Шпаргалки по "Истории Беларуси"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:27, шпаргалка

Краткое описание

1.билет 1.вопрос
История первобытного общества на территории Беларуси делится учеными на три периода (взависимостии от того, из каких материалов делались орудия труда); каменный, бронзовый, железный века. Первые попытки первобытного человека проникнуть на территорию Европы датируются приблизительно 40—35 тыс. лет назад. Людей того времени называют кроманьонцами (останки человека такого типа обнаружили в пещере Кро-Маньон во Франции)

Вложенные файлы: 2 файла

1-ые вопросы.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

1.билет 1.вопрос

История первобытного общества на территории Беларуси делится учеными  на три периода (взависимостии от того, из каких материалов делались орудия труда); каменный, бронзовый, железный века. Первые попытки первобытного человека проникнуть на территорию Европы датируются приблизительно 40—35 тыс. лет назад. Людей того времени называют кроманьонцами (останки человека такого типа обнаружили в пещере Кро-Маньон во Франции)

Кроманьонцы начали расселяться  на юге Беларуси. Самые древние  поселения людей найдены археологами на берегах рек Припять и Сож около деревень Юровичи и Бердыж в Гомельской области. Они существовали примерно 26—23 тыс. лет назад. Здесь найдены остатки очага, орудия труда из кремня, а также кости и черепа мамонтов, которые использовались для строительства жилья.

Каменный век на территории Беларуси, по предположениям ученых, закончился приблизительно в конце 3-го тысячелетия до н. э. Наиболее важными достижениями первобытных людей были освоение огня, изобретение остроконечных орудий, которые рубят, режут и колют.Особенностью занятий людей каменного века было то, что они брали от природы все в готовом виде. Такой вид хозяйства называют присваивающим.Первым известным коллективом людей было первобытное человеческое стадо. Затем люди жили уже родовыми общинами, которые объединяли 50—70 кровных родичей во главе с избранным старейшиной. Постепенно роды объединялись в племена. Некоторые историки разделяют мысль о том, что родство первоначально велось по материнской линии, так как женщина играла определяющую роль в жизни первобытного общества. Такой порядок жизни называют матриархатом, или материнским родом.

Бронзовый век на территории Беларуси начался на границе 3-го и 2-го тысячелетий до н. э. и длился примерно до начала 1-го тысячелетия до н. э. В это время изделия из меди и бронзы с юга попадают на территорию Беларуси. Здесь не было месторождений меди и олова, сплав которых образует бронзу.Животноводство и подсечно-огневое земледелие в бронзовом веке стали основными занятиями мужчины. Роль мужского труда постепенно возрастала. В результате на смену материнскому роду пришел отцовский род — патриархат, или большая патриархальная семья.В течение бронзового века на территорию Беларуси постепенно начали проникать индоевропейцы — многочисленные племена животноводов-кочевников, которые жили первоначально в Малой Азии но соседству с народами Древнего Востока. Во время расселения на территории Европы в результате смешения индоевропейцев с местным населением возникли племенные объединения германцев, славян и балтов. Балтские племена, которые являются предками современных литовцев и латышей, начали постепенно осваивать территорию Беларуси.

Железный век на территории Беларуси начался примерно в VII в. до н. э. Люди научились добывать железную руду. Ее называли болотной, потому что находили по бурому цвету на болоте или почве под дерном на лугу. Из руды выплавляли в сыродутных домницах (печах, построенных из глины) пористую массу — кричное железо. Постепенно развивалось земледелие, которое стало пашенным. Использовалось деревянное рало с железной нарогой-наконечником.

Неумение объяснить  природные явления (молнию, гром и  др.) породило веру людей в сверхъестественные силы природы. Человек верил в существование души, способной жить отдельно от тела и даже после смерти. Такие верования называют анимизмом (от латинского anima — душа). Вера человека в духов, которые могут вселяться в отдельные неодушевленные предметы, получила название «фетишизм». Фетиш (идол, амулет) — это предмет, который помогает своему владельцу. Каждый род имел свое священное животное — «тотем». Вера в сверхъестественную связь между членами рода и каким-нибудь животным или растением называется тотемизмом. Анимизм, фетишизм и тотемизм — одни из первых форм религии.

Религиозные верования, а также хозяйственные занятия первобытных людей повлияли на возникновение искусства. Первыми его памятниками стали статуэтки, изображавшие женщин, мужчин, лося, утку, орнамент (узор) на глиняной посуде, рисунки на кости, женские украшения — подвески, бусы, лунницы, заколки, музыкальные инструменты — бубен, дудки.

2.билет 1.вопрос

1. Первые письменные сведения про славян относятся к VI в. В это время славянские племена появились в Среднем Поднепровье.  Кривичи возникли в результате славянизации болтов — смешения пришлых славянских с местными балтскими племенами. Южными соседями полоцких кривичей были дреговичи, которые жили между Припятью и Двиной. Распространено мнение, что их название происходит от слова «дрыгва» — болото, так как в древности территория Припятского Полесья была заболочена. Для обозначения общности всех восточных славян историки используют название «древнерусская народность».

    1. Основными занятиями населения Беларуси в IX— XII вв. были земледелие и животноводство. При подсечно-огневом типе земледелия вырубали лес, сжигали пни, засевали освобожденную от леса землю. В качестве удобрения использовали пепел, который оставался после сжигания пней. Обрабатывали землю бороной-суковаткой, сделанной из ствола дерева с обрубленными сучьями. При переходе к пашенному типу земледелия начали использовать деревянную соху с железными сошниками и деревянное рало с железными наконечниками. Распространенными сельскохозяйственными культурами были рожь, просо, пшеница. Второстепенную роль играли охота, рыболовство, бортничество — сбор меда лесных пчел.
    2. У восточных славян постепенно зарождался феодальный уклад — способ ведения хозяйства. Он был связан с возникновением имущественного неравенства среди крестьянобщинников, расслоением их на бедных и богатых и выделением знати.

Среди знатных людей славяне избирали предводителя — князя. Первоначально он был только руководителем дружины — отряда вооруженных и специально обученных военному делу людей. С ее помощью князь собирал с подвластного населения дань — натуральный налог продуктами, который назывался полюдьем. Обычно это происходило осенью, когда был собран урожай.

Все важные дела в славянском племени решались на народном собрании — вече. Постепенно постоянное руководство племенем перешло к князю.

    1. В VIII—IX вв. идет процесс зарождения городов, которые представляли собой укрепленные городища. Причинами возникновения городов стали: отделение ремесла от земледелия; сосредоточение ремесленников в местах, приближенных к источникам необходимого для их занятий сырья; развитие обмена продуктов земледелия на вещи, которые изготовляли ремесленники. Города возникали как центры ремесел и торговли в тех местах, где ими было удобно заниматься, — на пересечениях рек и дорог. некоторые города получили названия от рек,например Полоцк — от реки Полоты.

Немаловажную роль в  возникновении городов играла необходимость  обороны от врага. Поэтому города строились на естественных природных  укреплениях — возвышенностях и  холмах. Внутренняя часть города, укрепленная  валами, рвами, стенами, называлась детинцем. Поселение ремесленников и торговцев, которое формировалось около укрепленного центра, называлось посадом.

Самым древним белорусским  городом является Полоцк. Он впервые  упоминается в летописи под 862 г.

Наиболее распространенными  ремеслами в городах были кузнецкое — изготовление металлических орудий труда, оружия; гончарство — изготовление глиняной посуды; кожевничество — обработка кожи; бондарство — изготовление бочек; прядение и ткачество — изготовление одежды.

Важную роль в городах  играла торговля. По территории Беларуси проходил средневековый торговый водный путь «из варяг в греки», который соединял Балтийское (Варяжское) и Чёрное (Русское) моря через реки Западная Двина и Днепр. Между этими реками в районе современных Орши и Витебска были налажены сухопутные пути сообщения — волоки, по которым суда перетягивали по земле, подкладывая под них бревна

3.билет 1.вопрос

1. В письменных источниках раннефеодальное государственное образование восточных славян Полоцкое княжество известно под названием «земля». Его центром являлся город Полоцк, который упоминается в летописи «Повесть временных лет» под 862 г. Город находился на реке Западная Двина, которая была частью важнейшего торгового пути «из варяг в греки». Выгодное географическое положение способствовало быстрому росту Полоцка и превращению его в крупный центр торговли и ремесел.

Первым исторически  известным полоцким князем был Рогволод. В 60—70-х гг. X в. Полоцку как возможному союзнику придавалось важное значение в соперничестве между Киевом и Новгородом, также находившимися на пути «из варяг в греки». Рогволод дал согласие на брак своей дочери Рогнеды с более сильным киевским князем Ярополком. Новгородскому князю Владимиру, который также просил руки дочери полоцкого князя, было отказано. Отказ оскорбил Владимира. Полоцк был взят и сожжен его войсками. Рогволод вместе с двумя сыновьями были убиты. Рогнеда насильно стала женой Владимира. Это событие произошло около 980 г.

В дальнейшем Владимир убил своего брата Ярополка и стал великим  киевским князем. С его именем связано принятие в 988 г. и распространение на землях восточных славян новой религии — христианства. При Владимире достигло своего наивысшего расцвета древнерусское государство восточных славян Киевская Русь, в состав которого, как считают некоторые историки, входила Полоцкая земля.

       Владимир  дал Рогнеде новое имя Горислава. Возможно, Рогнеда, прожившая с Владимиром несколько лет, так и не простила ему смерти отца и совершила покушение на его жизнь. Но покушение не удалось, и Рогнеду по тогдашним законам должны были убить. Мать защитил с детским мечом в руках малолетний сын Изяслав, который сказал Владимиру: «Отец! Ты здесь не один!». Владимир приказал выслать Рогнеду с сыном в Полоцкую землю. Здесь для нее был построен город, названный именем сына — Изяславль. Рогнеда постриглась (по другому мнению, была пострижена) в монахини под именем Анастасия. Она осталась известной в истории как княжна с тремя именами и одна из первых монахинь среди восточных славян.

При жизни Рогнеды  жители Полоцка пригласили Изяслава на княжение. Он известен в истории как князь-книжник, который знал и распространял письменность вместе с христианством в Полоцке. Князь Изяслав умер молодым в 1001 г., на год пережив свою мать.

     Легендами овеяно имя сына Брячислава — полоцкого князя Всеслава, прозванного Чародеем. Он будто бы родился при помощи колдовства. Более 50 лет, с 1044 по 1101 г., князь управлял Полоцкой землей, которая достигла при нем наивысшего расцвета.

     Войска  в Полоцке состояли из дружины — специально обученного военному делу вооруженного отряда людей, а также народного ополчения, состоявшего из горожан и называвшегося «полком».

На восточнославянских землях действовали законы, называвшиеся «правдами». Наиболее известен среди  них сборник «Русская правда», разработанный при великом киевском князе Ярославе Мудром. Суд осуществлял князь или его представители. Вина обвиняемого определялась обычно в пользу князя через денежные штрафы либо физические наказания.

4.билет 1.вопрос 

1. В VIII—IX вв. происходит  зарождение городов, представлявших собой укрепленные городища. Наши предки строили свои поселения и обносили их оградой. От слов «городить», «огораживать» и возникло название «город». Причинами преобразования городищ в города были разделение ремесла и земледелия; концентрирование ремесленников в местах, близких к источникам необходимого для их занятий сырья; развитие обмена продуктами земледелия на вещи, производимые ремесленниками. Города возникали как центры ремесел и торговли в тех местах, где ими было удобно заниматься, гг на пересечении рек и дорог. Зарождение городов стало результатом отделения ремесла от сельского хозяйства. Ремесленные изделия нужно было обменивать или продавать, что благоприятствовало развитию торговли. Благодаря торговле города поддерживали экономические связи с деревнями, а также с другими странами.Немаловажную роль в возникновении городов играла необходимость защиты От врага. Поэтому города строились на естественных, природных укреплениях -возвышенностях и холмах. Большинство городов имело оборонные сооружения.Города IX—XIII вв. были исключительно деревянными. Внутренняя часть города, укрепленная валами, рвами, стенами, называлась дединцем (от слова «дед», так как дединец был местом сбора старейшин — дедов). Поселение ремесленников и торговцев, возникшее возле укрепленного центра, называлось посадом. Важным общественным местом был рынок («торг»), располагавшийся на берегу реки недалеко от дединца. Улицы в городах были узкие, около 3 м в ширину.

2.В первых летописных  упоминаниях о городах называется более 30 городов на территории Беларуси. Древнейшим белорусским городом является Полоцк. Он впервые упоминается в летописи под 862 г. К X в. относятся Туров, Заславль (Изяславль), Витебск. К XI в. — Брест (Берестье), Минск (Менск), Пинск и др. К XII в. т- Гомель, Гродно (Го-родня) и др. К XIII в. — Новогрудок, Слоним, Могилев и др. В действительности многие города возникли значительно раньше, чем сведения о них попали в летописи.

3.Происхождение названий  древних городов Беларуси связано  с названиями рек, на берегах которых они возникали: Полоцк — Полота, Менск — Менка, Витебск — Витьба, Пинск — Пина, Слуцк — Случь и др. Есть города, названия которых происходят от имен князей, основавших их или живших там: Туров, Изяславль, Браслав, Борисов.О происхождении названия Бреста рассказывает предание. Неизвестный купец пробирался со своим товаром через полесские болота и попал в непроходимую трясину. Чтобы выбраться, он стал обдирать березы и берестой выстилать путь. В честь березы-спасительницы место назвали Берестьем. Согласно преданию, происхождение названия Гомеля связано с тем, что с давних времен напротив города образовалась на реке Сож обширная мель. И люди; сплавляя по Сожу лес в Днепр, громко предупреждали друг друга: «Го-го, мель!»

4.Хозяйственная жизнь горожан связана с занятиями ремеслом и торговлей. Самыми распространенными в городах были кузнецкое дело — изготовление металлических орудий труда, оружия; гончарство — изготовление глиняной посуды; кожевенное дело — обработка кож; бондарство — изготовление бочек; прядение и ткачество — изготовление одежды.

Важную роль играла торговля. Через территорию Беларуси проходил великий водный путь «из варяг  в греки», соединявший Балтийское (Варяжское) и Черное (Русское) моря через Западную Двину и Днепр. Между этими реками в районе современных Орши и Витебска были налажены сухопутные пути сообщения — волоки, на которых суда перетягивали от реки к реке по земле, подкладывая под них бревна.


 

5.билет 1.вопро1.Распространение христианской веры на белорусских землях началось с X в. В 992 г. князь Изяслав основал в Полоцке епархию — большой церковный округ. Рогнеда и Изяслав стали первыми христианами в Полоцком княжестве. Христианство в течение нескольких столетий распространялось в соперничестве с язычеством (многобожием). С IX по XIII в. они существовали вместе, гак как язычество имело глубокие древние корни.2.В Полоцком княжестве развивалась письменность. В IX в. в Полоцкой земле начала осваивться азбука. Об этом свидетельствуют, например, надписи на Борисовых камнях, обнаруженных в русле Западной Двины, а также надпись на Рогволодовом камне возле Орши. В Бресте был найден деревянный гребень для волос с последовательно размещенными на нем буквами славянского алфавита. Исключительную научную ценность имеют берестяные грамоты — березовая кора с нацарапанными на ней буквами. Такие грамоты обнаружены археологами в Витебске и Мстиславле.С первой половины X в. берет начало летописание — запись событий по годам (летам) в хронологической последовательности. В начале XII в. монахом Нестором была создана «Повесть временных лет» — летопись, содержащая сведения о Рогволоде, Рогнеде, Изяславе, Всеславе Чародее, о битве на Немиге и других событиях из жизни восточных славян. Самой ранней рукописной книгой на территории Беларуси является созданное в X в. Туровское евангелие, украшенное заставками — большими разноцветными буквами. Материалом для рукописных книг в те времена служил пергамент — специально выделанная кожа телят. Обложкой были две дощечки, обтянутые кожей, а закрывалась книга с помощью пряжки.3. Распространению письменности содействовали религиозно-просветительские деятели XII в. Осознанный жизненный выбор сделала в 12-летнем возрасте Предслава — дочь полоцкого князя, внучка знаменитого Всеслава Чародея. О ее жизненном пути и деятельности рассказывается в житии. Узнав о намерении отца обручить ее с будущим мужем-княжичем, она выбрала служение Богу и убежала из дому в женский монастырь, где получила имя Ефросинья. Позже она основала женский и мужской монастыри, где переписывались церковные книги. Дело это в то время было очень трудным, на переписывание одной книги обычно требовалась вся жизнь. На склоне лет Ефросинья совершила религиозный подвиг — отправилась в далекое и трудное паломничество в Святую землю (Иерусалим), где и скончалась. Ефросинья Полоцкая — первая женщина среди восточных славян, провозглашенная православной церковью святой. Верующие считают ее небесной заступницей белорусской земли и каждый год 5 июня чтят день ее памяти.Выдающимся религиозным деятелем XII в. был туров-ский епископ Кирилл. На некоторое время он замуровался в небольшой монастырской башне (столпе, имевшем несколько ярусов) и жил отшельником — в изоляции от других людей. Кирилл Туровский не только читал там книги, но и писал «слова» — обращения к верующим, молитвы-испо-ведиу повести-притчи у имевшие характер поучений. За красноречие Кирилла Туровского прозвали Златоустом, «паче всех воссиявшим на Руси».4. Выдающимся памятником каменного зодчества (сооружением из камня и кирпича, скрепленных раствором) был возведенный в середине XI в. в Полоцке при князе Всеславе Брячиславиче (Чародее) Софийский собор. Слово София означает «Божья мудрость», по представлениям верующих, управляющая мирозданием. Это был третий храм такого типа, возведенный на землях восточных славян после Киевской и Новгородской Софий. При строительстве собора использовался плоский кирпич — плинфа. Внутренняя поверхность храма была украшена фресками — росписью водяными красками по свежей штукатурке. За свою историю Полоцкая София несколько раз разрушалась, перестраивалась и дошла до нас в значительно измененном виде. В течение XII в. в Полоцке было возведено 10 каменных однокупольных культовых зданий. Одним из них стала Спасо-Ефросиньевская церковь, построенная по просьбе Ефросиньи Полоцкой зодчим Иоанном (Иваном) за 30 недель. В этой церкви хранятся мощи (останки) Святой Ефросиньи Полоцкой.До наших дней частично сохранилась Коложская (Борисоглебская) церковь у построенная в XII в. в Гродно. Стены церкви украшены вставками из цветного полированного камня и керамическими плитками, образующими определенный рисунок. Особенностью церкви является большое количество голосников — глиняных кувшинов, вмурованных в стены для того, чтобы было хорошо слышно молитву и голос священника.Памятником оборонного зодчества является пятиярусная, высотой около 30 м, Каменецкая башня, возведенная в XIII в. на Брестчине из желтого и коричневого кирпича. 5. Шедевром древнего искусства является шестиконечный крест, созданный в технике перегородчатой эмали мастером Богшей (в крещении Лазарем) по заказу Ефросиньи Полоцкой в 1161 г. Крест изготовлен из кипарисового дерева. Его поверхность выложена золотыми, а стороны — серебряными пластинами с выбитыми на них надписями кириллицей. На золотых пластинах разноцветными эмалями изображены святые. В кресте содержались частички дерева с креста, на котором был распят Иисус Христос, мощи святых. Восстановленный в XX в. образ Креста Ефросиньи Полоцкой считается христианской реликвией белорусов.5. Шедевром древнего искусства является шестиконечный крест, созданный в технике перегородчатой эмали мастером Богшей (в крещении Лазарем) по заказу Ефросиньи Полоцкой в 1161 г. Крест изготовлен из кипарисового дерева. Его поверхность выложена золотыми, а стороны — серебряными пластинами с выбитыми на них надписями кириллицей. На золотых пластинах разноцветными эмалями изображены святые. В кресте содержались частички дерева с креста, на котором был распят Иисус Христос, мощи святых. Восстановленный в XX в. образ Креста Ефросиньи Полоцкой считается христианской реликвией белорусов.

6.билет 1.вопрос

 1.. В XIII в. на политической карте Европы появляется новое государство — Великое Княжество Литовское (ВКЛ). Это была миогоэтническая страна. В образовательных процессах приняли участие восточнославянское христианское население белорусских земель и балтское языческое население литовских земель.Причины образования BKJI заключались в следующем. Внешнеполитические причины были связаны с необходимостью организации обороны от рыцарей-крестоносцев и мон-голо-татар. Внутриполитические причины обуславливались необходимостью преодолеть феодальную раздробленность. Экономические причины были связаны с отделением ремесла от сельского хозяйства и развитием торговых отношений между разными территориями, что содействовало их объединению.Среди историков существуют три концепции образования ВКЛ. Приверженцы так называемой литовской концепции считают, что образование ВКЛ стало результатом внутреннего развития балтских племен. Восточнославянские территории вошли в состав этого государства путем их захвата литовскими князьями. Поэтому ВКЛ надо считать литовским государством. В соответствии с так называемой белорусской концепцией, ВКЛ возникло в результате присоединения балтских земель к западнорусским землям и, таким образом, это государство может считаться белорусским по своему характеру. Третья концепция («примиряющая») утверждает, что в процессе своего образования и до середины XV в. ВКЛ было литовско-белорусским государством, а во второй половине XV — XVI в. ВКЛ становится белорусско-литовским.2. Процесс образования ВКЛ начался в середине XIII в. вместе с возвышением Новогрудского княжества. Этому способствовали его удаленность от района борьбы с крестоносцами и монголо-татарами, высокий уровень развития сельского хозяйства, ремесла и торговли.

Основные события, положившие начало образованию ВКЛ, разворачивались  в верхнем и среднем течении  реки Неман — на территории, охватывающей современные северо-западные земли  Беларуси (Гродненская область) и  частично восточные земли современной Литовской Республики. Первые сведения о Литве в письменных источниках относятся к 1009 г. Однако откуда возникло такое название и что оно означает, историки окончательно не определили. Нет у них и единого мнения о территории, которую занимала тогда Литва. В условиях феодальной раздробленности, когда Полоцк утратил свое доминирующее положение, объединительным центром белорусских земель стал Новогрудок. Этот крупный экономический и культурный центр не был затронут ни крестоносцами, ни монголо-татарами. Согласно предположению некоторых историков, именно Новогрудское княжество и его население сыграли важную роль в объединении белорусских земель и образовании первоначального княжества Литовского. Также существует версия, что определяющую роль в образовании княжества сыграли литовские феодалы, захватившие белорусские земли. .Летопись сообщает о Литве Миндовга, одного из местных балтских князей, вынужденного в результате междоусобной борьбы направиться с остатками своей дружины с балтской территории в соседний Новогрудок. Здесь этот князь-языч-ник принял христианство и сделал город своей резиденцией. В Новогрудке в 1253 г. состоялась коронация Миндовга. Он стал великим князем государства, начало которому положило объединение литовских (части балтских) и части белорусских, в т. ч. новогрудских земель.

После смерти Миндовга в  конце XIII в. великим князем стал Витень, по свидетельству летописи, «...учинивший  себе герб и всему княжеству Литовскому печать вооруженный рыцарь на коне с мечом, что теперь называют Погонею». Витеню удалось достигнуть единства нового государства, в состав которого вошла значительная часть белорусских земель.

7.билет 1.вопрос

1. Укрепление единовластия  в ВКЛ произошло при великом  князе Гедимине в 1316—1341 гг. Большая  часть белорусских земель вошла в состав ВКЛ. Например, в 1318 г. сын Гедимина Ольгерд женился на дочери последнего витебскрго князя Ярослава Марии, а когда тот через два года умер, Витебское княжество осталось Ольгерду. Территория ВКЛ увеличилась приблизительно в 3 раза. Примерно три четверти жителей этого государства к середине XIV в. Составляло  население, которое исследователи относят к белорусскому этносу (белорусской народности).

В 1323 г. Гедимин основал  постоянную столицу государства  в Вильно (теперь Вильнюс, столица  Л итовской Республики). До Гедимина государство не имело постоянной столицы, ею считался замок, в котором жил великий князь. До 1320 г. это был Новогрудок, а Гедимин сначала жил в Старых Троках. О решении великого князя основать столицу в Вильно сохранилось предание. Во время охоты Гедимин убил тура на горе возле реки Вилии, где и остался на ночной отдых. Во сне увидел, что на горе стоит большой железный волк, а внутри него ревет так, будто сто волков воют. Проснувшись, Гедимин приказал построить здесь стольный град, слава о котором разнесется по всему свету.

Принципом государственной  жизни при Гедимине было следующее: «Не разрушать старины, не вводить  новизны». Он означал уважительное отношение к земельным владениям  феодалов и сохранение исторических традиций населения ВКЛ:

Великий князь Гедимин  проявлял терпимость по отношению к  разным религиям. При нем в Вильно были основаны католические монастыри. Вместе с тем не было препятствий  для строительства православных церквей. Сам Гедимин не отдавал  предпочтения ни православию, ни католичеству.' Он оставался язычником. Такая позиция в многоконфессиональном государстве, каким являлось ВКЛ, содействовала укреплению страны, миру в ней.

2. Происхождение названия  княжества связано с его территориальным  ростом. При Гедимине возросла роль великого князя как правителя государства. Его титул стал звучать так: «король Литвы и Руси», «король литовцев и многих русских». Под «русскими» имелись в виду прежде всего жители белорусских земель — Витебской, Брестской, Минской и Туровской, которые вошли в состав ВКЛ. В результате государство получило название «Великое Княжество Литовское и Русское». Под «Литвой» тогда понималась территория по верхнему и среднему течению Немана, а под «Русью» — территория в верховьях Западной Двины и по Днепру. Позже (в первой половине XV в.), когда была присоединена Жемайтия — западная часть современной Литвы, государство получило полное название — Великое Княжество Литовское, Русское и Жемайтское.

8.билет 1.вопрос

1. . Политический строй ВКЛ характеризовался централизацией власти в руках великого князя. Главным человеком в государстве был великий князь («господарь»). Первый руководитель ВКЛ получил даже королевский титул. Власть великого князя была неограниченной. Такую власть называют монархией. Важнейшими обязанностями князя были защита страны, издание законов, налаживание дипломатических отношений с другими странами, объявление войны и заключение мира, распоряжение государственной казной (денежными средствами),назначение на государственные должности. В XIII—XIV вв. при великом князе существовала великокняжеская («господарская») рада (совет): Она являлась сначала совещательным органом и её роль была очень ограниченной.

После Гедемина, имевшего семерых сыновей, великокняжеский  трон занял не старший; а один из средних сыновей. Этим были недовольны другие сыновья Гедимина, особенно Ольгерд и Кейстут. Они заключили между собой соглашение и стали править совместно. Территория ВКЛ была разделена на две части: восточная принадлежала Ольгерду, а западная - - Кейстуту.

Ольгерд принял титул  великого князя, и дальнейшее литическое развитие ВКЛ было связано в первую очередь с его деятельностью  в 1345—1377 гг. Он добился расширения границ ВКЛ. В результате удачной битвы  па реке Синие Воды в 1363 г. была освобождена  от ордынцей территория Украины. Трижды Ольгерд, стремившийся подчинить себе восточнославянские земли, совершал походы на Московское княжество, не желая усиления московского князя Дмитрия Ивановича. В результате общая территория ВКЛ увеличилась вдвое. Во второй половине XIII — XIV в. территория государства делилась на княжества, земли и волости.

2. Борьба за великое  княжение. После смерти Ольгерда  великим князем литовским в  1377—1392 гг. стал его младший сын  Ягайло. Ягайло очень боялся соперничеству  своего дяди Кейстута, который в 1381 г. отлучил Ягайло от власти й сослал в Витебск. Однако в следующем году Ягайло удалось занять столицу ВКЛ Вильно. Кейстут был пленен и по приказу Ягайло задушен в Кревском замке. Сыну Кейстута Витовту, который вместе с отцом находился в плену, удалось бежать. Он отправился к крестоносцам за помощью в борьбе за власть.

Ягайло удержал великокняжескую  власть, но ее не признали ни Витовт, ни сын Ольгерда князь Андрей Полоцкий, который вынужден был покинуть Полоцк и заключил союз с московским князем Дмитрием Ивановичем. В i380 г. он участвовал в Куликовской битве на стороне Москвы. Ягайло с войском двигался на помощь татарам, но не успел вовремя подойти. Дмитрий Иванович за победу над татарами получил прозвище Донской. После нескольких лет службы у московского князя Андрей Полоцкий вернулся на Родину и отвоевал Полоцк.


 

9.билет 1.вопрос

1.С конца XIV в. вызревают причины сближения BKJI и Польши. Государственно-правовой союз, или уния, был выгоден обеим сторонам, поскольку позволял им противостоять внешней агрессии и способствовал развитию экономических и культурных связей. Главная угроза шла от Тевтонского ордена, проводившего захватническую и колонизаторскую политику. Особенно возросло немецкое засилье в Польше. Тем более что самой Польше также требовалась сильная королевская власть. Преемник Казимира III Людовик Венгерский отдал Ордену польские земли, что отрезало страну от Балтийского моря. Поэтому польская шляхта решила искать союза с ВКЛ. В ВКЛ после смерти Ольгерда великим князем в 1377—1392 гг. был Ягайло. Он стремился укрепить свою великокняжескую власть в ВКЛ и рассчитывал на поддержку со стороны Польского королевств

.2.Кревская уния -- соглашение об объединении ВКЛ и Польского королевства — была заключена в 1385 г. в замке Крево (теперь деревня в Сморгонском районе Гродненской области). Согласно условиям унии Ягайло дал обещание «на вечные времена присоединить свои земли, литовские и русские, к Короне Польской». Под «русскими» подразумевались в первую очередь земли Беларуси и частично Украины.

Одним из персональных условий унии стало требование крупных польских феодалов, чтобы великий князь литовский, 34-летний Ягайло, женился на дочери польского короля 13-летней Ядвиге. В следующем году условия унии были выполнены. Ягайло принял католичество, получил имя Владислав II, женился на польской королеве Ядвиге и был коронован. Он был польским королем в 1386—1434 гг. и остался великим князем литовским.

Династический брак Ягайло означал включение ВКЛ в состав Польского королевства. Приняв католичество, он издал привилей — грамоту (государственный документ), дававшую дополнительные права и вольности феодалам католического вероисповедания. Привилей не распространялся на православных феодалов. Ягайло, в отличие от своего деда, стремился сделать католическую церковь Главенствующей в ВКЛ, что вызвало недовольство православной части населения.

3. Заключение Кревской унии имело как положительные* так и отрицательные последствия. Союз двух государств значительно укрепил их обороноспособность. Он содействовал росту культурных и иных связей между ними, а также с другими государствами Западной Европы. В ВКЛ наряду с православными белорусами, украинцами и русскими появились католики-литовцы, католики-белорусы и поляки. Однако с Кревской унии начались и отрицательные явления, связанные с окатоличиванием белорусского народа. Князй литовский и король польский вместе с католическим духовенством активно поддерживали католическую шляхту (дворянство), роль которой возросла. Польская сторона требовала от Витовта выполнения условий унии о полном объединении ВКЛ и Польши, против чего он выступал.

На белорусских землях началась активная борьба против окатоличивания. В такой ситуации Ягайло тяжело было одновременно удерживать власть в Польском королевстве и сохранять ее за собой в ВКЛ. Между Ягайло и Витовтом развернулась междоусобная борьба, завершившаяся заключением в 1392 г. Островского соглашения о власти в княжестве. Ягайло передал власть в ВКЛ Витовту, ставшему великим князем литовским.

10.билет 1.вопрос

1.Борьба с крестоносцами. В XIII в. с целью распространения христианства и при поддержке католической церкви в Прибалтику начинают проникать немецкие рыцари. Ими в 1201 г. в устье Западной Двины была заложена крепость Рига, закрывшая Полоцку главный торговый путь к Балтийскому морю. Полоцкий князь был вынужден начать с Тевтонским орденом борьбу. В 1240 г. воин-полочанин Яков решительно и успешно участвовал в битве жителей Новгорода со шведскими рыцарями на реке Неве. Победитель битвы князь Александр Невский был женат на дочери полоцкого князя Брячислава.

Немецкие рыцари пытались захватить земли вдоль Немана. Великий князь Гедимин послал своего зятя Давида, сына псковского князя, в Гродно в качестве наместника и  старосты. В 1314 г. Давид Городенский  отбил нападение немецких рыцарей на замок в Новогрудке, помог Пскову в борьбе с Ливонским орденом.

В период княжения Ольгерда и Ягайло внешняя угроза для ВКЛ  со стороны крестоносцев все время  возрастала. Пять раз пытались крестоносцы  захватить Полоцк, где княжил Андрей Полоцкий. Не один раз подвергался нападениям Гродно.

В XIV в. в руках крестоносцев оказались устья Западной Двины  и Немана. ВКЛ лишилось выхода к  Балтийскому морю по рекам. В 1348 г. войско ВКЛ участвовало в битве на реке Стреве (приток Немана), имевшей  весьма жесткий характер. Битва не принесла решающей победы рыцарям.

Угроза крестоносцев привела к «великой войне» 1409— 1411 гг. между ВКЛ в союзе с Польшей  с одной стороны и Тевтонским орденом с другой. Решение о  войне с крестоносцами было принято  в 1408 г. на совете Ягайло и Витовта в Новогрудке.

2.Решающее значение  в борьбе с продвижением крестоносцев  на Восток имела Грюнвальдская  битва, состоявшаяся 15 июля 1410 г.  между объединенными силами польско  -литовско-белорусского войска и  Тевтонским орденом. Войско ВКЛ насчитывало 40 хоругвей — боевых отрядов в количестве от 60 до 600 копий. Копьем называлась боевая тройка: рыцарь-всадник, оруженосец-слуга и лучник. Хоругви ВКЛ возглавил великий князь литовский Витовт.

Общее руководство объединенным войском союзников осуществлял польский король Ягайло. В объединенном войске были хоругви из Украины, русская дружина из Новгорода Великого, отряд из Чехии под руководством будущего героя гуситского движения ЯнаЖижки и татарская конница.

Войском крестоносцев управлял магистр (глава) Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгинген. Битва началась с атаки конницы Витовта. Крестоносцы, строй которых напоминал «клин», начали намеренно отступать, пока не дошли до скрытых от глаз бомбард — пушек, стрелявших каменными ядрами. Но это не остановило конницу Витовта. Тогда тяжеловооруженная конница крестоносцев нанесла ответный удар и вынудила отступить часть войск Витовта. Исключительную стойкость проявили три полка Смоленского княжества. Два из них соединились потом с хоругвями польского войска, перешедшего в наступление. Наконец войска союзников окружили рыцарей и нанесли им окончательное поражение.

В 1411 г. «великая война» закончилась  Торуньским миром. Согласно его условиям крестоносцы должны были освободить все захваченные земли и выплатить  победителю значительную сумму денег. Поражение Тевтонского ордена означало крах 200-летней агрессии (нападение одного государства на другое) крестоносцев в Европе. Победа над крестоносцами значительно повысила авторитет ВКЛ и Польского королевства среди других стран.

11.билет 1.вопрос

    1. Укрепление власти князя в государстве. В начале XV в. власть в ВКЛ стала практически принадлежать Витовту. При нем государственный строй ВКЛ представлял собой неограниченную монархию — власть одного правителя в государстве. При Витовте ВКЛ стало одним из крупнейших государств в Европе, которое простиралось от Балтийского до Черного моря.

Великий князь Витовт, продолжая добиваться независимости ВКЛ от Польши, стремился разорвать свои зависимые отношения с польским королем Ягайло. С этой целью на съезде феодалов Польши и ВКЛ, состоявшемся в 1413 г. в замке Городло (на реке Западный Буг), была подписана Городельская уния - союз между ВКЛ и Польшей. Уния подтвердила союз ВКЛ с Польским королевством, но в отличие от Кревской унии 1385 г. власть в ВКЛ стала практически принадлежать Витовту. В этой связи возникла идея о присвоении Витовту титула короля и преобразовании княжества в королевство. Витовт согласился принять корону из рук германского императора, но умер, не дождавшись ее. Существует мнение, что корону по дороге перехватили поляки, ограбившие императорских послов.

После смерти Витовта в 1430 г. великим князем литовским стал младший сын Ольгерда Свидригайло. Его главной опорой были феодалы православного вероисповедания. Он привлекал их к государственному управлению, раздавал им замки и должности. Это вызвало недовольство других феодалов ВКЛ, которых поддержали крупные польские землевладельцы. Договорившись между собой, они объявили великим князем Сигизмунда Кейстутовича. Произошел временный раскол ВКЛ. Это привело в 1432—1436 гг. к гражданской войне за власть между сторонниками Свидригайло и Сигизмунда. Во время войны 1 сентября 1435 г. состоялась жестокая Вилькомирская битва, в которой войско Свидригайло было разбито. Война закончилась победой Сигизмунда, ставшего великим князем. В 1434 г. он издал привил ей, в котором провозглашал равноправие православных и католических феодалов в границах ВКЛ. Православная знать получила гарантию неприкосновенности своих земельных владений, свободу распоряжения землей, льготы в государственных повинностях, право на рыцарские гербы. Фактически это был первый общегосударственный привилей, изданный для преодоления раскола внутри ВКЛ.2. Ограничение власти великого князя в ВКЛ. В 1440 г. великим князем литовским стал сын Ягайло Казимир IV Ягелончик (1440—1492). Помогали управлять государством юному князю, которому исполнилось чуть больше 12 лет, приближенные лица. Через 7 лет после занятия великокняжеского трона в ВКЛ Казимир становится еще и польским королем. Во время княжения Казимира и его сына Александра Казимировича (1492—1506) власть великого князя была ограничена радой — первоначально только совещательным, а затем законодательным и распорядительным органом государственной власти в ВКЛ. Раду постепенно стали называть «паны-радой». В ее состав входили крупнейшие феодалы-землевладельцы, которых с конца XIV в. называли «панами» и высшие служебные лица. Среди них были канцлер — руководитель великокняжеской канцелярии, хранитель большой государственной печати; маргиалок Щ председатель на заседаниях рады; подскарбий — заведующий государственной казной; гетман — командующий войском и другие государственные чиновники. «Паны» занимали высшие государственные должности, решали вопросы государственного управления. «Паны-рада» постепенно отделилась в самостоятельный по отношению к великому князю орган власти.

 

В начале XVI в. окончательно оформился второй высший орган государственного управления в ВКЛ — вольный (общий) сейм — съезд шляхты ВКЛ. На его заседаниях, кроме «паны-рады» и служебных лиц, могли присутствовать все феодалы ВКЛ, а позже — по два депутата от каждого повета. На сеймах решались вопросы о войне и мире, налогах и законах, избрании великого князя.

Таким образом, в конце XV — начале XVI в. ВКЛ постепенно преобразуется в сословно-представителъную монархию. Роль «паны-рады» и вального сейма в государственном управлении становится более значительной, чем роль великого князя. Он оставался первым лицом в государстве, однако уже не был единоличным правителем и подчинялся воле «паны-рады». Основы государственного строя нашли отражение в Статуте ВКЛ 1529 г., подготовленном под руководством канцлера ВКЛ Альбрехта Гагитольда.

12.билет 1.вопрос

1. В ВКЛ общество  разделялось на сословия (классы). Сословие-класс -- это общественная  группа людей, имеющая определенные права и обязанности, полученные по наследству. Основные сословия составляли шляхта, духовенство, мещане, крестьяне. К привилегированным сословиям относились шляхта и духовенство, к непривилегированным (простым) -мещане и крестьяне.

Ведущим и правящим сословием в ВКЛ являлись феодалы-землевладельцы, в число которых входили князья, паны и шляхта. Среди феодалов выделились крупные землевладельцы. В их личной собственности находились частные земли, которые можно было продавать, дарить, обменивать. Количество таких земель постоянно росло. Крупных землевладельцев называли панами (современные историки называют их магнатами). К ним относились бывшие удельные князья, занимавшие государственные должности и заседавшие в «паны-раде».

Шляхта вела свое происхождение  от боярства — военнослужащей группировки населения. Именно на них опирались великие князья литовские при проведении внутренней и внешней политики. Шляхетское звание передавалось по наследству, но его можно было лишиться, например если шляхтич начинал заниматься ремеслом или торговлей. Шляхта пользовалась исключительным правом на владение землей и правом вершить суд над своими зависимыми крестьянами. Средняя шляхта занимала второстепенные должности в государственном аппарате и находилась в вассальной зависимости от магнатов. Основной обязанностью мелкой шляхты считалась военная служба за право владения землей. Существовала и безземельная шляхта.

Основным сословием  было духовенство. Преобладало православное духовенство, но с конца XIV в. католическое духовенство стало пользоваться большей поддержкой государства.

В XIV—XV вв. определенную часть населения ВКЛ составляли жители городов. Коренных свободных  горожан называли мещанами. Это название происходит от общеславянского слова  «место» (город). Мещане владели имуществом, имели право передавать его по наследству.

Наибольшую часть населения  ВКЛ составляли крестьяне, ставшие  в XIV—XV вв. из землевладельцев землепользователями. Крестьяне делились на похожих (свободных), имевших право переходить от одного феодала к другому, и непохожих (крепостных) -1 тех, кому такой переход был запрещен.

За пользование землей феодала крестьяне должны были исполнять  барщину — отработку определенного  количества дней на земле феодала  со своим скотом и орудиями труда. Таких крестьян называли тяглыми. Крестьян, отдававших дякло Я натуральную дань сельскохозяйственными продуктами за пользование землей феодала, называли данниками. С XV в. был введен чинш — денежный налог за пользование земельным наделом. Крестьян, плативших чинш, называли осадными (чиншевыми).2. Юридическое оформление закрепощения крестьян, т. е. утраты ими своего права собственности на землю и превращения их в зависимых от феодала, связано с изданием в 1447 г. великим князем литовским Казимиром приви-лея. Согласно этому документу феодалы обеспечивались, в отличие от крестьян, владением землей на правах полной собственности. Феодалы получили право вершить суд над зависимым от них населением. Им запрещалось принимать беглых крестьян.Следующим этапом закрепощения крестьянства стало издание в 1468 г. Судебника Казимира — первого сборника законов ВКЛ. Согласно этому документу крестьяне лишались права свободного перехода от одного феодала к другому, следовательно, они прикреплялись к земле, на которой жили и которую обрабатывали. В Судебнике предусматривалось наказание за помощь при побеге зависимых от феодала людей.

Дальнейшие этапы закрепощения крестьянства были юридически оформлены  в Статутах ВКЛ. Статут 1529 г. ввел 10-летний срок давности — период, после которого крестьянин, проживший на земле феодала, становился непохожим. Статут разрешал крестьянам переход от одного феодала к другому на протяжении недели до Юрьего дня, приходившегося на конец ноября, и недели после него с обязательной выплатой определенной суммы денег.

Статут ВКЛ 1566 г. ввел срок поимки беглых крестьян, первоначально составлявший 10 лет, и административные наказания тем, кто их скрывал. Статут ВКЛ 1588 г. увеличил срок поимки беглых крестьян до 20 лет и сумму денег, которые обязательно выплачивались при переходе от одного феодала к другому.

Таким образом, в конце XVI в. в ВКЛ окончательно оформляется  крепостное право. Крестьян можно было продавать, обменивать, отдавать в залог.


 

13.билет 1.вопрос

1,В XIV—XVI вв. происходит значительный рост городов и городского населения. Самыми крупными считались Брест, Полоцк, Гродно, Минск, Новогрудок, Слоним и др. К средним городам относилась поселения с 2—3 тыс. жителей. Быстрее всего увеличивалось количество местечек — поселков городского типа. Коренных жителей города, независимых от феодала, называли мещанами.

Необходимость защиты от врагов обусловила строительство в XIV в. каменных замков в Лиде и Крево, а затем в Новогрудке, Гродно, Несвиже, Мире. Однако в XV в. центром города становится не замок, а торговая площадь, вокруг которой возникают посады — поседения ремесленников и торговцев.

2.Главным занятием городского населения являлось ремесло. В городах работали кузнецы, ювелиры (золотари), гончары, кожевники, сапожники, столяры, оружейники, шорники (производители упряжи), котельщики, пивовары и др.

Городские ремесленники объединялись в цеха. Это были организации мастеров с целью преодоления конкуренции между ремесленниками и недопущения на городской рынок изделий иногородних и иноземных производителей. Первое упоминание о цехах в Минске в письменных источниках относится к 1552 г. Цеховая организация складывалась, как правило, из владельцев мастерских — мастеров. Они нанимали учеников. Чтобы стать мастером, ученик должен был стать подмастерьем и сдать экзамен — изготовить «штуку» - образец.

Вместе с ремеслами развивалась торговля. С ростом городов она меняла свою форму: происходил переход от обычного обмена к продаже. Увеличивается число рынков — торгов, где сельские жители, кому были необходимы изделия городских мастеров, могли продать свою сельскохозяйственную продукцию, в т. ч. продукты питания.

Состояние городов определялось тем, что около 40 % всех городов находилось в частной собственности феодалов. Население таких городов стремилось избавиться от феодальной зависимости. Это проявлялось в борьбе жителей за расширение своих прав. С конца XIV в. великие князья, учитывая это стремление городских жителей, своими грамотами стали даровать городам магдебургское право, или право на самоуправление. Его название происходит от названия немецкого города Магдебурга, который в XIII в. первым в истории получил такое право. Согласно этому праву горожане освобождались от феодальной зависимости и создавали свой орган власти — магистрат и суд, а ремесленники - - свои ремесленные объединения.

Магистрат являлся выборным органом городского самоуправления. Он состоял из городской рады, избиравшейся самими гражданами, и лавы rif- органа по судебным делам (название «лава» возникло оттого, что обвиняемых во время слушания дела сажали на обычную лавку). Органы самоуправления возглавляли соответственно бурмистр и войт. Для магистрата в городах позже начали возводиться специальные здания ратуши с башней и часами на ней.

Первым из городов ВКЛ магдебургское право в 1387 г. получил город Вильно. Первым вольным городом на территории современной Беларуси стал в 1390 г. Брест. Самый древний город Беларуси Полоцк приобрел магдебургское право в 1498 г. Минск — современная столица Беларуси — получил право на самоуправление в 1499 г.

14.билет 1.вопрос

1. Формирование белорусской народности происходило с конца XIII по XVI в. Народность — это сообщество людей, сложившееся исторически и характеризующееся единством происхождения, языка, территории, схожестью психического состояния, этнического сознания. Формированию белорусской народности содействовало объединение белорусских земель в составе единого государства — ВКЛ. Сильная централизованная власть, установившаяся в конце

XIV начале XV в., положительно  повлияла на развитие экономических  связей между регионами страны. Начиная с Судебника 1468 г. формируется единое законодательство, окончательно сформировавшееся в Статуте ВКЛ 1588 г.

Свою роль в становлении  белорусской народности сыграло  православие. Абсолютное большинство  восточнославянского населения  в ВКЛ составляли православные верующие. После заключения между ВКЛ и Польшей Кревской унии 1385 г. православная церковь в ВКЛ была лишена прежних прав. Ягайло стремился сделать католическую церковь главенствующей в ВКЛ. Однако в середине и второй половине

XVв. великие князья литовские Казимир и Александр подтвердили уравнение в имущественных правах феодалов-католиков и православных феодалов. ВКЛ стало первым государством в Средневековой Европе, в которой законодательно было закреплено равенство православной и католической церкви.

Признаком формирования народности стало складывание в XIV—XV вв. особенностей белорусского языка  на основе среднебелорусской (минско-молодеченской) группы диалектов. Среди звуковых изменений  особенно заметным стало «дзеканье», «цеканье», твердое произношение звука «р», «аканье», «яканье». Старобелорусский язык получил государственный статус языка официального делопроизводства в ВКЛ.

О формировании белорусской  народности свидетельствовало употребление населением самоназваний. Названия русины и белорусцы больше относились к территории Подвинья и Поднепровья. Название литвины — к территории верховьев Немана (современная Гродненская область). Более позднее название полегиуки — Полесья (территория Брестской и Гомельской областей). Такие названия являлись элементами этнического самосознания белорусского народа.

Формирование белорусской  народности проявилось в возникновении  особенного психического состояния  белорусского народа. Белорусам свойственны  стремление гармонично приспособить свой труд и отдых к определенному времени года, высокая духовность, терпимость, трудолюбие, отзывчивость и др.

2. У современных историков  существуют разные версии относительно  происхождения названия «Белая  Русь». Одни связывают название  со стороной света: белый цвет  означал восток. Другие — с тем, что население Беларуси носило белые полотняные одежды, имело светлые волосы, белый цвет кожи. Третьи т с религиозной ситуацией: белая — значит православная, «чистая» в отличие от язычества («поганства»). Четвертые — с внешнеполитическими обстоятельствами: часть территории Беларуси, которая не была захвачена ни крестоносцами, ни ордынцами, оставалась вольной, свободной. Так, один из исторических источников под 1282 г. называет Полоцк крепостью Белой Руси. Более вероятно мнение о том, что название «Белая Русь» означало своеобразное «привилегированное» положение некоторых восточных земель Беларуси (Полоцкой и Витебской) в составе ВКЛ.

15.билет 1.вопрос

1.Выдающимися примерами книжного дела являются евангелия описания «земной» жизни Иисуса Христа. Известны рукописные Лавришевское и Друцкое евангелия XIV в., Жировичское евангелие XV в., содержащие миниатюры (небольшие рисунки). Более 600 миниатюр было в Радзивилловской летописи, Переписанной в конце XV в., В том же столетии были созданы «Летописец великих князей литовских» и «Белорусско-литовская летопись». Появилась литература, в которой прославлялись определенные личности, например «Похвала Витовту».

Обложки рукописных книг делали из досок, обтягивали кожей и украшали рисунками, металлическими пластинками, драгоценными камнями. К обложке обычно приделывали пряжки, чтобы книгу удобно было застегивать.

2.Борьба с внешней угрозой активизировала оборонное строительство. Самым древним и крупным являлся Новогрудский замок, возведение которого происходило поэтапно начиная с X—XI вв. В первой половине XIV в. строятся замки в Лиде и Крево. Выдающимся памятником оборонной архитектуры стал Гродненский замок. В замковом строительстве преобладал романский стиль, что придавало сооружениям массивность и суровый вид.

В культовом .строительстве ярким примером готического стиля является оборонный храм — Троицкий костел в д. Ишкольдь (Барановичский район), возведенный в 1472 г. В д. Сынковичи (Зельвенский район) в конце XV — начале XVI в. была возведена церковь-крепость, выполнявшая также роль замка.

3.Примерами живописи XIV — начала, XVI в. являются фрески и иконы. Православные и католические соборы, княжеские дворцы и храмы были украшены фресками — это роспись водяными красками по свежей штукатурке. Белорусские живописцы создали в это время множество икон, в т. ч. одну из самых известных, сегодня - икону «Матерь Божья Умиление» из Малориты, относящуюся к XIV — началу XVI в.

Стены и столбы костела в Ишкольди когда-то были украшены фигурами святых и орнаментом. Деревянные скульптуры .святых, разрисованные красками, изображающие, например, Деву Марию с младенцем на руках, были обязательны для католических храмов.

К XIV—XV вв. относится зарождение в Беларуси портретного искусства. Так, в замковой церкви в Витебске находился портрет Ульяны, на котором она была изображена вместе со своим мужем великим князем Ольгердом.

4.Новые явления в культуре в первой половине XVI в. были связаны с распространением Ренессанса — западноевропейской культуры XIV—XV вв. Это было время подъема светской науки и искусства, становления национального языка, литературы и самосознания у европейских народов. В основе Ренессанса лежат идеи гуманизма — системы мировоззрения, согласно которой человек является высшей ценностью.

В изобразительном искусстве активно развивается портретный жанр. В живописи создаются образы представителей знаменитых магнатских родов. К числу так называемых сарматских (рыцарских) портретов принадлежит портрет Юрия Радзивилла в рыцарских доспехах, которого за высокий рост и физическую силу прозвали «литовским Геркулесом». Название сарматского портрета возникло оттого, что шляхта вела свое происхождение якобы от древних сарматов, когда-то населявших наши земли.

Важное место в литературе BKJ1 занимает выходец из белорусской земли, представитель латиноязычной поэзии Николай Гусовский. Находясь в Риме, по заказу папы римского он создал на латинском языке настоящий «гимн Отечеству» — свою знаменитую поэму «Песнь о зубре», где описал сцены охоты на зубров в Беловежской пуще, а также воспел время правления великого князя литовского Витовта. Поэма была издана в 1523 г. в Кракове.

К первой половине XV в. относится трактат Михалона Литвина «О нравах татар, литвинов и московитов», изданный на латинском языкё.!В нем приводятся подробные сведения о жизни упомянутых в его названии народов, а также Критикуется пьянство, взяточничество, лень, мотовство, что говорит о гуманистическом характере трактата.

16.билет 1.вопрос

1. Среди представителей  европейского Возрождения достойное  место занимает восточнославянский и белорусский гуманист, первопечатник и просветитель, ученый и писатель, уроженец древнего Полоцка Франциск Скорина (около 1490 — около 1551 гг.). Образование он получал, как Предполагают историки, в Полоцке и Вильно, затем, в 16 лет, окончил Краковский университет.

Ф. Скорина дважды стал доктором наук. Сначала в Краковском университете в Польше он получил  степень бакалавра — первую ученую степень в средневековых европейских  университетах. Затем, в 1512 г., успешно  сдал экстерном (без обучения) экзамен на звание доктора медицины в Падуанском университете в Италии. Его портрет, созданный в середине XX в; находится в мемориальном зале среди 40 портретов знаменитых европейских ученых, вышедших из стен Падуанского университета. Ф. Скорина имел также степень доктора свободных наук, которые изучались в западноевропейских университетах.

2.Книгоиздательская деятельность  Ф. Скорины сочетала опыт европейского  книгоиздания и традиции белорусского  искусства. 6 августа 1517 г. Ф. Скорина  первым среди восточных славян издал в чешском городе Праге печатную книгу «Псалтырь». On перевел Библию на церковнославянский язык, приближенный к белорусской письменности и понятный простым людям, и издал ее в 23 книгах. В своих предисловиях и послесловиях, содержащихся в Библии, он изложил собственные взгляды на науку и мироздание. Ф. Скорина трижды напечатал в изданных им книгах свой портрет (это единственный случай за всю историю издания Библии в Восточной Европе). На титульном листе Библии изображена, как считают исследователи, своеобразная печать (герб) Скорины как доктора медицины — изображение Солнца и серпа Луны с человеческими лицами, которые символизируют получение и передачу знаний, физическое и духовноевозрождение человека.

Книгоиздательскую деятельность Ф: Скорина продолжил На территории ВКЛ. В организованной им в столице ВКЛ Вильно типографии в 1522 и 1525 гг. он издал еще две книги: «Малую подорожную книжицу» и «Апостол».

Издательская деятельность Ф. Скорины является прижизненным подвигом, потому что не все, в т. ч. церковь, понимали его просветительскую работу Изданная Ф. Скориной Библия нарушала правила, существовавшие при переписывании и переводе церковных книг, содержала тексты от самого издателя и даже гравюры с его изображением. Главным же преступлением церковь считала самостоятельный перевод Библии, за что Скорину могли и жестоко наказать.

3.Взгляды Ф. Скорины  свидетельствуют о нем как  о гуманисте, просветителе ,патриоте. Гуманизм Ф. Скорины представлял  собой систему взглядов, которые  наивысшей ценностью провозглашали самого человека и его права на свободное развитие, считали его не «рабом божьим», а творцом. Все предисловия и послесловия в Библии Ф. Скорины, где он раскрывает глубокий смысл библейских преданий, Проникнуты заботой о разумном устройстве общества, воспитании человека, воцарении достойной жизни на Земле.

Гуманист Ф. Скорина  оставил нам свой нравственный завет  в следующих строках: «Закон прироженый в том наболей соблюдаем бывает: то чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех, и того не чинити иным всем, чего сам не хощеши от иных имети... Сей закон прироженый ест в серци единого кажного человека». В текстах Библии просветитель Ф. Скорина предстает человеком, содействующим распространению письменности, знаний. Об этом свидетельствуют такие строки: «Всякому человеку нужно читать, ибо чтение — зеркало нашей жизни, лекарство для души». Ф. Скорина — основоположник нового понимания патриотизма как любви и уважения к своей Отчизне. С патриотических позиций воспринимаются следующие его слова: «Понеже от прирожения звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя; птици,летающие по возъдуху, ведають гнезда своя; рибы, плавающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих, — тако ж и люди, где зродилися и ускормлены суть по Бозе, к тому месту великую ласку имають».


 

17.билет 1.вопрос

 1. Новое государство под названием Речь Посполитая, что в переводе с, польского означает «общее дело» - то же, что и республика, представляло собой союз ВКЛ и Польского королевства. Более ранней попыткой подобного союза (государственно-политической унии) историки считают Кревское соглашение (унию) 1385 г: Новое многоэтническое образование возникло 1 июля 1569 г. в результате Люблинской унии и просуществовало до конца XVIII в.Причины объединения Польши и ВКЛ в составе Речи Посполитой:тяжелое внешнеполитическое положение ВКЛ в связи с Ливонской войной 1558—1583 гг., которую вел за выход к Балтийскому морю московский царь Иван IV. Он считал белорусские земли своей вотчиной и стремился «вернуть» их в состав Московского государства; стремление господствующего сословия ВКЛ — шляхты (мелких и средних феодалов) ф к приобретению шляхетских вольностей, которыми обладало шляхетское сословие в самой Польше. К голосу многочисленной шляхты на заседаниях сейма ВКЛ никто не прислушивался. Такого не было в соседней Польше, где, шляхетские права (вольности) позволяли шляхте активно участвовать в политике. Они предусматривали равенство шляхты перед законом, свободные выборы короля, право шляхты на протест, свободу голоса, неприкосновенность Личности шляхтича и его владений (поместья); желание многочисленной (примерно в 2 раза превосходящей по количеству, чем в ВКЛ) польской шляхты подчинить ВКЛ в качестве богатого придатка Польши и получить для себя новые земли и должности; расчет верхушки католической церкви через Польшу, где господствующее положение занимало католичество, расширить влияние католицизма на восток — на белорусские, украинские, русские земли.2. Условия объединения Польши и ВКЛ были выработаны на Люблинском сейме, который состоялся в 1569 г. и длился 6 месяцев. Польская сторона стремилась к инкорпорации (включение, присоединение) ВКЛ в состав Польши (Короны), опираясь на католических феодалов и католическую церковь. Делегация ВКЛ во главе с канцлером Николаем Радзивиллом Рыжим выступала за заключение военного союза с Польшей. Польская сторона, столкнувшись с нежеланием представителей ВКЛ подписывать предложенный им документ, обратилась за помощью к великому князю литовскому Сигизмунду II Августу. Тот приказал послам (депутатам) от ВКЛ на Люблинском сейме участвовать в заседании и согласиться на предложения Польши. Однако в знак протеста послы уехали назад, в Вильно. Во время их отсутствия на сейме польской шляхте удалось добиться от Сигизмунда II Августа значительных территориальных уступок. Ряд богатейших земель ВКЛ вошел в состав Польши, в результате чего территория ВКЛ значительно уменьшилась. Потеря земель, а также события Ливонской войны вынудили делегацию ВКЛ вернуться на сейм.ВКЛ было вынуждено принять многие из польских условий объединения двух государств. Высшим общим органом и Становился сейм; который мог собираться только на территории Польши (отдельные сеймы как для Польши, так и для ВКЛ не предусматривались). Глава союза государств, которого могли избирать феодалы Польши и ВКЛ, также был общим. Так, король Речи Посполитой Стефан Баторий был признан шляхтой ВКЛ также и своим великим князем.

Отдельными в ВКЛ и Польше по условиям Люблинской унии сохранялись:

административный аппарат (государственные должности); законодательство, представленное в ВКЛ Статутами', судебная организация, при которой высшим судебным органом в ВКЛ являлся с 1581 г. Главный Литовский трибунал;

войско, основой которого в XVI в. в ВКЛ являлось пос.-политое рушение — всеобщее ополчение, состоявшее из шляхты и солдат (жолнеров) — военнообязанных мужчин, которых выставлял от своих земельных владений каждый шляхтич;

титул, т. е. официальные названия государств при существовании общего названия «Речь Посполитая»;

печать с символом государства (в ВКЛ — изображение погони, в Польше — изображение орла);

язык официального делопроизводства (старобелорусский — в ВКЛ, польский и латынь — в Польше).

Таким образом, ВКЛ вместе с Польшей создали общую Речь Посполитую. Такое объединение двух соседних государств называется федерацией — государством, состоящим из самостоятельных государственных образований, объединенных на определенных условиях в одну страну. В составе этого государства ВКЛ существовало до конца XVIII в.

18.билет 1.вопрос

   1. Государственный строй Речи Посполитой в качестве высших органов власти имел короля и сейм. Король Речи Посполитой как глава союза государств, которого выбирали феодалы Польши и ВКЛ, был общим. Полномочия короля определялись такими документами, как Пакта конвента и Генриховы артикулы. Пакта конвента составлялась отдельно для каждого монарха и представляла собой соглашение между шляхтой Речи Посполитой и новоизбранным королем. Генриховы артикулы предусматривали свободные выборы короля, свободу вероисповедания, обязанность короля созывать сейм раз в два года, не собирать шляхетское ополчение без согласия сейма. Шляхта имела право отказаться подчиниться королю и создать политический союз — конфедерацию, а также выступить с оружием в руках против короля.Сейм состоял из Сената, в который входили верхушка католического духовенства и высшие служебные лица, и Ло-сольской Избы, куда попадали по два депутата-шляхтича от каждого повета. Сеймы собирались, как правило, раз в два года не более чем на 6 недель и только на территории Польши. Отдельные сеймы как для Польши, так и для ВКЛ не предусматривались. Каждый посол на сейме обладал правом «либерум вето» — правом свободного запрета. В соответствии с ним если хоть один депутат не был согласен с постановлением сейма, то оно не принималось. Это право было свидетельством шляхетских вольностей.

2. Политическое положение ВКЛ в составе Речи Посполитой было обусловлено результатами Люблинской унии 1569 г. Ряд богатейших земель был включен в состав Польши, из-за чего территория ВКЛ существенно уменьшилась. Результаты Люблинской унии вызвали недовольство большей части магнатов ВКЛ, которым нужно было делить политическую власть с поляками. К тому же согласно унии польская шляхта имела право получать земельные владения в пределах ВКЛ, а шляхта ВКЛ практически утратила такое право в районах, присоединенных к Польскому королевству.Результаты Люблинской унии проявились в полонизации (ополячивании) шляхты ВКЛ через приобщение ее к польским шляхетским вольностям. В 1697 г. было принято постановление «Уравнение прав», в соответствии с которым шляхта ВКЛ полностью уравнивалась в правах с польской. Шляхте ВКЛ, как и польской, было дано право полного контроля за деятельностью короля, что значительно ограничивало его власть и давало шляхте возможность не подчиняться ему. Шляхта ВКЛ приняла польский язык и польскую культуру постепенно перешла в католичество. Таким образом, к концу XVII в. сформировалось единое сословие в Речи Посполитой — «народ шляхетскийВсе официальное делопроизводство в Речи Посполитой было переведено на польский язык, который приобрел статус государственного.3. Антипольские настроения воплотились в борьбе за сохранение самостоятельности ВКЛ. В 1581 т. был создан Трибунал ВКЛ — высший судебный орган в княжестве: Подтверждением государственной самостоятельности княжества стало принятие Третьего Статута ВКЛ 1588 г., подготовленного при участии канцлера ВКЛ Астафия Во-ловича и подканцлера Льва Сапеги. Статут игнорировал акт Люблинской унии, закреплял и юридически оформлял независимость княжества. Он обязывал правительство вернуть отторгнутые от княжества земли, запрещал назначать на государственные должности в ВКЛ и наделять землей «чужеземцев и заграничников», вт.ч.и поляков.

Лев Сапега, который был организатором Трибунала ВКЛ, с 1589 по 1623 г. - канцлером, а с 1623 по 1633 г. гетманом ВКЛ, на свои средства издал Третий Статут ВКЛ. Во вступлении к нему он сформулировал идею правового государства. Она заключалась в том, что все государственные органы и служебные лица должны действовать согласно закону, а все люди* независимо от сословия, к которому они принадлежат, провозглашаются равными перед законом. Однако в условиях общества того времени Статут защищал интересы феодалов и окончательно закрепостил крестьянство.

19.билет 1.вопрос

1. Аграрная реформа великого князя литовского и короля польского Сигизмунда II Августа, известная как «волочная помера», была обусловлена социально-экономическими причинами. Рост населения и развитие городов в конце XV — XVI в. вызвали в ВКЛ увеличение спроса на сельскохозяйственную продукцию. Существенный рост цен па хлеб в Западной Европе сделал выгодным для феодалов вывоз зерна за границу. Чтобы увеличить прибыльность своих имений, они начали..создавать фольварки. Фольварк — это хозяйство феодала с комплексом строений и барской пахотной землей, где крестьяне отрабатывали барщину. Первые фольварки появились еще в XV в. Продукция фольварков предназначалась для продажи.

Сигизмуид II Август своей  реформой, проводимой на основе документа, известного под названием «Устава на волоки», принятого в 1557 г., хотел увеличить прибыльность государственной казны благодаря созданию фольварков, упорядочить землепользование крестьян и регламентировать их повинности. Автором аграрной реформы историки считают мать Сигизмунда II Августа королеву Бону Сфорцу. Под ее руководством были проведены аграрные преобразования в Пинском и Кобринском старосгвах. Их положительные результаты содействовали тому, что реформа получила общегосударственный характер.

Чтобы упорядочить крестьянское землепользование и повинности крестьян, была введена единая стандартная мера земельной площади -  волока, равная.21,36 га, с которой от крестьян требовались одинаковые налоги и повинности. Крестьянские хозяйства получили в среднем одну волоку на две семьи. Средний крестьянский надел составлял примерно 10,6 га — полволоки.

Аграрная реформа вначале  затронула великокняжеские поместья, за исключением востока Беларуси, где она не проводилась. Лучшие земли  отошли под панские фольварки. Раздел земли на волоки получил название «волочная помера».

2. Переход к фольварочному  хозяйству был связан с развитием  торговли зерном, дававшей феодалам  все большие прибыли. Становление  фольварочно-барщинной системы хозяйствования  основывалось на обработке крестьянами  земли и выполнении ими работ по сбору урожая. Но земля крестьянам не принадлежала. Магнаты и шляхта законодательно оформили свое право на владение землей. Крестьяне вынуждены были обращаться к феодалу, чтобы тот выделил им земельный надел.

Крестьяне делились на тяглых и осадных. Тяглые крестьяне в основном отрабатывали барщину. Этот вид повинности представлял собой отработку определенного количества дней в неделю на земле феодала. В XVI в. барщина увеличилась с одного до двух дней, а в XVII в. составляла уже 3—4 дня в неделю. Осадные крестьяне за пользование земельным наделом должны были платить землевладельцу чинш ж денежный налог. В результате аграрной реформы 1557 г. вы-росла прибыльность государственных владений, а крестьяне были полностью прикреплены к земле (закрепощены).

20.билет 1.вопрос

1. В первой половине XVII в. происходит бурный, по сравнению  с серединой XVI в., рост городов,  ставших крупными торгово-ремесленными  и культурными центрами Беларуси. Крупными городами с населением  более 10 тыс. жителей были Могилев,  Полоцк, Витебск, Пинск, Минск, Слуцк, Брест.

Города и местечки, представлявшие собой мелкие населенные пункты городского типа, разделялись  в ВКЛ на государственные (королевские), частнособственнические и церковные. Частнособственнические города составляли в XVI в. около 40 % всех городов Беларуси. К тому же в населенных пунктах имелись юридики — отдельные кварталы, принадлежавшие магнатам.

Города на территории Беларуси сохраняли восточнославянский облик и планировку. Однако на месте  прежнего дедин ца и окрестного города нередко строились новые, большие по размерам, укрепленные центры — замки. В XV в. центром города постепенно становится рыночная площадь с ратушей — зданием, где размещались органы самоуправления, возводившимся в городах с магдебургским правом.

Во второй половине XVII — начале XVIII в. в результате многочисленных войн, прокатившихся по территории Беларуси, происходит упадок городов. Ослаблением городов и органов самоуправления воспользовались крупные феодалы и представители королевской администрации Речи Поспо-литой. В первой половине XVIII в. они начали вводить незаконные поборы и повинности и расширять свои юридики.

2.Закрепление в сельском  хозяйстве фольварков, продукция  которых предназначалась для  продажи, содействовало развитию  торговли. Особенностью городов считался торг. В крупных городах он проводился 2 раза в неделю. В малых городах и местечках обычно с весны до начала осени в дни религиозных праздников проходили ярмарки — одно-, двухдневные торги. Несвиж, Новогрудок, Орша, Шклов, Копыль были центрами ярмарочной торговли. Торговлей занимались купцы. Они, как и ремесленники, создавали свои объединения — братства или гильдии. Купцы, которые занимались торговлей с другими странами, назывались гостями. Отсюда происходит и название крупных торговых путей, связывавших рынки всей Речи Посполитой, — гостинцы. Они представляли собой дороги, обсаженные по обеим сторонам деревьями. «Большой дорогой» называли путь от Смоленска до Бреста через Оршу, Борисов, Минск, Несвиж, Слоним, Волковыск.

3.В XVI в. в белорусских городах, где от 25 до 50 % населения занималось ремеслом, возникали цеха. Это были организации мастеров по разным специальностям. Ремесленник, не входивший в такую организацию, не мог продавать свою продукцию на местном рынке. Чтобы добиться звания мастера, нужно было сначала побыть его учеником, потом подмастерьем, затем сдать экзамен на звание мастера — создать шедевр (оригинальную вещь, называвшуюся «штукой»),

4. В XVIII в. цеховая  организация промышленного производства  начинает уступать место мануфактурному производству. Мануфактурами называли предприятия, основанные на ручном труде и его широком разделении. В отличие от цехов на мануфактурах использовался наемный труд за определенную плату на протяжении определенного рабочего времени и существовало его разделение. Мануфактуры возникали прежде всего в малых городах и местечках, потому что в крупных городах значительную конкуренцию им составляли цеха. Первые мануфактуры появились в 10—30-е гг. XVIII в. Это Налибокская и Уречская мануфактуры по изготовлению изделий из стекла. Уречская мануфактура стала первым предприятием по изготовлению зеркал во всей Речи Посполитой. Широко известны были Слуцкая и Несвижская мануфактуры шелковых поясов, принадлежавшие Радзивиллам. Ткацкая мануфактура в Кореличах славилась своими гобеленами (безворсовыми коврами), на которых изображались исторические события, а также скатертями, полотном для обивки стен, служившим тогда в качестве обоев.

21.билет 1.вопрос

1.Место церкви в ВКЛ долгое время определялось существованием двух течений христианства. В 20—30-е гг. XVI в. в ВКЛ установилась религиозная толерантность — веротерпимость. После заключения Люблинской унии 1569 г. православная церковь начала терять ведущее положение в Беларуси. Православного вероисповедания в XVI в. придерживалось большинство восточнославянского населения (белорусы, украинцы). Однако в 20—30-е гг. XVI в. православная церковь оказалась в довольно сложном положении. Если католическая конфессия существовала за счет государственной поддержки, то православная — за счет пожертвований прихожан. Православная церковь, сохранявшая свой традиционный характер, не воспринимала перемен, происходивших в мире, не предлагала образование представителям шляхетского сословия. Церковнославянский язык проповедей был все более непонятен прихожанам. В то же время католическая вера распространялась и постепенно закрепляла свои позиции на белорусских землях благодаря политике великих князей литовских, поддерживавших католицизм. В конце XVI — начале XVII в. в ВКЛ в ответ на пропольскую политику правящих кругов Речи Посполитой стали возникать братства — национально-религиозные организации православного, преимущественно мещанского, населения, В братских школах использовались церковнославянский и старобелорусский языки.2.В XVI в. европейские страны охватило широкое общественно-политическое движение, направленное на реформирование католической церкви. Оно получило название Реформация, что в переводе означает «преобразование». Реформационное движение было вызвано; кризисным положением католической церкви и нарастанием народного недовольства ее деятельностью. Основной социальной силой Реформации в ВКЛ, в отличие от западноевропейских стран, были шляхта и мещане, поскольку буржуазия в то время в княжестве еще не сформировалась.Идеи Реформации начали проникать на белорусские земли в середине XVI в. Её сторонники выступали за реформу католической церкви, за то, чтобы она стала дешевле для верующих, за богослужения на родном языке, а также выражали протест против церкви как крупного землевладельца и пышных католических обрядов. Реформационное движение в ВКЛ охватило только высшие круги общества, в первую очередь магнатов. Они присоединились к Реформации с политическим расчетом, так как желали отделиться от католической Польши и закрепить свою самостоятельность в управлении ВКЛ. Большинство крестьян, как и подавляющая часть городского населения, осталось на позициях православной веры.3.Ведущим направлением Реформации на территории Беларуси стал кальвинизм. Кальвинисты, например, считали единственным источником веры Библию и отвергали посредничество церкви между человеком и Богом. Идеи кальвинизма поддержали магнаты и большая часть шляхты. Переходя в кальвинизм, они наносили удар по католической церкви и Люблинской унии, поскольку католическая церковь поддерживала идею инкорпорации (вхождения) ВКЛ в состав Польши. Ярчайшим представителем реформаци-онного движения в Беларуси, которого образно называют «отцом Реформации в ВКЛ», был один из лидеров кальвинизма канцлер ВКЛ Николай Радзивилл Черный.Из кальвинизма выделилось такое направление Реформации, как арианство, или движение антитринитариев, которых называли «литовскими братьями». Ариане отрицали триединую сущность Бога (Бог-отец, Бог-сын, Бог — Святой Дух), не признавали крещения младенцев, считали Иисуса Христа только человеком. Представителем антитринитариев был Сымон Будный, издавший в 1562 г. в Несвиже первую печатную книгу на белорусском языке «Катехизис» («Символ веры»).

4.Во всех странах Европы во второй половине XVI в. развернулось религиозно-политическое движение против Реформации — Контрреформация («контр» означает «против»). Главными его проводниками стали иезуиты — члены общества Иисуса Христа, которые благодаря распространению просвещения стремились закрепить позиции католической церкви. Иезуиты начали закрывать протестантские н православные школы и типографии. Под их руководством проводились погромы и сжигались книги. В ВКЛ Контрреформация не получила таких ужасающих форм, как в Западной Европе (например, Варфоломеевская ночь в Париже). Еще одна Ценность Контрреформации в ВКЛ- ее направленность как против кальвинизма, так и против православия. В 1658 г, сейм Речи Посполитой принял решение об издании ариан за пределы государства. Кальвинистская шляхта стала переходить в католичество. Сын Николая Радзивил-ла Черного Николай Христофор Радзивилл (по прозванию Сиротка) сделал Несвиж, где по его инициативе был основан коллегиум, вторым после Вильно иезуитским центром ВКЛ. В результате распространения Контрреформации начался процесс клерикализации культуры — католическая церковь брала под свой контроль образование, науку, культуру и духовную жизнь, а научные знания объявлялись греховными.

 
   

2-ые вопросы.doc

— 297.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалки по "Истории Беларуси"