Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 14:44, доклад
Наша родина всегда имела большую территорию, свободное экономическое пространство, крупные запасы природных и с\х ресурсов. Русская экономическая мысль начала развиваться со времени образования Древнерусского государства в связи с процессом формирования феодального землевладения. Хозяйство и экономика Руси развивались своим собственным, оригинальным путем, и это можно объяснить несколькими причинами и предпосылками
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ
IХ-ХIIIвв.
1
Наша родина всегда имела большую территорию,
свободное экономическое пространство,
крупные запасы природных и с\х ресурсов.
Русская экономическая мысль начала развиваться
со времени образования Древнерусского
государства в связи с процессом формирования
феодального землевладения. Хозяйство
и экономика Руси развивались своим собственным,
оригинальным путем, и это можно объяснить
несколькими причинами и предпосылками.
2.1.1.
Образование Киевского государства. Киевская
Русь (IX - середина XII в.)
Формированию в IX в. русского государства
с центром в Киеве предшествовал длительный
процесс создания у восточных славян экономики
русской цивилизации.
Примечание.
средневековое государство в Восточной
Европе, возникшее в IX веке в результате
объединения восточнославянских и финно-угорских
племён под властью князей династии Рюриковичей.
В период наивысшего расцвета Древнерусское
государство занимало территорию от Таманского
полуострова на юге, Днестра и верховьев
Вислы на западе до верховьев Северной
Двины на севере. К середине XII века вступило
в состояние феодальной раздробленности
и фактически распалось на полтора десятка
отдельных русских республик и княжеств,
управляемых разными ветвями Рюриковичей.
Вплоть до монгольского нашествия (1237—1240)
Киев формально продолжал считаться главным
столом Руси, а Киевское княжество оставалось
в коллективном владении русских князей
«Русская Правда», ХI-ХII вв. (экономические
статьи)
2 В Древней Руси философско-хозяйственные
и правовые идеи экономики русской цивилизации
содержались в богословских трактатах,
государственно-правовых актах, фольклоре,
тесно переплетаясь с философскими идеями,
религиозными поучениями.
Первооткрывателем Русской Правды является
В.Н. Татищев.
Примечание
Древнейший русский законодательный памятник
«Русская Правда» ХI-ХII вв является кодексом
феодального права, закрепляющим феодальные
отношения. Это свод законов, касающихся
имущественных отношений и ответственности
за нарушение права феодальной собственности.
«Русская Правда» защищала частную собственность
феодалов, торговцев, ростовщиков. В ней
нашла весьма яркое отражение борьба между
смердами и феодалами. Жизнь феодальной
знати охранялась большими штрафами. За
убийство боярина, приближенных князя
и его слуг взималось восемьдесят гривен,
а за убийство смерда - пять гривен, то
есть в шестнадцать раз меньше. За убийство
боярина отвечала вся община.
"В России не было рабства как системы.
Хозяйственные отношения в Древней Руси
ХI-ХII вв. строились на строго правовой
основе, в рамках трудовой демократии
сельских общин и церковных приходов.
Был и незначительный слой несвободных
людей-холопов. Их труд использовался
не столько в процессе производства, сколько
в быту, в качестве домашних слуг "
Главная экономическая мысль «Русской
Правды» - стремление к обеспечению справедливой
компенсации, вознаграждения за нанесенный
ущерб в условиях самоуправляемых коллективов.
Сама правда - это справедливость, осуществление
которой гарантируется общиной и другими
самоуправляемыми коллективами.
Главная функция «Русской Правды» - обеспечить
справедливое решение хозяйственных проблем
с точки зрения народной традиции, обеспечить
равновесие между общинами и государством,
осуществить регулирование организации
и оплаты труда по выполнению общественных
функций (сбор виры, строительство укреплений,
дорог и мостов).
Экономические представления, отраженные
в Русской Правде, следует изучать в непосредственной
связи с экономическими взгляда ми, высказывавшимися
Владимиром II Мономахом (1058—1125) — самым
известным киевским князем, занявшим престол
в результате восстания 1113 г. Владимир
Мономах правил в период феодаль ной раздробленности,
когда Древнерусскоегосударство распалось
на отдельные княжества. Постановления
Владимира Мономаха о размере ссудного
процента, о должниках и о закупах вошли
в Русскую Правду.
князь Владимир Мономах в связи с крупным
восстанием горожан в Киеве в 1113 г.,провел
ряд мероприятий с целью смягчить социальные
противоречия. «Уставом Владимира Мономаха»
вводилось правило, по которому взявший
деньги в долг из 50% годовых, должен был
платить эти проценты лишь в течение двух
лет. Кто уплатил такие проценты за три
года, делался свободным от всякого долга.
«Устав Владимира Мономаха» ограничивал
произвол ростовщиков.
«Поучение» отражает основу, на которой
строилось хозяйство Древней Руси, - трудолюбие
В «Поучении Владимира Мономаха» содержится
призыв русского князя к сыновьям укреплять
как добродетель. Труд - высшее мерило
богоугодности, любой труд для человека
- радость.
Также Одним из главных письменных источников
экономической мысли Киевской Руси является
летописное сведение – “Повесть временных
лет” (12 ст.). Основной идеей повести является
восстановление целостности бывшего единства
древнерусского государства перед угрозой
нашествия кочевников. В летописи рассматриваются
источники доходов Киевского государства:
поступления из хозяйства; дань и сборы
от населения; штрафы (судебная таможенная
пошлина); торговая таможенная пошлина
и военная добыча. Дань собиралась в виде
продуктов, меха или денег. Она оказывала
содействие развитию товарного производства
и товарно-денежных отношений. В повести
идет речь также о внешних торговых связях
Киевской Руси с другими государствами.
Летопись защищает феодальную собственность,
покушение на которую остро осуждается,
а наказание одобряется. В повести отображено
развитие общественного разделения труда;
полное обособление ремесленничества
от земледелия и развитие ремесел.
В Галицко-волынской летописи (13 ст.) речь
идет об экономике и политике галичских
и волынских князей, которые способствовали
развитию ремесел, торговли, городов, что
содействовало развитию экономики этих
земель.
2.1.7.
Экономическая мысль в период феодальной
раздробленности.
С образованием самостоятельных княжеств
возникли новые центры хозяйственной,
политической и культурной жизни. Происходило
развитие производительных сил, о чем
свидетельствовало распространение в
сельском хозяйстве трехполья, высокий
уровень сельского и городского ремесла,
расширение торговли.
В период феодальной раздробленности
усиливается процесс закрепощения смердов.
Князья захватывают все больше крестьянских
общинных земель, и одновременно растет
экономическая зависимость смердов в
связи с получением ими ссуды. Крупным
феодалом-землевладельцем становится
церковь. Изменения в классовой структуре
общества нашли свое отражение в Псковской
судной грамоте(Псковской правде). В этом
своде законов уже нет упоминаний о смерде,
а говорится о различных категориях несвободного
населения, которое живет на чужой земле
и фактически находится в полной зависимости
от ее собственника. В связи с ростом крепостничества
на почве долговой зависимости в Псковской
судной грамоте много внимания уделяется
регламентации кредитных отношений, при
этом закон всецело на стороне кредитора-землевладельца.
Период феодальной раздробленности характеризуется
новым этапом в развитии экономической
мысли. Это нашло отражение и в светской
литературе ХII-ХV вв., представленной такими
произведениями, как «Слово о полку Игореве»,
«Слово о погибели русской земли», «Задонщина»,
«Моление Даниила Заточника».
В «Слове
о полку Игореве» содержатся
высказывания о
Экономические представления, отраженные в Русской Правде, следует изучать в непосредственной связи с экономическими взгляда ми, высказывавшимися Владимиром II Мономахом. «Устав Владимира Мономаха» , который был создан в ответ на восстание, возникшее по причине социального неравенства, а также обострения многих вопросов в отношениях между разными слоями населения древней Руси. Устав Владимира Всеволодовича считается новой «Русской правдой» того времени. Также «Поучение» Владимира Мономаха отражает основу, на которой строилось хозяйство Древней Руси, - трудолюбие В «Поучении Владимира Мономаха» содержится призыв русского князя к сыновьям укреплять как добродетель
Кирилл Туровский, например, рассматривал христианское учение как важнейшее средство сплочения славянских княжеств. Его позиция наиболее ярко изложена в знаменитой «Притче о человеческой душе и о теле». Для Древней Руси встает новая проблема – нашествие монголо-татар. Эта тема также занимала большое место и пристальное внимание в трудах общественных мыслителей.
Заключение
В настоящее время, мы вновь обращаемся к своей истории, пытаемся больше узнать о своих корнях. Очень важно сейчас обратиться к проблемам, которые стояли перед средневековым обществом, чтобы понять и лучше разобраться в современных. Ведь это неоценимый опыт, накопленный веками. Он может послужить для нас примером и показать пути решения наших проблем. А ведь многие актуальны и сейчас. Например, вопрос о единстве славян. Среди многочисленных проблем – раздробленность, междуусобные войны, монголо-татарское нашествие – четко слышен призыв к объединению практически во всех произведениях, написанных в то время.
В то время, в период Киевской Руси, было мало людей грамотных, образованных. Но были и такие, слава о которых шла далеко за пределы славянских государств. Так, например, можно сказать о «втором Златоусте» Кирилле Туровском. Конечно, не все дошло до наших времен, но то, что мы имеем, его произведения, поражают своим красноречием, богатством воображения, простотой и актуальностью. Кирилл Туровский имел высокий сан и, будучи приближен к государственным делам, свои мысли по поводу происходящего «доверял бумаге». Благодаря его многочисленным «Поучениям», «Притчам», «Словам» можно судить о настроениях общества древней Руси. Он затрагивает политические, экономические, социальные, религиозные, культурные аспекты общественной жизни. Многие высказывания можно применить и в современной жизни. Отрицательной чертой, которая характерна для всего средневековья, является рьяная религиозная направленность. Она присутствует в каждом произведении любого общественного деятеля и средневекового мыслителя.
Это и не удивительно.
Образование и грамотность
Информация о работе Экономическая мысль Древней Руси 9-13 век. Русская правда