Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 21:07, реферат
Цель моей работы - дать теоретические основы профессионального коммуникационного менеджмента в сфере PR.
В соответствии с поставленной целью вытекают следующие задачи:
определить сущность понятия коммуникационного менеджмента;
сферу применения коммуникационного менеджмента;
выявить функции коммуникационного менеджмента;
обозначит сущностные характеристики коммуникационного менеджмента.
Объектами и субъектами коммуникационного менеджмента могут выступать самые разные социальные институты, являющиеся значимыми для определения направлений корпоративной политики, оценки целесообразности тех или иных форм информационного воздействия. Данный вопрос концентрирует в себе также моменты дифференциации и варьирования коммуникативной активности предприятия (организации) как во внешней, так и во внутренней организационной среде. Участники коммуникационных процессов, вовлекаемые в коммуникации в результате определенных интересов компании (организации), определяются как целевые группы, или сегменты.
Целевые группы коммуникационного менеджмента:
· государственные органы;
· финансовые структуры;
· сотрудники предприятия;
· клиенты и потребители предприятия;
· посредники;
· поставщики;
· учреждения, реализующие продукцию, и т.д.
Важную роль играет не только определение целевых групп, но и выбор правильных коммуникационных систем, средств, каналов и уровней обмена информацией. Данный выбор определяется следующими критериями:
1) содержание информации и ее объект;
2) подбор целесообразных коммуникационных средств;
3) выделение каналов передачи и восприятия информации (визуальный, аудиальный, аудиовизуальный, тактильный и PR.) и способов обмена информацией (естественный и искусственный).
Как профессиональные коммуникаторы, специалисты по коммуникационному менеджменту постоянно сталкиваются с различными типами коммуникационного поведения, что в каждом конкретном случае предполагает их профессиональную реакцию.
Как наблюдатели и аналитики общественного мнения и процессов формирования общественного мнения, специалисты в области коммуникационного менеджмента должны уметь анализировать различия между внутренней рефлексией и внешними образами коммуникационных объектов и применять данные этого анализа.
Обобщая отмеченные положения, выделим основное содержание коммуникационного менеджмента:
· планирование и управление коммуникативными процессами, в т.ч. выявление целевых аудиторий, разработку коммуникационных стратегий, контроль, оценку эффективности коммуникаций и проч.;
· разъяснение позиций и направлений предприятия, организации, конкретной персоны;
· организацию информационного трансферта (перенос, перевод) и диалога;
· информационное представление интересов какого-либо объекта;
· формирование и усиление доверия и симпатии;
· представление какого-либо объекта (организации, персоны, проблемы, темы) общественности и увеличение компетентности участников диалога;
· утверждение корректных коммуникаций в конфликтных ситуациях.
2.3 Задачи коммуникационного менеджмента
В качестве основных задач коммуникационного менеджмента выделим следующие:
· регулирование взаимодействия сотрудников (и организации в целом) как во внешней, так и во внутренней организационной среде;
· сокращение дистанции, установление контактов между предприятием и его целевыми группами;
· идентификацию сотрудников со своим предприятием, содействие увеличению мотивации сотрудников;
· увеличение известности предприятия (организации);
· формирование симпатии посредством представления корпоративной философии;
· формирование доверия к предприятию;
· изменение общественного мнения;
· содействие принятию позитивного решения о сотрудничестве с предприятием, заключению сделки, совершению покупки.
2.4 Принципы коммуникационного менеджмента
· необходимо выражать интересы общества и уважать достоинство человека;
· не наносить ущерб репутации средствам массовой информации (СМИ);
· развивать средства и формы общения, которые, способствуя свободному потоку необходимой информации, позволяют каждому члену общества, в котором он живет, чувствовать себя в полной мере информированным и быть уверенным в своем собственном участии и своей ответственности, а также чувствовать свою солидарность с другими членами общества;
· вести себя и при любых условиях так, чтобы заслужить и сохранить доверие тех, с кем вступаешь в контакт;
· намеренно распространять ложную или вводящую в заблуждение информацию;
· при любых обстоятельствах предоставлять всестороннюю и правдивую информацию об организации, в которой работает сотрудник PR;
· способствовать установлению нравственных, психологических и интеллектуальных условий для диалога в истинном понимании этого слова;
· любые попытки обмануть общественное мнение или его представителей запрещаются. Необходимо говорить правду. Пусть люди знают, что происходит;
· необходимо прислушиваться к потребностям интересам населения, держать высшее руководство и других служащих в курсе того, какова реакция общественности на продукцию, политику и действия компании;
· прогнозировать реакцию общественности и избегать действий, вызывающих трудности. Важно думать о завтрашнем дне, заботясь о репутации;
· корпоративные связи - функция менеджмента. Ни одно стратегическое решение не может выполняться до тех пор, пока не будет определено его влияние на связи с внутренней и внешней общественностью. Работник паблик рилейшнз - творец политики, а не просто публицист;
· менеджеру необходимо быть уравновешенным, терпеливым, пребывающим в хорошем настроении. В случае возникновения кризиса быть готовым к тому, как его преодолеть и достойно для обеих сторон выйти из него.
Трудно предположить, что найдутся люди, которые бы не одобрили обозначенные выше принципы, которые лаконично и образно прописаны на бумаге. Что же касается международной практики и особенности ее проявления в России, можно проследить немало негативных моментов. Отметим лишь наиболее характерные из них:
1. не всегда службы и организации, участвующие в управлении коммуникационным процессом ответственно относятся к взаимоотношениям с общественностью, предложенные им темы публичного обсуждения не выражают интересы и запросы публики;
2. не редко каналы коммуникаций заполнены хаосом псевдособытий, которые не служат ни интересам публики, ни интересам заказчиков;
3. часто факты, представляющие интерес для общественности, скрываются или затуманиваются;
4. для современной российской практики, особенно в период выборных кампаний, широко применяются так называемые черные технологии PR, основной целью которых является обман избирателей манипулированием общественным сознанием.
Эти подобного рода действия не способствуют достижению взаимопонимания с публикой, а наоборот приближает фронты конфронтации.
Причины негативных тенденций в коммуникационном менеджменте в свое время отмечал журнал «Советник» «Советник» 1997, №1.:
· плохая подготовка PR-специалистов;
· слабая PR-грамотность людей, принимающих решение;
· трудности с определением самого продукта PR-деятельности;
· недостаток отечественной литературы по PR;
· низкий уровень ответственности PR-агентств за качество своих услуг.
Обычно в литературе коммуникацию представляется в таком соотношении компонентов: коммуникатор - сообщение - кодирующее устройство - канал - декодирующее устройство - помехи - получатель информации (целевая аудитория) - результат коммуникации - обратная связь.
Менеджеру же по коммуникациям приходиться в основном действовать в рамках следующего «квартета»:
1. коммуникатор,
2. целевая аудитория,
3. ключевое сообщение,
4. каналы коммуникаций.
Рассмотрим их более подробно.
Коммуникатор. В нашем представлении коммуникатор - это не только и столько источник информации, но и кодировщик для посылаемых сообщений и декодер получаемой по каналам обратной связи информации. Он же является ответственным лицом по определению состава целевой аудитории и отбору или созданию ключевого сообщения. Другими словами, - это дирижер квартета, сам играющий в составе этого оркестра на каком-то «инструменте», но при этом видит главное свое предназначение в организации работы оркестра и управлением его работой.
Круг обязанностей коммуникатора довольно обширный:
· он анализирует состояние проблемы, определяет цели и методы предстоящего коммуникационного процесса, вырабатывает формы и методы выявления той публики, в чьей поддержке или взаимопонимании нуждается организация;
· планирует необходимые коммуникативно-информационные и организационно-финансовые мероприятия;
· устанавливает и постоянно поддерживает с разными группами людей и организациями соответствующие взаимосвязи;
· организует подготовку и издание информационных материалов для внешней и внутренней (коллектив организации) публики;
· устанавливает систему распространения информации через прессу, радио, телевидение, профессиональные издания;
· совместно со специалистами организует выпуск публикаций, фильмов, фотографий, программ мультимедиа и др.;
· организует специальные мероприятия: пресс-конференции, выставки, демонстрации, торжественные заседания, награждения и т.п.;
· организует или сам проводит исследования и оценивает процедуры, связанные с умением работника собирать информацию различными способами, включая работу источниками, анализом статистических данных, интервью и неформальные беседы, исследование возможных специальных исследований общественного мнения;
· со своими помощниками сканирует публикации в прессе по важным для организации вопросам;
· устанавливает контакты с журналистами, представителями органов управления, инвесторами, общественными движениями и партиями;
· готовит аналитические записки и рекомендации руководству организации.
Круг работ, выполняемых коммуникатором, можно расширять. Но даже из обозначенного выше перечня обязанностей видно, что деятельность коммутатора направляется, прежде всего, на определение состава «целевой аудитории».
«Ключевое сообщение» и «каналы коммуникации» - это средства воздействия на аудитории.
Самому же коммуникатору для выполнения своих обширных обязанностей придется использовать весь арсенал средств управления, применяемых в менеджменте. Еще раз подчеркнем, что работа коммутатора с потоками коммуникаций должна внести такие изменения в общественном мнении целевой аудитории, которые должны привести к изменению ситуации. Перефразировав известное высказывание, скажем: «Коммуникатор не создает продаж, он создает атмосферу, в которой продажи скорее будут сделаны».
Целевая аудитория. Цели и задачи коммуникационного менеджмента - работать не просто с населением вообще, а выделять те или иные его сегменты, для которых разрабатываются свои собственные сообщения в соответствии с необходимой именно для них техникой воздействия, которые затем размещаются в каналах коммуникации, используемых этими сегментами аудитории. Выделять целевую аудиторию необходимо потому, что, общаясь с самой широкой, неопределенной аудиторией, коммутатор, оплачивая размещение информации, практически выбрасывает деньги «на ветер».
Причина этому банально проста - возможности, интересы и потребности аудиторий разные. Задача коммуникатора не «стрелять из пушки по воробьям», а по возможности точно прицелиться и попасть в «яблочко». Целью коммуникационного процесса добиться ожидаемой реакции от своей аудитории.
Определить нужную, целевую аудиторию - задача не из легких и не из дешевых по затратам на определение ее состава.
Обычно потребительские предпочтения бывают весьма и весьма неоднородны, что предопределяется материальным уровнем жизни, полом, интеллектуальным уровнем, уровнем образования, семейным положением, принадлежностью к той или иной социальной группе, наличием и отсутствием детей, местом проживания, этническими или национальными особенностями и т.д.
Задача коммутатора - определить аудиторию, дифференцированную по всем существенным для данного сегмента потребительского ринка признаками. Эту задачу лучше решать маркетологам.
В книге Е.П. Голубкова «Маркетинговые исследования» довольно обстоятельно описываются многочисленные технологии исследований целевых аудиторий. Это:
· метод наблюдения,
· метод анализа документов,
· метод экспертной оценки,
· экспериментальный метод,
· методы маркетинговых исследований (разведочные, описательные, казуальные)
· методы опроса,
· метод фокус - группы и др.
Ключевое сообщение. Для лучшего понимания содержания понятия «ключевое сообщение» вначале
рассмотрим категорию «сообщение», как непременную составляющую
коммуникационного процесса.
В коммуникационном процессе сообщение может передаваться тремя
способами:
1. в письменной форме: пресс-релиз, листовка, приглашение, слоган, девиз, бегущая строка, этикетка, вывеска, прайс-лист и др.
2. в устной форме: ораторское выступление, заявление официального представителя, дикторский текст по радио или ТВ, реплика, конферанс, распорядительные высказывания председателя собрания или спикера парламента, аудиокассета с рекламным текстом и др.
3. в визуальной форме: рекламный фильм, фильм-плакат, видео клип, рекламный мультфильм, символ, книжный знак (экслибрис), фотография, мимика, рекламная графика, фирменный знак или цвет, костюм, жест, осанка и др.
Названные выше формы передачи сообщения могут охватывать всю или большую часть целевой аудитории и взаимодополнять друг друга.
Ключевым сообщением можно считать такое сообщение, в котором в максимальном объеме отражаются интересы целевой аудитории. Текст ключевого сообщения должен восприниматься массовым сознанием как привычный по форме, занимательный по содержанию, как полезный совет по своему практическому значению. Доверие к тексту переносится затем на излагаемые идеи, доводы, аргументы и влияет на принятие решения людьми, на планируемое изменение поведение публики.