Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 16:21, контрольная работа
Монархия (от др.греч.— «единовластие») — форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу-монарху (королю, царю, императору,герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству.
Монархия (от др.греч.— «единовластие») — форма правления, при которой верховная государственная
власть частично или полностью принадлежит
одному лицу-монарху (королю, царю, им
Основными признаками классической формы правления являются:
-существование единоличного
главы государства,
-как правило наследственный
(согласно обычаю или закону) порядок
преемственности верховной
-монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;
-юридический иммунитет и независимость монарха, которые подчеркивает институт контрасигнатуры.
1.Раннефеодальная монархия Древней Руси.
Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности). Великий князь находился в договорных или сюзеренно-вассалъных отношениях с другими князьями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (XI—XII вв.) вызывает появление новой формы и нового органа власти — «свема», т.е. феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета. Отношения сюзеренитета-вассалитета ставили всех подчиняющихся князю феодалов в положение служилых людей. В наибольшей зависимости от князя находились младшая дружина и «слуги под дворским». Крупные феодалы-землевладельцы пользовались большей автономией. В статусе крупного боярина-вотчинника соединились право собственности на землю и власть. Первыми вассалами становились князья-наместники, не служившие непосредственно в княжеской дружине. Основ-ной обязанностью вассалов является не уплата дани, а военная служба. Существование раннефеодальной монархии отличали и другие признаки: сохранявшаяся и все еще значительная роль вечевых собраний в принятии государственных, политических решений, а также наличие ополчения, основанного на принципе всеобщего вооружения населения. Эти черты сохранялись от древних родоплеменных и примитивно демократических традиций и обычаев. Княжеская власть еще не превратилась в личную власть, неограниченную и наследственную. Не сформировалась еще и та государственная бюрократическая машина, которая позже подчинила себе все население государства. Окончательно не сформировавшиеся феодальные отношения, отсутствие четкой системы и иерархии феодальной службы, неопределенность поземельных отношений, незавершенность системы феодальной эксплуатации крестьянства и др. — все эти признаки позволяют определить сложившуюся в X—XI вв. на Руси государственность как раннефеодальную монархию.
2.Сословно-представительная
Органы
сословно-представительной монархии в
России.
В XV веке в условиях самодержавия возникла
сословно-представительная монархия.
Началом, условно, этого периода считается
созыв первого русского собора 1549 года
(в этот период происходят прогрессивные
реформы Ивана IV и многое другое, что подготовило
новую эру в развитии государственного
аппарата и права). На этот же период приходится
принятие 2-х важнейших законодательных
актов:
-судебника 1550 года;
-сборник церковного законодательства
1551 года.
Концом сословно-представительной монархии
считается время правления Алексея Михайловича,
когда он перестает собирать земский собор
(вторая половина XVII века). Последний собор
был созван в 1653 году по поводу изменения
границ России.
Особенность
периода сословно-
Царь – сохранил функции высшего органа
власти.
Боярская дума – была очень основательно
придушена и не могла ограничивать царя.
Даже в период “семибоярщины”, когда
бояре, опираясь,на польское государство
концентрировали власть в своих руках,
не изменил соотношение сил. И при династии
Романовых этот орган оставался при царе,
а не над царем. Этот орган имел постоянную
тенденцию к росту количественного состава.
Земский собор – в разные годы выполняли
разные функции. В период с 1549 до 80-х одна,
до 1613 года чуть другая (появилась возможность
избирать царя) и последний период (до
1622 года) характеризуется, как самый активный
в деятельности собора. Далее до 50-х годов
происходит затухание их деятельности.
Земские соборы на протяжении всего периода
характеризовались:
-состояли из различных сословий: боярство,
духовенство, дворяне, городское население
(в лице посадской верхушки – купцов и
зажиточных ремесленников) .
-регламента не существовало, количество
вызванных на собор зависело от указа
царя, который писался перед каждым созывом.
-участие в нем не считалось почетной обязанностью,
а было скорее необходимостью, которая
многих тяготила , так как материальных
стимулов не было.
Функции Земского собора: внешняя политика
(война, ее продолжение или подписание
мира, ),налоги (но они не имели решающего
слова в этом вопросе),после 80-х XV века
избирали царя (так избранными были Борис
Годунов, Василий Шуйский, Михаил Романов
избранный в 1613 году),
принятие законов, также их обсуждение.
(Например Соборное Уложение 1649 года фактически
было принято на соборе. Но Земский собор
не был законодательным органом.)
Взаимоотношение царей и собора было различено.
В 1566 году многих из Земского собора, выступивших
против опричнины Иван IV казнил. В XVII веке,
в период смуты, роль соборов сильно выросла,
так как нужно было укреплять государство,
но позднее с возрождением монархии, они
сходят на нет.
Приказы – целостные системы централизованного
правления. Активнее всего создаются в
40-е – 60-е годы правления Ивана Грозного.
Появились несколько десятков приказов
делившихся не только по отраслям (аптекарский,
пушкарский), но и по территории (казанского
дворца).Законодательством их создание
закреплено не было, поэтому они появлялись
по мере необходимости. К середине XVII века
их было уже около 50 и сохранялась тенденция
к увеличению количества. Приказы всегда
были и судебными и административными
органами (земский приказ). Считалось,
что деятельность приказов не следует
ограничивать какими-либо законодательными
рамками. Приказы возглавлял боярин, который
входил в думу, а основными служащими были
дьяки. Приказы имели много недостатков:
бюрократия, отсутствие законов, регулирующих
их деятельность и т.п., но все таки это
был шаг вперед.
Сословные органы самоуправления:
губные или “губные избы” (губа – административно-
земские избы – первоначально собирали
налоги, а позднее стали решать и судебные
задачи
Судебник 1550 года – царский судебник,
который был издан Иваном IV. Он в значительной
мере повторяет судебник 1497 года, но более
расширен и точен. Это первый сборник законов
разбитый на статьи (количеством около
100).
После принятия судебника право продолжало
развиваться. Стала вестись определенная
кодефикационная работа, которая заключалась
в том, что начались вести приказные книги.
В этих книгах каждый приказ записывал
все распоряжения и приказы царя относящееся
к сфере их деятельности.
Уложение 1649 года. В 1648 – городское восстание
в Москве, создавшее угрозу жизни царя
. Тогда многое зависело от дворянства,
которое поддержало восстание. Они выдвинули
свои претензии царю, в которых говорилось,
что причина восстания – отсутствие нормального
законодательства. В результате была создана
комиссия, которая и создала уложение.
Потом оно обсуждалось на Земском соборе,
где было единогласно принято в январе
1649 года. Это было первое уложение изданное
типографским способом и оно впервые поступило
в продажу. Уложение делилось на 25 глав
и содержало уже около 1000 статей. Это уложение
будет оставаться действующим до второй
четверти XIX века (с поправками).
3.Абсолютная монархия (правление Петра I).
С первых дней своего царствования Петр
стремился к концентрации власти
в своих руках. Абсолютная монархия
- это последняя форма
Главным своим противником молодой царь считал духовенство. В 1721 г. он ликвидирует патриаршество и вводит Синод, ставя дела религии под контроль светских чиновников. С 1722 г. надзор за Синодом осуществлял обер-прокурор Синода. Это означало победу светской власти над духовной.
Петр начинает формировать гибкий централизованный аппарат, который строго контролируется центральными органами власти.
В 1711 г. был создан Сенат - верховный орган управления страной, высший распорядительный орган по судебным, финансовым, военным и зарубежным делам. Члены Сената назначались самодержцем. Для контроля и надзора за исполнением государственных законов и распоряжений в 1722 г. во главе Сената была введена должность генерал-прокурора (назначен П.И.Ягужинский). Он осуществлял контроль за деятельностью всех правительственных учреждений и доносил о злоупотреблениях должностных лиц центрального и местного аппарата.
В 1718 г. взамен приказов были созданы 12 коллегий, которые ведали политическими, промышленными и финансовыми делами. Коллегии отличались от приказов структурой и функциями (президент, вице-президент, советники, асессоры, секретари) и формировалась из представителей дворянства.
Порядок рассмотрения дел в коллегиях был разработан Генеральным регламентом, на основе которого строился весь внутренний распорядок учреждения. В подчинении коллегий находились губернская, провинциальная и уездная администрации.
В целях укрепления власти на местах была произведена реформа системы местного самоуправления. В 1718 г. страну разделили на восемь губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Азовскую, Казанскую, Смоленскую, Сибирскую. Во главе губерний стояли губернаторы, наделенные всей полнотой административно-полицейской и судебной власти. Губернии делились на провинции, а провинции на уезды, во главе которых ставились местные дворяне. В 1719 г. губернии были разделены на 50 провинций. Во власти губернаторов оставались функции управления городом и командование расквартированными в его пределах войсками. По остальным вопросам решения принимались коллегиями и сенатом.
Городское управление было сосредоточено в руках городских верхов. В 1702 г. был создан Главный магистрат, который контролировал дела городовых магистратов. Они избирались имущим населением для ведения внутригородских дел - сбора налогов и судебного делопроизводства при разбирательстве тяжб между горожанами.
В 1722 г. был издан указ о престолонаследии, по которому император сам назначал преемника.
При Петре I сложился многочисленный
дворянско-бюрократический
С 1721 г. Петр I стал именоваться императором, а Россия превратилась в империю. Этими титулами завершилось оформление русского абсолютизма.
Информация о работе Эволюция монархической формы правления в истории России