Этапы развития российского федерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 17:49, реферат

Краткое описание

Распад Российской империи и провозглашение нового государства Федеративное устройство Российской Федерации было установлено в январе 1918 года III съездом Советов, на котором была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласившая: Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик. Таким образом унитарное государство было преобразовано в федерацию.
10 июля 1918 г. была принята первая Конституция РСФСР.

Содержание

1.1 . Распад Российской империи и провозглашение нового государства;
1.2. Создание СССР;
1.3. Принятие Конституции СССР 1936 г.;
1.4. Распад СССР;
1.5. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г.

Вложенные файлы: 1 файл

Этапы развития российского федерализма.docx

— 25.89 Кб (Скачать файл)

Этапы развития российского федерализма

1.1 . Распад Российской империи и провозглашение нового государства;

1.2. Создание СССР;

1.3. Принятие Конституции СССР 1936 г.;

1.4. Распад СССР;

1.5. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г.

Распад Российской империи и провозглашение нового государства Федеративное устройство Российской Федерации было установлено в январе 1918 года III съездом Советов, на котором была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласившая: Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик. Таким образом унитарное государство было преобразовано в федерацию.

10 июля 1918 г. была принята первая Конституция РСФСР.

На российской территории произошло образование республик и областей по национальному и географическому признакам, хотя четких границ национального расселения населения не устанавливалось, как не было и четкого различия между республикой и областью, а также разграничения компетенции между центральным правительством и автономными образованиями. Кроме того, административно-территориальные части России включали также губернии и области. В 1923 г., например, в состав РСФСР входило 11 автономных республик, 14 автономных областей и 63 губернии и области.

В 1922 г. был провозглашен СССР - новое федеративное государство, которое включало в свой состав формально равные субъекты - социалистические республики, обладавшие правом выхода из Союза.

В действительности это была фиктивная федерация с ярко выраженной тенденцией к созданию централизованного унитарного государства.

РСФСР вошла в состав СССР на правах отдельной союзной республики.

Было провозглашено, что субъекты Советского Союза - республики - являются национальными по форме и социалистическими по содержанию.

Руководящая роль Коммунистической партии, которая официально характеризовалась как интернациональная сила, превращала Советский Союз, по существу, в фактически унитарное государство с формальными признаками федеративного государства, построенного по национальному принципу.

После вхождения РСФСР в состав СССР на правах союзной республики сложилась уникальная, с точки зрения территориально-государственной структуры, ситуация, когда в состав федеративного государства входило другое федеративное государство, наряду с унитарными государствами.

В 1936 г. была принята новая Конституция СССР, а в 1937 г. по аналогии с общесоюзной была принята новая Конституция РСФСР.

 

В составе РСФСР насчитывалось 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 национальных округов (последние не были перечислены в тексте Конституции). Края и области, в которых проживала большая часть населения РСФСР, в качестве субъектов Федерации не признавались.

Автономные республики являлись государствами, но не суверенными, поскольку их основные законы - Конституции - подлежали обязательному утверждению высшим органом государственной власти РСФСР - Верховным Советом.

Правовое положение автономных областей и национальных округов не нашло своего четкого конституционного закрепления, что в последующем в период политических репрессий серьезно ударило по национально-территориальному устройству РСФСР.

Были физически уничтожены многие руководители автономных образований РСФСР, были ликвидированы многие автономии без какого-либо юридического обоснования, а целые народы были насильственным путем переселены в другие места с мест их традиционного проживания.

Уже в современный период в 1991 г. был принят Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", в соответствии с которым действия советских властей в отношении репрессированных народов были признаны преступными, а эти народы были юридически реабилитированы.

Распад СССР

 «Парад суверенитетов»;

заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора, который впоследствии был включен в текст Конституции РСФСР в качестве ее составной части.

Договор подтверждал суверенитет республик в составе Российской Федерации, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург признавались субъектами Российской Федерации.

Кроме того, Федеративный договор разграничил предметы ведения и полномочия между федеральными органами государственной власти и органами власти различных субъектов Российской Федерации.

Федеративный договор не смог решить всех проблем территориально-политического устройства Российской Федерации и поставить заслон росту националистических тенденций в ряде субъектов, поскольку фактически не гарантировал принцип равноправия субъектов и оставлял много нерешенного во взаимоотношениях федеральных органов власти с органами власти субъектов.

Изменения в федеративном устройстве России после распада СССР:

все Советские Социалистические Республики в составе РСФСР стали республиками;

все автономные округа получили возможность выхода из состава областей и краев посредством принятия соответствующего закона;

Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области;

Чечено-Ингушская АССР разделилась на 2 республики: Чеченскую Республику и Ингушетию;

2 города республиканского подчинения РСФСР (Москва и Санкт-Петербург) были преобразованы в города федерального значения;

Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г.

Проект был одобрен Конституционным совещанием и представлен Президентом РФ на всенародное голосование. Большинством голосов проект был одобрен, и Конституция Российской Федерации вступила в силу, положив начало новому этапу развития федеративных отношений в России.

Референдум был проведен в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1993 г. "О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации".

По условиям проведения референдума Конституция считалась принятой, если за нее проголосовало 50% избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в референдуме участвовало не менее 50% зарегистрированных избирателей.

По итогам голосования такие условия были соблюдены: в голосовании участвовало более 58 млн. избирателей (54,8%), а за принятие Конституции проголосовало 33,4 млн. избирателей, что составило 58,4% всех участвовавших в референдуме.

с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года все республики, края, области, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург, а также Еврейская автономная область стали субъектами Российской Федерации;

были переименованы области: Горьковская в Нижегородскую, Калининская в Тверскую и Куйбышевская в Самарскую;

В момент принятия Конституции Российской Федерации субъектов было 89, затем их численность изменилась:

Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в Пермский край; (7 декабря 2003 года был проведён референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в Пермский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 декабря 2005 года).

Таймырский и Эвенкийский автономные округа присоединились к Красноярскому краю; (17 апреля 2005 года был проведён референдум по присоединению Таймырского и Эвенкийского АО к Красноярскому краю. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2007 года).

Камчатская область и Корякский автономный округ объединились в Камчатский край; (23 октября 2005 года был проведён референдум по объединению Камчатской области и Корякского АО в Камчатский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 июля 2007 года.)

Усть-Ордынский Бурятский автономный округ присоединился к Иркутской области; (16 апреля 2006 года был проведён референдум по присоединению Усть-Ордынского Бурятского АО Иркутской области. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2008 года).

 

 

 


Информация о работе Этапы развития российского федерализма