Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 19:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "История Отечества".
Общественный строй
В VII - IX у восточных славян шло разложение родо-племенного строя: переход от родовой общины к соседской. Общинники жили в отдельных домах - полуземлянках. Частная собственность существовала, но скот оставался в общем владении, неравенства внутри общин еще не было. Выделилась родо-племенная знать - вожди (кнезы, князья) и старейшины. Они окружали себя дружинами (особый вид населения, занимающейся только военной деятельностью, нападением, для обороны использовалось ополчение свободных общинников). Каждое племя имело своего князя. Сложилось предклассовое общество. Во главе стоял князь, которому подчинялись дружина и воеводы. Ниже шли смерды (главы патриархальных семей, у которых было право участвовать в войске). Ещё ниже шли челядь — члены семей смердов и холопы, у которых не было право участвовать в войске. Одним из племенных князей-вождей VI века был Кий, в русской его называет основателем Киева.
Религиозные верования
Истоки религии уходят в индо-европейское древние верования. Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называлась язычеством (многобожие). Во главе славянских богов стоял великий сварог — бог вселенной. Его сыновья — сварожичи — солнце и огонь, были носителями света и тепла. Бог солнца – Даждьбог. Молились славяне роду и рожаницам — богу и богинями плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями. Бог Велес почитался в качестве покровителя скотоводства, Стрибог повелевал ветрами. При слиянии славян с угро-финскими племенами их боги перекочевали и в славянский пантеон. В 8-9 веках у славян почитался бог солнца Хорс. С началом военных походов у славян на первый план выдвинулся бог грома и молнии Перун. Появляется особое отношение к погибшим воинам (погребальные костры, курганы и так далее). В каждом доме у славян были идолы богов.
4. Развитие древнерусской
Развитие древнерусской государственности в IX - начале XII вв
Летопись Нестора связывает возникновение гос-ва у вост. славян с призванием варягов, по легенде, словене, кривичи и чудь, желая преодолеть междоусобицы, призвали на княжение варягов. 3 варяжских вождя: братья Рюрик, Трувор и Синеус стали княжить в Новгороде, Изборске, Белоозере. Дружинники Рюрика Аскольд и Дир ушли на юг, но осели в Киеве и стали править. После смерти Рюрика его дружинник Олег с малолетним сыном Рюрика Игорем отправился на юг, убил Аскольда и Дира, стал править в Киеве, объединив Киев и Новгород. На основе легенды возникла норманская теория – гос-во у вост. славян создали пришельцы-скандинавы. В рус. науке реакцией стало стремление доказать, что варягов на Руси не было или они не сыграли существенной роли (М.В. Ломоносов). В 882 возникло Древнерус. гос-во. Олег подчинил древлян, северян и радимичей, начал укрепление границы с кочевниками. Дружина делилась на старшую - бояр (советников), и младшую - гридей (детьцких, воинов). Главная функция киевских князей - сбор дани (полюдья). Киевский князь выезжал на полюдье. Дань не была регламентирована, поэтому Игорь (912—945, успешно воевал с уличами) в 945 убит древлянами, которые восстали из-за попытки вторично собрать дань. После подавления восстания Ольга установила размер дани.
С Византией торговались - путь "из Варяг в Греки", славяне совершали набеги на страну (Олег, в 907 – Греки уплатили дань и заключили мир: русские купцы получили право жить в Константинополе по полгода, империя обязывалась содержать их. Игорь, в 941 – Византийцы сожгли русские ладьи. В 944 Игорь повторил поход, но греки предложили большую дань. В 945 заключен новый русско-византийский договор: Русь утратила право беспошлинной торговли). При Ольге (крестилась в Константинополе) Русь и Византия сблизились. Святослав (964—972, воевал с вятичами) в 967 вторгся в Болгарию, воевавшую с Византией и разбил болгар. Набег печенегов вынудил его вернуться домой. Но византийцы опасались усиления Святослава, император Иоанн потребовал покинуть Болгарию. Князь отказался. Началась война, после ряда сражений Святослава осаждили в Доростоле и принудили заключить мир: русские уходили из Болгарии. Греки помогли печенегам убить (972) Святослава. Святослав в 964-966 захватил города Хазарского каганата – каганат распался. В 969, во время пребывания Святослава на Дунае, печенеги осадили Киев и едва не взяли его.
При князе Владимире I Красное Солнышко (980—1015, подчинил волынян и хорват) границы Руси были укреплены. Укрепленные линии затруднили набеги и расширили территорию. Порядок наследования определялся принципом старшинства в княжеском роду. Владимир посадил старших сыновей в крупнейшие города. В случае смерти старшего сына его место должен был занять следующий по старшинству, все остальные князья перемещались выше. В 1036 князь Ярослав Мудрый (1019—1054) нанес печенегам поражение, связал сыновей и дочерей узами брака с правящими родами европейских стран. Ярослав Мудрый перед смертью разделил Русскую землю между своими сыновьями. В конце XI — начале XII власть киевских князей ослабла, независимость приобретали отдельные княжества (тенденции к раздроблению).
Крещение Руси
С объединением славян под властью Киева, укреплением власти требовался один главный бог. Первая религ. реформа в 986 – в Киеве были установлены идолы 6 божеств, включенных в гос. пантеон, но реформа не удалась. Начался поиск религии. Ислам был отвергнут (запрета на спиртное) и иудаизм (исповедующие лишились гос-ва). Было принято решение о крещении Руси по византийскому обряду. Византийские императоры просили у Владимира помощи против мятежника Фоки. Владимир обещал помощь при условии, что ему отдадут в жены сестру императоров Анну. Императоры согласились, но требовали крещения. После разгрома Фоки они не выполняли обещание. Владимир захватил Херсонес и пригрозил захватом Константинополя. Императоры согласились на замужество сестры и крещение Владимира в Херсонесе. По возвращении в Киев Владимир крестил киевлян в 988. Крещение Руси заняло длительное время. Крещение встречало сопротивление. Принятие христианства способствовало расцвету матер.культуры. С христианством пришла письменность на славянском языке. распространилась грамотность. Христианство повлияло на нравы и мораль, укрепило княжескую власть. Русь стала равной среди равных европейских держав.
5. Русские земли в XII - XIII: причины раздробленности, анализ развития центров государственности
Переход к пашенному земледелию усилил стремление дружинников (превращались в землевладельцев – князи заботились о продвижении к Киеву и укреплении своего княжества) к владению землей. Причина раздробленности - возникновения частного землевладения. Перед смертью Ярослав Мудрый (1054), разделил Русскую землю: Изяславу - Киев и Новгород, Святославу - Чернигов и Муромо-Рязанскую землю, Всеволоду - Переяславль и Ростово-Суздальскую землю. Смерть князя влекла переход нижестоящих на ступень вверх. До 1068 Ярославичи правили совместно - они потерпели поражение от половцев и укрылись в Киеве. Киевляне потребовали выдать оружие, но получили отказ Изяслава и восстали. Изяслав бежал, киевским князем стал Всеслав. Изяславу удалось вернуться в Киев, но вскоре он поссорился с братьями и был изгнан. Князем в 1073 стал Святослав. После его смерти (1076) на престол вернулся Изяслав. В 1078 он погиб во время нападения на Киев племянника - Олега Святославича. В 1078-1093 князем был Всеволод, в 1093 его сын Владимир Мономах уступил Киев двоюродному брату Святополку Изяславичу. Для прекращения усобиц в 1097 в Любече созван княжеский съезд (признал распад Руси на родовые владения княжеских линий). После съезда усобицы не прекратились. Давыд и Святополк заманили в ловушку и ослепили Василько Теребовльского. В 1113 умер Святополк. В Киеве произошло восстание против бояр Святополка и киевская верхушка посадила на трон Владимира Мономаха. Мономах (правил в 1113-1125) смягчил гнет законами. В 1125-1132 правил сын Мстислав Великий. Распад приостановился. После смерти Мстислава распри начались между потомками Мономаха. Наступила раздробленность, она привела к ускоренному росту городов, сделала богатой и разнообразной культуру, способствовала упадку военного могущества.
ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ (Северо-Восток, кривичи и вятичи, леса).
Отошла Всеволоду, затем - Владимиру Мономаху. Ю. Долгорукий перенес столицу в Суздаль, боролся за киевский престол. С Юрием связано летописное упоминание о Москве (1147). В 1155 Юрий стал киевским князем и оставался им до смерти (1157). Наследником стал сын Андрей Боголюбский, он перенес столицу во Владимир, изгнал старших дружинников отца, распоряжался на Северо-Востоке и в Киевской земле, в 1169 взял Киев штурмом, подверг разграблению и посадил на престол младшего брата Глеба. После смерти Глеба на Киеве княжили смоленские князья, получившие княжение по воле Андрея. Андрей рассорился с ними и пытался изгнать их, но неудачно. В 1174 Андрея убили недовольные приближенные. В 1176 Михаил и Всеволод (младшие сыновья Ю. Долгорукого) получили княжение. Всеволод (после смерти Михаила) стал правителем земли и правил до 1212. После смерти Всеволода (1217) Константин (сын Всеволода) разгромил младших братьев Юрия и Ярослава и стал владимирским князем.
НОВГОРОДСКАЯ ЗЕМЛЯ (Северо-Запад, ильменские словене, кривичи, меря, леса).
Власть принадлежала боярскому вече. Князь играл формальную роль. В 1136 новгородцы восстали и изгнали князя Всеволода. Новгород стал приглашать князя, с ним вече заключало договор (при его нарушении князь мог быть изгнан).
ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКАЯ ЗЕМЛЯ (Юго-Запад).
После смерти Ярослава Мудрого, на Волыни правил внук Давыд Игоревич, в Галиции - правнуки Василько и Володарь. После ослепления Василько Теребовльского Давыдом, княжеский съезд изгнал его. На Волыни укрепилась линия Мономашичей. При внуке Володаря Ярославе Осмомысле (1153 - 1187) галицкие границы раздвинулись за Карпаты. Галицко-волынские войска овладели Киевом. Бояре заставили Осмомысла признать наследником нелюбимого сына Владимира. Когда Владимир вступил на трон, бояре изгнали и его. Владимир сумел овладеть галицким престолом. После его смерти в 1199 Галиция объединилась с Волынью в Галицко-Волынское княжество во главе с князем Романом Волынским. Роман стремился подчинить себе галицких бояр, вел борьбу за Киев (и захватил его). В 1205 Роман погиб в походе в Польшу. Землю охватили усобицы. Сын Романа, Даниил Романович - вел борьбу за возвращение Галича (утвердил его за собой в 1238)
6. Древнерусская культура X - начала XIII вв.
КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ
Характер культуры вост.славян земледельческий (земледелие и лесные промыслы). Были освоены техника обработки металла, изготовлялись лопаты, топоры, ножи, замки, мечи, кольчуги, кольца, браслеты, перстни, кресты, кубки, глиняная посуда. Оружие украшалось чернью или серебряным узором. Изделия украшались сканным узором или зернью. Развивались кожевенное, сапожное, портновское ремесла. Жилище - полуземлянка или бревенчатый сруб, пол земляной. Жилье отапливалось печью. В княжеских и боярских домах строились терема. Внутри жилища - лари и лавки, на которых сидели и спали. Основу костюма составляли рубаха, штаны, плащ (вотола), в зимнее время - меховой кожух. У крестьянина одежда была холщовой, а у бояр и князей – бархатная.
Фольклор обрядовый. Сохранились загадки, заклинания, заговоры. На пирах пелись песни, рассказывались сказки и легенды (былины об Илье Муромце, о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, это отразило укрепление гос. власти). Письменность распространилась с распространением христианства и созданием Кириллом и Мефодием славянского алфавита - кириллицы. Писали на пергамене. Книги переплетались в кожу, богато украшались. Создавались школы для "книжного учения". Грамотность распространилась. В монстырях создавались библиотеки. Переводились греческие богослужебные книги, жития святых, повести. В XI начинается формирование древнерусской литературы (летописи - "Повесть временных лет" начало XII – автор - монах Киево-Печерского монастыря Нестор). Летопись подвергалась переработке в связи с приходом к власти нового князя. Важным видом чтения были жития святых("Сказание о Борисе и Глебе"). Для средневековой литературы характерен жанр рассказов путешествиях ("Хожение" игумена Даниила). Первые храмы были деревянными, в конце X построен первый каменный храм - Десятинная церковь. Мастера использовали традиции деревянного зодчества. Памятник зодчества – 13-купольный кирпичный собор.Св. Софии. В XI в Киеве и Новгороде строились и монастырские каменные церкви. С распространением каменного строительства развивалась монументальная живопись. Мастера украшали интерьеры храмов мозаиками и фресками. Применялись фресковые росписи (в Софийском соборе). Существовала иконопись. Киевская Русь благодаря творческому усвоению полученных из Византии христианства и античного наследия достигла высокого уровня культурного развития. Культурные традиции, созданные в киевский период, получили развитие в эпоху раздробленности.
КУЛЬТУРА РУСИ XII-XIII
В связи с упадком Киева и политическим обособлением формируются новые культурные центры. Центрами летописания в XII являлись Новгородская, Владимиро-Суздальская и Галицко-Волынская земли. В новгородских летописях встречается быт. Галицко-Волынская отразила противоборство между княжеской властью и боярством (пропагандировала идею сильной княжеской власти). Владимиро-Суздальское летописание отразило стремление Боголюбского утвердить первенство княжества во всей Русской земле. Сознание единства Русской земли - ведущая тема литературы XII-XIII ("Слово о полку Игореве" – о походе князя Игоря Святославича против половцев в 1185. Причина неудач – распри). На рубеже XII-XIII написано "Моление" Даниила Заточника (восхваляет княжескую власть). В XII развивалось каменное строительство, князья хотели украсить города и монастыри. Больше стало строиться каменных церквей. В Новгороде княжеское строительство не велось, церкви сооружались на средства горожан (Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Спаса на Нередице). Во Владимиро-Суздальской земле строили из белого камня (Успенский и Дмитриевский собор, княжеский замок в Боголюбове). Изобразительное искусство XII-XIII, связано с росписью храмов (фресками). Торжественность фресковой росписи уменьшилась по сравнению, но фигуры стали более динамичными (роспись в церкви Спаса на Нередице).
7. Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII - XV вв. Русь и Орда.
МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ НА РУСЬ
В XII в монг.племени выделялась знать: нойоны и багатуры, окруженные дружинниками-нукерами. Между монг.родами начались распри, в ходе них выдвинулся Темучин. В 1206 съезд монг. знати (курултай) провозгласил Темучина каганом, присвоил имя Чингиз-хан. С 1206 по 1211 он завоевывал Сев.Азию, 1211-1218 - Сев. Китай, Корею. Принципы построения монг.войска (в Ясе) – объединение в десятки-сотни-тысячи-тумены. За трусость 1 казнили десяток. В 1219 монголы захватили Хорезм. Монголы вышли на Сев. Кавказ и разбили половцев. Половцы обратились за помощью к русским. Ложным отступлением монголы заманили русских и половцев к р. Калке, где в июне 1223 разбили русских. На Русь монголы не пошли. В 1227 умер Чингиз-хан. 1235 - каган – Угэдэй. В 1236 монголы разорили Волжскую Болгарию, разгромили половцев, в декабре 1237 вторглись в Рязанское княжество. Рязань, Коломна (1238), Москва пали, осажден Владимир. Великий князь Юрий отступил к реке Сити. Монголы взяли город штурмом. 4 марта 1238 на р.Сити русские проиграли, Юрий погиб. Торжок пал. Монголы двинулись к Новгороду, но не дошли и повернули. В марте 1939 от войск Батыя пал Переяславль, в октябре – Чернигов, в 1240 - Киев. Захвачено Галицко-Волынское княжество. Смерть кагана прервала поход. Монг. вторжение принесло разорение (разрушение городов, утрата ремесленных секретов, гибель феодалов). В 60-х XIV Золотая Орда переживала усобицы, распалась на левобережную и правобережную. В конце 60-х распри прекратились, власть перешла к Мамаю. 1373-ордынцы вторглись в Рязанское княжество. В 1377 в битве на р.Пьяне русские (из Нижегородского княжества) проиграли царевичу Арапше. В 1378 в сражении на р.Воже моск.войска разгромили ордынские войска мурзы Бегича. Мамай собрал войско, заключил союз с литовским князем Ягайло и рязанским князем Олегом. Под предводительством Дмитрия собрались все князья Северо-Востока. Из Коломны в августе русские вышли в поход и подошли к Дону. Рязань осталась за спиной. Русские переправились через Дон. 8 сентября 1380 произошла битва на Куликовом поле (равнина с лесами и реками). Русские выставили войска так: сторожевой полк, далее передовой, большой, по разные стороны - полки правой руки и левой руки. За полком левой руки скрывалась конница - засадный полк. Ордынцы смяли полк левой руки, нанесли потери большому полку и выходили ему в тыл, когда засадный полк нанес удар. Ордынцы бежали. Значение битвы: силы Орды разгромлены, держава Мамая рухнула. В 1382 ордынский хан Тохтамыш вторгся в московские пределы. Сопровождавшие его нижегородские князья уговорили москвичей открыть ворота, после открытия, хан учинил резню. Получив известие о приближении Дмитрия хан ушел. Выплата дани продолжилась. 1480 - падение ордынского ига. Иван III с 1476 перестал платить дань. Хан Орды Ахмат решил покарать князя и летом 1480 двинул войска на Москву. Московские полки заняли позиции на р. Угре. Попытки Ахмата перейти Угру в октябре были пресечены. Опасаясь зимы и бескормицы, Ахмат отступил, признал свое поражение. Это означало падение ига.
Информация о работе Шпаргалка по предмету "История Отечества"