Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 08:04, доклад
Однако даже избранные мысли Ивана Грозного, хотя и могут быть отнесены к разряду мудрых, свидетельствуют о его лицемерии: »Бог скорее простит удавившегося, чем погибшего ради тщеславия» и «Встречал ли кто-нибудь честного человека, у которого голубые глаза?». В истории русского народа Иван Грозный был личностью загадочной и страшной, современник дьяк Иван Тимофеев пишет о нем: “Превысочайшего во-истинну и преславнейша всех бывших, славиму же от конец небес до конец их”, - и добавляет: “... возненавидел грады земля своея ... и всю землю державы своея, яко секирою, наполы не како рассече”. Такой же загадкой вошел Иван IV и в историческую науку. Для большинства историков это была психологическая проблема; интересовали сама личность Ивана Грозного и условия, в которых она создавалась. Перед некоторыми историками даже вставал вопрос, был ли Грозный нормален умственно.
Эпоха Ивана IV Грозного. Его реформы
23.11.2002
ВСТУПЛЕНИЕ
Иван IV Васильевич Грозный (1530-1586). С 1533г.– великий князь московский, с 1547г.- царь. Годы его правления ознаменовались почти беспрерывными войнами - вначале удачными: завоевание Казанского ханства(1552) и Астраханского (1556), а затем изнурительной 25-летней Ливонской войной, из которой Россия вышла с огромными потерями.more--> Не добившись не каких результатов.
Во внутренней политике постоянно доминантой Грозного был беспощадным кровавый террор, особенно усиливавший после создания опричнины(1565).
Для своего времени Иван VI был неплохо образованным человеком, о чем свидетельствует дошедшая до нас его переписка с князем Курбским, где царь часто прибегает к пересказу различных сюжетов из церковной литературы, цитирует Писание.
Однако даже избранные мысли Ивана Грозного, хотя и могут быть отнесены к разряду мудрых, свидетельствуют о его лицемерии: »Бог скорее простит удавившегося, чем погибшего ради тщеславия» и «Встречал ли кто-нибудь честного человека, у которого голубые глаза?». В истории русского народа Иван Грозный был личностью загадочной и страшной, современник дьяк Иван Тимофеев пишет о нем: “Превысочайшего во-истинну и преславнейша всех бывших, славиму же от конец небес до конец их”, - и добавляет: “... возненавидел грады земля своея ... и всю землю державы своея, яко секирою, наполы не како рассече”. Такой же загадкой вошел Иван IV и в историческую науку. Для большинства историков это была психологическая проблема; интересовали сама личность Ивана Грозного и условия, в которых она создавалась. Перед некоторыми историками даже вставал вопрос, был ли Грозный нормален умственно. Но уже в трудах Соловьева и Платонова были сделаны попытки подойти к этому вопросу иначе: они расценивали деятельность Ивана IV как момент решительной схватки “государственного начала”, воплощенного этим грозным государем, с удельной стариной.
Н. П. Павлов-Сильванский увидел в эпохе Грозного переходный момент от феодализма к сословной монархии, а его выводы легли в основу взглядов Н.А.Рожкова и М.Н.Покровского об эпохе Ивана IV. Если русская историография и “школа Покровского” не сумели научно разъяснить значение Ивана Грозного в русской истории, то западноевропейские историки были в этом отношении совершенно бессильны; в лучшем случае они повторяли выводы Соловьева, Ключевского или Платонова.
К источникам, рассказывающим об эпохе Ивана IV, относятся записки опричника Генриха Штадена, вышедшие почти одновременно с русским переводом записок Таубе и Крузе; к иностранным источникам относится также сказание Альберта Шлихтинга. Не менее важны переписка Ивана Грозного с опричником Василием Грязным и собрание актов времен опричнины. Все эти публикации позволили заново осветить темные вопросы, связанные с реформой Ивана IV.
Вопрос о необходимости
СТАНОВЛЕНИЕ ИВАНА
25 августа 1530г. на свет
ЦАРСКИЙ ВЕНЕЦ
16 января 1547г. в Успенском соборе московского Кремля Иван IV торжественно венчался на царство, Отныне великий князь Иван Васильевич именовался «царем и великим князем всея Руси». Через две недели царь женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Кошкиной. Тогда же вокруг царь стал складывать кружок из честных и свободных людей, получивший названия «Избранной рады». Эти люди понимали, что без глубоких реформ своевольные князья снова и снова будут растаскивать Русь на уделы. К активной деятельности их подтолкнули восстание, потрясшее Москву летом 1547г.
Всю весну столица горела. Нужно было положить конец боярской вольнице и превратить Русь в настоящее царство, где государь правил бы самодержавно. Эти стремления горячо поддерживали служилые люди того времени – дворяне. В отличие от князей и бояр они не могли полностью распоряжаться своей землей – поместье, а пользовались ей лишь до тех пор, пока несли службу. Не могли дворяне рассчитывать и ан высшие государственные должности. Положение человека определялось тогда в первую очередь родословной, с не послужным списком. Поэтому человек способный, но не родовитый мог обрести влияние лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств. Эта система называлась местичеством.
Служилые люди получили свой шанс в 1549г. когда царь, потрясенный московским пожаром и бунтом, созвал так называемый «Собор примирения». На него съехались представители со всех концов русской земли. Восемнадцатилетний государь осудил «неправды» боярского правления и объявил, что сам будет всем «судьею и обороною». Именно к этому времени относится начало активной деятельности «Избранной рады» - фактически неофициального правительства Руси.
ПРОГРАММА РЕФОРМ
Особенно государственный и политический талант Ивана Грозного раскрывают реформы 50-х годов XVI века. Важнейшей чертой политической истории Русского государства 50-х годов являются многочисленные реформы, направленные на дальнейшее развитие и укрепление Русского централизованного государства.
Общей чертой реформ 50-х годов является их антибоярская направленность. Провозглашая эти реформы, правительство Ивана IV изображало их как мероприятия, цель которых заключалась в том, чтобы ликвидировать последствия боярского правления, укрепить экономические и политические позиции. Тех социальных групп, чьи интересы оно выражало и на которые опиралось - дворян, помещиков и верхи посада. При этом есть основание говорить о наличии у правительства Ивана IV целого плана реформ, охватывающих широкий круг вопросов внутренней политики и включавших в себя мероприятия в области землевладения, и финансовые реформы, и, наконец, реформы церковные.
Исходным моментом в проведении реформ явилась речь Ивана IV 27 февраля 1549 г. на заседании Боярской думы совместно с “освященным собором” (т. е. высшими представителями церкви). Эта речь носила программный характер и представляла собой декларацию, излагавшую основные принципы политики правительства; давалась резко отрицательная оценка боярского правления как времени. Основной вопрос, рассматриваемый в декларации Ивана IV, - это вопрос о боярских детях и их интересах. Дети боярские занимают центральное место в декларации Ивана IV, все три пункта которой посвящены им: сначала оценке положения детей боярских в прошлом, во время боярского правления, затем требованию о недопустимости продолжения “сил”, “обид” и “продаж” и формулировке санкций в случае, если они все же будут иметь место.
В прямо противоположном плане трактуется вопрос о боярах. Бояре рассматриваются как основной источник насилия, “обид” и “продаж”, причинявшихся детям боярским в прошлом, в годы боярского правления, и как потенциальный источник таких же действий в настоящем и будущем. Поэтому обращение Ивана IV ко “всем боярам” носило характер ультимативного требования о прекращении таких актов насилия со стороны бояр в отношении детей боярских под угрозой опал и “казни” для тех бояр, кто попытался бы продолжать или возобновить такого рода действия.
В тот же день, 27 февраля 1549 года, состоялось другое выступление Ивана IV. По своему значению оно представляло как бы повторение правительственной декларации, но только не перед боярами, против которых было направлено острие политики, провозглашенной в декларации Ивана IV, а перед детьми боярскими и дворянами, чьи интересы отражала и защищала декларация правительства.
Закономерным итогом политических событий 27 февраля явился закон 28 февраля 1549 года, представляющий собой начало реализации политики, провозглашенной в декларациях Ивана IV от 27 февраля. Закон 28 февраля был принят без участия “всех бояр”: добившись от них принятия требований, сформулированных в царской декларации, правительство Ивана IV не сочло нужным передавать на рассмотрение “всех бояр” текст нового закона и он был принят на заседании “ближней думы” с участием митрополита Макария.
Рассмотрение материалов, связанных с февральской декларацией Ивана IV, показывает, что к этому времени политика правительства уже определилась как политика защиты интересов помещиков (детей боярских) и борьбы за ликвидацию последствий боярского произвола времен боярского правления. А. Е. Пресняков писал: “выступление царя защитником интересов “детей боярских”, будущего дворянства, несомненно, начало политики, достигшей полного развития в эпоху опричнины”.
Правительство Ивана IV, выступая против бояр и в защиту детей боярских - помещиков, стремилось представить себя защитником также и “всех крестьян царствия своего”. Очевидна цель, состоящая в том, чтобы заявлениями о защите всех “крестьян” прикрыть классовый характер политики Ивана IV как органа власти господствующего класса феодалов-крепостников. Особенно ярко тенденция изобразить политику правительства Ивана IV как имеющую “всенародный” характер выступает в речи Ивана IV на Стоглавом соборе 1551 года. Царь выносил на рассмотрение освященного собора и “всех бояр” следующие вопросы (“Царские вопросы”):
Главное место в программе
РЕФОРМЫ ИВАНА ГРОЗНОГО
1549 год созыв Земского собора.
Создание единого
1550 год принятие нового «
1551 год по инициативе царя создан церковный собор для улучшения церковного порядка и благочестия. Царь представил собору список недостатков и непорядков в церковной жизни, изложив его в ста главах, поэтому собор вошел в историю как «Стоглав». На церковном соборе принят единый общерусский пантеон святых. Церковные земли передавались под контроль царя, был введен церковный суд, монастырям запрещено ссужать деньги в рост. Начало военной реформы.
1555 год реформа местного
1566 год принято новое «Уложение о службе», определявший порядок военной службы дворян. Служить можно было с 15 лет, она передавалась по наследству. «Уложение» определяло размер предоставляемых за службу поместий и количество ратников, которые должны были приводить с собой помещики. Появилось ан Руси и регулярное стрелецкое общество общей численностью 12 тыс. человек.