Корпоративная и социальная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 21:54, реферат

Краткое описание

Цель реферата: показать значение социального партнерства в рамках теории экономической демократии.
Исходя из цели, я поставила перед собой в работе следующие задачи:
– изучить историю социального партнёрства, рассмотреть подходы к определению социального партнерства;
– выявить особенности становления социального партнерства;

Вложенные файлы: 1 файл

ксо.docx

— 29.39 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В настоящее время усилилось внимание к проблемам социально ответственного поведения бизнеса, его роли в социально-экономическом развитии. Компании, чтобы обеспечить конкурентоспособность, поддерживают свой имидж, работают над улучшением деловой репутации, осуществляют свою деятельность на основе принципов социальной ответственности.

Речь идет о том, чтобы рассматривать каждого человека, находящегося в зоне сотрудничества не как пассивный объект благо деятельности со стороны государства и общества, а в качестве стратегического ресурса, потенциала, который нужно достаточно реализовать. Этому призваны способствовать совместные действия органов исполнительной власти регионов, местных объединений работодателей.

Действующим механизмом предотвращения негативных явлений в социально-трудовой сфере является социальное партнерство как элемент интегрального стратегического достижения согласия в обществе.

Цель реферата: показать значение социального партнерства в рамках теории экономической демократии.

Исходя из цели, я поставила перед собой в работе следующие задачи:

– изучить историю социального партнёрства, рассмотреть подходы к определению социального партнерства;

– выявить особенности становления социального партнерства;

– изучить теорию экономической демократии;

– определить характерные черты системы социального партнерства в экономической демократии.

 

 

1. История социального партнерства

 

Согласно Ст. 23 ТК РФ. «Понятие социального партнерства в сфере труда».

«Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ).

Социальное партнерство – особый тип общественных взаимоотношений, основанный на взаимовыгодном сотрудничестве и направленный на достижение баланса интересов и целей представителей всех социальных групп региона в процессе его социально-экономического развития.

Развитие социального партнерства в его различных формах – важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей – союзами предпринимателей.

Систему социального партнерства называют «трипартизмом», так как третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия.

Принцип содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе говорит о том, что государство не может диктовать свою волю сторонам, а должно быть одной из равноправных сторон социального партнерства и содействовать его демократическому развитию. Государство не может издавать законы и иные нормативные правовые акты, нарушающие права сторон социального партнерства.

Система социального партнерства как механизм регулирования социально-трудовых отношений получила развитие после Второй мировой войны, окончательно утвердилась лишь в 60–70-х гг. XX столетия, и то не во всех странах. Сегодня наиболее развитая система социального партнерства существует в Германии, Австрии, Швеции и других странах. В меньшей степени она развита в Южной Европе, США, Японии. Системы социального партнерства не существует в слаборазвитых странах. В России она только формируется.

Формирование системы социального партнерства возможно только при определенных условиях.

Необходимость регулирования социально-трудовых отношений возникает одновременно с возникновением капиталистического товарного производства, когда в качестве основных субъектов трудовых отношений окончательно оформляются два основных класса – собственники средств производства и наемные работники, лишенные средств производства и потому вынужденные продавать свою рабочую силу, чтобы как-то обеспечить свое существование.

Уже на начальном этапе развития капиталистического товарного производства при взаимодействии двух классов достаточно четко проявился противоположный характер их интересов. Рабочий, свободный от средств производства и не имеющий земли, был вынужден наниматься на работу к собственнику средств производства – капиталисту.

Становление системы социального партнерства – достаточно длительный и сложный процесс. Многие государства десятилетиями методом проб и ошибок медленными темпами двигались к созданию цельной системы социального партнерства как одного из важнейших элементов трудового права.

Развитие системы создает возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.

В индустриально развитых странах социальное партнерство принимает различные формы. Так называемая компаративистская система предполагает использование специальных органов, процедур и механизмов. Она получила распространение в Австрии, Швеции, Японии, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах. В Австрии, например, социальное партнерство реализуется посредством широкой сети консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий, как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. В странах, где специальные институты социального партнерства отсутствуют, действует так называемая плюралистическая система (Великобритания, США, Канада). Здесь согласование противоречивых интересов осуществляется на уровне всего общества с помощью обычного политического процесса (партий, парламентов, профсоюзов) и развития сотрудничества работников и работодателей на уровне отдельных компаний.

В России система социального партнерства еще только делает первые шаги. Главное: не задействованы механизмы, обеспечивающие реализацию достигнутых соглашений. Вместе с тем в отдельных отраслях выполнение отраслевых тарифных соглашений уже привело к некоторому улучшению материального положения рабочих и росту производства.

Социальное государство предполагает, прежде всего:

– обеспечение максимальной занятости трудоспособного населения;

– развитие производительных сил на пользу всему обществу и повышение производительности труда;

– экономическую демократию, предполагающую участие наемных работников в решении социально-трудовых и экономических проблем;

– создание предпосылок для развития личности;

– разумное распределение доходов между всеми категориями и слоями граждан, не допускающее неоправданных разрывов в уровнях доходов и расслоения общества.

В свою очередь теория экономической демократии представляет собой идею, нуждающуюся в пересмотре.

Перед теорией экономической демократии стоит задача – вдохнуть новую жизнь в эту идею и объяснить, как ее можно претворить в практическую реальность.

Возникает вопрос: «Зачем нужна экономическая демократия?»

Необходимость экономической демократии можно обосновать просто-напросто тем, что при демократии экономическая власть должна находиться под демократическим контролем. Однако вполне возможно, что такое логическое обоснование, в конечном счете, немногого стоит: экономическая демократия, в отличие от политической демократии, не производит впечатления чего-то такого, ради чего люди выходят на улицу и вступают в борьбу.

Впрочем, есть еще один аргумент, более прагматичный и практичный, и поэтому, вероятно, более убедительный. Он связан с демократическим качеством общества. Если у нас есть демократия в политической жизни, но ее нет в экономической жизни, и если вес экономической власти растет пропорционально политической власти, то граждане вправе задаться вопросом: насколько демократично их общество «на самом деле» и «действительно ли» политическая демократия на что-то годится. Получается ловушка коллективной иррациональности, возникающей из индивидуальной рациональности, которая приводит нас к порочному кругу разочарования в самой идее демократии. Если считается, что демократия в упадке, то граждане справедливо перестают ценить свою долю в этой демократии и получают основания для апатии и для отхода от демократического процесса; таким образом, их реакция на упадок демократии приводит к еще большему упадку.

 

2. Характерные  черты системы социального партнерства  в рамках теории экономической  демократии

 

«Система социального партнерства неразрывно связана с экономической демократией, является, в частности, конкретной формой ее реализации, как идеологии профсоюзного движения, основой демократии в политической сфере, реального пути перехода от классового антагонизма и вражды к классовому сотрудничеству и согласию».

Социальное партнерство – это идеология демократического общества с рыночной экономикой. Оно возможно лишь в обществе, находящемся на определенном уровне экономической, социальной и правовой зрелости.

К числу основополагающих субъектов рассматриваемой системы общественных отношений, способных определять процесс общественного развития в условиях экономической демократии можно отнести:

    • представителей органов власти (исполнительной и законодательной);
    • руководство хозяйствующих субъектов (руководители предприятий и организаций всех форм собственности);
    • представителей рабочих коллективов (трудящихся);
    • представителей различных общественных объединений, представляющих интересы той или иной стороны;
    • представителей научных сообществ, привлекаемые для научно-экономического обоснования процесса разработки и реализации проектов социально-экономического развития территорий.

Социальное партнерство представляет собой основу и необходимый инструмент социально-ориентированной рыночной экономики.

Особое значение при разработке стратегий экономического развития регионов отводится решению проблем, повышения уровня благосостояния его населения или улучшение его качества жизни. Эффективность регионального управления во многом будет определяться тем, насколько будут соответствовать обозначенные стратегические цели социально-экономического развития интересам и потребностям всех слоев населения региона, какими механизмами, способами и насколько своевременно они будут достигнуты исходя из программных установок. Это определяет необходимость координации действий и интересов региональных властей с другими субъектами регионального хозяйства, согласования действий органов власти и предприятий приоритетных сфер хозяйственной деятельности региона в процессе самостоятельной разработки последними их стратегических производственных программ. В этой связи, необходимо создавать условия для развития такого типа общественных взаимоотношений, который способствовал бы реализации таких возможностей.

Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе. Это является одним из принципов и условий более широкого использования социально-партнерских отношений для решения таких задач, как подъем производства и улучшение благосостояния граждан. В социальном партнерстве демократия позволяет каждой стороне наиболее полно проявить инициативу, уточнить более четко свою позицию.

Построение демократического правового государства, основанного на рыночной экономике и многообразии форм собственности, должно сопровождаться перемещением приоритетов в правовом регулировании труда, содержании трудового законодательства. На первый план выдвигаются учёт и охрана интересов человека труда, защита его прав, обеспечение социальных гарантий. В современных условиях экономического развития необходима новая модель правового регулирования трудовых отношений, основанная на децентрализации, расширении договорных начал. Именно для этого и существует социальное партнерство.

 

Заключение

 

В заключении можно сказать, что социальное партнерство – это особый тип общественных взаимоотношений, основанный на взаимовыгодном сотрудничестве и направленный на достижение баланса интересов и целей представителей всех социальных групп региона в процессе его социально-экономического развития.

Система социального партнерства станет жизнеспособной и эффективной, если она будет касаться жизненного положения отдельного человека, отдельной личности. И это особенно важно, когда речь идет о сфере занятости, о рынке труда. Положение каждого человека на рынке труда, перспективы его профессионального роста и развития, возможности общественно-полезного использования его трудового потенциала должны составлять конкретный предмет социального партнерства.

Информация о работе Корпоративная и социальная ответственность