Эволюция государственного строя Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 22:30, контрольная работа

Краткое описание

Древняя Италия, история которой на протяжении более тысячи лет, начиная с середины I тысячелетия до н.э., было связана с Римским государством, в предыдущий период представляла калейдоскоп этнически разных народов [6, с. 320].
Активное заселение Италии началось во II тысячелетии до н. э., когда с севера вторглись италийские племена. Кроме них, здесь были поселения неиндоевропейских племен – лигуров, пеласгов, осков, иллирийцев.

Содержание

I ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ ДРЕВНЕГО РИМА……..
3
1 Возникновение государства в Древнем Риме. Становление римского полиса………………………………………………………….
3
2 Ранняя государственная организация (царский период). Реформы Сервия Туллия…………………………………………………………..
4
3 Государственный строй Рима в республиканский период………..
7
4 Кризис республики и становление монархии. Государственная организация   принципата…………………………………………………
9
5 Система управления при доминате. Реформы Диоклетиана и Константина. Падение Западной Римской империи………………….
11
II КАЗУС………………………………………………………………………..
14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….
15

Вложенные файлы: 1 файл

Variant_5_kr.docx

— 41.24 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

I ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ ДРЕВНЕГО РИМА……..

3

1 Возникновение государства в Древнем Риме. Становление римского полиса………………………………………………………….

 

3

2 Ранняя государственная организация (царский период). Реформы Сервия Туллия…………………………………………………………..

 

4

3 Государственный строй Рима в республиканский период………..

7

4 Кризис республики и становление монархии. Государственная организация   принципата…………………………………………………

 

9

5 Система управления при доминате. Реформы Диоклетиана и Константина. Падение Западной Римской империи………………….

 

11

II КАЗУС………………………………………………………………………..

14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….

15


 

 

 

I ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ ДРЕВНЕГО РИМА

 

1 Возникновение государства в Древнем Риме. Становление римского полиса

 

Древняя Италия, история которой на протяжении более тысячи лет, начиная с середины I тысячелетия до н.э., было связана с Римским государством, в предыдущий период представляла калейдоскоп этнически разных народов [6, с. 320].

Активное заселение Италии началось во II тысячелетии до н. э., когда с севера вторглись италийские племена. Кроме них, здесь были поселения неиндоевропейских племен – лигуров, пеласгов, осков, иллирийцев.

С началом I тысячелетия до н. э. доминирующей силой в Северной Италии стали Этруски – полузагадочный народ, оставивший многочисленные памятники искусства, предметы религиозного культа и надписи на не расшифрованном пока языке, однако происхождение которого неизвестно.

На рубеже Х – VIII вв. до н. э. у большинства этих народов  шли только самые первые шаги в  направлении формирования политико-правовой общности: начиналось образование стабильной общинной и родовой администрации.

В конце II тысячелетия до н. э. Италия, в том числе Северная, стала объектом колонизации ахейских греков; на юге эти колонии образовали мощную, но недолговечную Сицилийскую державу (VI-III вв. до н. э.). Возможно, что на месте будущего Рима уже с XIII в. до н. э. была небольшая колония микенских греков.

Политическое и культурное влияние эллинов было важным фактором ускорения государственно-политического  развития италийских и этрусских  народов, с которыми в VIII – VI вв. до н. э. они вели интенсивную торговлю [2, с. 206].

Территориальная организация  поселений следовала родоплеменным  традициям. Первичной формой была деревня (vicus); несколько таких деревень сливались в окружную общину – pagus, который как бы объединял земли нескольких родов (или частей одного большого рода). Во главе каждого такого пага стоял выборный старейшина [4, с. 96].

С начала I тысячелетия до н. э. известны ранние города, которые были как бы племенным центром, где в укрепленном месте – замке (castellum) население тяготевших к нему пагов укрывалось во время опасности. Наибольшим развитием городов характеризовалось племенное объединение этрусков: у них города были уже центрами надобщинной администрации.

 

Несколько таких поселков, принадлежавших разным этническим племенам, в середине VIII в. до н. э. слились в  единое поселение, ставшее впоследствии городом Римом [7, с. 519].

Официально – мифологическая дата основания Рима, упомянутая римским историком Варроном – 21 апреля 753 г. до н. э., – никаких реальных исторических событий, вероятно, не отражает. Основание города и территориально, и политически было не единовременным.

В первой четверти VI в. до н. э. возник будущий общественно-политический центр – Форум (вероятно, место общего празднества, объединившего разноплеменное население поселков по отдельным римском холмам). Примерно в это же время один из холмов – Капитолий – становится крепостью нового города; с 509 г. до н. э. известен храм богини Юноны Капитолийской. Религиозная общность, несомненно, ускорила раннегосударственное объединение [4, с. 98].

 

 

2 Ранняя государственная организация (царский период). Реформы Сервия Туллия

 

Организацию власти в ранний, так называемый царский период (VIII-VI вв. до н. э.) истории Рима еще нельзя назвать вполне государственной. В  ней совмещались особый военно-родовой  уклад, принявший систематическую  форму благодаря особым обстоятельствам, и протогосударственные общественно-политические институты, которые затем стали  подлинной основой римской государственности [5, с. 339].

Центральной фигурой власти в формирующемся полисе был rex (царь). Цари древнего периода не были монархами  в позднейшем смысле этого слова; в большей степени они обладали властью вождя-правителя и так  же были взаимосвязаны с родоплеменными общинными институтами. Власть царя не была ни наследственной, ни полностью выборной. Согласно римской традиции, правитель сам определял своего преемника.

Царь был политическим, военным и религиозным вождем Рима. Цари обладали особыми знаками своей власти: скипетром, короной, особой одеждой-тогой; они появлялись в сопровождении отряда священных телохранителей-ликторов (от 12 до 24) с особыми топорами в связке прутьев.

Цари были организаторами войска и военачальниками в походах, им принадлежало право устанавливать  законы общины – главным образом религиозные и культовые. Основные же полномочия вождей заключались в религиозном отправлении культа от имени города, принесении жертв, организации празднеств. Царь был и верховным судьей в наиболее важных делах.

Другим властным и одновременно управительным органом был Сенат, или совет старейших (откуда и  название). Его составляли главы  родов: вначале, в правление Ромула, 100 (т. е. из одного племени), затем, после  синойкизма с сабинянами, – 200, а  со времени царя Тарквиния Приска – 300 сенаторов.

Важнейшим полномочием Сената в ранний период была организация  избрания нового царя, а в случае затруднений при этом – отправление  надобщинной власти в порядке  междуцарствия. Сенату принадлежала и судебная власть по делам не первостепенной важности. Вопросы, ставившиеся в нем на обсуждение, решались голосованием [1, с. 295].

Основным институтом военно-родового уклада сохранялись народные сходки, или куриатные комиции. Собрания по куриям созывались в случаях особой важности: утверждение нового царя, решение военных вопросов. Регулярно  собрания созывали цари: два раза в  год, весной, перед выступлениям в  военные походы; также ежемесячно их проводили жрецы для оглашения  праздничных и непраздничных, судебных и рыночных дней.

Курии выслушивали акты, предлагаемые царями в отношении  союзов с другими племенами. Помимо этого, они решали дела, касавшиеся межродовых или межкуриальных отношений внутри самого римского полиса.

Важную роль во властной организации играли жрецы. Древнейшей жреческой коллегией были фламины  – трое верховных жрецов главных  богов Рима (Юпитера, Марса, Квирина  – вероятно, от трех племен). Они  находились под руководством царя и  были его помощниками во время  общегородских обрядов и празднеств; личность фламинов была неприкосновенной. Второй жреческий ранг составляли авгуры – они были истолкователями религиозных  знамений и жертвоприношений. В этом отношении они имели значительное влияние на действия властей: могли признать дни народных собраний или выборов «неблагоприятными», могли посчитать избрание магистрата или организацию похода «несоответствующими воле богов».

Наконец, условно третье по значимости место занимали понтифики  – их было трое. Понтифики свидетельствовали  судебные обряды, вообще дела, имевшие  отношение и к праву и к  религии; они же определяли пригодные  для судебных слушаний дни. Кроме  этих, особая коллегия фециалов руководила отношениями между Римом и  другими народами, если закрепление  союзов или контактов выходило на уровень обрядов; они же вели переговоры в преддверии возможных войн.

Влияние жрецов, религиозных  традиций вообще было весьма значительным в организации власти в Риме «царского  периода» [2, с. 209-210].

Для формирования полнокровной государственной системы был  необходим особый критерий организации общества, наподобие имущественного ценза, введенного Солоном в Афинах. Такую реформу провел царь Сервий Туллий, правивший примерно с 578 по 555 г. Традиция приписывала ему три заслуги: проведение территориального деления Рима, осуществление цензовой дифференциации общества и, наконец, создание общего войска из патрициев и плебеев. Отныне Рим делился на двадцать одну трибу (4 городских и 17 сельских), каждая из которых была организована не по родовому, а по административному принципу.

Сервий Туллий ввел шесть  цензов. Имущество граждан оценивалось  в медных монетах — ассах. Первый слой должен был обладать имуществом не менее 100 тыс., второй — 75 тыс., третий — 50 тыс., четвертый — 25 тыс., пятый — 11,5 тыс., шестой составляли пролетарии, люди, не имевшие ничего, кроме своего потомства (proles). Для определения ценза проводилась перепись. Каждый имущественный разряд выставлял определенное число воинов: богатые — тяжеловооруженных и конницу, остальные — вспомогательные отряды. Новые боевые единицы назывались центуриями (центурия — 100 человек). Первый разряд выставлял 98 центурий, а шестой только одну.

Теперь народ собирался  по центуриям, на центуриатные комиции, и голосование проводилось по центуриям, а не по родовому принципу. Куриатные комиции продолжали существовать, но не играли прежней роли, поскольку в них разбирались вопросы, связанные с отправлением родовых культов. Теперь рядовой воин мог продвинуться по службе и получить должность центуриона [3, с. 597].

Царский период завершился на царе Тарквинии Гордом, который, согласно античной традиции, был седьмым царем, честолюбивым тираном, высокомерно обращавшимся с римской аристократией. В 509 г. Тарквиний был изгнан, и начался период римской республики [1, с. 300].

 

 

3 Государственный строй Рима в республиканский период

 

В 509 г. до н.э. в Риме после  изгнания последнего (седьмого) рекса  Тарквиния Гордого устанавливается  республика. Республика – историческая эпоха Древнего Рима, отличавшаяся аристократическо-олигархической формой правления, в которой высшая власть сосредоточивалась главным образом у сената и консулов. Римская республика просуществовала около пяти столетий, с VI до I в. до н.э [4, с. 114].

Верховенство народа как  коллективного правителя государства  было закреплено в верховных политических, в основном законодательных правах народных собраний. В те времена  существовало три основных вида таких  собраний.

Куриатные собрания проходили в присутствии курионов (глав курий) или 30 ликторов. Эти собрания имели права в решение проблем в семейно-родовой сфере: контроль за усыновлением; контроль за осуществлением отцовской власти в роде и семье; контроль за утверждением в этой связи завещаний.

Центуриатные комиции проводили выборы важнейших магистратов (консулы, преторов, ценхоров) и диктатора. Решением комиций магистрату сообщались полномочия военного, распорядительного и судебного характера. В комициях проходило утверждение законов, предлагаемых магистратом, а также этот вид народного собрания обладал судебной властью: смертные приговоры в отношении граждан подлежали утверждению в собрании, а любой гражданин, несправедливо обвиненный имел право апеллировать к комициям.

В трибутных комициях участвовали все граждане-собственники, а также вольноотпущенники по территориальным округам-трибам. Этим комициям принадлежала: судебная власть по обжалованиям, внесенным плебейскими магистратами; выборы плебейских магистратур (народных трибунов и эдилов); законодательство[2, с. 229].

Главным органом государственной  власти в республике был Сенат – древнейший из политических институтов, который выполнял роль опекуна римского народа. Сенату отводилась роль учреждения, с которым советуются магистраты, так как их решения имели опору в согласии народа.

В период республики Сенат  далеко вышел за рамки совещательного органа, став главным правительственным  и даже распорядительным учреждением  с некоторыми законодательными полномочиями. Среди функций сената следует выделить общее финансовое управление (он выделял деньги на ведение войны, определял характер их поступления в казну и т.д.); соблюдение безопасности и добрых нравов гражданами в городе; военно-организационное управления; дипломатические и международные отношения Рима; право управлять подвластными Риму провинциями (назначение туда магистратов, определять их полномочия) и др [1, с. 312].

Исполнительная власть в  республике находилась в руках магистратов. В полномочия магистрата входили обязанности по исполнению решений народных собраний или Сената и в широкой собственной правительственной и правовой деятельности. Первый вид римских магистратов называли сенаторским, а второй – городским.

В период республики был  установлен общий порядок избрания в магистраты. Для граждан определялся  имущественный и возрастной ценз: низшие – в 30 лет, претор – 40, консул – 42 года [2, с. 230].

Еще одним из важных составляющих государственной власти была Римская  армия. В республике предусматривалась  всеобщая воинская повинность: с 17 до 46 лет граждане могли призываться  на участие в войне, у генералов  срок службы продлялся до 50. Уклонение  от воинской службы без законных причин было жестоко наказуемо, вплоть до продажи  в рабство.

Информация о работе Эволюция государственного строя Древнего Рима