Экономическая мысль Древней Руси 9-13 век. Русская правда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 14:44, доклад

Краткое описание

Наша родина всегда имела большую территорию, свободное экономическое пространство, крупные запасы природных и с\х ресурсов. Русская экономическая мысль начала развиваться со времени образования Древнерусского государства в связи с процессом формирования феодального землевладения. Хозяйство и экономика Руси развивались своим собственным, оригинальным путем, и это можно объяснить несколькими причинами и предпосылками

Вложенные файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ IХ.doc

— 43.00 Кб (Скачать файл)

 
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ IХ-ХIIIвв. 
1  
 
Наша родина всегда имела большую территорию, свободное экономическое пространство, крупные запасы природных и с\х ресурсов. Русская экономическая мысль начала развиваться со времени образования Древнерусского государства в связи с процессом формирования феодального землевладения. Хозяйство и экономика Руси развивались своим собственным, оригинальным путем, и это можно объяснить несколькими причинами и предпосылками. 
 
2.1.1. 
Образование Киевского государства. Киевская Русь (IX - середина XII в.) 
Формированию в IX в. русского государства с центром в Киеве предшествовал длительный процесс создания у восточных славян экономики русской цивилизации. 
Примечание. 
средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских и финно-угорских племён под властью князей династии Рюриковичей. В период наивысшего расцвета Древнерусское государство занимало территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере. К середине XII века вступило в состояние феодальной раздробленности и фактически распалось на полтора десятка отдельных русских республик и княжеств, управляемых разными ветвями Рюриковичей. Вплоть до монгольского нашествия (1237—1240) Киев формально продолжал считаться главным столом Руси, а Киевское княжество оставалось в коллективном владении русских князей 
«Русская Правда», ХI-ХII вв. (экономические статьи) 
 
 
2 В Древней Руси философско-хозяйственные и правовые идеи экономики русской цивилизации содержались в богословских трактатах, государственно-правовых актах, фольклоре, тесно переплетаясь с философскими идеями, религиозными поучениями. 
 
Первооткрывателем Русской Правды является В.Н. Татищев. 
Примечание 
Древнейший русский законодательный памятник «Русская Правда» ХI-ХII вв является кодексом феодального права, закрепляющим феодальные отношения. Это свод законов, касающихся имущественных отношений и ответственности за нарушение права феодальной собственности. «Русская Правда» защищала частную собственность феодалов, торговцев, ростовщиков. В ней нашла весьма яркое отражение борьба между смердами и феодалами. Жизнь феодальной знати охранялась большими штрафами. За убийство боярина, приближенных князя и его слуг взималось восемьдесят гривен, а за убийство смерда - пять гривен, то есть в шестнадцать раз меньше. За убийство боярина отвечала вся община. 
"В России не было рабства как системы. Хозяйственные отношения в Древней Руси ХI-ХII вв. строились на строго правовой основе, в рамках трудовой демократии сельских общин и церковных приходов. Был и незначительный слой несвободных людей-холопов. Их труд использовался не столько в процессе производства, сколько в быту, в качестве домашних слуг " 
Главная экономическая мысль «Русской Правды» - стремление к обеспечению справедливой компенсации, вознаграждения за нанесенный ущерб в условиях самоуправляемых коллективов. Сама правда - это справедливость, осуществление которой гарантируется общиной и другими самоуправляемыми коллективами. 
Главная функция «Русской Правды» - обеспечить справедливое решение хозяйственных проблем с точки зрения народной традиции, обеспечить равновесие между общинами и государством, осуществить регулирование организации и оплаты труда по выполнению общественных функций (сбор виры, строительство укреплений, дорог и мостов). 
Экономические представления, отраженные в Русской Правде, следует изучать в непосредственной связи с экономическими взгляда ми, высказывавшимися Владимиром II Мономахом (1058—1125) — самым известным киевским князем, занявшим престол в результате восстания 1113 г. Владимир Мономах правил в период феодаль ной раздробленности, когда Древнерусскоегосударство распалось на отдельные княжества. Постановления Владимира Мономаха о размере ссудного процента, о должниках и о закупах вошли в Русскую Правду. 
князь Владимир Мономах в связи с крупным восстанием горожан в Киеве в 1113 г.,провел ряд мероприятий с целью смягчить социальные противоречия. «Уставом Владимира Мономаха»  
вводилось правило, по которому взявший деньги в долг из 50% годовых, должен был платить эти проценты лишь в течение двух лет. Кто уплатил такие проценты за три года, делался свободным от всякого долга. «Устав Владимира Мономаха» ограничивал произвол ростовщиков. 
«Поучение» отражает основу, на которой строилось хозяйство Древней Руси, - трудолюбие В «Поучении Владимира Мономаха» содержится призыв русского князя к сыновьям укреплять как добродетель. Труд - высшее мерило богоугодности, любой труд для человека - радость. 
 
Также Одним из главных письменных источников экономической мысли Киевской Руси является летописное сведение – “Повесть временных лет” (12 ст.). Основной идеей повести является восстановление целостности бывшего единства древнерусского государства перед угрозой нашествия кочевников. В летописи рассматриваются источники доходов Киевского государства: поступления из хозяйства; дань и сборы от населения; штрафы (судебная таможенная пошлина); торговая таможенная пошлина и военная добыча. Дань собиралась в виде продуктов, меха или денег. Она оказывала содействие развитию товарного производства и товарно-денежных отношений. В повести идет речь также о внешних торговых связях Киевской Руси с другими государствами. Летопись защищает феодальную собственность, покушение на которую остро осуждается, а наказание одобряется. В повести отображено развитие общественного разделения труда; полное обособление ремесленничества от земледелия и развитие ремесел.  
В Галицко-волынской летописи (13 ст.) речь идет об экономике и политике галичских и волынских князей, которые способствовали развитию ремесел, торговли, городов, что содействовало развитию экономики этих земель. 
2.1.7. 
Экономическая мысль в период феодальной раздробленности. 
 
С образованием самостоятельных княжеств возникли новые центры хозяйственной, политической и культурной жизни. Происходило развитие производительных сил, о чем свидетельствовало распространение в сельском хозяйстве трехполья, высокий уровень сельского и городского ремесла, расширение торговли. 
В период феодальной раздробленности усиливается процесс закрепощения смердов. Князья захватывают все больше крестьянских общинных земель, и одновременно растет экономическая зависимость смердов в связи с получением ими ссуды. Крупным феодалом-землевладельцем становится церковь. Изменения в классовой структуре общества нашли свое отражение в Псковской судной грамоте(Псковской правде). В этом своде законов уже нет упоминаний о смерде, а говорится о различных категориях несвободного населения, которое живет на чужой земле и фактически находится в полной зависимости от ее собственника. В связи с ростом крепостничества на почве долговой зависимости в Псковской судной грамоте много внимания уделяется регламентации кредитных отношений, при этом закон всецело на стороне кредитора-землевладельца. 
Период феодальной раздробленности характеризуется новым этапом в развитии экономической мысли. Это нашло отражение и в светской литературе ХII-ХV вв., представленной такими произведениями, как «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли», «Задонщина», «Моление Даниила Заточника».

 

 В «Слове  о полку Игореве» содержатся  высказывания о земледельческих  работах, о подневольном, почти  рабском труде. Борьба русского  народа с монголо-татарским нашествием  отражена в «Слове о погибели русской земли» и «Задонщине». В «Молении» выражено отрицательное отношение безымянного автора к образу жизни монахов, к сытой жизни богатых и сочувствие к жизни бедных. Даниил Заточник(XIII в.) выступал против боярского закабаления, рассматривал бояр как преграду между народом и князем, высказываясь за сильную княжескую власть, которая могла бы обуздать боярский произвол.

 

 

 

 

 

 

 

Экономические представления, отраженные в Русской Правде, следует  изучать в непосредственной связи  с экономическими взгляда ми, высказывавшимися Владимиром II Мономахом. «Устав Владимира Мономаха» , который был создан в ответ на восстание, возникшее по причине социального неравенства, а также обострения многих вопросов в отношениях между разными слоями населения древней Руси. Устав Владимира Всеволодовича считается новой «Русской правдой» того времени. Также «Поучение» Владимира Мономаха отражает основу, на которой строилось хозяйство Древней Руси, - трудолюбие В «Поучении Владимира Мономаха» содержится призыв русского князя к сыновьям укреплять как добродетель

 

 

 

 

Кирилл Туровский, например, рассматривал христианское учение как  важнейшее средство сплочения славянских княжеств. Его позиция наиболее ярко изложена в знаменитой «Притче о человеческой душе и о теле». Для Древней Руси встает новая проблема – нашествие монголо-татар. Эта тема также занимала большое место и пристальное внимание в трудах общественных мыслителей.

 

 

Заключение

 

В настоящее время, мы вновь обращаемся к своей истории, пытаемся больше узнать о своих корнях. Очень важно сейчас обратиться к  проблемам, которые стояли перед  средневековым обществом, чтобы  понять и лучше разобраться в  современных. Ведь это неоценимый опыт, накопленный веками. Он может послужить для нас примером и показать пути решения наших проблем. А ведь многие актуальны и сейчас. Например, вопрос о единстве славян. Среди многочисленных проблем – раздробленность, междуусобные войны, монголо-татарское нашествие – четко слышен призыв к объединению практически во всех произведениях, написанных в то время.

В то время, в период Киевской Руси, было мало людей грамотных, образованных. Но были и такие, слава о которых  шла далеко за пределы славянских государств. Так, например, можно сказать о «втором Златоусте» Кирилле Туровском. Конечно, не все дошло до наших времен, но то, что мы имеем, его произведения, поражают своим красноречием, богатством воображения, простотой и актуальностью. Кирилл Туровский имел высокий сан и, будучи приближен к государственным делам, свои мысли по поводу происходящего «доверял бумаге». Благодаря его многочисленным «Поучениям», «Притчам», «Словам» можно судить о настроениях общества древней Руси. Он затрагивает политические, экономические, социальные, религиозные, культурные аспекты общественной жизни. Многие высказывания можно применить и в современной жизни. Отрицательной чертой, которая характерна для всего средневековья, является рьяная религиозная направленность. Она присутствует в каждом произведении любого общественного деятеля и средневекового мыслителя.

Это и не удивительно. Образование и грамотность могли  получить люди, приближенные к власти либо к церкви. Поэтому расцвет  письменности приходит на Древнюю Русь лишь с принятием христианства и базируется на церкви и монастырях. Но и здесь видны очевидные плюс: люди могли изучать древнюю литературу, произведения византийских авторов и многое другое. На культурной почве происходил обмен информацией, идеями, мыслями. Конечно, древнерусские авторы многое заимствовали у Византии. Однако они проложили дорогу и дали толчок развитию своей, славянской, письменности, литературе и общественной мысли. Было очень интересно наблюдать как проходит превращение варварского государства в более культурную и развитую. Конечно, государство не достигло быстро такого расцвета как другие. Но можно видеть и кардинальные изменения.

 


Информация о работе Экономическая мысль Древней Руси 9-13 век. Русская правда