Шпаргалка по истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 15:56, шпаргалка

Краткое описание

1 в. Древние славяне: история, прародина, соседи. Хозяйство, религия и быт восточных слвян.
Славяне, как считают большинство историков, обособились из индоевропейского общности в середине 2 тысячелетия д.н.э. Прародиной ранних славян, по археологическим данным, была территория к востоку от германцев – от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы история.docx 5.docx

— 194.72 Кб (Скачать файл)

В некоторых странах сложившиеся  в ходе войны партизанские движения пытались продолжить свою деятельность и после окончания войны. В  Греции конфликт между коммунистами и довоенным правительством перерос  в гражданскую войну. Антикоммунистические вооружённые отряды ещё некоторое  время после окончания войны  действовали на Западной Украине, в  Прибалтике, Польше. В Китае продолжилась гражданская война, длящаяся там с 1927 года.

Фашистская и нацистская идеологии были признаны преступными на Нюрнбергском процессе и запрещены. Во многих западных странах выросла поддержка коммунистических партий, благодаря их активному участию в антифашистской борьбе в ходе войны.

Европа оказалась разделена  на два лагеря: западный капиталистический  и восточный социалистический. Отношения  между двумя блоками резко  ухудшились. Уже через пару лет  после окончания войны началась Холодная война.

Уроки: Лучше не стоит  начинать того, что невозможно завершить.

Это говорит о том, что  как бы ты не сторался что либо сделать сам, один ты этого сделать не сможешь.

Гитлер решил один захватить  весь Мир, хотя ему и помогала Япония, ему всё равно этого сделать не удалось, хотя еслиб он воевал в одном месте, а потом в другом (например не нападал бы на Африку сразу), а направил бы свои войска в одном направлении, результат был бы другой, но человеку свойственно делать ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

50 в. СССР в  1945 -53 годы.

После окончания Великой  Отечественной войны Советский  Союз приобрел статус ведущей мировой державы. Мир разделился на два блока, один из которых возглавил СССР. В общественной жизни царил эмоциональный подъем, связанный с победой в войне. В то же время продолжала укрепляться тоталитарная система.

Главной задачей послевоенного  периода стало восстановление разрушенной  экономики. В марте 1946 г. Верховный  Совет СССР принял план реконструкции  и восстановления народного хозяйства.

Началась демилитаризация  экономики и модернизация военно-промышленного  комплекса. Приоритетной областью была объявлена тяжелая промышленность, главным образом машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс. К 1948 г. производство достигло довоенного уровня благодаря героическому труду советского народа, бесплатному труду заключенных ГУЛАГа, перераспределения средств в пользу тяжелой промышленности, перекачки средств из аграрного сектора и легкой промышленности, привлечению средств от репарации Германии, жесткому планированию экономики.

В 1945 г. валовая продукция  сельского хозяйства СССР составляла 60 % довоенного уровня. Правительство  пыталось карательными мерами вывести  отрасль из кризиса.

В 1947 г. установлен обязательный минимум трудодней, ужесточен закон  «За посягательство на колхозную  и государственную собственность», повышен налог на содержание скота, что привело к массовому его забою.

Сокращены площади индивидуальных наделов колхозников. Уменьшилась  натуральная оплата труда. Колхозникам  отказывали в выдаче паспортов, что  ограничивало их свободу. Одновременно с этим проводилось укрупнение хозяйств и ужесточение контроля над ними.

Эти реформы не имели успеха, и лишь к 50-м годам удалось выйти  на довоенный уровень производства сельскохозяйственной продукции.

Послевоенная обстановка потребовала от правительства проведения в жизнь демократических принципов устройства государства.

В 1945 г. упразднен Государственный  Комитет Обороны. Прошли перевыборы Советов всех уровней и участились их созывы и сессии. Увеличено количество постоянных комиссий. Возобновлена работа общественных и политических организаций

В 1946 г. Совет Народных Комисаров  преобразован в Совет Министров, а наркоматы - в министерства. В  соответствии с Конституцией проведены  прямые и тайные выборы народных судей. Состоялся 19-й съезд партии. С 1946 г. началась разработка проекта новой  Конституции СССР. В 1947 г. на рассмотрение Политбюро ЦК ВКП(б) был вынесен вопрос «О проекте новой программы ВКП(б)».

Произошли изменения в  науке и культуре. С 1952 г. вводится обязательное семилетнее образование, открываются вечерние школы. Образована Академия художеств и Академия наук с ее филиалами в республиках. Во многих вузах открыты аспирантуры. Началось регулярное вещание телевидения.

На фоне положительных  сдвигов в области науки и  культуры началось активное вмешательство  в их развитие. Правительство и  партия стали ориентировать научные  исследования историков, философов, филологов.

Историческая наука основывалась исключительно на «Курсе истории  ВКП(б)». Жестокому разгрому и репрессиям подверглись исследования и научные руководители таких областей науки, как кибернетика, генетика, психоанализ, волновая механика.

Объектами гонения и критики  со стороны партии стали композиторы  Прокофьев, Хачатурян, Мурадели и др. В 1948 г. за создание «одиозных» произведений они были исключены из Союза композиторов.

В 1948 г. начались преследования  «космополитов». Были введены запреты  на контакты и браки с иностранцами. По стране прокатилась волна антисемитизма.

 

51 в. СССР в  1953-64 гг.

5 марта 1953 г. умер И.В.  Сталин. После непродолжительной борьбы за власть между его соратниками – Г.М. Маленковым, В.М. Молотовым, Л.П. Берией и Н.С. Хрущевым – последнему удалось захватить лидерство и продержаться на первой роли до 1964 г. Часть историков условно разделяют время правления Н.С. Хрущева на два этапа: 1953–1957 гг. – время ревизии сталинского наследия и начало реформ, освобождение узников ГУЛАГа, либерализации внутренней и внешней политики; 1958–1964 гг. – поворот в политике Хрущева от реформаторства к волюнтаризму; в эти годы глава СССР утратил понимание народных нужд, ссорился с интеллигенцией, без видимой отдачи реорганизовывал бюрократические структуры. Сторонники другого подхода считают приведенную выше периодизацию чересчур условной и умозрительной, т. к. гонения на церковь и ввод советских войск в Венгрию (1956) произошли именно в период так называемой «оттепели». Поэтому они говорят не о двух периодах, а о двух тенденциях в политике Хрущева: либеральной и репрессивной.

Основное внимание в экономике  Хрущев уделял сельскому хозяйству. В этой области был осуществлен  ряд мер: увеличены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию  и снижены налоги; взят курс на освоение целинных и залежных земель Северного  Казахстана, Сибири, Алтая (за 1954–1957 гг. было освоено 37 млн гектаров земли, что составляло 30 % всех обрабатываемых в СССР земель). С 1955 г. начинается массовое возделывание кукурузы, часто в непригодных для данной культуры местностях. Кроме того, в соответствии с лозунгом «Догнать и перегнать Америку!» по промышленному и сельскохозяйственному производству на душу населения проводились «мясная кампания», борьба за «молочные рекорды» и т. п. По инициативе Хрущева были ликвидированы МТС и техника передана в собственность колхозам, однако отсутствие у них ремонтной базы приводило к быстрому износу тракторов и комбайнов. В 1955, 1957, 1960 гг. проводились кампании по слиянию мелких колхозов в крупные, параллельно шло сокращение личных приусадебных участков, которые воспринимались партийным руководством как частнособственнический пережиток.

Огромным производственным комплексом страны все труднее было управлять из Москвы. По инициативе Хрущева произошли изменения  в области управления промышленностью: в мае 1957 г. были ликвидированы 10 отраслевых промышленных министерств, их функции  передавались совнархозам, организованным по территориальному принципу. Реформой управления промышленности надеялись  устранить отраслевую изолированность, эффективнее использовать местные  ресурсы, улучшить управляемость производства. Но реформа вызвала серьезное  недовольство среди министерских чиновников и внесла неразбериху в работу управленческого аппарата.

Ощутимый удар был нанесен  по сталинскому наследию в социальной политике. Были отменены дисциплинарные законы 1938–1940 гг., повышена заработная плата на заводах, удвоился размер пенсий, была сокращена продолжительность  рабочей недели. Широкое развитие получило жилищное строительство. С  середины 50-х годов было построено  жилья больше, чем за все предыдущие годы советской власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52 в. Консервация политического режима в СССР в 1964-85 гг. Усиление партийно-государственной номенклатуры. Конституция 1977 года.

Со смещением Н. С. Хрущева и приходом к власти Л. И. Брежнева для партийно-государственного аппарата наступил своеобразный «золотой век». Начатая Хрущевым политика десталинизации и относительная демократизация превратили аппарат из орудия лидеров страны в самостоятельный субъект политики. Аппарат в качестве главного своего лозунга выдвинул идею «стабильности кадров.

Уже первые решения нового руководства означали возврат к  прежним, привычным для аппарата структурам управления. Были упразднены совнархозы и восстановлены отраслевые министерства, причем количество их с  каждым годом росло и к середине 80-х гг. было более 100 министерств  и ведомств союзного уровня и 500 республиканского. Только за 1976 — 1983 гг. численность управленческого  аппарата выросла на 3 млн. и достигала 18 млн. человек. На их содержание ежегодно затрачивалось до 40 млрд рублей. «Стабильность» обернулась и старением кадров. К 1982 г. средний возраст высшего руководства перешагнул 70-летний рубеж.

Значительно усилился контроль со стороны партийного аппарата над  всеми сторонами жизни общества. Конституция СССР 1977 г. закрепила  руководящую и направляющую роль КПСС в обществе, определив ее в  качестве «ядра политической системы». Поскольку же вся реальная власть в самой КПСС принадлежала партийному аппарату, то именно его и следовало считать главной политической силой в стране.

Брежнев, как и его предшественники, широко использовал чисто аппаратные приемы в своей деятельности, например важнейшие для страны решения  принимались узким кругом лиц. Под  лозунгом «борьбы за единство партии»  глушилась любая точка зрения, не совпадавшая с «генеральной линией», свертывались критика и самокритика.

С конца 60-х гг. начинается и усиливается кампания по возвеличиванию самого Брежнева. Укрепление его позиций  в руководстве сопровождалось безмерным  восхвалением его личности в официальных  органах массовой пропаганды, вызывая  ответную негативную реакцию населения.

Принятая 7 октября 1977 г. Конституция  стала четвертым за 60 лет советской  власти Основным Законом.

В преамбуле Конституции  говорилось, что в СССР построено  развитое социалистическое общество, характеризовались его основные черты. Главный акцент делался на идее достижения социальной и национальной однородности общества (впервые в  качестве социальной базы советской  власти наряду с рабочим классом  и колхозным крестьянством была названа также народная интеллигенция; говорилось о «новой социальной и  интернациональной общности» —  советском народе, о едином народнохозяйственном комплексе СССР и др.).

В статье 6 было официально закреплено особое руководящее положение КПСС в советском обществе. Конституция  утверждала усилившуюся эконом и полит роль союзного центра в ущерб правам республик.

Наконец, как и прежде, видное место в Основном Законе занял  блок социально-экономических прав граждан, к числу которых добавились и новые: на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, отдых, пенсионное обеспечение, жилище. Вслед за принятием Конституции были разработаны и приняты законы, регламентирующие реализацию этих прав.

В Конституции были закреплены и положения, предусматривавшие  расширение прав общественных организаций (на законодательную инициативу, выдвижение кандидатов в депутаты и т. д.).

Конституция 1977 г. в целом  носила демократический характер. Он подчеркивался еще и тем, что  впервые в Основной Закон были внесены международные обязательства  СССР (десять положений Хельсинкского  акта о принципах межгосударственных отношений). Но многие зафиксированные в Конституции права и свободы либо так и остались на бумаге (например, право на свободу демонстраций), либо нарушались.

 

 

53 в. Социально-экономическое  развитие СССР в 1964-85 гг.

Социально-экономическое  и политическое развитие нашей страны в период с 1964 по 1985 год характеризовалось  наличием двух противоречивых тенденций. С одной стороны, руководство  не могло отказаться от некоторых  перемен, произошедших в обществе в сер 50-х годов, в первую очередь, от линии на повышение ур жизни и от поддержания высоких темпов развития. Эти две задачи не могли быть осуществлены без проведения экономических реформ. С другой стороны, совершенно очевидным являлось желание политической элиты сохранить существующее положение. В данной ситуации даже явно прогрессивные начинания в экономической сфере вступали в противоречие с господствующей в обществе командно-административной системой, устаревшей оргструктурой.

  Начало периода отмечено попыткой реформирования экономики в духе преобразований предшествующего этапа (хрущевских реформ). Сентябрьский пленум ЦК КПСС (1965 г.) поставил задачу изменить соотношение между админ и экон методами упр-я предприятиями в пользу последних. Произошли изменения в формах и методах управления народным хозяйством: восстанавливались отраслевые министерства. Осуществляется совершенствование системы планирования: выполнение плана теперь выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализованной продукции. Оплата труда ставилась в зависимость от общих итогов работы предприятия. Вводилась взаимная ответственность предприятий за поставку продукции друг другу. Сами предприятия получили некоторую свободу в вопросах планирования, заработной платы, распоряжении прибылью. Значительные финансовые ресурсы направлялись в сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность, нефтегазовую отрасль.

Информация о работе Шпаргалка по истории России