Cимволы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 00:22, реферат

Краткое описание

Символы России… что это такое? Пожалуй, не найдется в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако ответы, без сомнения, будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы - луга, поля (‘’Поле, русское поле…’’) , леса ( ‘’березы, березы …’’), кому-то на ум придут поднадоевшие , но непременные сувениры: матрешки, самовары, медведи. Любители русской старины расскажут о древнем Московском Кремле, и регалиях - знаках царской власти: скипетре , короне, державе, бармах, Шапке Мономаха и , конечно же, не забуду и русские архитектурные святыни, существующие и разрушенные: Красную площадь, Покровский собор ( храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя. Вспомнившие о русском воинстве назовут ‘’ Прощание славянки’’ или Георгиевский крест . А кто-то , возможно, обратит свой мысленный взор к своей ‘’малой Родине’’ - городу, в котором он родился и вырос, где остался родительский дом.

Вложенные файлы: 1 файл

repetitor_info_b828d173.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

 

Гимн России.

 

                                                           ‘’Национальные гимны вернее всего отражают                            

                                                              характер нации’’.

                                                             W.Wundt. Die Nation und ihre Philosophie.

 Помимо герба и флага высшим символом государства является гимн - торжественное

 музыкальное произведение, призванное сплачивать , вдохновлять  всю нацию. Праздничность и торжественность  гимнов усиливает и укрепляет  национальное и государственное самосознание, а в международных отношениях их исполнение, как и приветствие флагами, означает выражение почестей представителям иностранной державы. Так же как и подъем государственного флага, исполнение государственного гимна сопровождается проявлением высших форм уважения к нему - вставанием гражданских лиц  и отданием чести или салютованием оружием военными.

Зарождение гимнов теряется в глубокой древности человечества, ныне они ‘’разветвились’’ на религиозные , государственные, военные, революционные и партийные.

Тема русских гимнов практически не разработана ни историками, ни музыковедами, здесь много неясного и часть положений приходится давать в порядке постановки проблемы. Вплоть до конца ХУ11 в . России в качестве государственной функционировала церковная символика . Религиозные изображения и церковные хоругви часто заменяли собой гербы и боевые знамена, церковная музыка исполнялась во время церемоний, на которых позже стал звучать государственный гимн.

18 марта 1814 г . перед штурмом Парижа русская армия устроила ‘’психическую демонстрацию’’ : все оркестры с высот Монмарта один за другим играли военные марши, устрашая противника и поднимая победный дух своих воинов. Среди этих маршей, несомненно, был и ‘’Преображений’’. Во второй половине Х1Х в. ‘’Марш Преображенского полка Петра Великого’’ пели на слова лихой солдатской песни ‘’ славны были наши деды’’ ( знают турки нас и шведы ‘’). C  1917 г. ‘’Преображенский марш’’ стал выполнять функции гимна.

Первым официальным государственным гимном России была ‘’Молитва русских’’, слова которой написал поэт В.А.Жуковский  (1783 - 1852) .

Вероятно, впервые ‘’Песнь’’ прозвучала 15 ноября 1813 г. на концерте, устроенном в пользу инвалидов Отечественной войны. 1815 г. Жуковский В.А. опубликовал в ‘’Сыне Отечества’’ новый , более удачный текст под названием ‘’Молитва русских’’.

18 сентября 1816 г. Александр I издал указ исполнять ‘’Молитву русских’’ полковым оркестрам всегда при встречах императора.16 С этого времени этот гимн можно считать первым официальным гимном России.

Утверждение его произошло одновременно с утверждением немецких черно-желто-белых (имперских) цветов в армейской и государственной символике России. Однако спустя 17 лет, Россия получила новый гимн, написанный и русским композитором и русским поэтом.

Рождение второго официального гимна, с которым Россия прожила почти век, связано с именем Алексея Федоровича Львова (1798 - 1870), культурнейшего и высокообразованного человека. В 1833 г. А.Ф.Львов сопровождал Николая 1 в Австрию и Пруссию, где императора повсюду приветствовали звуками ‘’God save the King’’ . Восстановить формально нераспущенный, но бездействующий ‘’Священный союз’’ в октябре этого года не удалось. Царь выслушивал чужеземную мелодию монархической солидарности без энтузиазма и по возвращению поручил Львову, как наиболее близкому ему музыканту, сочинить новый гимн.  Написав мелодию, Львов пошел  к Жуковскому, который сочинил слова (‘’Молитва русского народа’’ - таково было первое название гимна). 23 января 1833 г. состоялось первое прослушивание гимна. Государь прослушав несколько раз сказал ,,G,est superbe,,  ...( великолепно). Мигом музыка гимна разнеслась по всем полкам, по всей России и, наконец, по всей Европе.

25 декабря 1833 г., в день, который  празднуют изгнание французов из России, ‘’Боже, царя храни’’ было играно во всех залах Зимнего дворца, где были собраны войска. Ф.П. Львов без слез слышать не мог равнодушно это сочинение.   

Итак, 25 декабря 1833 г. стало днем рождения государственной молитвы Российской империи за своего царя, единственного и официального гимна вплоть до 2 марта 1917 г., дня отречения Николая II от престола.

Гениальность львовской находки состояла в простоте формы и силе идеи. Русский гимн был самым кратким в мире. Всего 6 строк текста и 16 тактов  мелодии, легко западали в душу, без труда запоминались абсолютно всеми и были рассчитаны на куплетный повтор - трижды (для сравнения: греческий гимн 1864 г. имел 158 строк!).

Во время боевых действий гимн нередко поднимал дух воинов. Самым знамениты был случай с крейсером ‘’Варяг’’ и канонерской лодкой ‘’Кореец’’ 27 января 1904 г. Обе  команды , подготовив суда к бою с японской эскадрой , вышли на смертный парад с пением ‘’Боже, царя храни’’. Вслед за матросами гимн подхватили музыканты оркестра. По словам капитана ‘’Варяга’’ В.Ф.Руднева, это вызвало необычайный энтузиазм. После сражения этим же гимном сошедшие на берег герои провожали последние минуты жизни взорванного своими руками ‘’Корейца’’ и затопленного ‘’Варяга’’.17

После демонстраций и забастовок, в начале марта 1917 г., страна , забыв о трагедии ‘’Великой войны’’ 1914 г., впала в эйфорию всеобщей радости. Самодержавие пало, Россия обрела политическую свободу, многомесячные шествия, речи о свободе, равенстве и братстве сопровождались пением ‘’Русской Марсельезы’’.

Еще один музыкальный символ завоевал в России общенародную любовь и признание. Сквозь всю трагичную историю нашего народа в ХХ в. прошел марш ‘’Прощание славянки’’. Его создателю - Василию  Ивановичу Агапкину ( 1884 - 1964) - посвящена отдельная книга 18.

В 1912 г. началась война четырех небольших балканских государств - Сербии, Черногории, Болгарии и Греции с Османской империей. Собралось до 20 тысяч воинов-добровольцев. Газеты сообщали о храбрости черногорских и о сербских женщинах, участвовавших в боях.19 Сердце штаб-трубача откликнулось на тревожные события маршем ‘’Прощание славянки’’, который стал ярчайшим свидетельством русского сочувствия к братьям по крови и языку на Балканах. Помимо ‘’Прощания славянки’’ в России хорошо знали и другую песнь славянской солидарности - ‘’Гей, славяне!’’.

Гимн славянской взаимности был создан словацким поэтом 2 ноября 1834 г., евангелическим пастором Само Томашиком (1813 - 1887) в ту глухую пору, когда славяне, казалось, спали летаргическим сном - полным ходом шли их онемечивание в Германии, Австрии и мадьяризация в Венгрии.

Гимн ‘’Гей, славяне!’’, сыгравший такую важную роль в национальном возрождении южных и западных славян, в наши дни может стать музыкальной эмблемой сотрудничества всех пятнадцати равноправных славянских народов - белорусского, болгарского, боснийского, лужицко-сербского, македонского, польского, русского, русинского (карпато-русского), сербского, словацкого, словенского, украинского , хорватского, черногорского и чешского.

После потрясений 1917 г. Россия временно приняла не интернациональные, а международные гимны - ‘’Марсельезу’’ и ‘’Интернационал’’.

Исторические гимны России и в наши дни могут поддерживать самосознание и стойкость народа.

 

Заключение.

 

 

Итак,  перед вами предстала история государственного и городских гербов Российской империи, ее флага и гимна.

Символы России - это неотъемлемые атрибуты государственности и суверенитета , отражающие социальное лицо своей эпохи, культурное и духовное состояние общества, его традиции, миропонимание, отношение к власти и т.д.

Разумеется, это были символы самодержавной власти и поэтому они не пользовались популярностью среди революционно настроенных слоев общества, т.к., по их мнению, противоречили нарождающемуся новому миру. Тем не менее инерция воздействия прежних символов какое-то время существовала вместе с самими символами. И если ‘’Боже, царя храни’’ сразу же заменили ‘’Марсельезой’’, бело-сине-красный флаг еще сохранялся как символ демократической республики. Правда, красное знамя пролетариата , известное по ‘’маевкам’’ уже с начала века, составило ему серьезную конкуренцию.

С государственным гербом оказалось сложнее. В марте 1917 г. собралась Комиссия по делам искусств ‘’для разъяснения вопроса о государственном гербе’’. Председателем Комиссии был М.Горький, его ‘’товарищами’’ - А.Бенуа и Н.Рерих. Однако ‘’разъясняли’’ вопрос Самые известные геральдисты России - В.Лукомский, С.Троницкий, Г.Нарбут… И.Билибин. Это были люди эрудированные, прекрасные знатоки геральдики. Они не считали возможным до созыва  Учредительного собрания решать вопрос о государственном гербе России, но вполне допускали использование до этого времени ‘’во всех предусмотренных законом случаях ‘’  двуглавого орла без атрибутов царской власти - корон, скипетра, державы, цепи ордена Андрея Первозванного, св. Георгия Победоносца на груди орла, украсивший печать Временного правительства, сделал И.Билибин.

В период Временного правительства с двуглавым орлом конкурировала и свастика - бегущий крест , когда-то солярный знак и символ вечности, благополучия,  прогресса. По-видимому, именно в этом качестве она ‘’приглянулась’’ Временному правительству, которое   избрало ее вместе с двуглавым орлом и изображением Таврического дворца (где размещалась Государственная дума) в качестве символов новой, демократической России.

В первые месяцы существования Советского государства официально утвержденных символов не было. От двуглавого орла (теперь уже символа бывшего Временного правительства) как государственной эмблемы совсем отказались: новое государство стремилось к принципиально новой символике, олицетворяющей его суверенитет , устройство и принципы политики.

По-видимому, решено было отказаться также и от услуг профессиональных геральдистов, поэтому ‘’геральдитеческое  художество’’  на первых порах воплощалось в довольно странных формах. Известен, например, рассказ скульптора Н.Андреева об одном из проектов нового государственного герба. На рисунке был все тот же двуглавый орел. Но с выщипанными перьями на крыльях, его головы вместо корон украшали красные звезды, а вместо третьей короны над орлиными головами возвышался красноармейский шлем . В лапах - камень и палка вместо скипетра и державы. Предлагались и другие, не менее фантастические и гротескные варианты герба

Этот период представлял собой определенный этап развития геральдического искусства. В основу была положена особая, как часто ее называют , пролетарская. При помощи подобных эмблем был составлен и первый советский герб.

Помимо городских гербов в сегодняшней жизни утвердился еще один старый символ   - бело-сине-красный флаг. В августе 1991 г. решением чрезвычайной сессии Верховного Совета РСФСР он был принят в качестве официального флага России.

Любопытную эволюцию претерпели и музыкальные символы России. Почти 26 лет гимном СССР - РСФСР был ‘’Интернационал’’. В 1943 г., после роспуска III Интернационала , он стал только партийным гимном. Для гимна ССР было решено использовать музыку ‘’Гимна партии большевиков’’, записанную А.Г.Александровым в 1939 г. Текст сочинили С.В.Михалков и Г.А.Эль-Регистан. Впервые ‘’Союз нерушимый’’ прозвучал в ночь на 1 января 1944 г., а с марта 1944 он начал исполняться постоянно. В середине  1940-1950-хх гг. Приняты национальные гимны всех союзных республик, кроме РСФСР, которая получила свой гимн в 1990 г. Им стал ‘’Национальный гимн’’ (‘’Патриотическая песнь’’) великого русского композитора М.И.Глинки.

В последние годы общественное сознание повернулось к отечественной истории и памятникам старины. Хотелось бы надеяться, чтобы читатель выработал свой взгляд на такую интереснейшую часть наследия прошлого, как официальные символы России, осмыслить их роль в жизни общества.

 

 

 

          Список  используемой  литературы.

1.  Н.А. Соболева,    В.А.  Артамонов  Символы  России. М.1993.

1 Лосев А.Ф. Проблемы символа и реалистического искусства. М., 1976. С.4.

2 Уваров Л.В. Символизация в познании. Минск. 1971. С.14-15.

3 Лосев А.Ф. Указ. Соч. С.226.

4 Похлебкин В.В. Международная символика и эмблематика.( Опыт словаря).М., 1989. С.8.

5 Штаден Г. Москве Ивана Грозного. Записки немца-опричника. М., 1925. С. 107-108.

6 Российский государственный исторический архив далее - РГИА. Ф.1343,Оп. 15.Д.120, л.1 - 1 об.

7 Снегирёв  И.М. Указ. соч; Лакиер А. Б. Русская геральдика. Переиздан. М., 1990. С.84.

8 Татищев  В. Н.  История  Российская. М.;Л.,1962. Т. 1.  С.368.

9 Карамзин  Н.М. Указ. Соч. Т.6.  С.46., прим. 98.  

10 См. об этом  Kiersnowski  R. Le  souverain  et les  pussances du mal  sur les cois  des  monnaies  medievales,// Quaderni  ticinesi  numismatica. Lugano. 1981.P.412-413.       

11 Я нин В.А. Актовые  печати Древней Руси  Х-ХV вв. М.1970.Т.2. С.27,168.

12 Памятники  дипломатических  сношений  древней России  с  державами  иностранными.Сбб.1851.Ч.1.С.12.

13 Лихачёв Н.П.  Некоторые старейшие  типы  печати  византийских  императоров. М.,1911.С.1,43.

14 Кондаков Н.П. Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры. Прага, 1929 .С. 116-117;

15 Николаев Т.В. Прикладное искусство Московской Руси. М., 1976.С. 198.

16 Николаев Т.В. Прикладное искусство Московской Руси. М., 1976. С.198.

17 Ковтун Л.С. Указ. Соч. С.171.

18 Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в 16-17 столетиях. М., 1895.С. 215.

19 Лакиер А.Б. Указ.Соч. С.218-219; Лукомский В.К. О геральдическом художестве в России. СПБ. 1911. С.7.

 


 



Информация о работе Cимволы России