. Это - ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. По Гербарту, воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии - управление, обучение и нравственное воспитание. Гербарт считал, что управление должно решать задачу поддержания порядка. Само по себе управление не воспитывает, а лишь создает предпосылки для воспитания. Предлагалась система приемов управления: угроза, надзор, запрет, приказ, включение в деятельность и пр. Гербарту принадлежит капитальная разработка идеи воспитывающего обучения, основную задачу которого он видел в развитии всестороннего интереса. Интерес определен как интеллектуальная самодеятельность, вызванная обучением и приводящая к формированию у ребенка "собственных свободных душевных состояний". Обучение Гербарт попытался разделить на преподавание и учение. Он искал некую "естественную последовательность" учебного процесса в виде формальных ступеней. Были определены четыре таких ступени: две - по углублению обучения и две - по осмыслению обучения. Под углублением подразумевался выход на новые знания, под осмыслением соединение этих знаний с уже имеющимися. На первых двух ступенях особенно важны такие методы обучения, как наглядность и беседа. На двух других - самостоятельная работа ученика и слово учителя. Гербартом определены три универсальных метода обучения: описательный, аналитический и синтетический. Главенствующая роль отдавалась аналитическому методу, при котором надлежало систематизировать знания учащихся. Все три метода следовало применять в совокупности. Нравственное воспитание как часть триединого педагогического процесса должно было прежде всего формировать волю и характер будущего члена общества. Предлагался свод рекомендаций по нравственному воспитанию. Гербарт полагал, что наставник должен считаться с индивидуальностью личности, находить в детской душе доброе и опираться на него. Им были намечены шесть практических способов нравственного воспитания: сдерживающий, направляющий, нормативный, взвешенноясный, морализаторский, увещевающий. 

10. Реформаторская педагогика  в Западной Европе  и США конца  19-нач 20 века (Кершенштейнер  Г., Лай В., Мейман  Э, Дьюи Д.).

В крупнейших странах Западной Европы и США  в XIX в. происходило становление национальных систем школьного образования. Общим было расширение участия государства в школьном деле: в его управлении, во взаимоотношениях частной и общественной школы, в решении вопроса об отделении школы от церкви. Три взаимосвязанные государственные сферы - законодательная, исполнительная и финансовая - определяли судьбу школьных реформ. Всех выше перечисленных педагогов-реформаторов объединяла, во-первых, идея развивающего обучения – школа не столько должна давать знания, сколько заботиться о развитии у детей умения наблюдать, мыслить, делать выводы; развивать навыки самообразования; во-вторых, признание необходимости учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные и индивидуальные особенности детей, развивать познавательный интерес, способности и самостоятельность учащихся; в-третьих, выступление против засилья формализма, догматизма и применения телесных наказаний в традиционной школе. Одним из наиболее важных и противоречивых вопросов, которые рассматривались в педагогических теориях конца XIX века, был вопрос о целях воспитания подрастающего поколения. Идеалы, к которым стремились почти все реформаторские течения можно условно разделить на три группы это: индустриально-образованный пролетариат; «хозяин» жизни, беспринципный предприниматель, который достигает своих целей любым способом; «средний» человек, который не протестует против действительности, а примиряется с окружающими его условиями жизни. Не менее важный вопрос, который объединял педагогов в поиске путей реформирования школы – это вопрос о соединении умственного и физического труда, последний рассматривался не как основа подготовки к непосредственной трудовой деятельности, а как одно из важнейших средств общего развития личности ребенка. Идея соединения умственного и ручного труда, как средство выработки общих трудовых навыков, необходимых трудящемуся любой профессии, средству формирования соответствующих нравственных качеств, была более ярко отражена в теории «трудовой школы» и «гражданского воспитания» немецкого педагога Георга Кершенштейнера. Для новой школы необходимо: обширное поле ручного труда, который, в зависимости от способностей ребенка, станет средством умственного развития; освоение труда, которым занимаются родители; работа, осуществляемая совместно с товарищами. При организации народной школы лучше всего было бы соединить преподавание с ручным трудом и изобразительно-иллюстративной деятельностью, широко используя опытническую  и лабораторную работу Г.Кершенштейнер предлагал для практических занятий разные мастерские, кузню, школьный сад – вообще ту сферы деятельности, к которой у ребенка есть интерес. И хотя такая трудовая школа знакомит учащимся с методами и приемами труда характерными для определенной отрасли знаний (средняя школа) или практической деятельности (народная начальная школа), она носит не профессиональный, а политехнический характер. Профессиональную подготовку Г. Кершенштейнер предлагал осуществлять в «дополнительных» школах для работающих подростков, окончивших народную школу. Идеи Кершенштейнера перекликаются с идеями швейцарского педагога И.Г. Песталоцци не только в плане соединения обучения с трудом, но и в плане всестороннего развития личности, которую оба предусматривали в своей трудовой школе. теория гражданского воспитания - рассматривал народную школу и армию как наиболее действенные государственные воспитательные институты, способные формировать у молодежи желание трудиться на благо отечества и защищать его. Задачи школы обеспечение учащихся профессиональной подготовкой с приданием её нравственного значения, и воспитание гражданина - патриота. В 1903 г. вышла в свет работа Вильгельма Августа Лая « Экспериментальная дидактика», в которой он излагал свои требования к трудовой школе. Труд рассматривался им не как учебный предмет, а как принцип преподавания всех учебных дисциплин. Ручной труд, считал А.Лай,  должен вводиться в народную школу прежде всего как средство умственного, физического и духовного развития учащихся. А.Лай представлял свое видение школы в так называемой педагогике действия. В основе обучения должна лежать последовательность таких действий, как восприятие, умственная переработка воспринятого и  внешнее выражение сложившихся представлений с помощью описания, рисунка, опытов, драматизации и других средств. Именно ручной труд выступал у А.Лая как принцип преподавания, способствующий обучению и воспитанию. Труд является необходимым заключительным звеном естественного процесса взаимосвязанных реакций.  Особая роль отводилась  третьему компоненту его триады – выражению, которое и являлось собственно действием, направленным на приспособление ребенка к окружающим условиям среды, в том числе и социальным. Это приспособление ребенка было основной задачей «школы действия». В экспериментальной педагогике Вильгельм Август Лай  полагал, что в основе детских поступков лежат врожденные  либо приобретенные рефлексы, которые нужно изучать в и  лабораториях, и в естественных условиях. Главным ориентиром воспитания рассматривалось изучение детской физиологии и сенсорики. Мейман, В отличие от А.Лая, был за разносторонний подход к изучению личности ребенка. Он объединял в этих целях данные анатомии и физиологии, педагогики, психологии, психопатологии Э. Мейман разработал методику изучения психики ребенка в лабораторных условиях. Однако игнорирование  естественных условий деятельности ребенка на уроке, его поведение в социальной среде искажало правильность полученных данных об объектах исследования, и в конечном итоге снижало эффективность педагогики Э. Меймана. Сужались  в его педагогической системе также функции учителя в изучении детей, их выполнял специальный исследователь. Большой интерес и в наше время имеют мысли Э. Меймана об умственном воспитании, его соображения о гигиене школьной работы и о влиянии на ученика школьной и внешкольной жизни.     В основу своей педагогики  он ввел также этику и эстетику. Им был написан трехтомный систематический курс «Лекций по введению в экспериментальную педагогику».

11. Воспитание, школа  и педагогика на  руси с древних  времен до 17в.  

Идеалом воспитания у земледельцев был труд. Воспитание осуществлялось в семье. Ценилось целомудрие и верность жен. От рождения до 3-4 лет дети находились на попечении у матери. Этот период назыв «дитя», «кормление грудью». Дети в этот период жили как бы на половине дома матери. Уже в 3-4 года дети помогали матери по хозяйству. Старшие сестры, братья поощряли игры детей, развивали у них находчивость, ловкость, умение и навыки.  После 7 лет мальчики переходили на половину дома отца и помогали ему. В 14 лет мальчики становились полноправными членами семьи с решающим голосом.  С 14 до 21 –период «детище», с 21 до 29 – юноша, с 29 – 35 лет – муж (зрелый мужчина), с 35 -49 лет – средовечен, с 49 до 56 – стербль, с 56 – старец.  В 10-11 в Русь занимала 1  место в Европе и Азии по выделке оружия, по изготовлению украшений, посуды, зеркал. В это же время появляется ряд городов Киев, Смоленск, Чернигов, Новгород и пр. Русь уже тогда вышла на передовые позиции среди народов тогдашнего мира. Письменность на руси появилась задолго до происхождения христианства. В 11-12 в в России грамотных было только ¼ населения. В 12 в книги на Руси рассматривались как духовный предмет, врата к цивилизации. Хотя в это же время на Западе книгу презирали. Потом во время татаро-монгольского нашествия ур-нь образования начал снижаться. 17 в подготовил реформы Петра 1 в области просвещения. В этот период бурно развивалась экономика, культура просвещения. В этот период произошло много событий: много географических открытий, воссоединение Украины с Россией. В 17 в самой распространенной была школа грамоты. Они открывались при монастырях и церквях. Учеников от 3 до 20. Изучали письмо, грамоту.  В крупных городах открывались грамматические школы. Эти школы выше чем школы грамоты. Изучались грамматика (Сватницкого), арифметика (изучали не только дроби, но и действия с ними). Школы носили частный характер.  

12. Воспитание, школа  и педагогика в России в 17в.

17 в  подготовил реформы Петра 1 в  области просвещения. В этот  период бурно развивалась экономика,  культура просвещения. В этот  период произошло много событий:  много географических открытий, воссоединение Украины с Россией. В 17 в самой распространенной была школа грамоты. Они открывались при монастырях и церквях. Учеников от 3 до 20. Изучали письмо, грамоту.  В крупных городах открывались грамматические школы. Эти школы выше чем школы грамоты. Изучались грамматика (Сватницкого), арифметика (изучали не только дроби, но и действия с ними). Школы носили частный характер. Богослужение требовало знания греческого языка.  В 40-х гг официально открывается 1-я греко-латинская школа в Москве. Основателем был Ратищев. В этой школе изучались все известные науки того времени, а также риторика, философия, политика (поэзия).  Через какое-то время открывается аналогичная школа. Открыл ее Словенецкий. В 60-х гг открывается православная школа . Возглавил ее Тимофей Грек. В 60-х гг 17в открывается первая гос школа при иконно-спасском монастыре. Возглавил ее Полоцкий В школе изучались греч, латинск, польский, нем, франц языки. Англ не был популярным до мировой войны.  В 17 в распространенными были мастера грамоты. Школ не хватало. Эти мастера грамоты переходили из города в город, собирали мальчиков 7-20 чел и давали им самую простую грамоту. Стоимость обучения 10 руб. Учебник грамматика стоил 50 коп, учебный псалтырь стоил 53 коп (3-х летний бык стоил 54 коп). В сер 17 в в России появились первые учительницы. 1685г – в Москве открывается славяно-греко-латинская Академия. Инициатором был Полоцкий. А организаторами были братья Лихуды., монахи. В эту академию принимались только русские православные (русские, украинцы, белорусы). Обучение было формальным. Никакой специальности студенты не получали. Методы преподавания: профессор читал учебник и комментировал некотор места, иногда допускались диспуты. По такому же принципу строилось обучение на Западе. 17 в хар-ся тем, что в этот период выходит оригинальная книга: гражданство обычаев детских. Как вести себя в обществе, как сидеть, как стоять и пр. Считалось, что эта книга переводна я с лат или польского языка. Сейчас на 100% известно, что эта книга – продукт русской пед мысли. Автор Эпифаний Словенецкий. По мнению иностр историков 17 в в России хар-ся как век невежества и безграмотности русского народа. Но это представление совершенно неправильное. Русский историк дает такие данные – белое духовенство – 75% грамотных, купцы – 75, черное духовенство – 75,  дворяне 50, крестьяне – 20%, ремесленники и городские жители – 30%. Методы обучения грамоте: на Руси в то время классно-урочной системы не сущестовало. Обучали индивидуально. Ученик выходя к ответу низко кланялся учителю в ноги. Ученики изучали буквы алфавита, затем двоеписьменные слоги (сочетание каждой гласной со всеми согласными), затем троеписьменные слоги ( каждая гласная с 2 согласными), затем читали предложения, а уже затем начинали читать Евангелие. Обучение было трудным. Трудно приспособиться к почерку переписчика. Содержание псалтыря было непонятным – неинтересным. Но псалтырь нес правду, кот в школе не давали.  

13. Школьные реформы   и педагогическая  мысль России в  18в (Ломоносов,  Бецкой, Янкович,  Радищев).

Россия продолжает отставать. Петр1 пытается выйти из рамок отсталости. Он делает ставку на энергию и инициативу русск.работника. Он открывает широкую дорогу для индустриального предпринимательства. Сегодня широкая дорога открыта для финансового и торгового предпринимательства.  Реформы: 1) Введение гражданского алфавита, 2) Появление первых гражданских школ содержимых гос-ом 3) Развитие проф. образования 4) открытие российской Академии наук 5) появление периодической печати – журнал Ведомости. Школа гражданская – школа матем и навигационных наук. Открыта в 1801г Петром 1. Обучалось до 500 чел. Состояла из 3 школ: в 1-х классах изучалось чтение – российская школа. 2-х классах – циферная или мат.школа. 3-и классы – математическая навигационная наука, арифметика, геометрия, география, навигация. Мальчики от 12 до 20 лет  - одни по желанию, другие по отцовском упринуждению устраивались смотрины, иногда Петр 1 сам принимал участие. Школа была частью гос аппарата и дисциплина была строгой. Обучались в основном англичане.  Школа матем навигационных наук выпускала много специалистов. Петр 1 открывает в крупных городах инженерные училища, в портовых городах – навигационные. 1775 г –Ломоносов стал первым академиком русским Академии наук. В 1712 г было открыто 15 металлургических заводов, им нужны были инженеры, механики  т.д. И при заводах стали открывать школы. В этих школах преподавалась тригонометрия, геонезия, механика. Ученики должны знать резьбу и гранения камней. Овладеть токарным, столярным и паяльным делом. Он был инициатором демократизации состава учащихся гимназии при Академии наук. Ученый ввел в число обязательных предметов гимназического образования химию и астрономию, первым стал читать лекции для студентов на русском языке. Им разработаны "Регламенты" для учителей и учеников гимназий, где рекомендуется сознательное, последовательное, систематическое, наглядное обучение. Ломоносов выдвинул в качестве ведущего принцип научности в обучении. Вместе с И.И. Шуваловым Ломоносов был инициатором учреждения Московского университета. Став "интеллектуальным отцом" университета, Ломоносов определил его развитие в прямом соответствии с достижениями научной и философской мысли Европы. Стал создателем русской классической философии. Церковь и религию считал той враждебной силой, кот мешает научному прогрессу.  Как и все мыслители демарксистского периода он придерживался идеалистических знаний на общественное развитие. Движущей силой на развитие сознания и народа он видел в идеях которые овладели сознанием просвещенного монарха. Эта идеалистческая концепция приводила его к мысли о том, что история делается не народом, а выдающимися личностями. Это приводит к тому, что он не признавал народ к созданию истории, но он не третировал народ, как это делали другие. Народ-скот, кот нужен погонщик и корм. Ломоносов сам выходец из народа и не мог так резко отзываться о народе. Особенно много сделал Ломоносов в развитии педагогики. Свои пед идеи развил в  2 произведениях: 1) регламент классической гимназии 2) регламент московских гимназий. Труд ломоносов возвеличивает до общечеловеческой категории. В своих регламентах он выдвинул плодотворную идею о том, что воспитание невозможно без изучения естественных склонностей уч-ся, поэтому следует строго индивидуализировать методы и ср-ва образовательного и воспитательного воздействия.  Эту идею он пытался реализовать в открытом  московском гос универе. Считая, что на 1 курсе студенты должны прослушаь все читаемые лекции, чтобы видеть к каой науке студент более склонен. Сейчас это невозможно поскольку очень много наук. На 2 курсе студент должен прослушать циклы лекций. На 3 курсе студенты должны закрепиться за 1 профессором и упражняться в 1 науке. Распространение научных знаний через печать, устное слово явилось огромным вложением. Но главным было открытие им МГУ. В универе было 3 факультета: философский, юридический  и медицинский. 2-я пол 18 века богата высказываниями русских мыслителей и новыми явлениями пед науки.  Новый сдвиг в образовании произошел в 60 гг 18в. Институт благородных девиц был первый в Европе  средней школой для женщин. Воспитание и обучение было поставлено на высокий уровень. Открываются повышенные ср.учебные заведения – училище при академии наук, училище при Академии художеств. В это же время открываются воспитательные дома/ в кот воспитывались девочки, либо сироты, либо подкидыши дворянского происхождения. Все эти уч.заведения были закрытого типа.  Основателем был Бецкой, он был не только практиком, но и теоретиком, написавшем работу «Генеральные учреждения по воспитанию обоего пола юношества». Бецкой расширяет границы роли воспитания, считая что через воспитание можно создать новую породу людей. Посещения родителями были очень редкими и то в присутствии воспитательниц, дабы избежать отрицательного воздействия.  Каждый класс назывался по цвету платья (первоклассницы – кофейные, второклассницы-голубые, 3-ы – серые, выпускницы – белые). Из них воспитывали будущих жен  и матерей – уважение к старшим, дружелюбие, бережливость, опрятность, терпение, гордость.  В 1786 г выходит устав народных училищ, согласно кот в России открываются 2 типа школ: малые народные училища (2 года) и главнее народные училища. Возглавил реализацию открытия народных школ Янкович. В 1784 г Янкович открывает слушательскую семинарию. 1785 – состоялся первый выпуск, они были направлены в губернские города. В 1786 – состоялось открытие малых народных училищ (напр Пермь). И главные и малые нар училища открывались на пожертвования. Но пожертвования поступали время от времени. Поэтому учителя не получали жалования.

Радищев Он развивал передовые положения русского философского материализма во взглядах на природу, происхождение человека и его сознания. Радищев признавал наличие внешнего мира, его материальность, познаваемость, а официальную церковную идеологию и масонские учения называл мистическими бреднями, напоминающими прежние времена схоластики. Он рассматривал человека как материальное существо - часть природы. Основной задачей воспитания Радищев считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего свое отечество. Большое место в воспитании «истинного сына Отечества» Радищев отводил процессу овладения знаниями, умственному развитию. Он выдвигал обширную программу образования, в которую должны были входить знания об обществе и природе. Он считал человека существом социальным, которое развивается в обществе, черпает свои силы в общественном союзе, нуждается для своего формирования в общении с людьми. 

14.  Школьные реформы и пед мысль в России первой половины 19 века. Школьный устав 1804 и 1828 гг и их оценка.

ПО УСТАВУ 1804 Г


 
Министерство народного

просвещения 1804 г. «Устав

учебных заведений, подведомых

университетам».



Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История педагогики"