Экономическое развитие России в начале ХХ века
Подготовили Попова и Аскерова
11 А
Предисловие
В результате экономического развития в пореформенный период окончательно сложилась система российского капитализма. Это выражалось в росте предпринимательства и капиталов, совершенствовании производства, его технологическом перевооружении, увеличении количества наемной рабочей силы во всех сферах народного хозяйства. Одновременно с другими капиталистическими странами в России происходила вторая техническая революция совпавшая с индустриализацией. Из отсталой аграрной страны Россия к началу XX в. стала аграрно-индустриальной державой (82 % занято в сельском хозяйстве). По объему промышленной продукции она вошла в пятерку крупнейших государств (Англия, Франция, США и Германия) и все глубже втягивалась в мировую систему хозяйства.
В современной экономике выделяют три эшелона модернизации
- Страны с высоким уровнем развития капитализма (Англия, Франция, США)
- Страны со средним (Германия, Япония) и слабо-средним (Россия, Австро-Венгрия)
- Страны слабого развития капитализма (страны Латинской Америки, Африки, Азии)
В.И. Ленин считал, что характерными признаками империализма являются:
- создание в промышленности крупных объединений, предприятий – монополий, диктующих свои правила игры на рынке;
- образование финансового капитала в результате слияния банковского капитала с промышленным;
- вывоз капитала в другие страны начинает доминировать над товарным экспортом;
- экономический раздел мира между союзами монополий;
- политический, территориальный раздел мира между ведущими странами, колониальные войны
Процесс формирования монополистического капитализма был характерен и для России. Он затронул ее экономическую, социальную и политическую жизнь. Наряду с проявлением общих закономерностей в России имелись свои особенности монополистического капитализма. Это было обусловлено рядом факторов.
- Исторический фактор - она перешла к капитализму позднее многих стран Европы;
- экономико-географический фактор - необъятная территория с различными природными условиями и ее неравномерным освоением;
- социально-политический фактор - сохранение самодержавия, помещичьего землевладения, сословного неравноправия, политического бесправия широких народных масс, национального угнетения;
- Национальный фактор - различный уровень экономического и социо-культурного состояния многочисленных народов империи также предопределял своеобразие российского монополистического капитализма
Россию принято относить ко второму эшелону модернизации.
Особенности
- В России железнодорожное строительство развернулось до промышленного переворота, явившись мощным стимулом, с одной стороны, индустриального развития страны, с другой - капиталистической эволюции всего народного хозяйства.
- Система российского фабричного производства во многих отраслях промышленности складывалась без прохождения предшествующих стадий - ремесла и мануфактуры.
- В другой последовательности в России происходило и оформление кредитной системы. К началу XX в. эта система была представлена прежде всего крупными и крупнейшими акционерными коммерческими банками, а бурный рост средних и мелких кредитных учреждений приходился лишь на время предвоенного промышленного подъема.
- Наблюдался быстрый рост различных форм экономической организации производства - мелкотоварной частнокапиталистической, акционерной, государственно-капиталистической, монополистической, а затем государственно-монополистической.
- Для России был характерен не вывоз, а ввоз капитала.
- Создалась высокая степень концентрации производства и рабочей силы.
- Важная особенность капиталистической эволюции России состояла в том, что огромную роль в экономической жизни, становлении основных элементов новых отношений играло самодержавное государство
Вмешательство государства в хозяйственную жизнь выражалось:
- в создании казенных заводов (военное производство), которые были исключены из сферы свободной конкуренции;
- в государственном контроле за железнодорожным транспортом и строительством новых дорог (2/3 сети железных дорог принадлежало государству);
- в том, что государству принадлежала значительная часть земельных угодий;
- в существовании значительного государственного сектора в экономике;
- в установлении государством протекционистских тарифов, предоставлении государственных кредитов и заказов;
- в создании государством условий для привлечения иностранных инвестиций (в 1897 г. была проведена денежная реформа (Витте), ликвидировавшая биметаллизм и установившая золотое обеспечение рубля, его конвертируемость).
На развитие российской экономики отрицательно влияли следующие факторы:
- многоукладный характер экономики;
- неравномерность и глубокие диспропорции в развитии отдельных отраслей;
- зависимость от внешних рынков зерна и иностранных инвестиций, в результате чего Россия тяжело пережила кризисы 1898 -
1904 и 1907-1910 гг.;
- сочетание высоких темпов развития экономики с низкой производительностью труда;
- российская буржуазия не имела доступа к власти и не была свободна в принятии решений
Промышленность
- Кризис 1900-1903 гг. – падение цен, сокращение производства, массовая безработица;
- 1901 – паровозостроительный синдикат «Продпаровоз»;
- 1902 – синдикаты «Продамет» и «Трубопродажа»;
- 1904-1908 гг. – спад темпов промышленного производства (депрессия);
- С 1909 промышленный подъем, связанный с ростом военных заказов, широким вложением финансовых средств. Удельный вес отечественной продукции на мировом рынке вырос почти вдвое
Сельское хозяйство
- зерновая специализация сельского хозяйства, приведшая к аграрному
- перенаселению и истощению земель;
- зависимость от цен на зерно на внешнем рынке в условиях усилившейся конкуренции со стороны США, Аргентины, Австралии;
- маломощность основной массы крестьянских хозяйств, прирост продукции отмечался только в помещичьих хозяйствах и хозяйствах зажиточных крестьян (не более 15—20% всех крестьян);
- месторасположение России — «зона рискованного земледелия», что при низкой технологии сельского хозяйства приводило к хроническим неурожаям и голоду;
- сохранение полукрепостнических и патриархальных пережитков в деревне Аграрный сектор был включен в процесс модернизации лишь частично. Именно проблемы сельского хозяйства стали главным стержнем экономической, социальной и политической жизни страны начала века;
Россия вступила на путь модернизации с отставанием от Западной Европы. Серьезным тормозом на пути экономического развития являлись самодержавие и политическое засилье дворянства
Финансы
В условиях монополистического капитализма финансовая система России определялась государственной и частной формами банковского капитала.
- Государственный банк, выполнявший две центральные функции: эмиссионную и кредитную;
- Дворянский земельный и Крестьянский поземельный государственные банки
Заметную роль играла система акционерных коммерческих банков, принимавших активное участие в развитии кредитной системы.
Крупные акционерные банки в России
- Русско-Азиатской;
- Петербуржский Народный;
- Российский для внешней торговли;
- Азовский-Донский
Они объединяли 47% всех активов. На их основе сложилась финансовая олигархия, тесно связанная с бюрократией и крупным дворянством. Она проникла во все сферы экономики, оказывала сильное влияние на социально-политическую жизнь страны.
Тяжелое положение в России в конце XIX — начале XX в.
- Сильный удар по государственным финансам нанес кризис 1900—1903 гг. Правительственная казна была фактически опустошена попытками спасти убыточные промышленные предприятия и поддержать разваливающуюся банковскую систему;
- После русско-японской войны 1904—1905 гг. и революции 1905—1907 гг. государственный долг России достиг 4 млрд. рублей. Правительство пыталось сократить дефицит бюджета за счет увеличения прямых и косвенных налогов, сокращения расходов на экономические, военные и культурные преобразования.
Крупные правительственные иностранные займы временно поддерживали финансовую систему, однако годовые платежи по ним накануне первой мировой войны достигли огромной цифры в 405 млн. рублей.
Железнодорожный транспорт
В отличие от других отраслей народного хозяйства транспортная система в начале XX в. не претерпела значительных изменений. Однако широкое государственное строительство железных дорог было свернуто из-за нехватки средств. Попытки организовать частное железнодорожное строительство не дали положительных результатов. По общей обеспеченности рельсовыми путями Россия значительно отставала от стран Западной Европы и США. Огромную территорию нелегко было охватить разветвленной железнодорожной сетью. Строительство в 80-х годах XIX в. железной дороги в Средней Азии (от Красноводска до Самарканда) и Великой Сибирской магистрали (от Челябинска до Владивостока) в 1891—1905 гг. явилось значительным шагом в решении этой транспортной проблемы.
Речной и морской флот
Важную роль играли водные пути сообщения. Речной флот России по своей численности превосходил флотилии других стран и был хорошо оснащен. Собственный морской торговый флот был малочисленным. Основная часть российских грузов перевозилась иностранными кораблями.