Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:17, реферат
Цель работы: Изучить экономическую мысль Древнего Востока: Индии.
Исходя из цели, ставлю следующие задачи:
1.Выявить проблемы государства Древнего Востока и его экономическую мысль.
2.Рассмотреть экономику Древней Индии.
3. Рассмотреть экономическую мысль Древней Индии.
Введение………………………………………………………………………………………………………………..3
1.Проблемы государства Древнего Востока………………………………………………………..5
1.1 Экономическая мысль Древнего Востока…………………………………………………..….7
2. Экономика Древней Индии……………………………………………………………………………...9
2.1 Предпосылки раннего экономического подъема ………………………………………..9
2.2 Экономическое развитие Индии в 1-ой половине 1-го тысячелетия до н.э. 12
3. Экономическая мысль Древней Индии…………………………………………………………18
3.1 Законы Ману………………………………………………………………………………………………..20
3.2 Трактат «Артхашастра»………………………………………………………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………………………………………………28
Список использованных источников……………………………………………………………………33
Т.к. в древние времена экономика была тесно связана с религией, то многие идеи и учения основаны из мифического, духовного. Хотя практически все учения имели одну цель- улучшить жизнь народа конкретного государства, но идеи и предложенные решения были различными. Учения можно разделить на те, которые выражают интересы "элиты" и, как бы, призыв остальному населению смириться с социальным положением и бедностью, недостатками (легизм). Эти учения включают в себя жесткие правила и наказания за провинности. Другие же учения (Конфуций) выражают интересы большей части населения, улучшения уровня жизни, сглаживают социальное неравенство.
Тем не менее, каждое учение
служило основой для
Систематизация экономической мысли в экономической теории тесно связана с ᴨпериодом образования рабовладения, зародившегося на востоке в 4 веке до н.э. Уже тогда нарастание в недрах натурального хозяйства товарно-денежных отношений обусловило возникновение проблем , связанных с осмыслением границ и соотношения государственной, общинной и частной собственности, толкованием сути экономических законов и категорий.
Восточному рабству были присущи масштабное участие государства в хозяйстве, контроль оросительных сооружений, регламентация расточительства, долговой кабалы, торговых сделок и других правовых мер.
Восточное рабство способствовало
формированию азиатского способа производства.
Общая черта экономической
Выразителями подобного
рода воззрений были крупные мыслители
и отдельные правители
Централизованная экономика, широкий сᴨȇктр отношений зависимости, низведение юридически свободных и полусвободных лиц до положения невольников деспотической власти фараона, постоянное вмешательство государства во все сферы жизни и хозяйства -- все это можно видеть в Древнем Египте.
Перед философами Древнего Востока возникала проблема. Это проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества. В каждой из стран Востока находился свой путь решения данной проблемы, в зависимости от сложившихся традиций и устоев. Но несмотря на эти различия, можно выделить три особенности развития рабовладельческого общества Древнего Востока:
1-ая особенность заключается в длительном сохранении ᴨережитков первобытнообщинного строя, главным из которых была система замкнутых сельских общин, экономически изолированных друг от друга. Основой этой замкнутости служило натуральное хозяйство: в каждой общине имелись и земледельцы, и ремесленники, свое управление. Живучесть общины (в Индии она сохранилась до конца XVIII века) определялась низким уровнем производительных сил.
2-ая особенность
Общине принадлежал рабочий скот и инвентарь,
а так же рабы, занятые на строительстве
плотин и каналов. С образованием государства
власть в лице царя стала верховным собственником
всех рабов и земли. Позднее возникла частная
собственность, сначала на рабов, потом
на землю.
3-я особенность состояла
в том, что рабский труд не
стал основой хозяйственной
Поскольку государство управляло
коллективным трудом общинников по сооружению
оросительных систем, то оно присваивало
себе и право верховной
В целом в древневосточных государствах не было традиционной классовой дифференциации общества. Огромную роль в их жизни играли вековые традиции. Для них было характерно заторможенное, застойное развитие. Во многих древневосточных государствах веками ничего не изменялось.
Древневосточные государства выполняли несколько функций:
1) организации общественных
работ (по созданию и
2) финансовую - взимание податей;
3) военную - оборона своей территории или захват чужих территорий;
4) подавления сопротивления общинников и рабов.
Для выполнения своих функций государства создавали мощный чиновничий строго централизованный аппарат. Ведущая роль в нем принадлежала войску, полиции и суду. Правда, в древневосточных государствах длительное время не существовало строгого разграничения компетенций между отдельными ведомствами и чиновниками.
Организация государственной власти в странах древнего Востока чаще всего принимала форму "восточной деспотии", при которой вся полнота не ограниченной ничем власти принадлежала одному властителю - наследственному монарху, правящему при помощи сильного военно-бюрократического аппарата.
Но экономическое развитие этих стран почти остановилось, и еврейские народы за короткий срок смогли ᴨперегнать страны Древнего Востока в экономическом развитии. Главной причиной стагнации являлось то, что интересы личности подчинялись общественным. Интересам общины, касты, государства. Подавлялась любая предпринимательская инициатива, которая невозможна без свободного распоряжения собственностью. Община предполагает наличие огромного числа традиций, когда каждое действие предопределено обычаями.
Список использованных источников:
1. Березин
И.С. Краткая история
М.: Русская Деловая Литература, 1999, с. 197-243
2. Бор М.З. История мировой экономики. М.: Дело и Сервис, 1998, с. 93-95
3. Городецкий В. История экономических учений
4.Лойберг М.Я. История экономики. М.: Инфра-М, 1997, с. 92-106
Информация о работе Экономическая мысль Древнего Востока: Индия