Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 01:02, реферат
Возрождение, или Ренессанс - эпоха в жизни человечества, отмеченная колоссальным взлетом искусства и науки.
Искусство Возрождения, возникшее на основе гуманизма - течения общественной мысли, провозгласившего человека высшей ценностью жизни. В искусстве главной темой стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями
При проектировании флорентийского палаццо Медичи Рикарди Микелоццо (1396-1472) осуществил перевод понятия "дворец" с архитектурного языка Средневековья на язык Возрождения. Подобно палаццо Веккьо, оно построено вокруг внутреннего двора, при украшении которого Микелоццо использовал коринфские колонны и полуциркульные арки. Обработка каждого из трех этажей разная: в нижнем - сильно выступающий руст, во втором руст лишь прочернен, поверхность стен верхнего этажа - гладкая. Сильный выступ классического карниза завершает здание. Хотя трактовка окон напоминает средневековую двухчастную, каждый из оконных проемов имеет обрамление, состоящее из коринфских колоннок и полуциркульной арочки.
Леон Баттиста Альберти (1404-1472) применил декоративный ордер с пилястрами и антаблементом для украшения каждого из этажей палаццо Руччелаи, построенного в 1451-1455. На фасаде церкви Сан Франческо в Римини использованы мотивы триумфальной арки Константина, находящейся в том же городе. Полуколонны усиливают игру светотени на фасаде. В церкви Сант Андреа в Мантуе (проект 1470) Альберти перекрыл главный неф цилиндрическим сводом, превратив боковые нефы в ряды капелл. Это здание, очень "римское" по духу, немного напоминает базилику Константина.
Флорентийские архитекторы
стремились возродить римскую античность
в самой ее сути, для чего было
необходимо в первую очередь понимание
римской архитектурной
Рим
В 16 в. роль главного художественного
центра переходит от Флоренции к
Риму. К началу столетия архитекторы
уже прекрасно владели
Италия
Сложившийся еще в эпоху Ренессанса архитектурный стиль Микеланджело (1475-1564) проявился в полную силу уже в эпоху Контрреформации. Микеланджело расположил три палаццо на вершине Капитолийского холма по сторонам трапециевидной в плане и немного понижающейся к краям площади. Фасады расположенных справа и слева палаццо Консерваторе (сейчас там выставлены произведения античного искусства из собрания Капитолийских музеев) разделены на два этажа: нижний занимают открытые лоджии, в верхнем чередуются окна с треугольными и лучковыми фронтонами. Высокие коринфские пилястры объединяют оба этажа. В 1546 Микеланджело был назначен главным архитектором собора св. Петра. Художник вернулся к первоначальному плану Браманте в форме греческого креста, но придал столбам и стенам бльшую массивность и усилил напряжение декоративных членений. Огромную постройку должен был венчать гигантский купол, сооруженный уже после смерти мастера, по его проекту, архитектором Джакомо делла Порта. При проектировании архитектурных деталей Микеланджело мыслил прежде всего как скульптор, заботящийся о пластической разработке каждого участка поверхности и организации "игры" выпуклых и вогнутых форм и светотени. Чтобы добиться своей цели, он отошел от "классического" подхода в понимании архитектуры, который был характерен для произведений Браманте, и открыл путь стилю барокко.
В венецианской архитектуре ренессансный стиль просуществовал до 80-х годов 16 в. В решении виллы Ротонда близ Виченцы Андреа Палладио (1518-1580) использовал четыре четырехколонных ионических портика, которые расположил по сторонам от центрального квадратного в плане объема. Произведения Палладио прекрасно спропорционированы, точно продуманы в каждой детали. Его Четыре книги об архитектуре, содержащие математический расчет пропорций архитектурных ордеров, стали впоследствии главным учебником для нескольких поколений английских архитекторов 17 и 18 вв. Джакомо Виньола (1507-1573) издал трактат об архитектурных ордерах, который оказал воздействие на формирование французской Школы изящных искусств. Разработанная Виньолой композиция церкви Иль Джезу в Риме (1568-1584) с просторным главным нефом, в который открываются ряды капелл, нешироким трансептом, куполом над средокрестием, цилиндрическими сводами над другими пространствами нефа, трансептом и хором стала образцом архитектуры иезуитских церквей, во множестве строившихся в 17 в. по всей Европе. Фасад церкви, спроектированный Джакомо делла Порта (1537-1604), имеет двухъярусную композицию, со спаренными пилястрами и мощными волютами, объединяющими оба этажа. Над порталом треугольный фронтон заключен внутрь лучкового. Схема демонстрирует не привычное для Ренессанса равновесие, а внутреннее напряжение, подчинение одних форм другим.
В начале 17 в. в Ватикане было решено внести изменения в проект собора св. Петра, созданный Микеланджело, вытянув западную ветвь здания, чтобы придать его плану очертания латинского креста. Карло Мадерно (1556-1629) удлинил главный неф и пристроил к храму нартекс и фасад. Такая постройка лучше соответствовала требованиям литургии, но имела один существенный недостаток: купол, прекрасно видимый издалека, по мере приближения к нему постепенно скрывался за фасадом. Этот невыгодный с художественной точки зрения эффект "проседания купола" удалось нивелировать Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) - создателю проекта площади св. Петра. Сооруженные им полукруглые колоннады подводят к трапецевидной в плане внутренней площади перед собором, создавая типичное для искусства барокко ощущение динамики пространства: колоннады словно руки охватывают толпу верующих, втягивая их в интерьер церкви.
Криволинейный фасад и овал плана римской церкви Сан Карло у четырех фонтанов, спроектированной Франческо Борромини (1599-1667), отражает пристрастие эпохи к сложным, динамичным формам. Свобода обращения с ордерной декорацией и мощная экспрессия деталей и целого порождают здесь совершенно иные по характеру архитектурные образы, чем академически строгие постройки Палладио.
Франция
В 1494 французский король Карл VIII предпринял неудачную попытку завладеть троном Неаполитанского королевства. За первым походом последовали захват Милана и итальянские войны начала 16 в. Кроме военных экспедиций, были и посольства, и путешествия, во время которых французы получили возможность познакомиться с ренессансным искусством Италии. Людовик XII, а затем Франциск I стали активно приглашать итальянских художников в Париж и Фонтенбло. Во Франции провел последние три года своей жизни Леонардо да Винчи, но практически ничего там не создал. При Франциске I было развернуто масштабное строительство, в котором принимали участие как французские, так и приглашенные из Италии архитекторы.
В корпусе Людовика XII замка Блуа высокие кровли со слуховыми окнами, ажурный каменный парапет, очертания оконных проемов, членения фасада, напоминающие выступы контрфорсов, ничуть не похожи произведения ренессансной архитектуры Италии. В оформлении корпуса Франциска I появляются ренессансные черты. Подъем кровли все еще велик, однако пинакли, обрамлявшие в более ранней постройке окна, превращены в декоративные элементы - канделябры; появились коринфские пилястры, наложенные на поверхность стен и обрамляющие оконные проемы.
Замок Шамбор (1526-1544) как средневековая постройка имеет в центре обширный двор; по углам и вдоль стен через определенные интервалы поставлены башни. Композиция фасада симметрична, в его декорации преобладает вертикальный ритм.
Постепенно французские архитекторы освоили основы ренессансной архитектуры и, базируясь на этих знаниях, создали собственный стиль. По заказу Генриха II Пьер Леско (ок. 1510-1578) начал перестройку Лувра. В крыле дворца, построенном по проекту Леско, ордер применен с полным пониманием его конструктивной роли. Приставные колонны создают сильные вертикальные акценты, в образовавшихся интервалах поставлены промежуточные пилястры. При всем богатстве архитектурного решения, включавшего декоративные статуи работы Гужона, здесь присутствует строгий порядок и ясность композиции, пришедшие на смену декоративной пышности стиля Франциска I.
Испания
В конце 15 и в начале 16 вв. влияние итальянского Ренессанса стало ощутимо в других странах. Стиль платереск, распространившийся в 16 в. в Испании, представляет собой сплав декоративных элементов поздней готики с ренессансными мотивами. Орнаментом мог быть покрыт весь фасад здания, как в церкви Сан Грегорио в Вальядолиде, или только отдельные его части, как в больнице Санта Крус в Толедо (архитектор Энрике де Эгас). К середине 16 в. страсть к украшению уступает место более строгому академическому стилю дворца Карла V в Гранаде (1526-1533). Здесь Педро Мачука использовал ордерные элементы для создания ясной и лаконичной архитектурной композиции.
Англия
В английской архитектуре этого времени господствовала готика. Итальянский мастер Пьетро Торриджано украсил скульптурными изображениями херувимов и ренессансными пилястрами готическое надгробие Генриха VII в Вестминстерском аббатстве. Его соотечественники создали терракотовые рондо с бюстами римских императоров для украшения дворца Хэмптон Корт, принадлежавшего кардиналу Вулси. Но если оставить в стороне декор, Хэмптон Корт представляет собой обычную готическую постройку. Новый ренессансный стиль едва ли мог укорениться на английской почве. Одной из главных причин этого является отсутствие собственной классической традиции (Франция исторически была более "романизирована", чем Англия: французские архитекторы могли увидеть античные памятники не только во время путешествий в Италию, но и на своей земле). Проникновению ренессансных влияний из Италии в Англию препятствовали также политические и религиозные разногласия между двумя странами.
В произведениях испанского барокко, например в здании Картухи в Гранаде, поверхность стен так плотно покрыта скульптурным декором, что сами стены, кажется, растворяются в этой узорности.
В церквах южной Германии барочная игра с пространством еще более причудлива, чем в творениях Борромини.
Заключение
Итак, Возрождение, или Ренессанс - эпоха
в жизни человечества, отмеченная
колоссальным взлетом искусства
и науки.
Искусство Возрождения, возникшее на основе
гуманизма - течения общественной мысли,
провозгласившего человека высшей ценностью
жизни. В искусстве главной темой стал
прекрасный, гармонически развитый человек,
обладающий неограниченными духовными
и творческими возможностями. Гуманизм
доказывал, что человек в своих чувствах,
в своих мыслях, в своих верованиях не
подлежит никакой опеке, что над ним не
должно быть силой воли, мешающий ему чувствовать
и думать как хочется. Искусство Возрождения
заложило основы европейской культуры
Нового времени, кардинально изменило
все основные виды искусства. В архитектуре
утвердились творчески переработанные
принципы античной ордерной системы, сложились
новые типы общественных зданий. Живопись
обогатилась линейной и воздушной перспективой,
знанием анатомии и пропорций человеческого
тела. В традиционную религиозную тематику
произведений искусства проникало земное
содержание. Усилился интерес к античной
мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу,
портрету. Наряду с монументальными настенными
росписями, украшающими архитектурные
сооружения, появилась картина, возникла
живопись масляными красками. На первое
место в искусстве выступила творческая
индивидуальность художника, как правило,
универсально одаренной личности.
Многие проблемы, разрабатывавшиеся в
гуманистической этике, обретают новый
смысл и особую актуальность в нашу эпоху,
когда нравственные стимулы человеческой
деятельности выполняют все более важную
социальную функцию. Гуманистическое
мировоззрение стало одним из крупнейших
прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения,
оказавшим сильное влияние на все последующее
развитие европейской культуры.
В искусстве Возрождения тесно переплелись
пути научного и художественного постижения
мира и человека. Его познавательный смысл
был неразрывно связан с возвышенной поэтической
красотой, в своем стремлении к естественности
оно не опускалось до мелочной повседневности.
Искусство стало всеобщей духовной потребностью.
Безусловно, эпоха Возрождения - одна из
прекраснейших эпох в истории человечества.
1. Брагина Л.М. «Социально – этические взгляды итальянских гуманистов (II половина XV века, 1993.
2. Гарэи Э. Проблемы итальянского Возрождения. – М., 1996.
3. История искусства зарубежных стран.. – М., 1998.
4. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. А.Н.Марковой. – М, 1995.