Эволюционное происхождение человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 19:42, реферат

Краткое описание

«История» - это описание событий прошлого, отраженных в письменных источниках. Но это описание может основываться и на других источниках, в частности, археологических. Для обозначения периода человеческой истории до возникновения письменности в 1851 г. Дэни-элом Уилсоном был предложен термин «доистория» или «праистория». Главным отличием доистории от последующих периодов является то, что вследствие отсутствия письменных источников мы не можем знать названий народов и поселений, вынуждены прибегать к произвольным обозначениям

Содержание

1. Ведение
2. Эволюционное происхождение человека
3. Праобщина
4. Заключение
5. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

срс по истории.docx

— 75.77 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 План:

 

1. Ведение

2. Эволюционное происхождение  человека

3. Праобщина

4. Заключение

5. Список использованной  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«История» - это описание событий прошлого, отраженных в письменных источниках. Но это описание может основываться и на других источниках, в частности, археологических. Для обозначения периода человеческой истории до возникновения письменности в 1851 г. Дэни-элом Уилсоном был предложен термин «доистория» или «праистория». Главным отличием доистории от последующих периодов является то, что вследствие отсутствия письменных источников мы не можем знать названий народов и поселений, вынуждены прибегать к произвольным обозначениям. Таким образом, доистория - часть истории человечества, но только «анонимный» ее период. В настоящее время этот термин широко распространен в зарубежной исторической и антропологической науке. Казахстанские ученые до последнего времени пользовались для обозначения этого периода понятием «первобытнообщинный строй», основанным на формацион-ном подходе к истории и выделявшем в качестве основного критерия отсутствие классовых структур в обществе. В доисторический период человечество развивалось по трем направлениям: антропогенез - морфологическое развитие человека от обезьяноподобных форм к современному типу; техногенез - развитие техники обработки и применение орудий труда; социогенез - развитие человеческого общества от простейших форм (стадо) к сложному общинному коллективу. Эти три линии тесно взаимосвязаны и в совокупности формируют четвертую -развитие духовной культуры человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Происхождение человека

Три с половиной миллиона лет назад количество осадков резко уменьшилось, и тропические леса стали уступать место степям и саваннам. Обезьяны - дриопитеки, не вполне приспособленные к жизни на деревьях, стали приспосабливаться к существованию на открытой местности. Хождение на двух ногах освободило руки и позволило перейти к производству и использованию орудий труда. Размеры клыков уменьшались, вероятно, вследствие того, что орудия все более заменяли зубы, выполняя их функции. Изготовление орудий и прямохождение стимулировали развитие головного мозга. Охота на крупную дичь саванн привела к тому, что целые группы гоминидов стали делиться запасами пищи на стоянках, где совместная деятельность способствовала взаимному общению.

 

 

 

 

 

 

 

Впервые в истории эволюции преимущество получил интеллект: теперь выживаемость гоминидов зависела от мозга, а не от мускульной силы или скорости ног. Прямохождение - основная черта, отличающая человеческую трибу (подсемейство) от обезьян. В нее входит два рода: австралопитек и человек. Австралопитек (южная обезьяна) появился в Африке четыре миллиона лет назад, одновременно возникло три-четыре вида. Около двух миллионов лет назад от одного из них появился вид рода Хомо (человек). Тело австралопитека было покрыто волосяным покровом, одни из них были хрупкого телосложения и не больше шимпанзе по размерам, другие имели мускулистое тело и по размерам приближались к современному человеку. В отличие от человекообразных обезьян нижние конечности австралопитеков были длиннее передних и явно приспособлены для прямохождения. Первый известный вид рода Хомо - хомо хабилис - человек уме­лый произошел 2-1,5 млн. лет назад. Рост его был не более 1,5 м. Лицо имело архаичную форму, развитый надбровный валик, плоский нос, выдающиеся вперед челюсти. Хомо хабилис обладал более развитым мозгом, в котором уже выделялся речевой центр. Он занимался изготовлением несложных орудий, строил укрытия, охотился на крупную и мелкую дичь. Следующая ступень развития человека - хомо эректус - человек прямоходящий, живший от 1,6 млн. до 200 тыс. лет назад. Появившись в Африке, отдельные группы распространились по всему Старому свету - в Европу, Восточную Азию (синантроп), Юго-Восточную Азию (явантроп). Человек прямоходящий имел более крупный мозг и тело по сравнению со своим вероятным предком, человеком умелым. Его череп сохранял архаичные черты: скошенный лоб, развитые надбровные валики, массивные зубы. Более развитый мозг позволил прямоходящему человеку освоить изготовление своеобразного типа каменных орудий. Эти виды человека объединяются как архантропы, или ранние люди. 300 тыс. лет назад хомо эрэктус стал превращаться в человека вполне современного типа. Но темпы эволюции были различными в разных регионах, что зависело от таких факторов, как мутации, миграции и изоляция отдельных групп. Несмотря на различия, палеантропологи относят большинство человеческих останков позднего ледникового периода к одному виду, считая их архаичными формами хомо сапиенс -человека разумного. Хомо сапиенс - человек разумный или неандертальский человек получил свое название по ископаемым останкам, найденным в Германии в долине Неандерталь. Этот подвид произошел от архаичной формы около 200 тыс. лет назад. Классические неандертальцы были невысокого роста, плотного телосложения, имели очень развитый, по сравнению с предшествующими формами, мозг. В науке неандертальцев называют также палеоантропами или древними людьми. Вполне современный человек - подвид хомо сапиенс - сформировался на огромной территории Евразии около 40 тыс. лет назад. Некоторые ученые считают, что он появился на одном континенте (скорее всего, в Африке), а потом расселился на остальных, вытеснив неандертальцев. Это моноцентрическая теория возникновения человека. Другие ученые доказывают, что архаичные местные формы превратились в подвид хомо сапиенс независимо друг от друга. Компромиссная теория говорит, что современный человек появился в одном месте, но его скрещивание с более древними местными формами привело к возникновению современных рас. Памятники каменного века Ранний человек был слабее крупных хищников, не имел такого естественного оружия, как когти и клыки. Однако он научился компенсировать эти недостатки при помощи изготовления и применения орудий труда. Первыми орудиями были осколки костей, острые палки и грубо обработанные камни. Этот материал оказался долговечнее других и с 2, 5 млн. лет назад до 5 тысячелетия до н.э. камень доминировал в человеческой технике. Этот период археологии, когда камень доминировал в человеческой технике, назвали каменным веком. Его разделили на два основных периода - палеолит (древнекаменный) и неолит (новокаменный) и переходный между ними - мезолит (среднекамен-ный век). Палеолит в свою очередь делится на нижний (2 млн. - 40 тыс. лет назад) и верхний (40-12 тыс. лет назад). Последний этап каменного века, когда уже появляются первые орудия труда из металла, называется энеолитом - меднокаменным веком. Палеолит на территории Казахстана. Первыми орудиями древнекаменного века были универсальные ударно-рубящие ручные рубила, изготовленные из цельных камней. Они были грубой формы и почти не имели следов обработки. Эти древнейшие орудия изготовлялись, видимо, еще австралопитеками. В более позднее время встречаются рубила более тщательной отделки. Кроме того, появляется дифференциация орудий. Человек стал делать скребки, каменные ножи, остроконечники. Кроме каменных орудий прямоходящий человек изготовлял орудия из кости и дерева.

Благодаря использованию огня он мог делать деревянные копья и колья с обожженным концом. Ученым долгое время не удавалось обнаружить на территории Казахстана следов каменного века, что привело к ошибочному мнению о позднем заселении территории нашей страны человеком. Однако последние данные археологии установили появление человека у нас еще древнейший период. Памятники этой эпохи, оставленные человеком прямоходящим, обнаружены в Южном Казахстане, в районе хребта Каратау. Это стоянки Танирказган, Борыказган, Акколь.

В данный момент в Казахстане известны две зоны палеолитических культур: в Южном Казахстане и Сарыарке. Эти зоны различаются техникой обработки камня и материалом, применяемым для изготовления орудий. В целом в Северном и Центральном Казахстане эволюция технологии шла быстрее, чем на юге, где очень долго применялись архаичные орудия типа ручных рубил. Сто тысяч лет назад появилась новая палеолитическая культура обработки камня - мустьерская, выработанная подвидом человека разумного - неандертальца. В целом эта культура развивалась на основе прежней, но орудия более специализировались, улучшилось качество обработки камня. Так, длина режущего края камня у неандертальцев была в пять раз больше, чем у прямоходящего человека из того же количества материалов. Следы старых очагов говорят о том, что неандертальцы обогревали свои жилища, пещеры, сжигая дрова и кости. Если прямоходящий человек пользовался огнем, подаренным природой (от удара молнии, самовозгорания), то неандерталец научился добывать огонь, высекая искры. Человек разумный начал изготавливать одежду из шкур убитых животных, пользуясь каменными ножами для раскройки и сшивая шкуры сухожилиями. С появлением современных людей палеолит вступил в новую стадию развития - верхний палеолит. Как и раньше, преобладают каменные орудия, но их круг уже значительно шире. Человек изготавливал ножи, пилы, наконечники копий, сверла, молотки, резцы. Увеличивалось количество орудий из костей - рыболовных крючков, гарпунов, иголок с ушками. Длина режущего края из равного количества камня у современного человека увеличилась в 12 раз по сравнению с неандертальскими орудиями. В верхнем палеолите человек заселил всю территорию Казахстана. Выделяется третья зона культуры - Восточный Казахстан, органически связанная с Южной Сибирью и Алтаем. Исследованы стоянки доисторического человека в Центральном Казахстане (Карабас 3, Батпак 7, 2); Восточном (Новоникольское); Южном (Ащысай, Усык-тас, Соркуль). Мезолит и неолит. Начало мезолита датируется приблизительно 12 тыс. до н.э. Эпоху неолита разные народы переживали в разное время.

В Казахстане эта эпоха занимала период 5-3 тыс. до н.э. Особенно важным периодом в жизни человека был мезолит, ознаменованный двумя крупными событиями - изобретением лука и стрел и появлением микролитической технологии обработки камня. Микролиты - миниатюрные пластины - вставлялись в продольные пазы костяных и деревянных орудий и составляли собой режущий край. Такие орудия были более просты в изготовлении и обладали лучшим качеством, чем цельные. Неолит - время расцвета каменной индустрии. Появляются новые технологические приемы обработки камня - пиление, сверление, шлифование. Неолитической революцией называют процесс перехода от потребляющего хозяйства к производящему - скотоводству и земледелию. Это способствовало огромному скачку в развитии человеческой культуры, дальнейшая история экономической жизни есть процесс усовершенствование этих двух областей производственной деятельности человека. Неолитические памятники Казахстана. В эпоху неолита в Казахстане образуется несколько локальных групп памятников, возможно, соответствующим племенным образованиям. Южный Казахстан был северной периферией среднеазиатской кельтиминарской культуры. Кельтиминарцы освоили ручную лепку глиняных сосудов, имевших круглое дно и окрашенных красной краской. Часто верхняя часть сосуда украшалась орнаментом в виде ямок и штрихов. Эта культура исследована на материалах пещеры Караунгур в Каратау. В Северном Казахстане выделено две неолитические культуры - атбасарская и маханджарская. Носители атбасарской культуры населяли степное Приишимье и северо-западную часть Казахского мелкосопоч-ника и занимались преимущественно охотой. Наиболее исследованные памятники этой культуры - Виноградовка-2, Тельмана. Памятники ма-ханджарской культуры сконцентрированы в долине Торгая и Тобола. Это стоянки Маханджар, Дузбай и Алкау. В Западном Казахстане неолит представлен стоянками оюклинской и тюлузской культуры. Оюклинские памятники, относящиеся кVI-V тыс. до н.э. были оставлены охотниками и собирателями, населявшими Мангыстау. В V тыс. до н.э. эта культура сменилась тюлузской культурой бродячих охотников. Неолитическое население Западного Казахстана прекрасно освоило гончарное дело и прядение.

 

Праобщина.

 Очень трудно восстановить  историю формирования физического  облика человека, хотя в распоряжении  науки имеется большое количество  ископаемых останков. Нелегко также  воссоздать процесс эволюции  индустрии, несмотря на то, что  археологических находок вполне  достаточно. Но самым сложным  в изучении доистории человека  является реконструкция социогенеза, то есть развития человеческого общества, так как этот процесс не оставил нам вещественных доказательств. Поэтому более или менее детальная его реконструкция неизбежно будет в определенной степени гипотетичной. Доистория человека есть период становления и развития эгалитарного общества, характеризующегося присваивающим хозяйством и уравнительным распределением. Общество этого периода социально однородно. Существует только половозрастная дифференциация. На заключительных этапах доисторической эпохи в недрах эгалитарного рождается стратифицированное общество, основанное на производящем хозяйстве и наличии социальных групп с неравным статусом. Дальнейшая эволюция стратифицированного общества ведет к возникновению государства. Однако человеческое общество не появилось сразу. Ему предшествовал длительный период превращения из стада человекообразных обезьян - эпоха праобщества. Основной формой организации в это время была праобщина, называемая также часто «первобытным человеческим стадом». Праобщина возникла с появлением человеческой трибы (австралопитеков и человека прямоходящего). Она представляла собой небольшую группу, имевшую определенную кормовую территорию и делившуюся на несколько гаремных групп, состоящих из одного мужчины и нескольких женщин. Взрослые мужчины и юноши составляли одну группу, дети и женщины - другую. Анализ архелогических и этнографических материалов позволил ученым обоснованно утверждать о численности праобщин в 50-60 индивидов. Причем социальное начало прослеживается в этот период в основном только в производственной сфере, сфере добычи и распределения пищи, не распространяясь на другие сферы жизни. В связи с тем, что в ту эпоху весь общественный продукт являлся жизнеобеспечивающим, возможной формой распределения становится его уравнительная форма, т.е. ни о каком социальном неравенстве речи идти не может. В этих условиях нет необходимости и в существовании особых отношений власти - подчинения, все конфликтные ситуации внутри праобщины разрешаются на уровне биологических отношений доминирования. Эпоха неандертальцев ознаменовалась полным утверждением уравнительной формы распределения общественного продукта, более того, общественное, небиологические отношения начинают распространяться на все сферы жизни человека. Резкий перелом в формировании социальных отношений произошел при появлении человека современного типа. В этот период происходит полное вытеснение всех зоологических отношений в праобщине социальными, возникают ранние формы брака и, как следствие - экзогамия (запрет на браки внутри группы) и родовая община. Последняя представляла собой коллектив кровных родственников с общей собственностью на землю (охотничьи угодья) и общественный продукт и характеризовалась отсутствием социального неравенства. Конечно, община делилась на определенные группы, но это было скорее половозрастное деление на мужчин, женщин и детей. Переход из детской группы во взрослую сопровождался особым ритуалом - инициацией. Все важные дела общины решались на собрании взрослых мужчин, из среды общинников выделялись шаманы, специализирующиеся на осуществлении ритуально-магических действий, вожди - руководители воинов во время столкновений с соседними общинами. Все отношения внутри общины регулировались обычаями и системой запретов-табу. Наибольшим авторитетом пользовались старейшины - наиболее умудренные опытом члены рода, следившие за производственной деятельностью, совершавшие церемонии, улаживавшие споры. Таким образом, отличительной чертой человеческого общества доисторического периода было господство социально однородного эгалитарного общества.

 

 

Заключение.

 ВIII-IIтысячелетии до н.э. в условиях влажного и холодного климата население Казахстана начинает переходить к производящим формам хозяйства, в частности, к скотоводству. В Северном Казахстане в этот период появляются памятники ботайской культуры - Ботай, Красный Яр, Бестамак, Соленое Озеро и др. В отличие от предыдущей эпохи, население живет в больших поселениях. Так, на поселении Ботай отмечено до 158 жилищ, расположенных кварталами линейно-сотовой планировки. Ботайцы занимались оседлым коневодством и охотой, распространено было рыболовство. Особенностью ботайской культуры было полное отсутствие овец, что объяснялось, по-видимому, религиозными запретами. Близки к ботайской культуре Казахстана и памятники суртандинс-кой культуры Южного Урала, хвалынской культуры Поволжья, афанасьевской культуры Алтая и усть-нарымской - Восточного Казахстана. Очевидно, эта близость была обусловлена культурной и этнической общностью племен, населявших эти регионы. Уже в тот период на территории степной Евразии начал формироваться единый этнокультурный массив, ставший основой особой степной цивилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Список использованной литературы

 

  1. Кузембаев  А.,Абил Е. История Республики Казахстан – 1998 год;

  2.   Антропология. Богатенков Д. В., Дробышевский С. В.

  3.     Д. Джохансон, М. Иди. Люси. Истоки рода человеческого. Пер. с англ. М., 1984.

  4.    В. П. Алексеев, А. И. Першиц. История первобытного общества. М., 2001

 


Информация о работе Эволюционное происхождение человека