МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ
ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ
КАФЕДРА «СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»
Реферат
на тему: Культура
делового общения и официальные переписки
Выполнила: студентка
1 курса группы 1.5
Направления «Реклама и связи
с
общественностью»
Иргалиева Камилла Альбертовна
Проверила: канд. филос. н., доцент
Сулейманова Р.Р.
Уфа – 2012 г.
Содержание
1. Ораторская речь
2 . Специфика общения
3. Цель и идеи выступления
4. Построение выступление
5. Успешное выступление
6. Выводы и рекомендации
по теме
7. Официальные переписки
8. Заключение
9. Список литературы
Введение
Тема данной работы «Публичная
речь как форма деловых и общественных
отношений».
В нашей стране долгое
время деловые контакты в управленческой
сфере сводились, в основном, к отдаче
и выполнению распоряжений. В этом была
суть административно-командной системы.
Возможность предпринимательской деятельности
потребовала от начинающих бизнесменов
умения находить партнеров, сотрудничать
с ними, контактировать с чиновниками,
то есть активно общаться. Отсутствие
навыков делового общения не раз ставило
в трудное положение даже того, кто в своей
области считается профессионалом! А ведь
общается каждый
из нас постоянно. В чем своеобразие
делового общения по сравнению с привычным
нам приятельским, дружеским?
Проблема общения традиционно
находится в центре внимания отечественных
социальных психологов в связи с ее значимостью
во всех сферах жизнедеятельности человека
и социальных групп. Человек без общения
не может жить среди людей, развиваться
и творить. Это обусловливает актуальность
изучение процессов общения. К тому же
современная социально-экономическая
ситуация в России усиливает внимание
к вопросам общения и определяет новый
взгляд на него как на фактор стабилизации
предпринимательства, поскольку именно
общение сопровождает большинство сервисных
услуг по реализации любой продукции.
В структуре межличностного
общения выделяют основное содержание
общения, а именно: передачу информации,
взаимодействие, познание людьми друг
друга. Передача информации рассматривается
как коммуникативный аспект общения; взаимодействие
как интерактивный аспект общения; понимание
и познание людьми друг друга как персептивный
аспект общения
Речь является основным средством
общения.
Цель данной работы – выявить
закономерности успешного публичного
выступления и выработать ряд рекомендаций
для людей, которым приходится публично
выступать.
Достижение данной цели реализуется
посредством решения следующих задач:
Изучить литературу по теме;
Классифицировать изученную
информацию в виде концентрированного
текста и графических иллюстраций;
Предложить комплекс рекомендаций
по совершенствованию навыков публичного
выступления.
Проблема по теме работы заключается
в несоответствии между существующих
и желаемым положением дел в области публичных
выступлений в современном российском
мире.
Глава 1
Ораторская речь
Если оратор хорошо произносит
(голос и речь благозвучны), то слушатели
хорошо слышат его. Если он ярко модулирует,
«рисует голосом мысли», то его легко понимают.
В восприятия речи оратора слушателями
чрезвычайно важно то, как звучит голос
выступающего: звучит ли он свободно, мягко,
доверительно, на низких топах (низкие
тона голоса воспринимаются более благоприятно,
они собирают внимание слушающих, настраивают
их на восприятие содержания) или, напротив,
звучание резкое, напряженное, завышенное
по тону или очень тихое, «безопорное»,
не летящее в зал. И тогда слушателям приходится
тратить первые самые ценные минуты общения
на то, чтобы «приспособиться», «приноровиться»
воспринимать неблагозвучную, часто раздражающую
речь говорящего.
Первая функция голоса и состоит
в том, чтобы обеспечить слышимость звучащего
со сцены слова.
Речь ораторская — разновидность
публичной речи, противополагаемой функционально
и структурно речи разговорной, частному,
«бытовому» общению. В противоположность
разговорной речи — обмену более или менее
несложными и короткими репликами (отдельными
фрагментарными высказываниями) двух
или нескольких собеседников — публичная
речь организуется в форме монолога, т.
е. сложно построенного, развернутого
и длительного высказывания, обращенного
ко многим, к обществу (монологический
речевой обмен в условиях массового общения).
Монологическая форма общения,
при котором высказывание развертывается
в «речь» для планомерного и целостного
раскрытия содержания, реализуется то
в условиях непосредственного обмена
— как речь устная, то опосредствованного
— как речь письменная (через книгу, газету
и пр.). Устная публичная речь предполагает
особую организацию общения, а именно
«собрание» — непосредственное наличие
коллектива слушателей-собеседников.
Количественные и качественные признаки
наличного «собрания» играют немаловажную
роль, так же как и условия непосредственного
взаимодействия говорящего лица с аудиторией
в процессе самого речеведения, как и коллективное
одновременное восприятие речи на фоне
всей обстановки «собрания» и в частности
восприятие реального облика говорящего
(голос, мимика, жесты и пр.). Все эти условия
отсутствуют в практике письменно-публичной
речи, что отражается на ином характере
последней. Компромиссный характер приобретает
устная публичная речь, опосредствованная
радиопередачей («речь по радио»), при
которой наличествует только момент произнесения
и восприятия речи на слух, а в условиях
телевидения — еще «изображение» говорящего;
специфическая совокупность условий устно-речевого
общения отсутствует.
Речь ораторская определяется
не внешне-формальными признаками, а внутренней
структурой, обусловленной ее содержанием
и функцией. Любая форма устно-публичного
монолога — академическая речь, речь на
банкете или на похоронах и т. п. — приобретает
ораторский характер в зависимости от
конкретных условий общественной практики,
поскольку содержание и функция речи получают
то или иное непосредственно политическое
значение.
Глава 2
Специфика общения
Обычно общением называют процесс
установления и развития контактов между
людьми, обусловленный потребностями
в совместной деятельности и включающий
в себя обмен информацией, выработку единой
стратегии взаимодействия, восприятие
и понимание другого человека. Из этого
определения мы будем исходить в нашем
курсе.
Логика выделяет три формы мышления.
Понятие — форма мышления, которая отражает
общие и самые существенные свойства предмета
или явления. Они представляют собой содержание
понятия.
Понятие характеризуется и
объемом — совокупностью предметов или
явлений, относящихся к данному понятию.
Например, содержание понятия
«автомобиль» — транспортная
самодвижущаяся безрельсовая машина,
а объем этого понятия чрезвычайно велик:
всевозможные марки легковых, грузовых,
спортивных и прочих автомобилей.
Суждение представляет собой форму мысли,
в которой отражается связь между предметами
или явлениями. Например: «Сегодня вторник».
Умозаключение — цепочка суждений, последнее
из которых — заключение — является новым
знанием, выводимым из уже известных суждений,
называемых посылками.
Требование определенности
высказывания означает, что слушатели
должны ясно понимать все слова и выражения,
употребленные выступающим.
Неопределенность возникает,
когда оратор произносит незнакомые для
аудитории термины. Часто встречается
и такая ситуация: выступающий употребляет
вроде бы всем известные слова и не догадывается,
что слушатели толкуют их каждый по-своему.
Спросите у своих друзей, что
означают для них слова «честность», «умение
жить», «демократия», «рынок» и т.д., и вы
получите полную иллюстрацию к сказанному.
Последовательность изложения
означает, прежде всего, логическую связь
мыслей, когда одна мысль подготавливает
другую. «Для успеха речи важно течение
мысли оратора. Если мысль скачет с предмета
на предмет, перебрасывается, если главное
постоянно прерывается, то такую речь
почти невозможно слушать», — писал известный
русский юрист, теоретик красноречия А.Ф.
Кони. Для соблюдения последовательности
он советовал: «Надо построить речь так,
чтобы вторая мысль вытекала из первой,
третья из второй и т.д., или чтоб был естественный
переход от одного к другому». Логической
считается такая последовательность,
когда изложение идет от известного к
неизвестному, от простого к сложному,
от описания знакомого и близкого — к
далекому.
В некоторых случаях психологически
оправдано нарушение такого хода изложения,
например, чтобы сделать его более интересным,
занимательным, заставить слушателей
думать и т.п.. В качестве приема это вполне
допустимо и часто используется опытными
ораторами.
Требование непротиворечивости
изложения заключается в том, что, утверждая
что-либо о каком-то предмете или явлении
для какого-то момента времени в каком-то
отношении, нельзя это же отрицать. Конечно,
действительность не остается застывшей,
и с течением времени об этом же явлении
(например, о деятельности руководителя)
можно будет сказать другое. Естественно,
в разном отношении характеризовать явление
можно по-разному. Например, новая мебель
может подходить вам по дизайну и не
подходить по цене, хороший
специалист может иметь плохой характер
и т.п.
Требование обоснованности
особенно важно соблюдать, если нужно
убедить слушателей в чем-то или склонить
их к определенным действиям. Убежденность
как уверенность в истинности чего-либо
возникает и на основе внушения. Но в деловом
общении призывами и уверениями ничего
не добьешься. Трезво мыслящему человеку
нужно обосновать, что дело обстоит так,
а не иначе, да еще сделать это в такой
форме, чтобы он сам был заинтересован
в вашем выводе или предложении.
Как логически обосновать утверждение?
Следует троить речь с учетом логической
структуры обоснования:
1. Прежде всего нужно четко
сформулировать саму мысль, которую вы
хотите обосновать. Ее называют тезисом.
Тезис отвечает на вопрос: «Что мы доказываем?»
Требование определенности высказываний,
о котором говорилось выше, в самой большой
степени относится именно к тезису, формулировка
которого должна исключать возможность
понимания утверждения в другом смысле.
Тезис должен быть предельно
конкретным. Сформулированный «вообще»,
он может быть просто неверным, например:
«Ученые оторваны от жизни» или «Все предприниматели
— жулики».
2. Тезис подкрепляют аргументами,
или доводами, которые называют
также основанием доказательства.
Аргументы отвечают на вопрос: «Чем доказываем?»
Основанием доказательства могут быть
совокупность фактов; статистические
данные; теоретические положения, например
экономические законы; суждения, основанные
на житейском опыте и т.д.
3. Третий элемент обоснования
— демонстрация — показ того,
как из данных аргументов следует
тезис. Демонстрация отвечает на
вопрос: «Как доказываем?» Она
демонстрирует ход наших рассуждений.
Доказать можно непосредственно,
путем наблюдения, и посредством рассуждений,
то есть логических умозаключений.
Глава 3
Цель и идеи выступления
В зависимости от отношения слушателей к
вопросу определяем цель выступления:
проинформировать;
• объяснить;
• заинтересовать;
• убедить;
• переубедить;
• побудить к действию;
• воодушевить и т.д.
Обычно выступление преследует
одну главную цель, а остальные ей подчинены.
С древнейших времен в зависимости
от основной цели выступления различают
следующие виды речей:
1. Информационные (повествовательные,
описательные, объяснительные).
2. Агитационные (воодушевляющие,
убеждающие, побуждающие к действию).
3. Развлекательные.