Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 08:54, курсовая работа
Российская Федерация, как страна с огромными природными и человеческими ресурсами, претендущая на лидерство в мировой экономике, не может не развивать ИКК, поскольку в современном мире информация и связь играют основополагающую роль не только в жизни людей, но и в экономике развитого государства в частности. Но поскольку в ИКК действует множество фирм и компаний различного масштаба и уровня и особенностью деятельности большинства из них является необходимость расходования значительных средств на научно-исследовательские работы, для них характерна более высокая степень неопределенности и рисковости при выполнении инвестиционных и инновационных проектов по сравнению с остальными отраслями отечественной экономики. Это вынуждает фирмы с инновационным типом деятельности (которой так не хватает современной российской экономике) с особой тщательностью подходить к выстраиванию своих рыночных стратегий, что требует особенного анализа и исследования не только сложившихся тенденций в мировом и российском ИКК, но и выделения перспективных технологий, формирующих новые рынки.
Вступление………………………………………………………………………………………………...3
1.Сущность и значимость информационно-коммуникационного комплекса в развитии экономики России……………………………………………………………………………………………………...5
2.Характеристика структуры информационно-коммуникационного комплекса РФ……………….10
3. Особенности регионального размещения информационно-коммуникационного комплекса России…………………………………………………………………………………………………….18
4.Инновационный фактор в функционировании информационно-коммуникационного комплекса Российской Федерации………………………………………………………………………………….23
5. Перспективы развития информационно-коммуникационного комплекса РФ в условиях НТП………………………………………………………………………………………………………29
Выводы………………………………………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………………………………..36
3.Особенности регионального
размещения информационно-
В Российской Федерации засчет огромной
территории, различной численности и плотности
населения, а также радикально отличающихся
показателей прямого государственного
и внебюджетного финансирования, региональное
размещение информационно-
Составить полную картину изображения ИКК на карте России практически невозможно, однако решением являются программы, составленные российскими разработчиками, позволяющие определить расположение тех или иных объектов комплекса. Что касается, например, сотовой святи, то каждая компания располагает свои телефонные вышки самостоятельно. Существует сервис OpenSignalMaps, который позволяет определять наличие телефонных вышек и уровень сигнала на карте соответственно местоположению абонента и выбранному масштабу карты.
Рис.4. Пример распределения сигнала от телефонних вышек в Москве и Московской области [24]
Телефонные вышки ставят и на крыши домов, и на высокие здания, на заводы, и т.д. Другое дело, если вы находитесь за городом. В такой местности препятствий для сигнала практически нет - нет бетонных домов, железных конструкций и всевозможных высотных ограждений. Там устанавливают базовые станции в поле или, проще говоря, на открытой местности. Примерное их расположение можно определить, воспользовавшись, например программой HLS для модемов Huawei.
По итогам весны 2010 года в России насчитывалось 43,3 млн интернет-пользователей (тех, кто выходил в Интернет хотя бы раз за последний месяц), недельная аудитория 39,2 млн человек, а ежедневная — 29,4 млн. Динамика роста российской интернет-аудитории с 2000 по 2010 гг. составила 1826 %. Официально зарегистрировано 49 крупных интернет-провайдеров в России, зоны предоставления услуг которых неравномерно распределены по стране. Динамика роста количества пользователей по регионам страны отчетливо демонстрирует очевидное превосходство роста западной и центральной части федерации над восточной. [Прил. А,В]
Таблица 3. Состав предприятий радиоэлектронной промышленности [7, c. 20-22]
Федеральный округ |
|
Промышленные предприятия |
Научные и научно- производственные организации |
Центральный |
188 |
71 |
107 |
в том числе Москва |
96 |
22 |
74 |
Северо-Западный |
64 |
23 |
41 |
в том числе Санкт-Петербург |
56 |
19 |
37 |
Южный |
38 |
26 |
12 |
Приволжский |
58 |
35 |
23 |
Уральский |
12 |
8 |
4 |
Сибирский |
28 |
15 |
13 |
Дальневосточный |
1 |
1 |
0 |
Итого |
379 |
179 |
200 |
Это создает определенные проблемы, поскольку расстояние препятствует кооперации между производителями и решению производственных проблем, характерных всему российскому радиотехническому и радиоэлектронному производству. Считается, что создание региональных производственных кластеров - один из путей существенного ускорения инновационного развития и повышения конкурентоспособности промышленности. К тому же в России есть все основы для их создания. Российская Федерация унаследовала от СССР крупные радиоэлектронные комплексы в Зеленограде, Калуге, Воронеже, Нижнем Новгороде, Саратове, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Почти во всех этих регионах есть предприятия, которые сумели адаптироваться к новым условиям, диверсифицировали свою продукцию, наладили ее сбыт, укрепили связи с новыми потребителями. Некоторые из них по-новому выстраивают свою кооперацию, модернизируют и перестраивают собственные производства, т.е. готовы стать региональными лидерами и ведущими производителями радиоэлектронной продукции (или на пути к этому). Как показывает практика, кластеры формируются и развиваются там, где Правительство РФ и региональные власти оказывают согласованную и скоординированную поддержку таким объединениям предприятий, создают условия для их появления. Причем одну из главных ролей играют именно регионы, поскольку кластерный подход способен существенно ускорить их социально-экономическое развитие.
Размещение заводов зарубежных контрактных производителей в России также целесообразно, поскольку оно способствует развитию производства и увеличению доли российского труда в радиоэлектронной аппаратуре массового потребления, а также привлечению крупных инвестиций в экономику регионов (создание инфраструктуры и т. д.). В случае благоприятных условий для прихода и развития крупных и мелких контрактных производителей в Россию можно ожидать инвестиции на создание не менее 7–10 заводов в течение ближайших 3–6 лет. Это соответствует инвестициям на сумму свыше 1 млрд. долларов.
Наибольшие объемы прибыли получены промышленными предприятиями радиоэлектроники, находящимися в Центральном (37,4%), Северо-Западном (26,6%) и Приволжском федеральном округах (17,3%). В целом на долю этих округов приходится 81,3% полученной прибыли. На долю научных организаций радиоэлектронной промышленности, расположенных в Центральном федеральном округе, пришлось почти 80% полученной прибыли. [7, с.20-22]
Экспорт радиоэлектроники в последние годы занимал далеко не последнюю роль в развитии международного сотрудничества России со странами ближнего и дальнего зарубежья. К примеру, в первом полугодии 2008 года экспортировали производимую продукцию 141 предприятие РЭП, расположенное в шести федеральных округах (рис.5). Наибольший объем продукции экспортируют предприятия Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов. Среди них лидируют по объемам экспорта ФГУП "РКБ "Глобус" (Рязань); ОАО "НИИМЭ и з-д "Микрон" (Зеленоград); ОАО "Концерн "Вега" (Москва); ОАО НЗ "Экран" (Новосибирск); ОАО "Радиозавод" (Пенза); ОАО "Ангстрем" (Зеленоград); ОАО "Светлана" (Санкт-Петербург). Общий объем экспорта составил 166,3 млн. долларов. Предприятия радиоэлектронной промышленности поставляли производимую продукцию в 59 стран, причем на долю стран дальнего зарубежья приходится 74,3% экспорта. Больше всего продукции поставляется в Индию, Белоруссию, Германию, Казахстан, Иран, Гонконг, Южную Корею и Венесуэлу, суммарная доля которых в общем объеме экспорта составила 69,2%. [7, c.23-25]
Рис. 5.Доля предприятий РЭП по федеральным округам в общем объеме экспорта (2011 г.).
[7, c. 23-25]
Торгово-экономическое сотрудничество с ведущими зарубежными партнерами на рынке радиоэлектронных изделий носит двусторонний характер. В том же первом полугодии 2008 года 115 предприятий РЭП импортировали продукцию из 59 стран на общую сумму 54,6 млн. долларов. Основными поставщиками являются 6 стран: Чехия, Белоруссия, Украина, Германия, Италия и Китай. На их долю приходится 69,4% импорта. В товарной структуре импорта среди 36 групп изделий преобладают поставки по группам: станки и оборудование, микросхемы интегральные, металлы и изделия из них, прерыватели, разъединители, переключатели и соединители, полупроводниковые приборы, химическая продукция, аппаратура и приборы контрольно-измерительные. [7, c. 25]
На территории России есть несколько стратегически важных для всего региона производственных комплексов, уникальных в своём плане. Компания "Формоза" занимается производством персональных компьютеров с момента своего основания в 1993 году. С 1997 года работает собственная линия по производству системных плат, на сегодняшний день единственная не только в России, но и во всей восточной Европе. Производство серверов было освоено в 2000 году, а с 2001 года компания вывела свою продукцию на корпоративный рынок. На сегодняшний день компания производит три модельных ряда компьютеров - универсальную, образовательную и корпоративную серии. «DEPO Computers» – ведущий российский разработчик, производитель и поставщик компьютерной техники. Компания начала свою деятельность с дистрибуции компьютерного оборудования в 1995 году. В 2002 году DEPO Computers приступила к массовому производству компьютеров, рабочих станций и серверов под маркой DEPO. В настоящее время компания производит под торговой маркой DEPO системы хранения данных, серверы, рабочие станции, персональные компьютеры для дома и офиса, терминалы, ноутбуки, мониторы, серверные шкафы. Однако, на сегодняшний день, очевидно российский поставщик IT-оборудования не может конкурировать с ведущими производителями стран Дальнего Востока, Западной Европы и США, однако, в этом направлении ведутся определенные работы.
Инновация — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем. Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы
На сегодняшний день экономика Российской Федерации переживает тот переломный момент, когда общество начинает переходить от одного типа экономических взаимоотношений к другому. Это влечет за собой как негативные, так и позитивные последствия. Сегодня Россия выбирает инновационный путь развития экономики, и это можно увидеть, проанализировав каждый сектор ее экономики. Для скачка в развитии экономики необходимо внедрение IT-технологий, что уже понимают ведущие компании на рынке. Например, существует проблема: автомобильный трафик в Москве. И дорожное строительство, и организация дорожного движения, и автомобилестроение - это "старые" области знания. Но положение на улицах города можно облегчить за счет инноваций. За счет применения IT. Например, можно дать людям возможность работать из дома, без того, чтобы добираться до офиса, создавая трафик.
IT-инновации являются важным аспектом для технологической модернизации России и интенсивности развития экономики. Нынешняя политическая структура является уникальным инструментом модернизации страны. И именно она выработала курс на инновации как долгосрочную цель и миссию страны. Сейчас большое внимание уделяется образованию – появляются новые инновационные университеты. Роль ИТ очень велика в этом, потому что модернизация экономики и технологическое развитие невозможны без специалистов, без оптимальных механизмов для реализации инновационных продуктов, без компьютерной грамотности значительной части населения.
Кластерной политике в России в последние годы уделяется большое внимание, она получает серьезную поддержку, в том числе и на государственном уровне. Кластерная политика - система государственных и общественных мер и механизмов поддержки кластеров и кластерных инициатив, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, предприятий, входящих в кластер, развитие институтов, стимулирующих формирование кластеров, а также обеспечивающих внедрение инноваций. По словам экспертов из Ассоциации инновационных регионов (АИРР), одна из главных проблем – отсутствие эффективного взаимодействия между государством, бизнесом, научным сообществом. Потенциальные участники кластера зачастую не знают друг о друге. В результате межкластерная разобщенность приводит к отсутствию выхода инновационной продукции на рынок, отметили эксперты АИРР. По их мнению, важно наладить контакт малого инновационного бизнеса с крупными компаниями и организовать цепочки поставок. [14, c.56]
По результатам 2012 года Россия вышла на четвертое место в Европе по абсолютному объему инвестиций в технологические проекты и на первое место по темпам роста. За 2012 год в технологические проекты было вложено около 1 млрд долларов, из которых 70% - в ИТ-сектор. [23] В любом случае, темпы роста очень высокие. Хотя результативность, с точки зрения экономического эффекта для крупных компаний, для выхода на новые большие рынки, пока не слишком большая. По крайней мере, корпораций глобального уровня, таких как Google или Apple в России на сегодня еще не выросло. Но, тем не менее, в России есть целый ряд международных компаний, абсолютно глобальных, работающих на всех ведущих рынках - Яндекс, Mail.ru, Kaspersky, ABBYY, Parallels. В основном - это IT сектор.
В качестве основных мер государственной поддержки информационно-коммуникационных технологий в России можно выделить следующие программы: ««Глобальная навигационная система», «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», «Развитие российских космодромов на 2006-2015 гг.», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.», «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства РФ (2007- 2010 гг.)» и «Национальная технологическая база» на 2007-2011 гг. Предусмотрены также ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 гг., а также «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008-2010 гг.» [3, c. 31]