Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:24, шпаргалка
10. Лоос, Адольф– выдающийся австрийский и чехословацкий архитектор, представитель функционализма в архитектуре, простых, геометрических форм. Выступал против декоративизма стиля модерн, называя орнамент преступлением. Творчество Лоос выступал за рациональное начало в архитектуре; все, что не несло функциональную роль, представлялось ему излишним. Его труды повлияли на мировоззрение четверки ведущих мастеров XX века – Гропиуса, Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ, Райта.
48.Дизайн-образование в мировой истории дизайна.
Слово «дизайн» используется сегодня почти повсеместно: от дизайна прически — до инженерного дизайна, от дизайна кинодекораций — до дизайна кондитерских изделий, от фитодизайна и ландшафтного дизайна — до дизайна среды и даже ТВ-дизайна. Встречаются словосочетания: «дизайнерская одежда», «дизайнерская мебель», «дизайнерский светильник» и т.д. Сама профессия дизайнера начинает терять свои очертания и растворяться в разных видах деятельности. Подобная экспансия дизайна — естественный процесс.Культуре внутренне присуща проектность..Есть традиционно дизайн-ориентированные страны — Германия, Италия, США, Япония. Производство или торговля здесь являются постоянными заказчиками дизайна. Есть страны, в которых дизайн буквально пронизывает все виды деятельности. Среди них — страны Скандинавии, Япония, Италия. Есть страны с богатой и развитой культурой художественного, предметного, научно-технического творчества, например Великобритания, Франция, Россия.Дизайн — вид проектно-художественной деятельности, связанный с разработкой предметного окружения человека, систем визуальной коммуникации и информации, организацией жизни и деятельности человека на функциональных, рациональных началах. В своей работе дизайнер пользуется всем арсеналом проектных средств: от технического конструирования, компоновки — до композиционного формообразования, стилеобразования; от функционального анализа — до организационных, концептуальных моделей предметной среды. Однако все эти средства подчинены выявлению общекультурного, художественно-образного понимания дизайнером всего комплекса проблем предметного мира и мира коммуникации. Разработка этой «второй природы» базируется на ряде принципиальных методов — функциональном анализе, компоновке, создании пространственной или графической композиционной структуры, стилизации и т.д. Цель дизайна — удовлетворение разнообразных потребностей человека, включая потребность в культурной идентификации, эффективная организация предметной и информационной среды жизни и деятельности на основе художественно-образных моделей. Это работа художника с формой, и потому процессы формообразования здесь принципиальны. Форма интегрирует понимание дизайнером всего круга стоящих перед ним задач: и утилитарных, и социокультурных, и художественных, и технологических. Через форму дизайнер общается с потребителем (понимая под формой не только оболочку или конструкцию материальных предметов, но и структуры, сценарии действия, те или иные правила и условия).История дизайна, так же как и сам дизайн, имеет свои внутренние жанры, области. Отдельно пишется история моды и костюма, отдельно — история графического дизайна и рекламы, история интерьера и выставочного дизайна, история посуды и мебели, ткани и бытовых приборов. Однако во всех этих областях, несмотря на узкую специализацию и свои проблемы, есть нечто, что их объединяет, а именно проектный подход, проектная культура, визуальная культура, функциональные, технологические и художественные проблемы.В истории дизайна чаще обращаются к конкретным личностям, поскольку проектная культура развивается благодаря авторским творческим концепциям. До сих пор жива традиция, заложенная Певзнером, представлять историю как движение к модернизму, показывая в художественной эволюции дизайна роль тех или иных концепций формообразования, идущих от искусства. Искусство для дизайна играло роль своеобразного разведывательного отряда, осваивающего новые творческие технологии и приемы выразительности.История дизайна как вида проектно-художественной деятельности разворачивается во взаимодействии с научно-технической и визуальной, художественной культурой, поэтому она обязательно отражает влияние новаций и изобретений в технике, инженерном и художественном творчестве. Дизайн — это одновременно и продукт культуры, инструмент культурного строительства, и фактор, активно формирующий культуру.
49.Особенности современного этапа развития дизайна и его перспективы. 50.Новый российский дизайн на рубеже 20-21 веков
Особенности развития дизайна в СССР в 1960-1980гг. Современные тенденции в дизайне.
В конце
80-х - начале 90-х годов появление
предприятий частных форм собственности,
развитие отношений конкуренции, с
одной стороны, и коммерциализация
прессы, с другой, возродили российскую
рекламу как одно из важнейших средств
массовой коммуникации. Появились чисто
рекламные издания ("Центр Plus", "Экстра
М" и др.) и многочисленные рекламные
агентства. Соответствующие отделы были
созданы практически во всех средствах
массовой информации и крупных фирмах.
В связи с этим в значительной степени
повысился интерес к дизайну вообще и
к графическому дизайну в частности. Однако
общие тенденции развития данного вида
деятельности привели к тому, что дизайн
воспринимался исключительно в узкоприкладном
значении данного термина либо как промышленный,
либо как графический дизайн, - все так
же лишенный единой концептуальности,
которая была традиционна для российского
дизайна в период его возникновения и
взлета в 20-е годы.Четвертый этап развития
дизайна определяется по-разному: 60-80-е
или 60-90-е годы. Его начало характеризуется
безусловным интересом к наследию 20-х
годов. Созданный в 1961 году Всесоюзный
научно-исследовательский институт технической
эстетики (ВHИИТЭ) начинает свою деятельность
с издания журнала "Техническая эстетика"
и выпуска тематических сборников, которые
самым подробным образом обратились к
первой волне русского авангарда, поставившей
советский дизайн на одно из первых мест
в европейской эстетике того периода,
Это время возрождения художественного
конструирования. Большое внимание уделялось
разработке новой концептуальной базы
дизайн-деятельности, обоснованию ее новых
видов, органично отвечающих современным
требованиям. В 60-е годы были пересмотрены
многие стандарты. Пристальное внимание
было обращено на функциональные и эстетические
качества предметов народного потребления.
Пожалуй, можно сказать, что именно в то
время дизайн получил самый массовый заказ
за весь период своего существования в
нашей стране.В связи с этим расширилось
поле деятельности и для рекламы. Развивается
система специализированных изданий:
"Книжное обозрение", "Рекламное
приложение" к "Вечерней Москве",
"Hовые товары".Значительно изменился
внешний вид периодических изданий. Во
многом этот процесс происходит под влиянием
западноевропейской школы графического
дизайна. Белое пространство признается
одним из сильнейших средств выразительности,
малогарнитурный набор - признаком стиля.
Многие новые издания создаются по необычной
методике - с первоначальной разработкой
модульной сетки. Однако подобное "оживление"
продолжалось сравнительно недолго. 70-е
годы практически прервали заказ производства
и бытовой сферы на профессиональный дизайн
Это было время критической реакции на
авангард первой (1910-1920 годы) и второй волны
(1950-1960 годы). Hа первый план выдвигается
ценность обыденного и анонимного что
отражают эклектические тенденции всевозможных
"ретро"-стилей. ВHИИТЭ сумел сохранить
теоретическую школу, продолжая изучать
опыт европейского дизайна и предлагая
свои концепции. Это ясно видно по информационным
выпускам и журнальным публикациям. Огромный
научный потенциал был также накоплен
и в Ленинградском высшем хупожественно-поомышленном
училище им В. И. Мухиной Их деятельность
позволила уже в начале 80-х годов, когда
запрос на дизайн резко вырос, сформулировать
и обосновать типологическую матрицу
современного дизайна, а также применить
на практике собственные концепции, в
частности концепцию системного дизайна
- возможного провозвестника эпохи единой
проектной концептуальности.