Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 09:41, шпаргалка
1 Вопрос. ДРЕВНЕЙШЕЕ И ДРЕВНЕЕ НАСЕЛЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ.
2 Вопрос. Расселение славян на территории Беларуси. Этнические общности раннего средневековья: дреговичи, радимичи, кривичи.
..
Вопрос 47-49 Социально-экономическое развитие Беларуси 80-90
Исполнительная власть в губерниях передавалась губернаторам. В губернских центрах начинали действовать органы административного управления по российскому примеру: губернские управы, казенные палаты, приказы и т. д.
Все население белорусских губерний на протяжении месяца после выхода указа об их включении в состав России должно было присягнуть на верность Екатерине II. Тем, кто не были согласны с новой властью, в течение трех месяцев разрешалось продать свою недвижимость и выехать за границу. Если в течение трех месяцев не удавалось продать свою недвижимость, то она переходила в казну государства. Магнаты и шляхта, успокоенные обещанием Екатерины II не нарушать их прав в большинстве своем принесли присягу царской власти.
Сложная внутриполитическая обстановка в белорусских, украинских и литовских губерниях вынудило российское руководство искать пути укрепления тут своих позиций. При этом приходилось считаться с историческим отличием в характере и уровне развития феодальных отношений в России и её западных губерниях. Хотя основа экономического строя – феодальная собственность на землю – была и там и там одинакова, однако в России уровень производственных отношений был выше. Центральная власть в унитарном государстве не оставляла много функций феодалам, закрепляла за собой права суда и контроль за уровнем феодального гнета крестьян.
Беларусь, Литва и Украина в составе РП развивали свои феодальные отношения в условиях децентрализованного государства и поэтому практически не знали такого регулирования. Тут оно носило эпизодический характер.
В Беларуси крестьян6е фактически находились в полной собственности феодала. У феодала было много политических, экономических и др. прав. Держа собственное войско, феодальные вотчины становились «государством в государстве». Это не только усиливало гнет, но и замедляло экономическое развитие РП, зарождению капиталистических отношений.
В XVI – XVII вв., когда в Европе начал развиваться капитализм, в РП только закончился процесс массового закрепощения крестьян. В России процесс разложения товарно-денежных отношений шел значительно быстрее. Русские помещики раньше начали приспосабливаться к новым формам собственности, перевели крестьян на более прогрессивные формы ренты - денежный чинш. Крестьяне же РП отрабатывали панщину, что закладывало основу серьезных социально-классовых конфликтов.
В Беларуси раньше сложилось дворянское монополие на землю, которое было зафиксировано в Статуте ВКЛ уже в XVI в. В России же только в сер. XVIII в.
Феодальная земельная собственность в Беларуси раньше утратила свою зависимость от несения военной службы. В России же только манифест Петра III 1762 г. освободил дворянство от обязательного несения государственной службы.
Были отличия в формах дворянского землепользования. Россия не знала такой социальной группы землевладельцев, как мелкая шляхта. В России обедневшие помещики теряли свои права и привилеи и служили в качестве государственных чиновников. В Беларуси ж обедневшая шляхта согласно правового статуса не отличались от магнатов.
Разница в правовом положении дворянства в России и западных губерниях было очень большой. В РП шляхта имела большие права, «золотые шляхетские вольности» а власть короля слабой.
По этих причинах политика царского правительства в отношении к местным феодалам на первом этапе была поверхностной. Шляхта западных губерний сохраняла практически все прежние права и привилеи. Единственное что правительство ликвидировало, это бесконтрольную самостоятельность феодалов, которая подорвала основы государства. Шляхта утратила права на конфедерации, на собственное войско и крепости. Все остальные права остались.
Дворянству и купечеству белорусских земель в 1773 г. было разрешено выбирать депутатов для разработки проекта нового, общегосударственного Уложения. В 1777 г. в Беларуси состоялись выборы поветовых и губернских предводителей дворянства, созданы поветовые и губернские дворянские собрания.
В городах Беларуси отменялась юрисдикция светских или духовных феодалов. Многочисленные частнособственнические города и местечки были выкуплены правительством. Управление городском жизнью концентрировалось в представительском органе – думе, которые избирались в городском сословье. Купечество получило право на создание гильдий.
Специальные указы относились и к еврейскому населению. Указом от 23 июня 1794 г. устанавливалась черта еврейской оседлости на территории белорусских, литовский и части украинских губерний. В городах этих губерний евреям разрешалось селиться, заниматься ремесло и торговлей. Заниматься земледелием или приобретать земли им не разрешалось. Они могли записываться в мещанские и купеческие сословья с условием, что будут платить государственные налоги в двойном размере по сравнению с христиански населением.
В белорусских губерниях распространялась и российская налоговая система. Унифицировались различные государственные сборы с населения: вводился подушный налог и земский сбор. Однако, учитывая запущенное состояние белорусских земель, российское правительство на два года освободило все население от выплаты государственного налога. На протяжении последующих 10 лет подушный налог собирался в половинном размере по сравнению с российскими налогоплательщиками.
Основным законодательным кодексом до 1840 г. оставался Статут ВКЛ 1588 г. Местная администрация создавалась по российскому примеру и была строго подчинена центральной власти.
Как видно, в первое время правительство в белорусских и других присоединенных губерниях стремилось подстраиваться под шляхту и другие слои населения, пыталась мягко снять оппозиционные настроения.
Однако рост недовольства значительной части шляхты католического вероисповедания и католического духовенства вынудил царизм действовать более активно. Первым шагом в этом направлении явилось введения в Беларуси землевладение российского дворянства за счет государственного фонда. Основная часть государственных земель была раздана Екатериной II в Западной Беларуси российским дворянам и чиновникам.
Следующим шагом была конфискация имений у оппозиционно настроенной шляхты, за участие в антиправительственной деятельности.
Конфискации проводилась не один раз. В 1773 – 1775 гг. они были направлены против тех магнатов и шляхтичей, которые после присоединения не захотели принести присягу российскому монарху. а позднее – против участников восстания Т. Костюшки. В 1812 – 183 гг. началась новая волна конфискации. Правительство отбирало имения у коллаборационистов, которые сотрудничали с войсками Наполеона. Следующая волна конфискаций имела место в 1830 – 1831 гг., что было связано с общественно-политическим движением.
После восстания 1830 – 1831 гг. российское правительство провело в Беларуси ряд политических и административных мероприятий, направленные на укрепление своей власти. Был проведен так называемый «разбор шляхты», в результате чего дворянского звания были лишены те, кто не мог подтвердить документально свою принадлежность к этому сословию. Они облагались податями и повинностями как государственные крестьяне. Эти меры коснулись и церкви. В 1832 г. была закрыта часть костелов.
В 1831 г. в Витебской и Могилевской губерниях было прекращено действие Статута ВКЛ 1588 г. Была ускорена переработка местного права. Под руководством М. Сперанского была завершена подготовка «Сбор местных законов», который стал основой усиления российского влияния.
В 1832 г. был закрыт Виленский университет.
Были предприняты меры по дальнейшему усилению российского влияния в органы управления, суда, просвещения. В административных учреждениях назначались преимущественно русские чиновники. Все общественные, административные и судебные акты должны были составляться только на русском языке.
В 1840 г. был принят закон, отменявший местное право для всех западных губерний. При этом в общее собрание законов Российской империи были, все же внесены местные правовые особенности, хотя на практике это право осуществлялось далеко не всегда.
Всеми этими мерами была
полностью ликвидирована
Политика царизма в отношении религии и культуры. Национальный аспект политики.
Начиная с первого раздела Речи Посполитой (1772 г.) и присоединения части белорусских земель к Российской империи, образование оказалось в сфере действия двух систем – польской и российской. В белорусских городах и местечках начинают создаваться главные и малые училища, предусмотренные «Статутом народных училищ в Российской империи». Одновременно с народными училищами продолжительное время существовали и учебные заведения, которые создала Эдукационная комиссия, а также те, которые принадлежали монашеским орденам. Например, орден иезуитов (в пределах России он существовал до 1820 г.) имел свои школы (коллегии) в Полоцке, Витебске, Орше и др. городах. Обучение в этих школах велось на польском языке, а в высших классах иезуитских, пиарских и базилианских школах – на латинском.
Таким образом, до нач. XIX в. на территории Беларуси сложилась довольно разнообразная сеть учебных заведений, лишенных единого руководства и часто не связанных между собой.
После присоединения белорусских земель к Российской империи национально-культурное развитие проходило в новых условиях, связанных с формированием капиталистических отношений, началом распространения русской культуры и языка. На первом этапе распространение русской культуры проходило через польское посредничество: перевод русских книг на польский язык, постановка пьес русских авторов, подготовка к печати русско-польских изданий. Во вт. четверти XIX в. польскоязычная культура официально сменяется русскоязычной. Но несмотря на их сильное влияние, росло самосознание белорусов, развивалась национальная культура, которая опиралась на язык, обычаи, обряды и народные традиции белорусов.
Распространение идей Французской буржуазной революции, нарастание демократических настроений в среде прогрессивной части русского общества вынудили царизм провести некоторые реформы в области образования. В 1802 г. в России было создано Министерство народного просвещения. Согласно Статуту 1804 г., школьная система строилась на принципе единства и преемственности: каждая школьная ступень была связана с предыдущей и последующей, переход из одной ступени в другую осуществлялся без экзаменов, на основе документа. Обучение было бесплатным. Система образования включала в себя приходские училища – 1 год обучения (начальная школа), двухгодичные поветовые училища, четырехгодичные гимназии и университеты. Итогом реформы в Беларуси явился рост светских общеобразовательных школ и количества обучающихся, введение в учебный план природоведческих дисциплин, развитие женского образования.
Действовали в Беларуси также церковноприходские школы и монастырские училища.
Реформа системы образования
не освободила школы западных губерний
от католического влияния. Значительная
часть учебных заведений
В 1828 г. был издан новый Статут учебных заведений. Согласно Статуту вводились две системы связанных между собой школ, сформированные на сословном принципе. Первая должна была давать элементарное образование для низших сословий (приходские училища – 1 – 2 года, поветовые училища – 3 года); вторая – среднее и высшее образование для дворян: домашнее обучение, семилетняя гимназия, университет.
В этот период сильным было и польское влияние на образование. Этому способствовала деятельность Виленского университета, созданного в 1803 г. на основе Главной школы в Вильно. Он был высшим учебным заведением для белорусских земель до 1832 г. Университет имел права российских университетов и давал энциклопедические знания. Преподаватели университета много сделали для развития белорусского языкознания, науки, культуры, изучения истории. Под руководством Виленского университета в каждом губернском городе были открыты гимназии, а в центрах уездов (поветов) – училища. В них изучались фундаментальные науки: философия, история, латинский и французский языки, политэкономия, статистика, математика, физика (кроме начальной школы).
В нач. XIX в. Виленский университет значительное время был центром просвещения, науки и культуры белорусских и литовских земель. Тут господствовал дух вольнодумства и вольнолюбства, формировались общественные и эстетические взгляды молодежи, возникли студенческие объединения «филоретов» и «филоматов».
Кроме Виленского университета на территории Беларуси в это время действовало еще одно высшее учебное заведение – Полоцкая иезуитская академия. Основана она была в 1812 г. на базе иезуитской коллегии. Но занятия начались только 8 января 1813 г. на трех факультетах: теологическом, языков и искусств, философии и вольных наук. Академия была закрыта в соответствии с царским указом от 13 марта 1820 г., когда была запрещена деятельность ордена иезуитов в границах Российской империи.
После подавления восстания 1830–1831 гг. в Беларуси политика царизма в западных губерниях коренным образом изменилась: усилилась борьба против полонизации, за расширение русского влияния в белорусских землях. В 1832 г. был закрыт Виленский университет. В учебных заведениях Витебской и Могилевской губерний, а позднее – Минской и Гродненской начинает вводиться русский язык. Расширяется светская форма образования. В 1839 г. по решению Полоцкого церковного собора произошло объединение униатской церкви и православной, что привело к закрытию католических монастырей и их учебных заведений.