Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 13:09, реферат
Царствование Екатерины II – это вторая на протяжении XVIII века попытка модернизации России. Политика Екатерины II дала основания исследователям характеризовать ее правление как период «просвещенного абсолютизма». Историки по-разному оценивают цели и суть политики «просвещенного абсолютизма». Некоторые отождествляет ее с «пропагандой показного либерализма».
Введение …………………………………………………… С.3-4
Глава 1. Личность Екатерины II………………………… С.4-6
Глава 2. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II… С.7-13
Заключение…………………………………………………… С.13-14
Список использованной литературы…………………….. С.15-16
ЭПОХА ЕКАТЕРИНЫ II - ВРЕМЯ ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА В РОССИИ
Содержание
Введение …………………………………………………… С.3-4
Глава 1. Личность Екатерины II………………………… С.4-6
Глава 2. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II… С.7-13
Заключение…………………………………………………… С.13-14
Список использованной литературы…………………….. С.15-16
Введение.
Царствование Екатерины II – это вторая на протяжении XVIII века попытка модернизации России. Политика Екатерины II дала основания исследователям характеризовать ее правление как период «просвещенного абсолютизма». Историки по-разному оценивают цели и суть политики «просвещенного абсолютизма». Некоторые отождествляет ее с «пропагандой показного либерализма». «Образ «просвещенной» государыни на троне России, – пишет он о Екатерине II, – должен был внести успокоение в общественное мнение Западной Европы и России перед фактом узурпации престола, укрепить царистские настроения в среде крестьянства, внушить народным массам мысль, что взгляды и действия императрицы милосердны, справедливы и гуманны» (Н.П. Ерошкин) Другие связывают политику «просвещенного абсолютизма» с развитием нового, капиталистического уклада и обострением классового антагонизма между крестьянскими массами и властвующим дворянством В этих условиях, более проницательные и активные правители «сознательно искали совета и даже гласной поддержки крупных мыслителей эпохи для гибкого и постепенного приспособления существующего порядка к новым социально-экономическим отношениям» (Н.М. Дружинин)..
Так что же «просвещенного» и что «абсолютистского» было в политике Екатерины II, какие элементы преобладали и почему? Именно в этом состоит цель моей работы.
В задачи работы входит рассмотрение личности Екатерины и ее государственной деятельности.
Актуальность работы состоит в том, что на примере личности такого выдающегося человека, как Екатерина Вторая и ее государственной деятельности, можно лучше понять, как и почему формируются деятели, способные оказать столь существенное влияние на целые эпохи и серьезнее разбираться в общечеловеческой проблеме, вот уже несколько тысяч лет занимающих умы политиков, историков и философов - роли личности в истории.
Глава 1.
Личность Екатерины II
Личность Екатерины II и ее политика вот уже несколько столетий является предметом пристального изучения самых разных исследователей. Ей восхищались такие видные деятели той эпохи, как Вольте, проницательный и лукавый Фридрих II, ее заслуги и выдающиеся качества отмечались во всей Европе.1
В чем же стоит феномен принцессы из крошечного провинциального немецкого княжества, которая превратилась в выдающегося государственного деятеля с огромным кругозором, дальновидного и расчетливого политика? Ей восхищались такие видные деятели той эпохи, как Вольте, проницательный и лукавый Фридрих II, ее заслуги и выдающиеся качества отмечались во всей Европе. Как удалось женщине, у которой не было в России вначале ни родных, ни друзей, стать владычицей «державы полумира»? Не получившая практически никакого образования, эта женщина стала одним из образованнейших людей своего времени, разговаривая «на равных» в эпистолярном жанре с Вольтером, Дидро, Гримом. Чистая немка по крови, она сумела превратиться в истинно русскую царицу, положившую конец иноземному засилью и свято соблюдавшую обычаи русского народа. Умная, необычайно работоспособная, талантливо подбирающая себе в помощники и сподвижники людей, умевшая обращать врагов в друзей, покорявшая своим обаянием практически всех, кто с ней общался, она останется в отечественной истории наследницей идей Петра Великого.2
Своими выдающимися заслугами и свершениями, она во многом обязана своим личностным качествам, которые еще недостаточно оценены по достоинству.
По поводу личности Екатерины и оставленного ею наследия уже давно, еще при ее жизни, сложилось два резких и непримиримо противоречивых суждения. Одни говорили о времени ее правления с «умиленным замиранием сердца» (например, Карамзин). Другие считали, что все время правления Екатерины было сплошной театральной феерией, «которую из-за кулис двигали славолюбие, тщеславие и самовластие. Долгое время в иностранной и русской историографии пропагандировался обывательский образ Екатерины II, как «развратницы на троне», жестокой правительницы беспощадно подавлявшей народные выступления в России и ярой противницы французской революции. Особенно постарались в этом плане иностранные писатели, страдающие русофобией. Среди них можно назвать, например, работы французского поляка Казимира Валишевского3. Однако наряду с ними, выходили серьезные труды, в которых авторы старались объективно оценивать личность Екатерины великой и ее роль в истории России. К ним относятся работы В.А. Бильбасова, О.В Ключевского, С.М. Соловьева и других.4
Представляется, что Екатерина являлась настолько неординарной и разноплановой личностью, что понять ее можно, только познакомившись с разными сторонами ее жизни.
Так, например, Екатерина, несмотря на то, что не получила систематического образования и воспитания, всю жизнь занималась самообразованием. В то время как ее муж, будучи наследником престола, играл в солдатики и судил военно-полевым судом крыс, приговаривая их к повешению, а во время православного церковного богослужения показывал язык дьяконам и священникам, его жена читала Плутарха, Монтескье, Вольтера, Тацита, Бейля и управляла за него Голштинским герцогством, самолично рассматривая деловые бумаги. Тем самым она самостоятельно приобрела неоценимый опыт государственного управления.5
О мудрости государыни свидетельствует не только то, что она умела подбирать замечательных соратников в государственных делах. Перед тем, как принять какое-либо важное постановление, Екатерина предварительно приказывала распространять о том слухи и потом прислушивалась к толкам, ходившим в народе.
Если предполагаемое постановление вызывало положительные отклики, то Екатерина утверждала его, если не одобрялось, то отменяла.6
Советовалась императрица не только со своими современниками. Очень часто она обращалась к наследию своего великого предшественника - Петра I. Перед тем, как заняться каким-нибудь новым установлением, она приказывала порыться в архивах и отыскать, «не говорено ли было уже о том при Петре Великом». Во многих случаях оказывалось, что эта проблема им уже обдумывалась.7
Список личных качеств Екатерины II, характеризующих ее как государственную деятельницу на этом далеко не исчерпывается, однако рамки работы не позволяют остановиться на нем подробнее.
Глава 2.
«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II
В начале своего правления Екатерина II предприняла попытку внедрения идей французских просветителей. Поскольку при этом форма Российского государства оставалась абсолютной монархией, то эта политика получила название «Просвещенный абсолютизм».8
Своеобразной идеологической основой «просвещенного абсолютизма» были идеи французских и других просветителей, которые основывались на принципах «естественного права», признававшего равенство и свободу всех людей от рождения и, следовательно, их одинаковые права. Нынешнее же человеческое общество, неразумное и несправедливое, должно быть уничтожено; существует оно только потому, что непросвещенный народ не понимает его несправедливости. Следовательно, требуется просвещение народа, а преобразования в обществе осуществит на разумных основаниях просвещенный монарх.9
Политика просвещенного абсолютизма была характерна для стран с монархической формой правления и со сравнительно медленным развитием капиталистических отношений. Просвещенный абсолютизм, с одной стороны, проводил политику в интересах дворянства, которое сохраняло свои политические права и экономические привилегии, с другой стороны, всячески способствовал дальнейшему развитию капиталистических отношений. В частности, такую политику проводили австрийский император Иосиф II, прусский король Фридрих II, шведский король Густав III и др.
Преобразования в ряде европейских стран сводились к следующим основным направлениям: 1) уничтожение некоторых сословных привилегий и феодальных монополий; 2) проведение крестьянских реформ; 3) проведение реформ церкви (подчинение церкви государству, секуляризация церковных земель, изгнание иезуитов, закрытие монашеских орденов); 4) реформа школьного обучения; 5) реформа суда и судопроизводства; 6) шаги в сторону веротерпимости, смягчения цензуры и т.п.10 Что же из этих преобразований (кроме уже упомянутой секуляризации церковных земель) было осуществлено в России?
В России при Екатерине II в сфере экономики была отменена политика протекционизма, происходит ослабление государственного контроля над частнопредпринимательской деятельностью, развивается банковское дело, законодательно закрепляется частная собственность, отменяются откупа и монополии на многие виды продукции, расширяются виды мануфактур, появляются ассигнации, развивается сеть дорог.
Екатерина II считала, что русский народ духовно не развит. По ее мнению, развить русского человека могло воспитание и образование. Воспитанием и образованием императрица решила создать новую «породу людей», которые через семью распространят принципы нового воспитания на все общество.11
Проводя реформу образования, Екатерина II верила, что за внедрением просвещения последует благотворный результат: исчезнут нравственные и социальные пороки, будет положен конец рабству, невежеству, суевериям.
Вскоре были созданы закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц, дворян, горожан, в которых опытные педагоги занимались образованием и воспитанием юношей и девушек. В результате реформы образования в России в правление Екатерины II была создана система среднего образования, и к концу века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тыс. чел.12
Политика Екатерины II в области просвещения позже принесла плоды - возникло уникальное явление мировой культуры - русская дворянская культура ХIХ века, которая и по сей день имеет непреходящее значение.
С самого начала правления Екатерина II стремилась к достижению внутренней устроенности государства. Она считала, что несправедливости в государстве можно искоренить с помощью хороших законов, и она задумала принять новое законодательство вместо Соборного уложения Алексея Михайловича 1649 г., которое учитывало бы интересы всех сословий.
С этой целью в 1767 г. была созвана Уложенная Комиссия. 572 депутата представляли дворянство, купечество, казачество. Ведущую роль в Комиссии играли дворянские депутаты - 45%. В новое законодательство Екатерина попыталась провести идеи западноевропейских мыслителей о справедливом обществе. Екатерина переработала труды выдающихся мыслителей Ш.Л. Монтескье, Ч. Беккария, Я.Ф. Бильфельда, Д. Дидро и др. и составила для Комиссии знаменитый «Наказ императрицы Екатерины», в котором говорилось о необходимости сильной самодержавной власти в России и сословной устроенности русского общества, о законности, об отношениях между законом и нравственностью, о вреде пыток и телесных наказаний.13
Комиссия работала более двух лет, но ее работа не увенчалась успехом, так как дворянство и депутаты от других сословий стояли на страже только своих прав и привилегий. В России не было силы, кроме монархии, способной подняться выше своих узгоэгоистических интересов и действовать в интересах всех сословий. Попытка Екатерины II перенести на русскую почву западноевропейские либеральные идеи окончилась неудачей. Комиссия была распущена.
Вопрос об отношении Екатерины к крепостному праву всегда был одним из камней преткновения среди исследователей ее жизни. Понимая бесчеловечную сущность крепостничества, Екатерина, хотя и разделяла взгляды западноевропейских мыслителей на крепостничество как антигуманное явление, все же была убеждена, что Россия не готова к принятию иного общественного устройства. В этом ее убедила работа приближенных, которые, редактируя ее «Наказ» для депутатов Комиссии, вымарывали целые страницы, направленные к смягчению крепостного права.14
Ко времени вступления на престол Екатерины II хорошо изучила страну и общество, которыми теперь управляла. Она понимала, что между отвлеченными рассуждениями западноевропейских просветителей о свободе и российской реальностью - огромная разница. Около половины помещичьих крестьян находились на положении рабов. На крепостном праве держалось все помещичье хозяйство. Крепостное право стало привычным, будничным явлением, естественным состоянием для крестьян. Россия была не готова к новому общественному устройству, и ставить вопрос об отмене крепостного права в России она не могла.
Императрица признавалась: «Едва посмеешь сказать, что они (крепостные) такие же люди, как мы, и даже когда я сама это говорю, я рискую тем, что в меня станут бросать каменьями …… даже граф Александр Сергеевич Строганов, человек самый мягкий и с сущности самый гуманный, у которого доброта сердца граничит со слабостью.... даже этот человек с негодованием защищал дело рабства, которое бы должен был изобличать весь склад его души …. Я думаю, что не было и двадцати человек, которые бы по этому предмету мыслили гуманно и как люди … я думаю мало людей в России даже подозревали, чтобы для слуг существовало другое состояние, кроме рабства». 15
Пойти дальше робких попыток по смягчению крепостничества и наказания самых жестоких владык, вроде знаменитой Салтычихи, Екатерину удержал инстинкт самосохранения. Она ясно осознавала, какая пропасть лежит между отвлеченными рассуждениями о «свободе» и русской реальностью. В результате ее стремление перенести на русскую почву западные либеральные идеи закономерно окончились неудачей, хотя и повлияли на тогдашнюю просветительскую литературу.16
Информация о работе Эпоха Екатерины 2 - время просвещенного абсолютизма в России