Языческие верования древних славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 13:43, доклад

Краткое описание

Язычество – религия, основанная на веровании в нескольких богов одновременно, а не в одного Бога-создателя, что свойственно, в частности, христианству.
Несмотря на то, что существует достаточное количество источников, по которым можно судить о верованиях славян, трудно сформировать единую картину мира восточнославянских язычников. Принято считать, что суть славянского язычества заключалась в вере в силы природы, которые и определяли жизнь человека, управляли ею и решали судьбы – отсюда вытекают и боги-повелители стихий и природных явлений, матушка-земля. Помимо высшего пантеона богов у славян были и более мелкие божества – домовые, русалки и другие. Мелкие божества и демоны не оказывали серьезного влияния на жизнь человека, но активно в ней участвовали. Славяне верили в существовании у человека души, в небесное и подземное царство, в жизнь после смерти.

Содержание

1.Введение
2Возникновение и развитие язычества на Руси
3.Древние верования
4.Домашние божества
5.Древние святилища
6.Заключение
7.Источники

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 24.66 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Армавирский медицинский колледж»

Министерство здравоохранения Краснодарского края

Доклад

По дисциплине ОДБ.04 История России

Специальности 34.02.01Сестринское дело

Тема: « Языческие верования древних славян»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы 1МВ

Петрова Анастасия

Проверила:

Сабирова Н.М.

 

Армавир

2014г.

Содержание:

1.Введение

2Возникновение и развитие язычества на Руси

3.Древние верования

4.Домашние божества

5.Древние святилища

6.Заключение

7.Источники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

Язычество – религия, основанная на веровании в нескольких богов одновременно, а не в одного Бога-создателя, что свойственно, в частности, христианству.

Несмотря на то, что существует достаточное количество источников, по которым можно судить о верованиях славян, трудно сформировать единую картину мира восточнославянских язычников. Принято считать, что суть славянского язычества заключалась в вере в силы природы, которые и определяли жизнь человека, управляли ею и решали судьбы – отсюда вытекают и боги-повелители стихий и природных явлений, матушка-земля. Помимо высшего пантеона богов у славян были и более мелкие божества – домовые, русалки и другие. Мелкие божества и демоны не оказывали серьезного влияния на жизнь человека, но активно в ней участвовали. Славяне верили в существовании у человека души, в небесное и подземное царство, в жизнь после смерти.

Славянское язычество имеет немало ритуалов, которые связаны со взаимодействием богов и людей. Богам поклонялись, у них просили защиты, просили покровительства, им приносили жертвы – чаще всего это был скот. Точных сведений о наличии человеческих жертвоприношений у языческих славян не существует.

Чем вызван интерес к рассматриваемой проблеме? Ответ на этот вопрос, на мой взгляд, лежит в самой формулировке темы работы. История древних славян - это, прежде всего, часть истории Русского народа. Язычество можно назвать архаической религией, то есть прарелигией Руси. Даже сейчас, в 21 веке, существует немало людей, придерживающихся языческой религии древних славян. Вот почему я считаю, что данная тема может быть достаточно актуальной.

 

 

 

 

 

 

2.Возникновение и развитие язычества на Руси

Славянское язычество начало формироваться примерно во 2-1 тысячелетии до нашей эры под влиянием индоевропейской культуры, когда славяне стали из нее выделяться в самостоятельные племена. Перемещаясь и занимая новые территории, славяне знакомились с культурой своих соседей и перенимали определенные черты у них. Так, именно индоевропейская культура принесла в славянскую мифологию образы бога грозы, бога скота и образ матери-земли. Немалое влияние на славянские племена оказали и кельты, которые также обогатили славянский пантеон и, кроме того, принесли славянам само понятие «бог», ранее не использовавшееся. Славянское язычество имеет немало общего с германо-скандинавской культурой, оттуда славяне взяли образ мирового древа, драконов и многих других божеств, которые позднее трансформировались в зависимости от условий проживания и особенностей славянской культуры.

С того момента, как славянские племена стали объединяться, начало формироваться единое централизованное государство, начали развиваться внешние связи славян с Византией, постепенно язычество стало подвергаться гонениям, все чаще старые верования подвергали сомнения, появились даже поучения против язычества.

Судьба их была различна. Южные славяне (предки болгар, сербов, хорватов, македонцев, черногорцев) попали в сферу влияния цивилизации Средиземноморья и быстрее других приняли христианство. Западные славяне (их нынешние представители: чехи, словаки, поляки) дольше сохраняли языческую традицию. Особое развитие она получила у обитателей южного берега Балтики: польского Поморья и междуречья Эльбы и Одера. Последние в 10 в. оказались в трудных условиях отражения экспансии германской империи. Чтобы выжить, балтийские славяне создали воинственные княжества (лютическое, ободритское, руянское) со множеством укрепленных городов, наиболее известными из которых были Аркона и Ретра. В этих городах, где большим влиянием обладало жречество, строились роскошные деревянные храмы, украшенные религиозной скульптурой. Почти все это погибло в 12 веке, после падения западнославянских княжеств и обращения их населения в католичество.

В итоге, после Крещения Руси в 998 году, когда христианство стало официальной религией, славяне стали постепенно отходить от старых традиций, хотя отношения язычества и христианства были непростые. По некоторым сведениям, на многих территориях язычество сохраняется до сих пор, а на Руси оно еще довольно долго существовало, до 12 века.

3.Древние верования

Самые древние славянские верования и обряды основаны на обожествлении природы. В сознании древнего язычника жили одновременно два мира -реальный, человеческий мир и иной мир, населенный божествами(добрыми и злыми) и душами предков .В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, они верили, что их прародители- дикие животные. Они считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени было свое священное животное.

Хозяином леса был Медведь - самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия. С пробуждение медведя древние славяне связывали наступление весны.

Из травоядных животных во время охотничьей эпохи почиталась Олениха -древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. Ее рога были символом солнечных лучей.

С течением времени на смену тотемным божествам пришли боги и духи, обладающие человеческим обликом. Например:

Леший у восточных славян - дух леса, враждебный людям. Считалось, что он может вывести из леса заплутавшего путника, но если его рассердить, может, наоборот, завести человека в лесную чащу и погубить. Чтобы не поддаться лешему, в лесу нельзя было ничего есть.

Еще одним яз самых известных духов была Русалка -мифический образ у восточных славян. В образе русалки сочетались черты духов воды(речные),плодородия(полевые),и покойников(утопленниц)и пр.По народным поверьям в летние ночи они выходят из своих подводных убежищ, качаются на ветвях, а если встретят мужчину, могут защекотать до смерти ,либо увлечь за собой на дно озера.

 

 

 

 

4.Домашние божества

Духи населяли не только леса и воды. Также были известны и домашние божества.

Домовой-покровитель хозяйства: если хозяева были старательны, он к благу прибавлял благо, а за лень наказывал бедой. Считалось, что домовые живут в подпечье. Вера в домового тесно переплеталась с верой в то, что умершие родичи, помогают живым. В древности многие народы верили, что именно через дымоход в семью приходит душа новорожденного и также уходит дух усопшего.

В некоторых северных русских селах бытовали поверья о том, что о хозяйстве кроме домового заботятся также дворовой, скотник и кутной бог(они обитали в хлеву и приглядывали за скотиной, для них оставляли в углу немного хлеба и творога),а также овинник- хранитель запасов зерна и сена.

5.Древние святилища

Издревле местом общеплеменных молений для почитания богов были горы, особенно у которых была безлесная вершина. Археологические раскопки дают представление о том, как выглядело древнерусское святилище на холме. На вершине холма находилось капище- место, где стоял капь- идол. Вокруг капища шел земляной вал, на вершине которого горели крады -священные костры.

Второй вал был внешней границей святилища. Пространство между двумя валами носило название требище, там ели жертвенную пищу. Пир мог проходить и под открытым небом ,и в особых зданиях, стоящих на том же требище, первоначально предназначенных исключительно для ритуальных пиров. Славянских идолов сохранилось крайне мало. Это связано не столько с гонениями на язычество, столько с тем, что идолы в большинстве были деревянными. Использование в качестве материала дерева ,а не камня для изображений богов объяснялось не дороговизной камня ,а верой в магическую силу дерева- идол ,таким образом, соединил в себе священную силу и дерева, и божества.

 

 

 

6.Заключение

Подводя итоги краткого экскурса по заявленной теме в формате данной работы, можно отметить следующие моменты: безусловно, "язычество древних славян" - многослойная, сложная, имеющая обширное поле для изучения тема. С одной стороны, она уводит нас в глубину отдаленных тысячелетий первобытности, с другой - явно и полнокровно проявляется в русском фольклоре и традициях, доживших до наших дней.

По своей сути язычество являет собой естественную духовность, свойственную человеку от рождения. Оно берёт своё начало в самой природе и в родовой памяти народа, а не основывается исключительно на некоем частном мнении. В разные исторические эпохи языческая вера наших предков принимала различные формы, сохраняя при этом свою изначальную духовную суть. Некоторые из этих формаций с течением времени естественным образом отмирали, чтобы освободить место новым, но это не означало вырождения языческих традиций, возможно в силу того, что способность самообновляться - признак живой сущности. Важно подходить к изучению данной темы, учитывая её духовную составляющую, а не только с позиции слепой реконструкции древнего быта.

Язычество древних славян являлось верой простого народа, который естественным образом был приближен к земле, природе. Это была, своего рода система магических знаний, которая могла умереть только вместе с народом. Пока народ способен жить, и осознавать себя на своей земле наследником предшествующих поколений, будет жива и его традиция, и в данном случае термин "традиция" необходимо воспринимать как высокоразвитое философско-этическое учение.

Языческая вера наших предков - это традиционная народная культура, родовая система верований, комплекс мировоззрений, направленных на гармоничное развитие человека в природе, приобретение им необходимых способностей, используемых на благо своего рода-племени. Возможно, именно этого не хватает современному обществу, отравленному своим же разрушительным отношением к организму планеты и собственному на ней существованию.

 

 

 

 

 

7.Источники 

1. Карпов А. В. Язычество, христианство, двоеверие. Религиозная жизнь Древней Руси в IX-XI веках. СПб.: Алетейя, 2008.

2. Мансикка В. Й. Религия восточных славян. — М.: ИМЛИ им..

3. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян

4. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия: десятое издание .2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Языческие верования древних славян