Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:57, реферат
Яросла́в Влади́мирович или Яросла́в Му́дрый.Родился в 978 г.19 февраля.Умер2 0 февраля1054, Вышгород.Ростовский князь (987—1010), Новгородский князь (1010—1034), великий князь Киевский (1016—1018, 1019—1054).Ярослав Владимирович — сын крестителя Руси князя Владимира Святославича(из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы; в крещении получил имя Георгий (или Юрий — более поздняя форма имени Георгий, широко распространённая в древнерусском языке, в XI—XII веках оно имело вид Гюрьги).
Происхождение. Семья…………………………………………………….4
Ростовский период………………………………………………………....5
Новгородский период...................................................................................6
Ярослав-просветитель……………………………………………………..7
Внешняя политика в последние годы жизни…………………………….8
Почитание в христианстве и Мудрость Ярослава……………………...10
Браки,дети,династические связи…………………………………………11
Список литературы……………………………………………………….13
Министерство образования и науки Украины
РЕФЕРАТ
Ярослав Владимирович Мудрый
2013
Содержание:
Происхождение. Семья
Яросла́в Влади́мирович или Яро
Ростовский период
В первые годы XI века княжил в Ростове. Сведения о ростовском периоде его биографии носят поздний и легендарный характер.С этим временем нередко связывают основание города Ярославля, названного в честь князя, который по легенде секирой убил священную медведицу и приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени — Ярославль. Эти события нашли отражение на гербе города. Предполагают также, что Ярославль был основан в 1010 годуЯрославом для защиты Ростова. Связывается это с крепостью на Стрелке — месте слияния Волги и Которосли. Однако впервые упоминается.Ярославль в «Повести временных лет» под 1071 годом в связи с восстанием смердов, которое возглавляли два волхва от Ярославля.В Ростове и Ярославле существует историко-археологический проект «Ярослав Мудрый и его время», посвящённый уточнению этого периода жизни Ярослава, проект должен был завершиться к 2010 году.
Новгородский период
После смерти старшего брата Вышеслава (по некоторым данным — в 1011 году) был посажен отцом на княжение в Новгород. Причём его резиденцией вероятнее всего стал Княжин двор (позже названный Ярославовым Дворищем), до этого новгородские князья со времён Рюрика жили, как правило, на Городище около Новгорода.
В 1014 году Ярослав решительно отказался от уплаты отцу, великому киевскому князю Владимиру Святославичу, ежегодного урокав две тысячи гривен. Историки предполагают, что эти действия Ярослава были связаны с намерением Владимира передать престол младшему сыну Борису. Владимир Святославич скончался в следующем году, готовясь к войне с Ярославом. И Ярослав начал борьбу за киевский престол с братом Святополком, которого освободили из темницы и объявили своим князем взбунтовавшиеся киевляне. В этой борьбе, продолжавшейся четыре года, Ярослав опирался на новгородцев и на наёмную варяжскую дружину под предводительством конунга Эймунда.
Русь во времена Ярослава Мудрого
В 1016 году Ярослав разбил войско Святополка близ Любеча и поздней осенью занял Киев. Он щедро наградил новгородскую дружину, оделив каждого воина десятью гривнами.
Ярослав-просветитель
После Лиственской битвы
деятельность Ярослава в основном связана
с просветительством и
Внешняя политика в последние годы жизни
В области внешней политики Ярослав Мудрый добивался укрепления международного авторитета Древнерусского государства. По его инициативе новгородский князь Владимир I Ярославич 1043 предпринял последний крупный поход Руси на Византию, однако закончившийся неудачей. Около 1050 в Киеве был поставлен первый митрополит из русских — Иларион, отстаивавший независимость русской епархии от Константинополя. Кроме того, многие дети Ярослава были связаны семейными узами с представителями правящих династий Центральной и Западной Европы.Летописные данные по поводу смерти Ярослава противоречивы; считается, что он скончался 20 февраля 1054, однако, многие исследователи называют иные даты. Перед смертью Ярослав завещал киевский престол старшему из оставшихся в живых сыновей, новгородскому князю Изяславу, наказывая сыновьям жить в мире.Прозвище «Мудрый» закрепилось за Ярославом в официальной российской историографии лишь во второй половине 19 века. И. Н. Данилевский, энциклопедия Кирилл и МефодийВеликий киевский князь Ярослав Мудрый умер 8 февраля 1054 года.«Он построил Золотые Ворота, Софийский собор с тринадцатью куполами. Позаботился об укреплении Киевской Руси, южнее реки Рось построил ряд крепостей, соединив их земляным валом.Именно при Ярославе стали переписываться и переводиться с греческого на русский книги. Есть предположение, что в то время уже были организованы школы для обучения грамоте. Он создал большую библиотеку русских и греческих книг».«Он сделал русскую церковь независимой от Византии и самостоятельно, без ведома константинопольского патриарха, назначил митрополита Илариона главой русской православной церкви и монашества. Ярослав Мудрый уделял много внимания развитию и организации русской церкви. В 1051 году был заложен фундамент Киево-Печерского монастыря, впоследствии (1598 г.) названного лаврой.Будучи еще новгородским князем, Ярослав написал устав «Русская правда».«Семейство Ярослава было в брачных союзах с другими знатными семьями Европы: Анна вышла замуж за датского короля Свена, Анастасия - королева Венгрии, за Андреем; Всеволод женился на греческой царевне Марии, дочери Константина Мономаха. Да и сам Ярослав был женат
на дочери шведского короля Олофа Шетконунга, получив в приданое Карелию.Ярослав Мудрый стремился устранить вражду между князьями. Умирая, он наказывал: «Вот я отхожу от этого света, дети мои! Любите друг друга, потому что вы братья родные, от одного отца и одной матери. Если будете жить в любви между собою, то бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире; если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим. Так живите же мирно, слушаясь друг друга; свой стол - Киев поручаю вместо себя старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как меня слушались: пусть он будет вам вместо меня». А Изяславу еще добавил: «Если кто захочет обидеть брата, то ты помогай обиженному.
Почитание в христианстве
Благоверный князь Ярослав Мудрый, почитается христианами сразу после смерти, впервые как Святой упоминается у Адама Бременского, который в «Деяниях первосвященников Гамбургской церкви», датируемых 1075 годом, Великого князя Ярослава Владимировича называет святым. Ярослав Мудрый формально не входил в число святых Русской православной церкви, 9 марта 2004 года в связи с 950-й годовщиной смерти, был внесён в святцы Украинской Православной Церкви МП, а 8 декабря 2005 года, по благословениюСвятейшего Патриарха Алексия II, 20 февраля (5 марта) было внесено в месяцеслов, в честь дня поминовения благоверного князя Ярослава Мудрого. Непризнанная Украинская православная церковь Киевского патриархата на Поместном соборе 2008 года канонизировала князя как благоверного.
Древнерусские летописцы поднимают тему мудрости Ярослава начиная с «похвалы книгам», помещённой под 1037 годом в «Повести временных лет», которая состояла, по их сказаниям, в том, что Ярослав мудр потому, что построил храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде, то есть посвятил главные храмы городов Софии — премудрости божьей, которой посвящён главный храм Константинополя. Тем самым Ярослав объявляет, что русская церковь стоит наравне с церковью византийской. Упомянув о мудрости, летописцы, как правило, раскрывают это понятие, ссылаясь на ветхозаветного Соломона.
Браки,дети и династические связи
Вторая жена — с 1019 Ингегерда (в крещении — Ирина, в иночестве Анна), дочь короляШвеции Олафа Шётконунга. Их дети разъехались по всей Европе:
Будущий православный святой
благоверный князь Ярослав (конунг
Ярицлейв) былсвояком общехристианского[
Основная статья: Ингегерда
До того у обеих
святых была одна невеста — принцесса Ингигерд Шведская (на
Руси благоверная княгиня Ирина), которая
весной 1018 года дала согласие выйти замуж за Олафа Норвежского
и собственноручно вышила плащ с золотой
застёжкой своему жениху, а осенью того
же года по требованию отца дала согласие выйти замуж за Ярослава
(свадьба состоялась в 1019). Романтические отношения Олафа и Ингигерд
с 1018 по 1030 год описываются в трёх скандинавских сагах:
«Саге об Олафе Святом», «Пряди об Эймунде» и т. н. «Гнилой коже». В 1029 году Олаф, будучи в изгнании в Новгороде,
написал вису (стихотворение) об Ингигерд;
часть его дошла до настоящего времени.
Согласно сагам, Олаф в Новгороде зимой
1029/1030 явил два чуда исцеления: в частности,
излечил тяжело больного девятилетнего
сына Ярослава и Ингигерд, будущего православного
святого Владимира (Вальдемара)