Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 22:30, контрольная работа
Древняя Италия, история которой на протяжении более тысячи лет, начиная с середины I тысячелетия до н.э., было связана с Римским государством, в предыдущий период представляла калейдоскоп этнически разных народов [6, с. 320].
Активное заселение Италии началось во II тысячелетии до н. э., когда с севера вторглись италийские племена. Кроме них, здесь были поселения неиндоевропейских племен – лигуров, пеласгов, осков, иллирийцев.
I ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ ДРЕВНЕГО РИМА……..
3
1 Возникновение государства в Древнем Риме. Становление римского полиса………………………………………………………….
3
2 Ранняя государственная организация (царский период). Реформы Сервия Туллия…………………………………………………………..
4
3 Государственный строй Рима в республиканский период………..
7
4 Кризис республики и становление монархии. Государственная организация принципата…………………………………………………
9
5 Система управления при доминате. Реформы Диоклетиана и Константина. Падение Западной Римской империи………………….
11
II КАЗУС………………………………………………………………………..
14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….
15
ОГЛАВЛЕНИЕ
I ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ ДРЕВНЕГО РИМА…….. |
3 |
1 Возникновение государства в Древнем Риме. Становление римского полиса…………………………………………………………. |
3 |
2 Ранняя государственная организация (царский период). Реформы Сервия Туллия………………………………………………………….. |
4 |
3 Государственный строй Рима в республиканский период……….. |
7 |
4 Кризис республики и становление
монархии. Государственная организация принципата……………… |
9 |
5 Система управления при доминате. Реформы Диоклетиана и Константина. Падение Западной Римской империи…………………. |
11 |
II КАЗУС………………………………………………………………… |
14 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. |
15 |
I ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1 Возникновение государства в Древнем Риме. Становление римского полиса
Древняя Италия, история которой на протяжении более тысячи лет, начиная с середины I тысячелетия до н.э., было связана с Римским государством, в предыдущий период представляла калейдоскоп этнически разных народов [6, с. 320].
Активное заселение Италии началось во II тысячелетии до н. э., когда с севера вторглись италийские племена. Кроме них, здесь были поселения неиндоевропейских племен – лигуров, пеласгов, осков, иллирийцев.
С началом I тысячелетия до н. э. доминирующей силой в Северной Италии стали Этруски – полузагадочный народ, оставивший многочисленные памятники искусства, предметы религиозного культа и надписи на не расшифрованном пока языке, однако происхождение которого неизвестно.
На рубеже Х – VIII вв. до н. э. у большинства этих народов шли только самые первые шаги в направлении формирования политико-правовой общности: начиналось образование стабильной общинной и родовой администрации.
В конце II тысячелетия до н. э. Италия, в том числе Северная, стала объектом колонизации ахейских греков; на юге эти колонии образовали мощную, но недолговечную Сицилийскую державу (VI-III вв. до н. э.). Возможно, что на месте будущего Рима уже с XIII в. до н. э. была небольшая колония микенских греков.
Политическое и культурное
влияние эллинов было важным фактором
ускорения государственно-
Территориальная организация
поселений следовала
С начала I тысячелетия до н. э. известны ранние города, которые были как бы племенным центром, где в укрепленном месте – замке (castellum) население тяготевших к нему пагов укрывалось во время опасности. Наибольшим развитием городов характеризовалось племенное объединение этрусков: у них города были уже центрами надобщинной администрации.
Несколько таких поселков, принадлежавших разным этническим племенам, в середине VIII в. до н. э. слились в единое поселение, ставшее впоследствии городом Римом [7, с. 519].
Официально – мифологическая дата основания Рима, упомянутая римским историком Варроном – 21 апреля 753 г. до н. э., – никаких реальных исторических событий, вероятно, не отражает. Основание города и территориально, и политически было не единовременным.
В первой четверти VI в. до н.
э. возник будущий общественно-
2 Ранняя государственная организация (царский период). Реформы Сервия Туллия
Организацию власти в ранний,
так называемый царский период (VIII-VI
вв. до н. э.) истории Рима еще нельзя
назвать вполне государственной. В
ней совмещались особый военно-родовой
уклад, принявший систематическую
форму благодаря особым обстоятельствам,
и протогосударственные общественно-политические
институты, которые затем стали
подлинной основой римской
Центральной фигурой власти в формирующемся полисе был rex (царь). Цари древнего периода не были монархами в позднейшем смысле этого слова; в большей степени они обладали властью вождя-правителя и так же были взаимосвязаны с родоплеменными общинными институтами. Власть царя не была ни наследственной, ни полностью выборной. Согласно римской традиции, правитель сам определял своего преемника.
Царь был политическим, военным и религиозным вождем Рима. Цари обладали особыми знаками своей власти: скипетром, короной, особой одеждой-тогой; они появлялись в сопровождении отряда священных телохранителей-ликторов (от 12 до 24) с особыми топорами в связке прутьев.
Цари были организаторами войска и военачальниками в походах, им принадлежало право устанавливать законы общины – главным образом религиозные и культовые. Основные же полномочия вождей заключались в религиозном отправлении культа от имени города, принесении жертв, организации празднеств. Царь был и верховным судьей в наиболее важных делах.
Другим властным и одновременно
управительным органом был
Важнейшим полномочием Сената в ранний период была организация избрания нового царя, а в случае затруднений при этом – отправление надобщинной власти в порядке междуцарствия. Сенату принадлежала и судебная власть по делам не первостепенной важности. Вопросы, ставившиеся в нем на обсуждение, решались голосованием [1, с. 295].
Основным институтом военно-родового уклада сохранялись народные сходки, или куриатные комиции. Собрания по куриям созывались в случаях особой важности: утверждение нового царя, решение военных вопросов. Регулярно собрания созывали цари: два раза в год, весной, перед выступлениям в военные походы; также ежемесячно их проводили жрецы для оглашения праздничных и непраздничных, судебных и рыночных дней.
Курии выслушивали акты, предлагаемые царями в отношении союзов с другими племенами. Помимо этого, они решали дела, касавшиеся межродовых или межкуриальных отношений внутри самого римского полиса.
Важную роль во властной
организации играли жрецы. Древнейшей
жреческой коллегией были фламины
– трое верховных жрецов главных
богов Рима (Юпитера, Марса, Квирина
– вероятно, от трех племен). Они
находились под руководством царя и
были его помощниками во время
общегородских обрядов и
Наконец, условно третье по значимости место занимали понтифики – их было трое. Понтифики свидетельствовали судебные обряды, вообще дела, имевшие отношение и к праву и к религии; они же определяли пригодные для судебных слушаний дни. Кроме этих, особая коллегия фециалов руководила отношениями между Римом и другими народами, если закрепление союзов или контактов выходило на уровень обрядов; они же вели переговоры в преддверии возможных войн.
Влияние жрецов, религиозных традиций вообще было весьма значительным в организации власти в Риме «царского периода» [2, с. 209-210].
Для формирования полнокровной государственной системы был необходим особый критерий организации общества, наподобие имущественного ценза, введенного Солоном в Афинах. Такую реформу провел царь Сервий Туллий, правивший примерно с 578 по 555 г. Традиция приписывала ему три заслуги: проведение территориального деления Рима, осуществление цензовой дифференциации общества и, наконец, создание общего войска из патрициев и плебеев. Отныне Рим делился на двадцать одну трибу (4 городских и 17 сельских), каждая из которых была организована не по родовому, а по административному принципу.
Сервий Туллий ввел шесть цензов. Имущество граждан оценивалось в медных монетах — ассах. Первый слой должен был обладать имуществом не менее 100 тыс., второй — 75 тыс., третий — 50 тыс., четвертый — 25 тыс., пятый — 11,5 тыс., шестой составляли пролетарии, люди, не имевшие ничего, кроме своего потомства (proles). Для определения ценза проводилась перепись. Каждый имущественный разряд выставлял определенное число воинов: богатые — тяжеловооруженных и конницу, остальные — вспомогательные отряды. Новые боевые единицы назывались центуриями (центурия — 100 человек). Первый разряд выставлял 98 центурий, а шестой только одну.
Теперь народ собирался по центуриям, на центуриатные комиции, и голосование проводилось по центуриям, а не по родовому принципу. Куриатные комиции продолжали существовать, но не играли прежней роли, поскольку в них разбирались вопросы, связанные с отправлением родовых культов. Теперь рядовой воин мог продвинуться по службе и получить должность центуриона [3, с. 597].
Царский период завершился на царе Тарквинии Гордом, который, согласно античной традиции, был седьмым царем, честолюбивым тираном, высокомерно обращавшимся с римской аристократией. В 509 г. Тарквиний был изгнан, и начался период римской республики [1, с. 300].
3 Государственный строй Рима в республиканский период
В 509 г. до н.э. в Риме после
изгнания последнего (седьмого) рекса
Тарквиния Гордого
Верховенство народа как
коллективного правителя
Куриатные собрания проходили в присутствии курионов (глав курий) или 30 ликторов. Эти собрания имели права в решение проблем в семейно-родовой сфере: контроль за усыновлением; контроль за осуществлением отцовской власти в роде и семье; контроль за утверждением в этой связи завещаний.
Центуриатные комиции проводили выборы важнейших магистратов (консулы, преторов, ценхоров) и диктатора. Решением комиций магистрату сообщались полномочия военного, распорядительного и судебного характера. В комициях проходило утверждение законов, предлагаемых магистратом, а также этот вид народного собрания обладал судебной властью: смертные приговоры в отношении граждан подлежали утверждению в собрании, а любой гражданин, несправедливо обвиненный имел право апеллировать к комициям.
В трибутных комициях участвовали все граждане-собственники, а также вольноотпущенники по территориальным округам-трибам. Этим комициям принадлежала: судебная власть по обжалованиям, внесенным плебейскими магистратами; выборы плебейских магистратур (народных трибунов и эдилов); законодательство[2, с. 229].
Главным органом государственной власти в республике был Сенат – древнейший из политических институтов, который выполнял роль опекуна римского народа. Сенату отводилась роль учреждения, с которым советуются магистраты, так как их решения имели опору в согласии народа.
В период республики Сенат далеко вышел за рамки совещательного органа, став главным правительственным и даже распорядительным учреждением с некоторыми законодательными полномочиями. Среди функций сената следует выделить общее финансовое управление (он выделял деньги на ведение войны, определял характер их поступления в казну и т.д.); соблюдение безопасности и добрых нравов гражданами в городе; военно-организационное управления; дипломатические и международные отношения Рима; право управлять подвластными Риму провинциями (назначение туда магистратов, определять их полномочия) и др [1, с. 312].
Исполнительная власть в республике находилась в руках магистратов. В полномочия магистрата входили обязанности по исполнению решений народных собраний или Сената и в широкой собственной правительственной и правовой деятельности. Первый вид римских магистратов называли сенаторским, а второй – городским.
В период республики был установлен общий порядок избрания в магистраты. Для граждан определялся имущественный и возрастной ценз: низшие – в 30 лет, претор – 40, консул – 42 года [2, с. 230].
Еще одним из важных составляющих государственной власти была Римская армия. В республике предусматривалась всеобщая воинская повинность: с 17 до 46 лет граждане могли призываться на участие в войне, у генералов срок службы продлялся до 50. Уклонение от воинской службы без законных причин было жестоко наказуемо, вплоть до продажи в рабство.
Информация о работе Эволюция государственного строя Древнего Рима