Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 19:24, курсовая работа
Чем вызван интерес к рассматриваемой проблеме? Ответ на этот вопрос, на наш взгляд, можно сформулировать следующим образом. История древних славян – это, прежде всего, часть истории Русского народа. Язычество можно назвать архаической религией, то есть прарелигией Руси. Даже сейчас, в XXI веке, существует немало людей, придерживающихся языческой религии древних славян. Вот почему мы считаем, что данная тема может быть достаточно актуальной.
Таким образом, цель данной работы – попытаться дать представление о языческой культуре наших предков-славян на всех этапах ее существования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить историю происхождения славян;
проследить связи и взаимодействие славян с соседними народами;
изучить вопросы периодизации славянского язычества;
Введение
3
Глава 1.
Происхождение славян. Праславяне
5
1.1.
Древнейшие цивилизации на территории нашей страны
6
1.2.
Периодизация славянского язычества
10
Глава 2.
Языческая культура древних славян
16
2.1.
Языческие божества
16
2.2.
Языческие праздники, ритуалы и обряды
24
Заключение
34
Список литературы
35
Кульминационным пунктом славянского сельскохозяйственного года были грозовые, жаркие июльские дни перед жатвой. Земледелец, бессильный перед лицом стихий, со страхом взирал на небо – урожай, взращенный его руками, вымоленный у богов, был уже почти готов, но грозное и капризное небо могло его уничтожить. Излишний зной мог пересушить колосья, сильный дождь – сбить созревшее зерно, молния – спалить сухое поле, а град – начисто опустошить нивы.
Бог, управлявший небом, грозой и тучами, был особенно страшен в эти дни; его немилость могла обречь на голод целые племена. День Рода-Перуна (Ильин день – 20 июля) был самым мрачным и самым трагическим днем во всем годовом цикле славянских молений. В этот день не водили веселых хороводов, не пели песен, а приносили кровавые жертвы грозному и требовательному божеству.
Знатоками обрядности и точных календарных сроков молений были жрецы-волхвы и ведуньи-знахарки, появившиеся еще в первобытную эпоху. Наряду с языческими молениями об урожае, составлявшими содержание годового цикла праздников, славянское язычество включало и первобытный анимизм (заклинания и обряды поклонения лешим, водяным, болотным духам) и культ предков (почитание мертвых, вера в домовых). [15, c. 387]
Помимо обрядов, описанных выше и связанных с природным сельскохозяйственным циклом древних славян, существовали и другие обряды и ритуалы.
В ночи зимних святок проходили гадания на будущий урожай, на приплод, а больше всего – на брачные союзы. Способов гадания – бесчисленное множество. Этот обычай идёт от желания общения с древней славянской богиней, которая представлялась в виде красивой девушки-пряхи, прядущей нить судьбы, нить жизни – Сречи (Встречи) – с целью узнать свою судьбу. У разных племён синонимы «суд», «рок», «доля», «судьба», «жребий», «кош», «приговор», «решение», «выбор» имеют одно и тоже значение.
Итак, во время зимних святок ночами проходили гадания, а днями – ладины – сговоры невест, а затем и свадьбы.
Сложной обрядностью обставлялись свадьбы и похороны. Свадебные обряды были насыщены магическими действиями, направленными на безопасность невесты, переходящей из-под покровительства своих домашних духов в чужой род, на благополучие новой семьи и на плодовитость молодой четы. Погребальные обряды славян сильно усложнились к концу языческого периода в связи с развитием дружинного элемента. Со знатными русами сжигали их оружие, доспехи, коней. По свидетельствам арабских путешественников, наблюдавших русские похороны, на могиле богатого руса совершалось ритуальное убийство его жены. Все эти рассказы полностью подтверждены археологическими раскопками курганов. В качестве примера можно привести огромный курган высотою в четырехэтажный дом – «Черную Могилу» в Чернигове, где в процессе раскопок было найдено много различных вещей Х в.: золотые византийские монеты, оружие, женские украшения и турьи рога, окованные серебром, с чеканными узорами.
Славянские языческие обряды и ритуалы являлись неотъемлемой частью жизни наших предков и были приурочены к важнейшим событиям, происходившим в их жизни – свадьбы, новоселья, пострижины, сбор урожая, похороны, собрания общин и т.д. Смысл собранных в данном разделе обрядов и ритуалов заключается в призыве на помощь в каком-либо деле тех «вышних» сил (духов, мифологических существ, Богов и Предков наших), поскольку наши мудрые пращуры ведали, что мир явный (в которым мы живём) соединён с миром навьим (где живут мифологические духи и существа, нечисть и души умерших) и с миром правым (где живут Боги наши и Души Предков Славных) и понимали необходимость обеспечения гармонического сосуществования трёх этих разных миров (Тремирья,) дабы был Лад на Земле и в Роду нашем.
Любой обряд и ритуал – есть серьёзное сакральное действо, служение да почёт Богам Родным, Предкам и Роду нашему, и, потому требует очень серьёзного подхода и подготовки, как теоретической, так и практической.
Обряд имянаречения проводился жрецами по обретению человеком славянской веры. В процессе жизни и возмужания человека имя могло неоднократно меняться в зависимости от способностей и наклонностей человека, его рода деятельности, стези на которую он ступил и идёт по жизни. У разных жрецов и в разных общинах обряд мог разниться, но главная суть его всегда оставалась общей – помочь человеку обрести традиционное и Родное славянское имя и встать под защиту и покровительство Родных Славянских Богов. Следует отметить, что если славянин или славянка были с рождения названы именем Родным то сей обряд проводить не нужно. Выбирая имя, мы выбираем Стезю (Судьбу). Принятие нового имени подобно новому рождению (перерождению) человека, новому шагу в неизведанное. Сделав этот шаг, мы уже никогда не будем прежними. Имя – это ключ, отмыкающий врата Родовой памяти.
Обряд раскрещивания проводился несколько похоже на обряд имянаречения, но только на первый взгляд. Ибо у этих двух обрядов разные цели. При раскрещивании отрёкшемуся человеку жрец помогает очистится от чуждой ему веры. При имянаречении же человеку помогают обрести Родную веру и встать под защиту и покровительство Родных богов.
Нарекаемый, оголившись по пояс (или не делая этого, если на улице зима), и взяв с собой старую рубаху и три разных требы, становится на два колена у капища. Следует не забывать, что необходимо снять крестик с шеи и оставить его за пределами обрядового круга до начала обряда.
Завершается обряд после того, как жрец поздравил человека, прошедшего обряд, с завершением обряда и разомкнул круг, вынув нож из замка. Обряд раскрещивания проводится не только по праздникам и не только у капища, а может быть проведён жрецом у святилища в будний день или возле реки, где раскрещиваемый должен искупаться. Главное – воля на то раскрещиваемого и жреца. Обряд рекомендуется проводить при трёх свидетелях.
Свадьба – поистине есть наиславнейшая треба Роду, «творимая во черёд свой каждым из Роду Русского, из Племени Славянского, иже душою и телом во Здравии пребывает. … Ибо долг каждого человека на Земле – сохранить и продолжить Род свой, долг каждого Русича и Славянина – продолжать Род Русский и Славянский. Цепь поколений должна продолжаться и быть неразрывной».
Свадьба, наряду с рождением, введением в Род (возрастным посвящением) и погребением, испокон веков почиталась Предками нашими важнейшим событием жизненного Коло (круга, цикла) человека и принадлежала к числу не внутрисемейных, но общеродовых празднеств.
Свадьбе обычно предшествуют: сватовство, смотрины, сговор (во время коего окончательно договариваются о размере приданного) и обручение, а также, бывают, ещё и иные действа, например, умыкание (кража) невесты (как правило, по взаимному согласию). В последнем случае жених платит отцу невесты вено (выкуп). За день-другой до свадьбы печётся особый обрядный коровай со знаками плодородия и пирог с курятиной – курник, олицетворяющие собой счастливую жизнь, достаток в семье и доме.
Начало строительства дома у древних славян было связано с целым комплексом ритуальных действий и обрядов, предупреждающих возможное противодействие со стороны нечистой силы. Самым опасным периодом считался переезд в новую избу и начало жизни в ней. Предполагалось, что «нечистая сила» будет стремиться помешать будущему благополучию новосельцев. Потому до середины XIX века во многих местах России сохранялся и проводился древний обережный ритуал новоселья.
Постриги (пострижины) – славянский языческий обряд, состоящий в пострижении волос ребёнка семи лет от роду, в знак перехода из под опеки матери под опеку отца, из под опеки божеств Лели и Лады. Обряд сохранялся в Польше вплоть до XIV в. На Руси издавна существовал обычай первого стрижения волос у детей мужского пола – постриг под власть и покровительство.
Постриги обычно проводят утром при солнечной погоде. Действующие лица: Волхв (Жрец, Старейшина); оруженосец (у Русичей – воевода); отец; мать; сын-юнак (посвящаемый); гудковцы (музыканты) и певцы (хоровые); участники и гости (родственники и знакомые).
Юнак садится на табурет, старейшина берёт ножницы с подноса, срезает ими пучок волос и предаёт их Огню. Юнак встаёт, старейшина (Волхв) объявляет о посвящении Родича во взрослую жизнь. По знаку старейшины все встают и под музыку поют гимн.
Происхождение обряда колядования уходит корнями в глубокую старину. Ещё в языческие времена, несколько раз в году, славяне производили заклинание против злых духов. Обряд сей как до, так и после принятия христианства на Руси был приурочен к святочному периоду и к великому празднику Коляды.
Типично святочным увеселением признаётся ряжение. Смысл обрядового действия заключается в изменении облика, чтобы нечисть не узнала, и дурачить или пугать окружающих своим комическим видом. Ряженые плясали, кувыркались, говорили писклявыми голосами, целыми ватагами ходили из избы в избу, иногда из деревни в деревню.
Братчина – древний славянский языческий обряд, который сопровождал большинство празднеств наших Предков. В переводе с древнерусского «братчина» означает – пиршество, устраиваемое в складчину, то есть общинный праздничный пир. Народные пиршества, известные под названием «братчина» сохранялись почти в неизменном виде с древнейших времён вплоть до начала XX в.
Банный обряд всегда должен начинаться с приветствия Хозяина Бани, или духа бани – Банника. Приветствие это так же является своего рода заговором, заговором пространства и среды, в котором будет проводиться банный обряд. Это – настраивание данной среды на определённый Лад.
Обычно сразу после прочтения такого заговора-приветствия, на каменку подаётся ковшик горячей воды и поднимающийся с каменки пар, равномерно распределяется круговыми движениями веника или полотенца по всей парилке. Это и есть создание лёгкого пара, воздействие которого на человека создает в организме легкость и ощущение физической гармонии.
Традиционный древний славянский похоронный (погребальный) обряд называется «Звёздный Мост» или «Калинов Мост» – мост между миром живых и миром мёртвых, иначе говоря – мост между Явью и Навью, пройдя через который душа человека попадает на «тот свет». В сказаниях славянских народов упоминается чудесный мост, пройти по которому способны лишь души добрых, мужественных, честных и справедливых людей. Этот мост мы видим на небе в ясные ночи, называется он Млечным Путём. Праведники (люди, жившие по Прави, Пра-Ведам, Заветам Богов) без труда проходят по нему и попадают во Ирий Светлый. Обманщики, воры и убийцы, злые и завистливые люди проваливаются со звёздного моста вниз – во мрак и ледяной холод Нижнего Мира Нави. Тем же, кто натворил в этой жизни и много добра, и много зла предлагается пройти испытания – для каждого они свои.
Во время похоронного обряда, процессия под причитания плакальщиц, должна перейти символический «Калинов Мост», тем самым проводить душу покойного на рубеж миров (Яви и Нави), после чего тело умершего клали на погребальную краду. Крада – погребальный костёр у славян (Славянское слово «крада» означает «жертвенный огонь»). Покойника одевают во всё белое, закрывают белым покрывалом, кладут в домовину дары (подарки) и поминальную еду. Покойник должен лежать ногами на запад. Краду поджигает старейшина, либо Волхв (Жрец).
Тризна – погребальный воинский обряд у древних славян, который состоит из: игр, плясок и состязаний в честь покойного; оплакивания умершего; поминального пиршества. Изначально тризнище состояло из обширного обрядового комплекса жертвоприношений, военных игр, песен, плясок и ристаний в честь покойного, оплакивания, причитаний и поминального пиршества как до, так и после сожжения. После принятия христианства на Руси долго время тризница сохранялась в виде поминальных песен и пира, а позднее этот древний языческий термин заменило собой название «поминки». Этот обряд помогает найти душевное спокойствие живым и умершим, способствует их благотворному взаимодействую и взаимопомощи.
Обряд кровного братания – очень серьёзное языческое обрядовое действие, таящее в себе глубокую сакральную суть и значение. Смысл сего единение на духовном уровне двух воинов (как правило) при помощи клятвы верности, (нарушив которую человек духовно умирает) и крови (коя издавна почиталась носительницей души человека). Воины клялись ни за что не предавать, быть верными до смерти, и стоять друга за друга до конца в бою.
«Если двое мужей славных побрататься кровью решат, помышление то крепко обдумав и отступать не думая, известят о сём Волхва общины или Воеводу своего или старшего, дабы тот воссвидетельствовал и клятве и обряду словеса рёк. Встанут мужи друг против друга перед огнём, а Волхв подле них. И мужи возрезают руки левые себе (вены), каждый сам и ножом одним, калёным в огне или каждый своим. В чашу с хмелем сливают струи кровяные и смешивают во единое питие, а раны подносят одна к другой крепко накрепко. Затем Волхв вершащий обряд начинает речение своё. После чего Волхв даёт испить чашу по половине каждому брату речённому, после чего братья кровные обняться крепко должны, тем самым своё братство кровное скрепив». [12, с. 311]
Треба есть дар «благодарных потомков своим Вышним Родителям, иными словами – Богам Родным. Требой единится Всемирье. Требу приносить должно, Сердце своё от всего лишнего очистив – не во гневе, не в ярости, не ослеплённым маятой пустой. Потому требы приносить должно с сердцем чистым и с намереньями добрыми – Богов Славя за дары их щедрые…» [12, с. 313] Потому что нельзя получить что-либо, не отдав чего-то. В этом и есть суть требы (жертвы).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги нашего небольшого и весьма поверхностного экскурса в историю славянского язычества, хочется отметить следующее.
История любого государства неоднородна и складывается не только из решений правителей и военных действий. История страны – это, прежде всего – народ, который напрямую связан с духовностью («не хлебом единым…»). Без неё трудно представить существование полноценного государства. Вот почему изучение архаических истоков культуры так важно при изучении истории и культуры страны.
С течением веков славянское язычество все более становилось выражением народного мировосприятия. Язычество удержалось в деревне и было формой проявления народных, крестьянских воззрений, существовавших на своих тысячелетних исконных основах. Русская народная культура XVIII–XIX вв. традиционна, и эта традиционность уходит в языческую старину. Значительная часть народного творчества связана с язычеством.
Язычество – это неисчерпаемый источник народной мудрости, который нам завещали предки. Изучение язычества – это не только углубление в первобытность, но и путь к пониманию культуры народа.