Экономическое развитие России в первой половине XIX века
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 23:30, реферат
Краткое описание
Первая половина XIX в. явилась в русской истории временем во многих отношениях переломным. К началу этой эпохи Россия, успешно решив многие стоявшие перед ней внутри- и внешнеполитические задачи стала могущественной державой. Ее пределы охватили огромные пространства Восточной Европы и Северной Азии, захватив и часть Северной Америки. Продолжалось расширение территории и в рассматриваемый период. Столь же устойчивой была и тенденция роста населения: 18 млн. человек в 1747 г., 36 млн. - в 1796 г., 74 млн. - в середине XIX в.
Вложенные файлы: 1 файл
ГАОУ СПО «Арский педагогический
колледж им.Г.Тукая»
РЕФЕРАТ
(Экономическое развитие
России в первой половине XIX века)
Выполнила: студентка
1 курса
группы (Б) Ризванова
Резеда
Проверила: Гатиятуллина
Л.Ф.
Арск 2015
Экономическое
развитие России в первой половине XIX века
Первая половина XIX
в. явилась в русской истории временем
во многих отношениях переломным. К началу
этой эпохи Россия, успешно решив многие
стоявшие перед ней внутри- и внешнеполитические
задачи стала могущественной державой.
Ее пределы охватили огромные пространства
Восточной Европы и Северной Азии, захватив
и часть Северной Америки. Продолжалось
расширение территории и в рассматриваемый
период. Столь же устойчивой была и тенденция
роста населения: 18 млн. человек в 1747 г.,
36 млн. - в 1796 г., 74 млн. - в середине XIX в.
Сельское хозяйство
Между тем крепостное
хозяйство, являвшееся основой экономики
России после бурного роста на рубеже
XVIII - XIX вв. постепенно попало в полосу
длительного и, по существу, безысходного
в данных условиях застоя. Патриархальные
формы крепостного труда уже не соответствовали
изменившимся общественным условиям:
крепостной труд был мало производителен
и невыгоден. Помещичьи хозяйства были
почти бездоходны и впадали в задолженность,
особенно в неурожайные годы, когда помещики
вынуждены были кормить своих голодных
крестьян. Масса дворянских имений была
заложена в казенных ссудных учреждениях;
считают, что к концу царствования Николая
I в залоге находилось более половины крепостных
крестьян (7 из 11 миллионов крепостных
мужского пола). Естественным выходом
из такой задолженности была окончательная
уступка заложенной земли и крестьян государству,
о чем и думали некоторые помещики. К экономическим
затруднениям помещиков присоединялась
боязнь крестьянских волнений и беспорядков.
Хотя в царствование императора Николая
не было бунтов вроде пугачевского, но
крестьяне волновались часто и во многих
местах. Ожидание конца крепостной зависимости
проникло в их массу и возбуждало ее. Вся
жизнь складывалась так, что вела к ликвидации
крепостничества. Не меняли общего положения
дел и отдельные успехи крепостного хозяйства
(так с конца 1840-х гг. резко возрос хлебный
экспорт в связи с отменой в Великобритании
ограничений на импорт зерна.
Правительство, выступая, в принципе, за
отмену крепостного права, не стремилось
форсировать его ликвидацию, оставляя
все на добрую волю помещиков. Так, в 1842
г. был издан указ об обязанных крестьянах,
в 1844 г. помещикам разрешено освобождать
крепостных без земли по обоюдному согласию.
Вместе с тем, в 1847 г. крестьяне получают
право выкупиться на свободу, если поместье
хозяина выставляется на продажу за долги,
а в 1848 г. за крепостными признано право
выкупать незаселенные земли и строения
(с согласия владельца).
В 1844 - 1848 гг. в губерниях Правобережной
Украины (Киевское генерал-губернаторство)
проводится инвентарная реформа - единственная
реформа николаевского времени, имевшая
обязательный характер для поместного
дворянства. Авторство и инициатива проведения
реформы принадлежит киевскому генерал-губернатору
(позднее министру внутренних дел) генералу
Дмитрию Гавриловичу Бибикову. Так называемые
“инвентарные правила” регламентировали
высший предел барщины (не более трех дней
в неделю, а для ряда категорий - не более
2 дней). Введением инвентарных правил
правительство стремилось ослабить влияние
местных помещиков, преимущественно польского
происхождения, поддержать украинских
крестьян, которые должны были стать его
опорой в крае, а также предотвратить их
обезземеливание. Правила вызвали чрезвычайное
недовольство помещиков, которым запрещалось
уменьшать крестьянские наделы и изменять
повинности. Известны случаи нарушения
инвентарных правил, хотя по закону за
это предусматривалось предание военному
суду. Впрочем, правительству не удалось
превратить местное крестьянство в свою
надежную опору. Их выступления не только
не сократились, но даже несколько увеличились.
Так, в 1848 г. свыше половины всех крестьянских
выступлений произошло в западных губерниях.
В конце 1850-х гг. инвентарные правила были
распространены на все губернии бывшей
Речи Посполитой (Литву и Белоруссию).
Введение инвентарных правил безусловно
подталкивало помещиков к отмене крепостного
права и введение их в масштабах всей России
несомненно подтолкнуло бы процесс преобразований
в этой сфере. Однако об этом правительство
даже и не помышляло.
Промышленность
В промышленности
продолжался процесс медленного вытеснения
крепостной промышленности вольнонаемным
трудом. Уральские заводы, являвшиеся
оплотом крепостничества в промышленности
с конца XVIII в. переживали затяжной кризис
(в XIX в. Россия из страны, экспортировавшей
металл превратилась в его импортера),
тогда как легкая (прежде всего текстильная)
промышленность, где прежде всего развивался
вольнонаемный труд переживает бурный
рост, которому в значительной мере способствовали
новые таможенные тарифы (см. ниже). Способствовало
бурному развитию текстильной промышленности
и постоянное понижение стоимости полуфабриката
- пряжи ввозившейся из Англии. Вместе
с тем, в текстильной промышленности шел
процесс вытеснения мелких и средних фабрик
и их поглощения крупными предприятиями,
способными проводить дорогостоящее техническое
переоснащение. Однако вместе с тем стремительными
темпами росло кустарное производство
наиболее дешевых видов ткани. К концу
20-х гг. XIX в. Россия практически полностью
перестает ввозить ситец из-за рубежа.
Правительство осознавало обреченность
крепостных мануфактур, однако относительная
дешевизна и высокая квалификация крепостной
рабочей силы сдерживала переход к новым
принципам организации производства на
государственных мануфактурах. Между
тем, в 1840 г. был издан закон, позволявший
заводчикам отпускать на волю крепостных
рабочих. Это позволило некоторым из них
перейти к вольнонаемному труду.
В 1840-х гг. в России начинается промышленный
переворот (переход от ручного производства
к машинному), который в Европе в основном
завершился еще в 1760-х - 1780-х гг. Запоздалое
вступление России в индустриальную эпоху
и медленное осуществление промышленного
переворота вело к экономическому отставанию
страны и технологической зависимости
от Запада.
Транспорт
Слабостью России,
тормозившей ее экономическое развитие
была отсталость и неразвитость путей
сообщения. По прежнему, как и в XVIII в. основная
масса грузов шла по внутренним водным
путям. Совершенствованию последних государство
придавало очень большое значение. Так,
еще в 1808-1811 гг. были созданы Мариинская
и Тихвинская системы каналов, соединяющих
Верхнюю Волгу с Балтийским морем и Петербургом,
реконструированы Днепровско-Бугская
водная система (в 1814 - 1848 гг.), связывавшая
бассейн Днепра с Польшей и Балтикой, Березинская
водная система, соединявшая Днепр и Западную
Двину и др. водные пути. При Николае I в
1825 - 1828 гг.) был построен Канал герцога
Вюртембергского, связавший Волгу и Северную
Двину (т.е. Архангельск). Практически все
из этих водных путей сохраняют свое важное
значение до сих пор. В начале XIX в. появляются
и первые пароходы (в 1815 г. на заводе Берда
в СПб спущен на воду пароход “Елизавета”).
К концу николаевского царствования пароходы
получают уже значительное распространение,
хотя их количество значительно отстает
от зарубежных старн и преобладающее значение
на внутренних водных путях по прежнему
сохраняет бурлачество.
Сухопутные пути сообщения после Отечественной
войны также начинают приводить в порядок.
В 1817 г. начинается строительство мощеных
шоссейных дорог. К 1825 г. их протяженность
составляла 390 км., а к 1850 г. - 3300 км. В николаевскую
эпоху в России появляется железнодорожный
транспорт, ставший во II половине XX в. лидером
по объему грузоперевозок. Правительство
первоначально относилось крайне осторожно
к идее создания железных дорог. Только
в 30-е гг. XIX в. под влиянием успехов железнодорожного
дела в других странах (в Англии железные
дороги эксплуатировались с 1825 г.) было
принято решение о создании Царскосельской
железной дороги от Санкт-Петербурга до
Павловска, протяженностью ок. 27 км. Эта
линия не имела, конечно же, серьезного
экономического значения и служила лишь
своего рода испытательным полигоном.
В 1839 - 1845 гг. было открыто движение по Варшавско-Венской
железной дороге, соединившей Царство
Польское с европейской железнодорожной
сетью. В 1842 - 1851 гг. была построена Николаевская
железная дорога, соединившая две столицы
(650 км.) по кратчайшему расстоянию (превысив
его всего лишь на 12 км.). Первый поезд шел
из Москвы в СПб 21 ч. 15 мин. В 1851 г. было начато
сооружение Петербургско-Варшавской железной
дороги (окончена в 1862 г.). Общая протяженность
железных дорог империи к 1855 г. составила
1044 км.
К николаевскому времени относится и первое
применение такого принципиально нового
средсва связи, как телеграф (первая линия
соединила в 1843 г. СПб и Царское Село).
Торговля и финансы
Николай I унаследовал
от Александра большое расстройство финансовых
дел. Борьба с Наполеоном и континентальная
блокада потрясли экономику России. Усиленные
выпуски ассигнаций были тогда единственным
средством покрывать дефициты, из года
в год угнетавшие бюджет. В течение десяти
лет (1807-1816) было выпущено в обращение более
500 миллионов рублей бумажных денег. Немудрено,
что курс бумажного рубля за это время
чрезвычайно упал: с 54 копеек он дошел
до 20 копеек серебром и только к концу
царствования Александра немного поднялся
(до 25 копеек). Давно уже в России укрепился
обычай вести двойной счет деньгам: на
серебро и ассигнации, при чем один рубль
стоил приблизительно 4 ассигнационных.
Это вело к многим неудобствам. При расчетах
продавцы и покупатели условливались,
какими деньгами (монетою или бумажками)
произвести платеж; при этом они сами устанавливали
“курс обмена” и более хитрый зачастую
обманывал менее догадливого. Так, например,
в 1830 году в Москве рубль крупным серебром
ценили в 4 рубля ассигнациями, рубль мелким
серебром - в 4 руб. 20 коп. ассигнациями,
а за рубль медью давали на ассигнации
1 р.20 коп. При такой путанице люди бедные
и мало понимавшие в денежных расчетах
несли убытки при каждой сделке и покупке.
В государстве не существовало устойчивого
курса ассигнаций, его не могло установить
само правительство. Попытки правительства
уменьшить количество ассигнаций не привели
к хорошему результату. В последние годы
Александра было уничтожено ассигнаций
на 240 миллионов рублей, но их осталось
еще на 600 миллионов и ценность их нисколько
не поднялась. Надобны были иные меры.
Министром финансов при императоре Николае
был ученый финансист генерал Егор Францевич
Канкрин, известный своею бережливостью
и умелой распорядительностью. Ему удалось
составить в государственном казначействе
значительный запас золота и серебра,
с которым можно было решиться на уничтожение
обесцененных ассигнаций и на замену их
новыми денежными знаками. Помимо случайных
благоприятных обстоятельств (большая
добыча золота и серебра), образованию
металлического запаса помогли выпущенные
Канкриным "депозитные билеты" и
"серии". Особая депозитная касса
принимала от частных лиц золото и серебро
в монете и выдавала вкладчикам сохранные
расписки, "депозитные билеты”, которые
могли ходить как деньги, и разменивались
на серебро 1:1. Соединяя все удобства бумажных
денег с достоинством металлических, депозиты
имели большой успех и привлекли в депозитную
кассу много золота и серебра. Такой же
успех имели и “серии”, то есть билеты
государственного казначейства, приносившие
владельцу небольшой процент и ходившие,
как деньги, с беспрепятственным разменом
на серебро. Депозитки и серии, доставляя
казне ценный металлический фонд, в то
же время приучали народ к новым видам
бумажных денежных знаков, имевших одинаковую
стоимость с серебряной монетой.
Меры, необходимые для уничтожения ассигнаций,
были предметом долгого обсуждения, в
котором деятельное участие принимал
и Сперанский. В 1839 г. было решено объявить
денежной единицей серебряный рубль и
считать его “законною мерою всех обращающихся
в государстве денег". По отношению
к этому рублю был узаконен постоянный
н обязательный для всех курс ассигнаций
из расчета 350 руб. ассигнациями за 100 рублей
серебром. А затем (в 1843 г.) был произведен
выкуп о этому курсу в казну всех ассигнаций
с обменом их на серебряную монету или
же на новые "кредитные билеты", которые
разменивались на серебро уже 1:1. Металлический
запас и был необходим для того, чтобы
произвести этот выкуп ассигнаций и чтобы
иметь возможность поддержать размен
новых кредитных билетов. С уничтожением
ассигнаций денежное обращение в государстве
пришло в порядок: в употреблении была
серебряная и золотая монета и равноценные
этой монете бумажные деньги.
1819 г. Новые очень либеральные таможенные
тарифы. Почти полное восстановление “свободной
торговли”.
1822 г. Возврат к протекционизму. Эти, фактически
- запретительные, тарифы действуют ( с
некоторыми смягчениями) вплоть до 1857
г. Это способствует бурному подъему текстильной
промышленности (мануфактуры в Иваново-Вознесенске,
Орехово-Зуево, Москве и др. городах). Таможенный
доход увеличился в 2,5 раза составив одну
из самых крупных доходных статей в бюджете.
1832 г. Установление таможенной границы
между Польшей и остальными частями империи
(существовала до 1851 г.).
Информация о работе Экономическое развитие России в первой половине XIX века