Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 13:43, доклад
Язычество – религия, основанная на веровании в нескольких богов одновременно, а не в одного Бога-создателя, что свойственно, в частности, христианству.
Несмотря на то, что существует достаточное количество источников, по которым можно судить о верованиях славян, трудно сформировать единую картину мира восточнославянских язычников. Принято считать, что суть славянского язычества заключалась в вере в силы природы, которые и определяли жизнь человека, управляли ею и решали судьбы – отсюда вытекают и боги-повелители стихий и природных явлений, матушка-земля. Помимо высшего пантеона богов у славян были и более мелкие божества – домовые, русалки и другие. Мелкие божества и демоны не оказывали серьезного влияния на жизнь человека, но активно в ней участвовали. Славяне верили в существовании у человека души, в небесное и подземное царство, в жизнь после смерти.
1.Введение
2Возникновение и развитие язычества на Руси
3.Древние верования
4.Домашние божества
5.Древние святилища
6.Заключение
7.Источники
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Армавирский медицинский колледж»
Министерство здравоохранения Краснодарского края
Доклад
По дисциплине ОДБ.04 История России
Специальности 34.02.01Сестринское дело
Тема: « Языческие верования древних славян»
Выполнила:
Студентка группы 1МВ
Петрова Анастасия
Проверила:
Сабирова Н.М.
Армавир
2014г.
Содержание:
1.Введение
2Возникновение и развитие язычества на Руси
3.Древние верования
4.Домашние божества
5.Древние святилища
6.Заключение
7.Источники
1.Введение
Язычество – религия, основанная на веровании в нескольких богов одновременно, а не в одного Бога-создателя, что свойственно, в частности, христианству.
Несмотря на то, что существует достаточное количество источников, по которым можно судить о верованиях славян, трудно сформировать единую картину мира восточнославянских язычников. Принято считать, что суть славянского язычества заключалась в вере в силы природы, которые и определяли жизнь человека, управляли ею и решали судьбы – отсюда вытекают и боги-повелители стихий и природных явлений, матушка-земля. Помимо высшего пантеона богов у славян были и более мелкие божества – домовые, русалки и другие. Мелкие божества и демоны не оказывали серьезного влияния на жизнь человека, но активно в ней участвовали. Славяне верили в существовании у человека души, в небесное и подземное царство, в жизнь после смерти.
Славянское язычество имеет немало ритуалов, которые связаны со взаимодействием богов и людей. Богам поклонялись, у них просили защиты, просили покровительства, им приносили жертвы – чаще всего это был скот. Точных сведений о наличии человеческих жертвоприношений у языческих славян не существует.
Чем вызван интерес к рассматриваемой проблеме? Ответ на этот вопрос, на мой взгляд, лежит в самой формулировке темы работы. История древних славян - это, прежде всего, часть истории Русского народа. Язычество можно назвать архаической религией, то есть прарелигией Руси. Даже сейчас, в 21 веке, существует немало людей, придерживающихся языческой религии древних славян. Вот почему я считаю, что данная тема может быть достаточно актуальной.
2.Возникновение и развитие язычества на Руси
Славянское язычество начало формироваться примерно во 2-1 тысячелетии до нашей эры под влиянием индоевропейской культуры, когда славяне стали из нее выделяться в самостоятельные племена. Перемещаясь и занимая новые территории, славяне знакомились с культурой своих соседей и перенимали определенные черты у них. Так, именно индоевропейская культура принесла в славянскую мифологию образы бога грозы, бога скота и образ матери-земли. Немалое влияние на славянские племена оказали и кельты, которые также обогатили славянский пантеон и, кроме того, принесли славянам само понятие «бог», ранее не использовавшееся. Славянское язычество имеет немало общего с германо-скандинавской культурой, оттуда славяне взяли образ мирового древа, драконов и многих других божеств, которые позднее трансформировались в зависимости от условий проживания и особенностей славянской культуры.
С того момента, как славянские племена стали объединяться, начало формироваться единое централизованное государство, начали развиваться внешние связи славян с Византией, постепенно язычество стало подвергаться гонениям, все чаще старые верования подвергали сомнения, появились даже поучения против язычества.
Судьба их была различна. Южные славяне (предки болгар, сербов, хорватов, македонцев, черногорцев) попали в сферу влияния цивилизации Средиземноморья и быстрее других приняли христианство. Западные славяне (их нынешние представители: чехи, словаки, поляки) дольше сохраняли языческую традицию. Особое развитие она получила у обитателей южного берега Балтики: польского Поморья и междуречья Эльбы и Одера. Последние в 10 в. оказались в трудных условиях отражения экспансии германской империи. Чтобы выжить, балтийские славяне создали воинственные княжества (лютическое, ободритское, руянское) со множеством укрепленных городов, наиболее известными из которых были Аркона и Ретра. В этих городах, где большим влиянием обладало жречество, строились роскошные деревянные храмы, украшенные религиозной скульптурой. Почти все это погибло в 12 веке, после падения западнославянских княжеств и обращения их населения в католичество.
В итоге, после Крещения Руси в 998 году, когда христианство стало официальной религией, славяне стали постепенно отходить от старых традиций, хотя отношения язычества и христианства были непростые. По некоторым сведениям, на многих территориях язычество сохраняется до сих пор, а на Руси оно еще довольно долго существовало, до 12 века.
3.Древние верования
Самые древние славянские верования и обряды основаны на обожествлении природы. В сознании древнего язычника жили одновременно два мира -реальный, человеческий мир и иной мир, населенный божествами(добрыми и злыми) и душами предков .В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, они верили, что их прародители- дикие животные. Они считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени было свое священное животное.
Хозяином леса был Медведь - самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия. С пробуждение медведя древние славяне связывали наступление весны.
Из травоядных животных во время охотничьей эпохи почиталась Олениха -древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. Ее рога были символом солнечных лучей.
С течением времени на смену тотемным божествам пришли боги и духи, обладающие человеческим обликом. Например:
Леший у восточных славян - дух леса, враждебный людям. Считалось, что он может вывести из леса заплутавшего путника, но если его рассердить, может, наоборот, завести человека в лесную чащу и погубить. Чтобы не поддаться лешему, в лесу нельзя было ничего есть.
Еще одним яз самых известных
духов была Русалка -мифический образ
у восточных славян. В образе русалки сочетались
черты духов воды(речные),плодородия(
4.Домашние божества
Духи населяли не только леса и воды. Также были известны и домашние божества.
Домовой-покровитель хозяйства: если хозяева были старательны, он к благу прибавлял благо, а за лень наказывал бедой. Считалось, что домовые живут в подпечье. Вера в домового тесно переплеталась с верой в то, что умершие родичи, помогают живым. В древности многие народы верили, что именно через дымоход в семью приходит душа новорожденного и также уходит дух усопшего.
В некоторых северных русских селах бытовали поверья о том, что о хозяйстве кроме домового заботятся также дворовой, скотник и кутной бог(они обитали в хлеву и приглядывали за скотиной, для них оставляли в углу немного хлеба и творога),а также овинник- хранитель запасов зерна и сена.
5.Древние святилища
Издревле местом общеплеменных молений для почитания богов были горы, особенно у которых была безлесная вершина. Археологические раскопки дают представление о том, как выглядело древнерусское святилище на холме. На вершине холма находилось капище- место, где стоял капь- идол. Вокруг капища шел земляной вал, на вершине которого горели крады -священные костры.
Второй вал был внешней границей святилища. Пространство между двумя валами носило название требище, там ели жертвенную пищу. Пир мог проходить и под открытым небом ,и в особых зданиях, стоящих на том же требище, первоначально предназначенных исключительно для ритуальных пиров. Славянских идолов сохранилось крайне мало. Это связано не столько с гонениями на язычество, столько с тем, что идолы в большинстве были деревянными. Использование в качестве материала дерева ,а не камня для изображений богов объяснялось не дороговизной камня ,а верой в магическую силу дерева- идол ,таким образом, соединил в себе священную силу и дерева, и божества.
6.Заключение
Подводя итоги краткого экскурса по заявленной теме в формате данной работы, можно отметить следующие моменты: безусловно, "язычество древних славян" - многослойная, сложная, имеющая обширное поле для изучения тема. С одной стороны, она уводит нас в глубину отдаленных тысячелетий первобытности, с другой - явно и полнокровно проявляется в русском фольклоре и традициях, доживших до наших дней.
По своей сути язычество являет собой естественную духовность, свойственную человеку от рождения. Оно берёт своё начало в самой природе и в родовой памяти народа, а не основывается исключительно на некоем частном мнении. В разные исторические эпохи языческая вера наших предков принимала различные формы, сохраняя при этом свою изначальную духовную суть. Некоторые из этих формаций с течением времени естественным образом отмирали, чтобы освободить место новым, но это не означало вырождения языческих традиций, возможно в силу того, что способность самообновляться - признак живой сущности. Важно подходить к изучению данной темы, учитывая её духовную составляющую, а не только с позиции слепой реконструкции древнего быта.
Язычество древних славян являлось верой простого народа, который естественным образом был приближен к земле, природе. Это была, своего рода система магических знаний, которая могла умереть только вместе с народом. Пока народ способен жить, и осознавать себя на своей земле наследником предшествующих поколений, будет жива и его традиция, и в данном случае термин "традиция" необходимо воспринимать как высокоразвитое философско-этическое учение.
Языческая вера наших предков - это традиционная народная культура, родовая система верований, комплекс мировоззрений, направленных на гармоничное развитие человека в природе, приобретение им необходимых способностей, используемых на благо своего рода-племени. Возможно, именно этого не хватает современному обществу, отравленному своим же разрушительным отношением к организму планеты и собственному на ней существованию.
7.Источники
1. Карпов А. В. Язычество, христианство, двоеверие. Религиозная жизнь Древней Руси в IX-XI веках. СПб.: Алетейя, 2008.
2. Мансикка В. Й. Религия восточных славян. — М.: ИМЛИ им..
3. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян
4. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия: десятое издание .2006