Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 15:56, шпаргалка
1 в. Древние славяне: история, прародина, соседи. Хозяйство, религия и быт восточных слвян.
Славяне, как считают большинство историков, обособились из индоевропейского общности в середине 2 тысячелетия д.н.э. Прародиной ранних славян, по археологическим данным, была территория к востоку от германцев – от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке.
1 в. Древние славяне: история, прародина, соседи. Хозяйство, религия и быт восточных слвян.
Славяне, как считают большинство историков, обособились из индоевропейского общности в середине 2 тысячелетия д.н.э. Прародиной ранних славян, по археологическим данным, была территория к востоку от германцев – от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке.
Первые письменные свидетельства относятся к началу 1 тысячелетия н.э. О славянах сообщают греч, римск, арабск, византий. источники. ( под именем венедов)
В эпоху великого переселения народов(3-6 вв.н.э.) славяне освоили террит. Центр, вост. И юго-вост. Европы. По данным исторического языкознания, письменных источников и археологии славяне VI—VII вв. проживали на территории Центральной и Восточной Европы, простиравшейся от рек Эльбы и Одера на западе, через бассейн Вислы, до верховьев Днестра и среднего течения Днепра на востоке. С севера соседями славян были германцы и балты. Восточными соседями славян были иранские племена (скифы, сарматы), южными — древние македоняне, фракийцы и иллирийцы, западными — кельты.
Хозяйство. Основное занятие- земледелие. На севере господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. Основные орудия труда – топор, мотыга, соха, борона-суковатка , заступ.
В южных районах – перелог. Основные орудия труда – соха, рало, деревянный плуг с железным лемехом итд.
С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. Из других занятий – рыболовство, охота, бортничество.
Религия. Восточные славяне были язычниками. Они обожествляли различные силы природы. На ранней ступени своего развития они верили в добрых и злых духов. Главными божествами восточных славян являлись: божество Вселенной — Род, божество солнца Даждь-бог (у некоторых славянских племен он назывался Ярило, Хорос), бог скота и богатства — Велес, бог огня — Сварог, бог грозы и войны — Перун, богиня земли и плодородия — Мокошь.
Славяне изготавливали деревянные и каменные изваяния своих богов. Местами поклонения служили священные рощи, источники. С возрастанием роли князя и военной дружины в жизни племени Перун — бог грозы и войны — становится главным богом славянского пантеона. Языческие обряды должны были обеспечить высокий урожай, здоровье людей и скота. Особыми обрядами сопровождались рождение, свадьба, смерть.Важное место в религии древних славян занимал культ предков. Широко был распространен обычай сожжения покойников и возведения над погребальными кострами земляных насыпей — курганов.
Быт и подобная фигня. Длительное время у славян сохранялся патриархальный племенной быт. Каждое племя состояло из родов Родовые старейшины имели большую власть в своих родах, а на вече (совете) решали все племенные вопросы. Постепенно, с обособлением хозяйственной деятельности семей, на смену родовой общине пришла община соседская (вервь). На вече уже собирались представители всех семейств и избирали для решения общих дел старейшин. Родовое устройство постепенно заменялось соседскими общинами. С развитием торговли на землях славян возникают города: Киев – у полян, Чернигов – у северян, Любеч – у радимичей, Смоленск – у кривичей, Новгород – у ильменских славян и т. д. В городах для защиты торговых людей создавались дружины. Во главе таких дружин чаще всего стояли варяжские предводители – конунги (князья). Постепенно они захватывали власть в городах и становились владетельными князьями. Основная масса славян жила в поселках (городищах). Они всегда были расположены вблизи от воды, на берегу реки или озера. Река была не только дорогой к соседям, она еще и кормила обитателей городищ.
2 в. Норманнская теория возникновения Древнерусского государства и ее оценка.
Норманнская теория — очень важная историческая часть в жизни Древнерусского государства. Ее отношение ко всей истории возникновения и существования Руси вполне несправедливо.
Эта теория придаёт русскому
народу несамостоятельности и
В чём же истинная суть норманнской теории Древнерусского государства? Она гласит, что Русь создали шведы-викинги во времена завоевания восточнославянских племен. А во главе главного класса – древнерусского объединения назначили князей рода Рюрика (Рюриковичи). Это далеко недостоверное мнение создано по писанию русских летописцев. Одно с таких повествований, как «Повести временных лет» датируется 6370 годом (862 год – по новому календарю). Оно и заложило фундамент для исторических версий по поводу зарождения Древнерусского государства, где и нашлось место норманнской теории.
Норманнская теория содержит в себе две интересных версии:
1.Варяги, которые ворвались на земли восточнославянских племен, были викингами, и никто кроме них не в состоянии был организовать государство.
2. Славянская культура начала своё развитие с приходом варяг.
Сказать проще – все заслуги по созданию государства с его культурой, ценностями принадлежат по норманнской теории лишь варягам.
Распространяться норманнская теория начала в 40-е годы XVIII века. Официальным создателем этой теории нарекли немецких ученых Байера и Миллера. Дальше эстафету принял Шлетцер. На опубликованную норманнскую теорию очень бурно отреагировал русский учёный М. В. Ломоносов – это задело чувство русского достоинства. С тех пор и началась спорная дискуссия вокруг происхождения Древнерусского государства. Так и возникли понятия норманнистов – сторонников достоверности норманнской теории и антинорманнистов – противников этой версии. Последние принимали любые варианты, только чтоб отвергалась теория норманнистов. Что естественно и привело к победе норманнистов. После выхода в свет работы норманниста Вильгельма Томсена под названием «Начало Русского государства» (Россия – 1891 год) с аргументированными доказательствами и достоверными доводами – русские учёные всё-таки приняли норманнскую теорию. И много остальных учёных перешло на сторону норманнистов.
В послевоенное время в России сложилось четыре трактовки в норманнской теории:
3 в. Киевская Русь в 10 – нач. 12 века.
Завоевание и подчинение славянских племен новому политическому центру стало отличительной чертой начального этапа Древнерусского государства. Олег (882 - 912) покорил древлян, северян, радимичей. Игорь (912 - 945) подчинил своей власти улачей и тиверцев, Святослав (965 - 972) и Владимир (980 - 1015) воевали против вятичей. Так сложилась территория государства. Наряду с этим укрепились его границы. В 965 г. Святослав разгромил хазар и закончил соглашение с камскими болгарами. Военные действия позволили утвердить международное положение Киевской державы. Походы Олега (907), Игоря (941 - 944) на Византию, заключение мирных и торговых договоров свидетельствовали о стремлении империи жить в добрососедстве с Русью. Однако в дальнейшем внешнеполитические успехи Киева привели к обострению двухсторонних отношений. Несмотря на поражение Святослава (971) в войне с Византией, его сыну Владимиру удалось добиться в этой борьбе крупных успехов. В целом походы IX - X вв. укрепили Древнерусское государство, позволили наладить экономические и культурные связи с другими странами. Важное значение имело принятие христианства (988) в качестве государственной религии. Страна приобщилась к христианской культуре, было идеологически закреплено территориальное единство. Княжением Владимира закончился период становления Киевской Руси.
Основой социально-экономического строя государства было феодальное землевладение. Собственники земли - князья, бояре, дружинники, а после принятия христианства церковь - эксплуатировали труд различных категорий зависимого населения: холопов (рабов), закупов, изгоев, рядовичей, смердов. Наиболее многочисленной по составу была группа смердов - свободных и уже попавших в зависимость. К свободным смердам относились общинники, имеющие хозяйство и необходимые орудия труда. Разорившиеся свободные производители теряли самостоятельность и несли определенные повинности в пользу своего господина. Из их среды появились другие категории зависимого населения. Главной формой эксплуатации в X - XII вв. являлась натуральная (продуктовая) рента.
Наряду с утверждением феодальных отношений на Руси происходил рост городов. Основное население в них составляли ремесленники и торговцы.
Процесс феодализации на Руси
привел к образованию местных
политических центров и началу их
борьбы с Киевом. Распад государства
начался со смертью Ярослава Мудрого
и разделом Руси между его сыновьями.
Правление триумвирата
Усиление феодальной эксплуатации,
ущемление прав сельских и городских
производителей обострили классовые
противоречия в Киевской Руси. Они
проявлялись в вооруженных
Внешние отношения X - начала XII в. характеризуются борьбой со степняками-кочевниками, на юге с половцами.
4 в. Распад Киевской Руси. Русские земли в эпоху феодальной раздробленности.
Феодальная раздробленность Руси - это закономерный итог развития раннефеодального русского общества. Причинами феодальной раздробленности на Руси можно назвать эк-е и пол-е. Экономические заключались в распространении на тот период натурального хозяйства, а следовательно, в возможности обособится от государства, т.к. производство велось не для продажи, а «для себя». Возникновение городов и развитие ремесел приводило к обогащению вотчины. Дружинники князя превращались в землевладельцев и «оседали» на своих землях. Росло число зависимых людей-холопов, которых нужно был держать в узде, а для этого требовалось наличие полицейского аппарата, но без государственного вмешательства. Развитие производства приводило к эк-у и пол-у обособлению. Местные бояре не собирались делить свои доходы с великим киевским князем и активно поддерживали в борьбе за самостоятельность и укрепление собственного княжества их правителей. Политические заключались в том, что все князья и вотчинники являлись родственниками и считали себя равными друг другу. Внешне распад Киевской Руси представлял собой раздел территорий между представителями княжеской семьи.
Новгородская феодальная республика.Главным органом управления в Новгородской республике было вече - собрание взрослых мужчин, позднее - представителей родов, независимо от социального происхождения. Руководящую роль на вече играли «200 золотых поясов» (200 бояр), они составляли боярский совет. Вече собирали только по важным поводам, в остальное время правил боярский совет, во главе которого стоял архиепископ. Функции архиепископа заключались в хранении государственной печати, контроле выпуска монет и контроле казны, мер веса, длины и объема. Кроме этого, он являлся верховным судьей. Вече избирало посадника(рук-т внеш пол-й, следит за выпол-м судеб реш-й, явл главой ополчения) и тысяцкого(исполнитель наказаний, он следил за сбором налогов), которые помогали архиепископу. Князя приглашали из Влад-Сузд-й земли в случае войны или бунта. Ему доверяли оборону, а после изгоняли. Символ свободы Новгорода - вечевой колокол, кот. звонил до конца 16в. После завоевания Новгорода московскими князьями колоколу «вырвали язык, били плетьми и сослали в Сибирь». С этого момента прекратилось существование Новгородской земли.
Владимиро-Суздальское
княжество.Владимиро-
Галицко-Волынское княжество.Галицко-Волынское княжество - самое западное княжество, граничило с Польшей и Венгрией. Волынские князья не имели таких прав и привилегий, как владимирские. Система управления в этом княжестве была близка к европейской (вассалитет). Феодалы князя были независимы от него. Князь делил власть с боярской Думой, и бояре имели право сместить князя. Экономика зависела от торговых связей с Европой, главным товаром был хлеб. Кроме этого, в княжестве была развита работорговля. Распад Галицко-Волынского княжества начался в 14 веке, когда Волынь была захвачена Литвой, а Галицкая земля - Польшей.
У всех
земель было три пути развития:
республика, деспотия или монархия.
Из-за монголо-татарского