Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 01:43, курсовая работа
Общество представляет собой очень сложную управленческую систему, которая состоит из частично самостоятельных систем: политической, духовной, экономической, культурной, и других. Каждая из систем выполняет специальные функции.
Государство предаёт современному обществу целостность. Именно в рамках государства концентрируются высшие полномочия власти, а также сосредоточиваются управленческие механизмы и осуществляется деятельность, которая направлена на регулирование социальных отношений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы социально-экономических и политических процессов………………………………………………………………………...6
1.1 Понятие социальных, экономических и политических процессов….......6
1.2 Типы и типология экономических и политических изменений………...12
ГЛАВА 2. Методы сбора и анализа информации……………………………14
2.1 Методики сбора первичных данных………….…………………………..14
2.2 Гипотеза как форма развития. Классификация…………………………..16
ГЛАВА 3. Методы социального прогнозирования…………………………..18
3.1 Теоретико-методологические основы методов социально-экономического прогнозирования………………………………………………………………..18
3.2 Классификация методов прогнозирования……………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...31
Приложения……………………………………………………………………..32
на тему: «Методы исследования социально-экономических и политических процессов»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретические
основы социально-экономических и политических
процессов………………………………………………………
1.1 Понятие социальных, экономических и политических процессов….......6
1.2 Типы и типология экономических и политических изменений………...12
ГЛАВА 2. Методы сбора и анализа информации……………………………14
2.1 Методики сбора первичных данных………….…………………………..14
2.2 Гипотеза как форма развития. Классификация…………………………..16
ГЛАВА 3. Методы
социального прогнозирования………
3.1 Теоретико-методологические
основы методов социально-экономического
прогнозирования………………………………………
3.2 Классификация методов прогнозирования……………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...31
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Общество представляет собой очень сложную управленческую систему, которая состоит из частично самостоятельных систем: политической, духовной, экономической, культурной, и других. Каждая из систем выполняет специальные функции.
Государство предаёт современному обществу целостность. Именно в рамках государства концентрируются высшие полномочия власти, а также сосредоточиваются управленческие механизмы и осуществляется деятельность, которая направлена на регулирование социальных отношений.
Создание представлений о роли и функциях, а также месте государства в обществе представляет довольно длительный и неоднозначный процесс. В нынешнем понимании государство представляет собой совокупность официальных институтов а также способ политико-правовой организации жизни общества, где во главе находится единоличный или коллективный правитель, который контролирует органы исполнительной и других ветвей власти и вертикальной системы управления, при помощи которых реализуется власть, охраняется существующий политический строй, а также обеспечивается нормальная жизнь людей. Из этого определения становится понятно, что главная задача государства, есть обеспечение эффективного функционирования власти в обществе, а также оптимальное управление общественными процессами, определение перспективных стратегий развития, решение текущих актуальных проблем, которые возникающих перед людьми, на основе учета их интересов, с одной стороны, и имеющихся потенциальных ресурсов — с другой. Понятно, что более или менее удовлетворительное решение такой великой по своим масштабам задачи возможно только на основе достоверного владения информацией о реальном положении дел во всех существенных сферах государственного организма, ее глубокого осмысления и тщательного анализа, разработки на этой основе сбалансированных, взвешенных решений.
Очевидно, однако, что за преимущественным большинством решений, которые принимаются практически на всех уровнях гос. власти, не стоит не только научного анализа состояния и тенденций развития социальных процессов, но и даже здравого смысла. Приведу некоторые причины такой ситуации:
Цель данного курсового проекта создать твердое убеждение о том, что на практике необходимо использовать методы научных исследований управленческой деятельности. Развить творческие способности, перспективное мышление и навыки, позволяющие привлекать полную и достоверную информацию о состоянии и динамике управляемых явлений и процессов при разработке и обосновании принимаемых решений. Ознакомить с более важными методами получения, а также преобразования и содержательного анализа достоверной эмпирической информации, которая отражает состояние и динамику социально-экономических и политических процессов.
Объектом
в данном курсовом проекте являются
социально-экономические и
Глава 1. Теоретические основы социально-экономических и политических процессов
Социально-экономические
Одной из особенностей социально-экономических процессов является именно их тесная привязка к деятельности предприятий или так называемых хозяйствующих субъектов, крупных национально-государственных систем, регионов. Именно эта «привязка» определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в контексте этих объектов изменений. За основу социально-экономических процессов взят цикл «инновации-инвестиции», который предопределяет логику развертывания этапов экономической конъюнктуры на каждом рассматриваемом уровне. Модель Николая Дмитриевича Кондратьева, которая лежит в основе этого цикла предусматривает координацию двух глобальных экономических процессов, а именно – роста и упадка. Достигнув максимума, роста производства начинает снижаться. Одновременно снижается и объем инвестиций, что, в следствие неизбежно приводит к сдерживанию инновационных процессов. Снижение активности инновационной отрасли, вызывает уменьшение эффективности производства, а также провоцирует масштабный передел ресурсов. Данный передел ресурсов приводит к резкому скачку цен на продукцию и падению стоимости рабочей силы, что в свою очередь вызывает стагнацию, создающую благоприятные условия для инновационного прорыва.
Политические процессы нуждаются во внедрении в общественную жизнь мероприятий, которые составляют так называемую программную установку, какой например является политическая партия или-общественное движение. На протяжении своего развития общество ориентируется на отдельных лидеров политического влияния, которые определяют и аккумулируют колебания мнения общественности, а также его поведенческие и моральные стереотипы.
Основу социально-экономических процессов составляет цикл «инновации-инвестиции», а политических — оппозиция «вызов-реакция».
Оппозиция «вызов-реакция» содержит целый комплекс проблем, непрерывно возникающих в обществе, которые последовательно разрешаются методом проведения различных политических акций, реализации долгосрочных социальных проектов и программ, и даже вооруженных конфликтов. Составляющие «вызов» проблемные ситуации несут большой общественный характер. Эти проблемы способствуют формированию в обществе организованных сил, которые ориентированы на разработку и реализацию мер, которые в свою очередь ведут к разрешению этих проблем и созданию условий для нового общественного порядка.
Реакция в структуре политического процесса заключается в создании властью линии поведения, позволяющей на основе имеющихся правил и норм разработать особые правила взаимодействия различных социальных групп для обеспечения равенства, а также социальной справедливости между всеми активными участниками этого процесса. Если власть не способна осуществлять данную деятельность, то это может привести к ее трансформации или к полной её замене.
Любой процесс характеризуется масштабом, направленностью, интенсивностью, составом и характером стимуляции.
Масштаб процесса предполагает измерение степени вовлеченности в него субъектов. Микроуровень в исследовании таких процессов, обусловливается числом вовлеченных в процесс индивидов или отдельных социальных групп. А приобретение статуса субъекта процессов государствами, народами, этносами или культурами значит переход на макроуровень.
Направленность процесса характеризуется его вектором, выражающим ориентацию процесса на определенный исход.
Интенсивность процесса определяется осознанным значением его результатов для участников, которые в него вовлечены. Фактически это значение может быть задано через освещение этого процесса в СМИ, или любую другую огласку в обществе.
Сам процесс, складывается из составляющих его участников, их социального расслоения, а также политической ориентации и места в системе общественного разделения труда.
Характер стимуляции проявляется в политике субъекта, контролирующего и направляющего этот процесс. В соответствии с этим признаком процесс может быть форсированным или равномерным, стремительным или вялым.
Участники, субъект процесса, причины и наблюдатель, являющийся членом научного сообщества, составляют основные элементы социально-экономического процесса. К числу участников процесса можно отнести всех активных и пассивных членов общества, интересы которых затрагивают изменения, происходящие в обществе. По числу участников процесса можно судить о характере самого процесса, масштабах и уровне охвата. Субъектом, т.е. инициатором процесса выступает один из его участников, который располагает значительными ресурсами, которые в свою очередь позволяют длительное время поддерживать направленность и динамику социальных изменений. Инициатор процесса может оказывать сильное влияние на ход таких изменений методом воспроизведения благоприятных условий, которые направленны на достижение ожидаемого результата. Влияние которое оказывает инициатор на процесс может быть и не осознанным, вызывающим определенные изменения наперекор воле и интересам инициатора. Все это способно стимулировать распространенные случаи утраты инициаторами контроля за вызванными ими изменениями. Роль самого инициатора такого процесса может быть значительно усилена в случае обладания им широкими властными полномочиями, полученными им как легальным, так и нелегальным образом. Будучи распорядителем средств, ресурсов, осуществляя право законодательной инициативы, субъект процесса может устанавливать свои правила игры для всех его участников, и тем самым задавая желаемую направленность процессу.
Научное сообщество (сообщество ученых, специалистов, практиков, формулирующих ключевые стандарты оценки, измерения и регулирования исследуемых процессов), является важнейшим элементом в режиме восприятия и оценки социально-экономических процессов. При помощи данных стандартов, а также норм, инициатор процесса способен контролировать и моделировать ход событий, а наблюдатель может определять критерии оценки развертывания процессов в пространстве и времени.
Наблюдатель, являясь формальным или неформальным членом научного сообщества, является и источником когнитивных параметров процесса. Когнитивный смысл процесс приобретает в акте его познания, восприятия, объяснения и понимания. Отображая процесс, наблюдатель, основываясь на выработанных научным сообществом подходах, стремится познать логику процесса, актуализируя сам факт его протекания, и вырабатывает определённую мысленную схему понимания и объяснения полученных в ходе наблюдения событий.
Наблюдатель является в основном пассивным участником процесса, именно наблюдатель составляет представление о характере процесса, которое придаёт ему определенный смысл и значение.
Совершенно любой процесс можно измерить. Характер измерения процессов не зависит от типа, положения наблюдателя, а так же от способа его структуризации. Главными структурными единицами, которые определяют интенсивность и направление происходящих процессов, являются социальные системы.
Информация о работе Методы исследования социально-экономических и политических процессов