Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 19:18, доклад
Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя - базилевса. Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов - батраков или за долги попадали в рабство. К началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства.
Этапы формирования государства в Древних Афинах, периодизация его развития
Периоды развития Афинского государства:
1 период – образование Афинского государства (VII– VI вв. до н.э.);
2 период – развитие
и расцвет Афинского
3 период – кризис и упадок Афинского государства (конец V в. до н.э. – IV в. до н.э.).
Этапы формирования государства в Древних Афинах:
1) Реформы Тесея – VIII век до н.э. – объединение четырех племен в одно с центром в Афинах. Свободное население было разделено на три группы:
– эвпатриды – благородные;
– геоморы – земледельцы;
– демиурги – ремесленники.
2) Реформы Солона – 594 г. до н.э. – была проведена сисахфию – отменено долговое рабство, ликвидированы все поземельные долги; цензовая реформа уничтожила наследственные привилегии знати, заменив их привилегиями богатства – граждане разделены на четыре разряда по имущественному признаку; создана Гэлиэя – судебный орган и совет 400;
3) Реформы Клисфена – 509 г. до н.э. – завершено образование Афинского государства, население разделено по территориальному признаку – на 10 территориальных фил, которые делились на демы; был упразднен совет 400,
создан совет 500 из представителей 10 фил по 50 человек от каждой из них, была создана коллегия 10 стратегов.
Градация населения в Древних Афинах: 1) свободные граждане: а) полноправные – рабовладельцы, свободная беднота, люмпены; б) ограниченные в правах – метеки; 2) рабы: а) государственные; б) частные.
Государственные органы Афинского государства: Совет пятисот; Народное собрание; Гелиэя.
Судебные органы: ареопаг; суд эфетов; коллегия одиннадцати; суд диэтетов; коллегии сорока; суды демов.
Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя - базилевса. Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов - батраков или за долги попадали в рабство. К началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства. Родоплеменная организация власти начинает приспосабливаться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных, к эксплуатации рабов. В народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и избираются базилевсы. Первобытное общество превращается в политическое общество, часто называемое военной демократией. Но и оно, сохраняя традиции родоплеменной организации власти, не было способно разрешить или хотя бы умерить развившиеся в обществе антагонизмы - между складывающимися классами рабов и свободных, между рядовыми общинниками и родоплеменной верхушкой.
Предпосылки для объединения племен Аттики под единой властью:
Следствием этого и одновременно важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах былиреформы, связываемые по традиции с именем легендарного героя Тесея. Приписываемые ему реформы - результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся к VIII в. до н.э. Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший делами всех четырех племен. По старой родоплеменной организации был нанесен первый удар.
Афинский полис становится
территориальной формой политической
организации общества.
Территориальная организация общества
настоятельно требовала единообразного
(независимого от племенных различий)
и, следовательно, централизованного управления
общественными делами, гораздо более активного
регулирования развивающихся социальных
отношений. Конфликты имущественной диференциации,
наиболее отчетливо проявившиеся в углубляющихся
противоречиях между свободными афинянами
и различными группами неполноправного
и зависимого населения (феты, иностранцы,
рабы и т.д.), создавали почву для формирования
новых механизмов власти. Возникла необходимость
в политической (государственной) власти,
стоящей над обществом и способной стать,
с одной стороны, средством соглашения
и примирения, с другой - силой подчинения
и порабощения. Начало этому было положено
закреплением не только социального, но
и политического неравенства между свободными,
их разделением (также приписываемым Тесею)
на эвпатридов - благородных, геоморов
- земледельцев и демиургов - ремесленников.
Государственные органы:
Ареопаг, заменив совет старейшин, избирал и контролировал архонтов, а также народное собрание, и осуществлял высшую судебную власть. В состав ареопага входили все бывшие и действующие архонты, т.е. опять-таки представители эвпатридов.
Аттическое общество превращается
в политическое общество - общество,
находящееся под властью, выделившейся
из него и стоящей над ним. Былому
синкретизму (нерасчлененности) общества
и власти приходит конец.
Одновременно продолжает развиваться
и другой процесс, характерный для возникновения
государства, - территориальное деление
населения. В VII в. до н.э. страна была разделена
на округа - навкрарии, жители которых,
независимо от племенной принадлежности,
были обязаны на свои средства построить
и снарядить военный корабль, а также поставить
для него экипаж.
В первую половину V в. до н.э.
Афины превращаются в одно из ведущих
государств греческого мира. Этому способствовали
победа греческих государств в греко-персидских
войнах, интенсивное экономическое развитие
Афин и укрепление в них демократического
строя.
Афинская демократия вступила в период
своего расцвета. Важную роль в этом сыграли
проведенные в середине V в. до н.э. реформы
Эфиальта и Перикла.
Эфиальт почти полностью лишил ареопаг политической власти, передав его основные функции народному собранию, Совету пятисот и гелиэе. За ареопагом сохранились лишь некоторые судебные и религиозные функции.
С именем Перикла связан расцвет афинской демократии. При нем потеряла значение цензовая реформа Солона, поскольку возможность замещения государственных должностей была признана за всеми полноправными гражданами. Для приобщения к активной политической жизни малоимущих граждан вводилось вознаграждение за исполнение государственных должностей.
На смену патриархальному рабству пришло классическое, античное рабовладение. Рабы, которые начинают рассматриваться как простые орудия труда, превращаются постепенно в основную производительную силу. Противоречие между бесправными рабами и рабовладельцами превратилось в основное антагонистическое противоречие афинского общества.
Рабовладельческая демократия в Афинах в V в. до н.э.
По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми перерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э.
Основными государственными органами Афинского государства в это время являлись:
Они направляли и контролировали
деятельность должностных лиц, главными
из которых были стратеги и архонт
Народное собрание - верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайно. Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д. В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян. Принятый народным собранием законопроект становится законом только в том случае, если он не отвергался затем гелиэей.
В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления:
Последние имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего. По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.
Гелиэя была высшим судебным органом государства и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.
Таким образом, законодательный процесс Древних Афин имел следующие стадии:
Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей:
Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. После истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства подавляющее большинство должностей было коллегиальным.
Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты.
Коллегия стратегов состояла из десяти членов,
избираемых народным собранием из числа
женатых и имевших недвижимость граждан.
Стратеги к V в. до н.э. получили важные
полномочия. Они стали распоряжаться средствами,
отпущенными на содержание армии и флота,
организовывать сбор чрезвычайн
С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов. После реформ Солона девять архонтов стали избираться жребием из кандидатов, предложенных территориальными филами. Единой коллегией они действовали редко - при решении народным собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц.
Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700) управляли государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодежь, проходившую военную подготовку и т.д. Свои должностные лица были в филах и демах.
Высшим судебным органом Афин, как отмечалось, была гелиэя. Некоторые судебные функции сохранил ареопаг. Под председательством архонта-базилевса он рассматривал дела об умышленном убийстве. По поручению народного собрания ареопаг мог проводить расследование дел о государственных преступлениях. Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом эфетов. Разбой, кража и другие имущественные преступления - коллегией одиннадцати. Гражданско-правовые споры об имуществе подлежали ведению третейского суда диэтетов и (по мелким делам) коллегии сорока. Со времени Перикла были созданы суды по делам. Иногда, когда речь шла об особо тяжком преступлении, в качестве суда выступало само народное собрание.
Информация о работе Этапы формирования государства в Древних Афинах, периодизация его развития