Коммуникационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 21:07, реферат

Краткое описание

Цель моей работы - дать теоретические основы профессионального коммуникационного менеджмента в сфере PR.
В соответствии с поставленной целью вытекают следующие задачи:

определить сущность понятия коммуникационного менеджмента;

сферу применения коммуникационного менеджмента;

выявить функции коммуникационного менеджмента;

обозначит сущностные характеристики коммуникационного менеджмента.

Вложенные файлы: 1 файл

Коммуникационный менеджмент.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Объектами и субъектами коммуникационного менеджмента могут выступать самые разные социальные институты, являющиеся значимыми для определения направлений корпоративной политики, оценки целесообразности тех или иных форм информационного воздействия. Данный вопрос концентрирует в себе также моменты дифференциации и варьирования коммуникативной активности предприятия (организации) как во внешней, так и во внутренней организационной среде. Участники коммуникационных процессов, вовлекаемые в коммуникации в результате определенных интересов компании (организации), определяются как целевые группы, или сегменты.

 

Целевые группы коммуникационного менеджмента:

 

· государственные органы;

 

· финансовые структуры;

 

· сотрудники предприятия;

 

· клиенты и потребители предприятия;

 

· посредники;

 

· поставщики;

 

· учреждения, реализующие продукцию, и т.д.

 

Важную роль играет не только определение целевых групп, но и выбор правильных коммуникационных систем, средств, каналов и уровней обмена информацией. Данный выбор определяется следующими критериями:

 

1) содержание информации и ее объект;

 

2) подбор целесообразных коммуникационных средств;

 

3) выделение каналов передачи и восприятия информации (визуальный, аудиальный, аудиовизуальный, тактильный и PR.) и способов обмена информацией (естественный и искусственный).

 

Как профессиональные коммуникаторы, специалисты по коммуникационному менеджменту постоянно сталкиваются с различными типами коммуникационного поведения, что в каждом конкретном случае предполагает их профессиональную реакцию.

 

Как наблюдатели и аналитики общественного мнения и процессов формирования общественного мнения, специалисты в области коммуникационного менеджмента должны уметь анализировать различия между внутренней рефлексией и внешними образами коммуникационных объектов и применять данные этого анализа.

 

Обобщая отмеченные положения, выделим основное содержание коммуникационного менеджмента:

 

· планирование и управление коммуникативными процессами, в т.ч. выявление целевых аудиторий, разработку коммуникационных стратегий, контроль, оценку эффективности коммуникаций и проч.;

 

· разъяснение позиций и направлений предприятия, организации, конкретной персоны;

 

· организацию информационного трансферта (перенос, перевод) и диалога;

 

· информационное представление интересов какого-либо объекта;

 

· формирование и усиление доверия и симпатии;

 

· представление какого-либо объекта (организации, персоны, проблемы, темы) общественности и увеличение компетентности участников диалога;

 

· утверждение корректных коммуникаций в конфликтных ситуациях.

 

2.3 Задачи коммуникационного менеджмента

 

 

В качестве основных задач коммуникационного менеджмента выделим следующие:

 

· регулирование взаимодействия сотрудников (и организации в целом) как во внешней, так и во внутренней организационной среде;

 

· сокращение дистанции, установление контактов между предприятием и его целевыми группами;

 

· идентификацию сотрудников со своим предприятием, содействие увеличению мотивации сотрудников;

 

· увеличение известности предприятия (организации);

 

· формирование симпатии посредством представления корпоративной философии;

 

· формирование доверия к предприятию;

 

· изменение общественного мнения;

 

· содействие принятию позитивного решения о сотрудничестве с предприятием, заключению сделки, совершению покупки.

 

2.4 Принципы коммуникационного менеджмента

 

 

· необходимо выражать интересы общества и уважать достоинство человека;

 

· не наносить ущерб репутации средствам массовой информации (СМИ);

 

· развивать средства и формы общения, которые, способствуя свободному потоку необходимой информации, позволяют каждому члену общества, в котором он живет, чувствовать себя в полной мере информированным и быть уверенным в своем собственном участии и своей ответственности, а также чувствовать свою солидарность с другими членами общества;

 

· вести себя и при любых условиях так, чтобы заслужить и сохранить доверие тех, с кем вступаешь в контакт;

 

· намеренно распространять ложную или вводящую в заблуждение информацию;

 

· при любых обстоятельствах предоставлять всестороннюю и правдивую информацию об организации, в которой работает сотрудник PR;

 

· способствовать установлению нравственных, психологических и интеллектуальных условий для диалога в истинном понимании этого слова;

 

· любые попытки обмануть общественное мнение или его представителей запрещаются. Необходимо говорить правду. Пусть люди знают, что происходит;

 

· необходимо прислушиваться к потребностям интересам населения, держать высшее руководство и других служащих в курсе того, какова реакция общественности на продукцию, политику и действия компании;

 

· прогнозировать реакцию общественности и избегать действий, вызывающих трудности. Важно думать о завтрашнем дне, заботясь о репутации;

 

· корпоративные связи - функция менеджмента. Ни одно стратегическое решение не может выполняться до тех пор, пока не будет определено его влияние на связи с внутренней и внешней общественностью. Работник паблик рилейшнз - творец политики, а не просто публицист;

 

· менеджеру необходимо быть уравновешенным, терпеливым, пребывающим в хорошем настроении. В случае возникновения кризиса быть готовым к тому, как его преодолеть и достойно для обеих сторон выйти из него.

 

Трудно предположить, что найдутся люди, которые бы не одобрили обозначенные выше принципы, которые лаконично и образно прописаны на бумаге. Что же касается международной практики и особенности ее проявления в России, можно проследить немало негативных моментов. Отметим лишь наиболее характерные из них:

 

1. не всегда службы и организации, участвующие в управлении коммуникационным процессом ответственно относятся к взаимоотношениям с общественностью, предложенные им темы публичного обсуждения не выражают интересы и запросы публики;

 

2. не редко каналы коммуникаций заполнены хаосом псевдособытий, которые не служат ни интересам публики, ни интересам заказчиков;

 

3. часто факты, представляющие интерес для общественности, скрываются или затуманиваются;

 

4. для современной российской практики, особенно в период выборных кампаний, широко применяются так называемые черные технологии PR, основной целью которых является обман избирателей манипулированием общественным сознанием.

 

Эти подобного рода действия не способствуют достижению взаимопонимания с публикой, а наоборот приближает фронты конфронтации.

 

Причины негативных тенденций в коммуникационном менеджменте в свое время отмечал журнал «Советник» «Советник» 1997, №1.:

 

· плохая подготовка PR-специалистов;

 

· слабая PR-грамотность людей, принимающих решение;

 

· трудности с определением самого продукта PR-деятельности;

 

· недостаток отечественной литературы по PR;

 

· низкий уровень ответственности PR-агентств за качество своих услуг.

 

Обычно в литературе коммуникацию представляется в таком соотношении компонентов: коммуникатор - сообщение - кодирующее устройство - канал - декодирующее устройство - помехи - получатель информации (целевая аудитория) - результат коммуникации - обратная связь.

 

Менеджеру же по коммуникациям приходиться в основном действовать в рамках следующего «квартета»:

 

1. коммуникатор,

 

2. целевая аудитория,

 

3. ключевое сообщение,

 

4. каналы коммуникаций.

 

Рассмотрим их более подробно.

 

Коммуникатор. В нашем представлении коммуникатор - это не только и столько источник информации, но и кодировщик для посылаемых сообщений и декодер получаемой по каналам обратной связи информации. Он же является ответственным лицом по определению состава целевой аудитории и отбору или созданию ключевого сообщения. Другими словами, - это дирижер квартета, сам играющий в составе этого оркестра на каком-то «инструменте», но при этом видит главное свое предназначение в организации работы оркестра и управлением его работой.

 

Круг обязанностей коммуникатора довольно обширный:

 

· он анализирует состояние проблемы, определяет цели и методы предстоящего коммуникационного процесса, вырабатывает формы и методы выявления той публики, в чьей поддержке или взаимопонимании нуждается организация;

 

· планирует необходимые коммуникативно-информационные и организационно-финансовые мероприятия;

 

· устанавливает и постоянно поддерживает с разными группами людей и организациями соответствующие взаимосвязи;

 

· организует подготовку и издание информационных материалов для внешней и внутренней (коллектив организации) публики;

 

· устанавливает систему распространения информации через прессу, радио, телевидение, профессиональные издания;

 

· совместно со специалистами организует выпуск публикаций, фильмов, фотографий, программ мультимедиа и др.;

 

· организует специальные мероприятия: пресс-конференции, выставки, демонстрации, торжественные заседания, награждения и т.п.;

 

· организует или сам проводит исследования и оценивает процедуры, связанные с умением работника собирать информацию различными способами, включая работу источниками, анализом статистических данных, интервью и неформальные беседы, исследование возможных специальных исследований общественного мнения;

 

· со своими помощниками сканирует публикации в прессе по важным для организации вопросам;

 

· устанавливает контакты с журналистами, представителями органов управления, инвесторами, общественными движениями и партиями;

 

· готовит аналитические записки и рекомендации руководству организации.

 

Круг работ, выполняемых коммуникатором, можно расширять. Но даже из обозначенного выше перечня обязанностей видно, что деятельность коммутатора направляется, прежде всего, на определение состава «целевой аудитории».

 

«Ключевое сообщение» и «каналы коммуникации» - это средства воздействия на аудитории.

 

Самому же коммуникатору для выполнения своих обширных обязанностей придется использовать весь арсенал средств управления, применяемых в менеджменте. Еще раз подчеркнем, что работа коммутатора с потоками коммуникаций должна внести такие изменения в общественном мнении целевой аудитории, которые должны привести к изменению ситуации. Перефразировав известное высказывание, скажем: «Коммуникатор не создает продаж, он создает атмосферу, в которой продажи скорее будут сделаны».

 

Целевая аудитория. Цели и задачи коммуникационного менеджмента - работать не просто с населением вообще, а выделять те или иные его сегменты, для которых разрабатываются свои собственные сообщения в соответствии с необходимой именно для них техникой воздействия, которые затем размещаются в каналах коммуникации, используемых этими сегментами аудитории. Выделять целевую аудиторию необходимо потому, что, общаясь с самой широкой, неопределенной аудиторией, коммутатор, оплачивая размещение информации, практически выбрасывает деньги «на ветер».

 

Причина этому банально проста - возможности, интересы и потребности аудиторий разные. Задача коммуникатора не «стрелять из пушки по воробьям», а по возможности точно прицелиться и попасть в «яблочко». Целью коммуникационного процесса добиться ожидаемой реакции от своей аудитории.

 

Определить нужную, целевую аудиторию - задача не из легких и не из дешевых по затратам на определение ее состава.

 

Обычно потребительские предпочтения бывают весьма и весьма неоднородны, что предопределяется материальным уровнем жизни, полом, интеллектуальным уровнем, уровнем образования, семейным положением, принадлежностью к той или иной социальной группе, наличием и отсутствием детей, местом проживания, этническими или национальными особенностями и т.д.

 

Задача коммутатора - определить аудиторию, дифференцированную по всем существенным для данного сегмента потребительского ринка признаками. Эту задачу лучше решать маркетологам.

 

В книге Е.П. Голубкова «Маркетинговые исследования» довольно обстоятельно описываются многочисленные технологии исследований целевых аудиторий. Это:

 

· метод наблюдения,

 

· метод анализа документов,

 

· метод экспертной оценки,

 

· экспериментальный метод,

 

· методы маркетинговых исследований (разведочные, описательные, казуальные)

 

· методы опроса,

 

· метод фокус - группы и др.

 

Ключевое сообщение. Для лучшего понимания содержания понятия «ключевое сообщение» вначале

 

рассмотрим категорию «сообщение», как непременную составляющую

 

коммуникационного процесса.

 

В коммуникационном процессе сообщение может передаваться тремя

 

способами:

 

1. в письменной форме: пресс-релиз, листовка, приглашение, слоган, девиз, бегущая строка, этикетка, вывеска, прайс-лист и др.

 

2. в устной форме: ораторское выступление, заявление официального представителя, дикторский текст по радио или ТВ, реплика, конферанс, распорядительные высказывания председателя собрания или спикера парламента, аудиокассета с рекламным текстом и др.

 

3. в визуальной форме: рекламный фильм, фильм-плакат, видео клип, рекламный мультфильм, символ, книжный знак (экслибрис), фотография, мимика, рекламная графика, фирменный знак или цвет, костюм, жест, осанка и др.

 

Названные выше формы передачи сообщения могут охватывать всю или большую часть целевой аудитории и взаимодополнять друг друга.

 

Ключевым сообщением можно считать такое сообщение, в котором в максимальном объеме отражаются интересы целевой аудитории. Текст ключевого сообщения должен восприниматься массовым сознанием как привычный по форме, занимательный по содержанию, как полезный совет по своему практическому значению. Доверие к тексту переносится затем на излагаемые идеи, доводы, аргументы и влияет на принятие решения людьми, на планируемое изменение поведение публики.

Информация о работе Коммуникационный менеджмент