Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:24, доклад
Под эпохой средних веков принято понимать довольно длительный исторический период, в рамки которого входит зарождение и становление европейской средневековой цивилизации и продолжительный процесс ее трансформации - перехода к Новому времени. Эпоху Средневековья начинают обычно с условной даты - с падения Западной Римской империи в 476 г.
1. Под
эпохой средних веков принято
понимать довольно длительный
исторический период, в рамки
которого входит зарождение и
становление европейской
Именно
в этот период формируется Европейский
мир в современных его пределах
и этнических границах, начинается
полоса географических и научных
открытий, появляются первые зачатки современной
демократии - системы парламентаризма.Отечественная
медиевистика, отказавшись сегодня от
трактовки Средневековья лишь какпериода
“темных веков” и “мракобесия”, стремится
объективно осветить события и явления,
превратившие Европу в качественно новую
цивилизацию. Там же, С.8-9. В новейших исследованиях
Средневековье предстает перед нами как
эпоха со своими особыми социальными отношениями
и особой культурой. Это время господства
феодального способа производства и аграрной
стихии, особенно в ранний период, и соответствующих
специфических форм существования общества:
поместье, где господин с помощью труда
зависимых людей удовлетворяет большую
часть своих материальных потребностей;
Монастырь, отличающийся от обычного поместья
лишь тем, что он - “коллективный сеньор”,
и что здесь время от времени встречаются
люди грамотные, способные писать книги
и имеющие для этого “соответствующий
досуг”; и наконец, королевский двор, который
переезжает с места на место и организует
свою жизнь и управление по образцу обычного
поместья. В задачи настоящей работы входит
определение основных социально-экономических
характеристик этой феодальной цивилизации
и описание основных черт средневекового
христианского мира. Предполагается также
затронуть неоднородность следующих вопросов:
какое воздействие оказывала церковь
на средневекового человека, являлась
ли она духовным диктатором или, скорее,
источником вдохновения и развития той
эпохи?
2. Развитие
общественного устройства и
Хозяйственные
условия, сложившиеся к VII веку, определили
развитие феодального строя, характерного
для всех регионов средневековой
Европы. Это, в первую очередь, господство
крупной земельной собственности, основанной
на эксплуатации мелких, самостоятельно
хозяйствующих крестьян-земледельцев.
В большинстве своем крестьяне являлись
не собственниками, а лишь держателями
наделов и поэтому находились в экономической,
а иногда также в правовой и личной зависимости
от феодалов. В собственности крестьянина
обычно сохранялись основные орудия труда,
скот, усадьбы.
Важную
роль играла внеэкономического принуждения
основных производителей, что объяснялось
их хозяйственной
Феодальная
собственность выступала
Таким образом,
основу феодального строя составляла
аграрная экономика. Хозяйство было
преимущественно натуральным, то есть
обеспечивала себя всем необходимым из
собственных ресурсов почти не прибегая
к помощи рынка. Господа покупали лишь
по большей части предметы роскоши и оружие,
а крестьяне - только железные части сельскохозяйственного
инвентаря. См.: История Европы. Т.2. Средневековая
Европа. М.: Наука, 1992. С. 8-9; Средневековая
Европа..., Ч. 2. С. 39-40. Торговля и ремесла
развивались, но оставались второстепенным
сектором экономики.
Социально-классовая
структура средневекового европейского
общества определялась феодальным способом
производства. Его основными классами
были собственники земли (феодалы) разного
ранга и крестьяне (различного юридического
статуса). Важный социальный слой периода
зрелого феодализма образовывали также
горожане, не составлявшие единого класса
из-за значительной имущественной дифференциации.
Взаимоотношения
внутри господствующего класса наиболее
полно и ярко выражались в вассально-ленной
системе и феодальной иерархии. Она
определялась условной формой собственности
(феод.), которую вассал получал ха
выполнение каких-либо обязательств (чаще
всего, за военную службу) в пользу вышестоящего
феодала.
Характерной
чертой феодального общества Средневековья
являлась его сословно-корпоративная
структура, вытекавшая из необходимости
отдельных социальных групп. Как
для крестьян, так и для феодалов
было важно не столько преумножить материальное
богатство, сколько сохранить завоеванный
социальный статус. Там же. Стремление
к непрестанному увеличению доходов в
этот период не проявляли ни монастыри,
ни крупные землевладельцы, ни сами крестьяне.
Права отдельных групп-сословий закреплялись
юридически. Постепенно с развитием городов
сложилось также городское сословие: бюргерство,
в свою очередь также состоявшее из ряда
групп - патрициата, полноправного бюргерства
и неполноправного плебса.
Корпоративность
феодального европейского общества проявлялась
еще и в том, что большую роль в нем играли
разного рода союзы: сельские и городские
общины, братство, ремесленные цехи и купеческие
гильдии в городах, рыцарские и монашеские
ордена.
Важную
роль в становлении средневековой цивилизации
играл институт государства, обеспечивая
защиту населения как от внешней угрозы,
так и от феодальной вольницы. В то же время
само государство являлось одним из главных
эксплуататоров народных масс, так как
в первую очередь представляло интересы
господствующих классов.
Во второй
период Средневековья эволюция общества
заметно ускорилась под воздействием
обмена товарного производства и
денежных отношений, хотя они по-прежнему
имели лишь ограниченное влияние. Все
возрастающую роль играет средневековый
город, который в первое время еще остается
в политическом и административном и политическом
подчинении у поместья - сеньории, в идеологическом
у монастыря. В дальнейшем именно с развитием
городов связано зарождение политико-правовой
системы Нового Времени (а значит, и новых
представлений о взаимоотношений личности
и социума, гражданина и государства).
Этот процесс традиционно воспримется
как следствие создания и развития городских
коммун, отстаивавших свои вольности в
борьбе с сеньором. Действительно, именно
в городах складывались те элементы правосознания,
которые принято называть демократическими.
Однако, как считают современные историки,
искать истоки современных правовых представлений
лишь в городской среде было бы неверно.
Большую роль в становлении правосознания
позднего Средневековья сыграли и представители
других сословий. Так, например, формирование
представлений о достоинстве личности
происходило главным образом в сословном
сознании феодалов и изначально носилоаристократический
характер. Следовательно, демократические
свободы вырастали также и из аристократического
вольнолюбия.
Постепенно
город подтачивает основы Средневековья,
преобразуясь сам, и преобразуя своих
“противников” - феодалов. В острой и
социальной борьбе между крестьянством
и феодалами, между городами и сеньорами,
между различными группировками внутри
самого феодального класса, между сторонниками
сепаратизма и приверженцами централизации
Средневековье постепенно подошло к своему
концу.
Таким образом,
материальной базой феодализма являлась
сельская сеньория, а феодализм как
европейская цивилизация имел две
основы: военную - в соответствии с
главной функцией вассалов, и аграрную
- источник их средств существования.
3. Роль
церкви в жизни
В то же
время церковь умиротворяла общество:
она стремилась сглаживать социальные
конфликты, призывая к милосердию по отношению
к угнетенным и обездоленным, к прекращению
беззаконий, к раздаче милостыни беднякам.
Бедности даже отдавался нравственный
приоритет. См.: Там же. Ч.1. С. 201. Церковь
привлекает под свою защиту множество
нуждавшихся в покровительстве крестьян,
предоставляет им земли для поселения,
поощряет освобождение чужих рабов, попадавших
при этом в зависимость от нее.
В беспокойное
феодальное время люди стремились под
защиту монастыря. Монастырь же был
и самым взыскательным хозяином, сохранявшим
наиболее тяжелые формы феодальной эксплуатации.
Церковь являлась крупнейшим землевладельцем
феодального мира и неустанно умножала
свои материальные богатства. Монастыри
одними из первых переходят к товарному
хозяйству, к производству для рынка, берут
на хранение сокровища и деньги, предоставляют
ссуды. Под покровительством церкви, соединяясь
с церковными праздниками, возникают ярмарки
и рынки, паломничество ко святым местам,
сливаются с торговыми путешествиями.
Продожая использовать в своих целях экономическое
могущество, церковь в XI-XIII вв. фактически
возглавляет торговое и колонизационное
движение европейцев на Восток (“крестовые
походы”), организовав для их финансирования
огромные денежные сборы. После прекращения
“походов” эти средства стали использовать
для усиления папской казны.
Наивысшего
могущества церковная организация
достигает в XII-XIII вв., превратившись
в мощную финансовую организацию
с неограниченной властью над
своими структурами и исключительными
политическим влиянием. Косминский Е.А.
Феодализм в Западной Европе. М. 1932. С. 123-136.
Стоя на консервативных позициях, церковь
учила, что каждый член общества должен
жить в соответствии со своим правовым
и имущественным статусом и не добиваться
его изменения. Идеология трех “сословий”,
распространившаяся в Европе в X веке,
выдвигала на первое место монахов, людей,
преданных молитве и стоящих над обществом.
Происходила постепенная аристократизация
духовенства и монашества.
Однако
на ряду с официальной церковной
доктриной в Средние века широко была
распространена народная религиозность,
выходившая далеко за рамки церкви и христианской
догмы. Бог воспринимался как таинственная
сила, присутствующая в священных местах,
олицетворение блага и справедливости.
Эта народная религиозность разделялась
и основной массой священников, за исключением
церковной элиты - ученых епископов и аббатов.
Большое значение имела вера в посредников
между Богом и людьми - ангелов и святых,
в которых мирян больше привлекали не
христианские добродетели, а творимые
ими чудеса, воспринимаемые как доказательство
их могущества и святости.
Однако
нельзя не отметить положительную роль
церкви и христианской доктрины в
становлении Средневековой