Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:03, контрольная работа
Большинство из нас уже в школьные годы обнаруживают в себе некоторую предрасположенность, склонность к дисциплинам либо гуманитарного, либо естественнонаучного профиля. Любопытно, что речь при этом идет не об отдельных «любимых предметах», а о целых «блоках» учебных дисциплин. Если кому-то нравится история, то можно почти наверняка утверждать, что не останутся без внимания и литература, и языки, философия и пр. Равно как и наоборот: если человек проявляет способности в области математики, то, как правило, он будет неплохо разбираться и в физике.
Введение………………………………………………………………………3
1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры…………………………4
2. Взаимодействие естественных наук. Научный метод…………………..7
3. Вклад естественнонаучной и гуманитарной культур в развитие цивилизации………………………………………………………………….9
Заключение ………………………………………………………………….12
Список использованной литературы……………………………………….13
взаимосогласованности Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Естественнонаучная и
гуманитарная культуры………………………
2. Взаимодействие естественных наук. Научный метод…………………..7
3. Вклад естественнонаучной
и гуманитарной культур в
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….13
ВВЕДЕНИЕ
Большинство из нас уже в школьные годы обнаруживают в себе некоторую предрасположенность, склонность к дисциплинам либо гуманитарного, либо естественнонаучного профиля. Любопытно, что речь при этом идет не об отдельных «любимых предметах», а о целых «блоках» учебных дисциплин. Если кому-то нравится история, то можно почти наверняка утверждать, что не останутся без внимания и литература, и языки, философия и пр. Равно как и наоборот: если человек проявляет способности в области математики, то, как правило, он будет неплохо разбираться и в физике.
Для отдельного человека вопрос
различения гуманитаристики и
1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.
В первую очередь, определяя понятие «культура», остановимся на одном из самых простых его определений:
Культура – это совокупность
созданных человеком
С помощью данного понятия обычно подчеркивают над природный, чисто социальный характер человеческого бытия. Культура – это всё, что создано человеком как бы в добавление к природному миру, хотя и на основе последнего.
Мир человеческой культуры существует не рядом с природным , а внутри него. И потому неразрывно с ним связан . Следовательно, всякий предмет культуры в принципе можно разложить как минимум на две составляющие – природную основу и его социальное содержание и оформление.
Именно эта двойственность мира культуры и является в конечном счете основанием возникновения двух её типов, которые принято называть естественнонаучным и гуманитарным. Предметная область первого – чисто природные свойства, связи и отношения вещей, «работающие» в мире человеческой культуры в виде естественных наук, технических изобретений и приспособлений, производственных технологий и т.д. Второй тип культуры – гуманитарный – охватывает область явлений, в которых представлены свойства, связи и отношения самих людей как существ, с одной стороны, социальных (общественных), а с другой – духовных, наделенных разумом. В него входят : «человековедческие» науки (философия, социология, история и др.), а также религия , мораль, право и т.д.
Основания специфики гуманитарных и естественных наук глубоки и разнообразны, поэтому их обособление не случайно. Для наглядности сведём все критерии различения гуманитарного и естественнонаучного знания в единую таблицу.
Критерии различения гуманитарного и
естественно-научного знания
Критерии различения |
Естественные науки |
Гуманитарные науки |
Объект исследования |
Природа |
Человек, общество |
Ведущая функция |
Объяснение (истины доказываются) |
Понимание (истины истолковываются) |
Характер методологии |
Генерализирующий (обобщающий) |
Индивидуализирующий |
Влияние ценностей |
Малозаметно, неявно |
Существенно, открыто |
Антропоцентризм |
Изгоняется |
Неизбежен |
Идеологическая нагрузка |
Идеологический нейтралитет |
Идеологическая нагруженность |
Взаимоотношения субъекта и объекта познания |
Строго разделены |
Частично совпадают |
Количественно-качественные характеристики |
Преобладание количественных оценок |
Преобладание качественных оценок |
Применение экспериментальных методов |
Составляет основу методологии |
Затруднено |
Характер объекта исследования |
1. Материальный 2. Относительно устойчивый |
1. Больше идеальный, чем материальный 2. Относительно изменчивый |
Таким образом, гуманитарные и естественные науки, а также формирующиеся на их основе типы культур разделены весьма фундаментально. Но означает ли это, что их нужно рассматривать как антиподы, полностью несовместимые друг с другом способы освоения человеком реальности? Конечно же, нет. Размежевание естественно-научного и гуманитарного типов культур, хотя и приняло драматические формы, все же не может отменить факта их исходной взаимосвязи и взаимозависимости. Они нуждаются друг в друге, как наши правая и левая руки, как слух и зрение и т.д. Они не столько противоположны, сколько, как сказал бы Нильс Бор, взаимодополнительны.
В частности, естествознание
нуждается в «гуманитарной
- интенсивное развитие
естественных наук и
- вполне «законным» объектом
естествознания является и сам
человек в качестве
- главное оружие естественных наук заключено в их методах – способах, правилах, приемах научного исследования; и как ни парадоксально, но методология естествознания составляет также и предмет науки гуманитарного профиля;
- основным критерием истинности
всякого знания является
- и наконец, самое главное:
всё, что делает человек,
Гуманитарное знание, со своей стороны, также по мере возможности пользуется достижениями естественнонаучной культуры:
- достижения естествознания
важны гуманитариям в качестве
примера, образца строгости,
- там, где возможно, гуманитарное
знание с удовольствием
2. Взаимодействие естественных наук. Научный метод.
ХХ век – век науки. Её авторитет в обществе прочен и устойчив. Общее доверие к науке настолько велико, что мы порой просто отождествляем понятия «знание» и «научное знание», считая их почти синонимами. Но это далеко не так. Существует немало видов знания, источником которых является отнюдь не наука, а наш, к примеру, житейский опыт, эстетические впечатления, религиозное откровение и т.д. Однако знание, добываемое наукой, явно выбивается из этого общего ряда, намного превосходя остальные виды своей полнотой, убедительностью и чисто практическими силой и пользой. За счет чего же ему это удается? В основном, за счет метода, которым оно добывается, а также при помощи особого способа его организации и построения.
Сущность научного метода
можно представить очень
В одной старой китайской притче некий щедрый рыболов делится своим уловом с голодным крестьянином. Но когда тот приходит за рыбой и во второй, и в третий раз, становится ясно, что много проще решить проблему, научив крестьянина самого ловить рыбу, чем каждый раз разводить филантропию. Научить , как ловить рыбу, - значит, дать метод, т.е. систему правил , приемов практической деятельности. То же относится и к деятельности познавательной. Знать, как добывается знание, - значит, дать всем желающим возможность, во-первых, воспроизводить и проверять достоверность уже имеющегося знания, а во-вторых, получать новое, ранее неизвестное.
Наука тем и выделяется
из других форм общественного сознания,
что в ней методы получения
нового знания стали предметом
Научный метод как таковой подразделяется на методы, используемые на каждом уровне исследований. Выделяются таким образом эмпирические и теоретические методы. К первым относятся:
1) наблюдение – целенаправленное
восприятие явлений
2) описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах;
3) измерение – сравнение
объектов по каким-либо
4) эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.
К научным методам теоретического уровня исследований следует отнести:
1) формализацию – построение
абстрактно-математических
2) аксиоматизацию – построение
теорий на основе аксиом –
утверждений, доказательства
3) гипотетико-дедуктивный
метод – создание системы
3. Вклад естественнонаучной
и гуманитарной культур в
Развитие физики, биологии, общественных наук дало нам множество факторов, которые невозможно охватить единым взглядом. Ученые, работающие в близких областях, перестают понимать друг друга. Можно ли с этой точки зрения говорить о физиках, экономистах, юристах, биологах и т.д. как о представителях единой культуры, вносящих вклад в общую цивилизацию?
Английский писатель Чарльз Сноу сформулировал альтернативу «двух культур» - научно-технической и художественно-гуманитарной , - по его мнению, разделенных настолько в современном мире, что представители каждой из них не понимают друг друга. Между ними образовалась пропасть, которая все время углубляется и расширяется, так как духовное и физическое необъединимы. В нашей печати в 60-х годах велись очень интенсивные дискуссии между «физиками» и «лириками». Они показали как несостоятельность неумеренных притязаний тех и других на монопольное обладание истиной , так и необходимость более целостного развития культуры как таковой, взаимодействия науки и искусства, развития естественной науки о человеке (антропологии) в его индивидуальном и социальном измерениях.
Без высокого профессионализма,
конкретных детальных знаний дальнейшие
исследования могут исчерпать себя.
Но необходим и комплексный
Информация о работе Естественнонаучная и гуманитарная культуры