Правило
восприятия критики
Ахметова
Алия
22 менеджмент
- Критика — это обсуждение, разбор чего-нибудь с целью вынести оценку, выявить недостатки; отрицательное суждение о чем-нибудь, указание недостатков (С. И. Ожегов).
- Если критика направлена лично в ваш адрес, то какой бы горькой она ни была, главное — из любой критики сделать правильный вывод и постараться впредь не допускать высказываний или действий, ее вызывающих.
- К критике надо относиться как к неизбежному злу человеческого общения — спокойно и мудро. А можно даже извлечь некоторую пользу, учитывая пословицу: «Никто нас так не учит, как наши враги».
Всегда
следует помнить известные принципы
восприятия критики:
- - если меня критикуют, значит, от меня ожидали большего;
- - необходимо деловое восприятие критики вне зависимости от того, кто критикует и в какой форме;
- - центральный принцип восприятия критики — «все, что я делаю, я мог бы делать лучше»;
- - наиболее ценная критика направлена на несовершенство того, что кажется нормальным;
- - отсутствие критики — это показатель пренебрежения или неверия в способность ее нормального восприятия;
- - критика позволяет выяснить отношение критикующего к другой стороне;
- - необходимо поддержать попытку критикующего конструктивно разобраться в деле, даже если он ошибается.
Как следует
реагировать на критику?
- Не следует сердиться, обвинять критикующих в нечестности, усложнять отношения; наоборот, нужно искренне их поблагодарить, при необходимости попросить более подробно остановиться на недостатках и поделиться своими взглядами на пути к их устранению.
Метод «Согласись
или проиграешь».
- Например, вам сказали: «Вечно Вы опаздываете». Достойный ответ: «Да, сегодня я опоздал». Причем, фраза должна начинаться с «Да».
метод погашения
конфликта
- «Дайте возможность партнеру выговориться».
- В соответствии с этим методом не нужно возражать, например, словами «Не кричите на меня, пожалуйста», т. е. пытаться перекрыть клапан «кипящего котла».
- Лучше использовать детский прием: «Извините, я больше так не буду».
- «Высший пилотаж» в искусстве реагирования — перевод критики в достоинство.
- Ответ опять начните с «Да». В ответ на замечания в свой адрес скажите, например, следующее: «Да, Вы вправе так думать. Если Вы мне делаете замечание, значит, Вы за мной наблюдаете, значит, моя работа вам интересна…».
- Или в ответ на замечание: «Вы всегда со мной спорите». Скажите: «Да, в разговоре с Вами удается докопаться до истины».
Н. А.
Литвинцева предлагает еще три правила,
которые следует соблюдать при любом способе
ответа на любой тип критики.
- Спокойствие, только спокойствие. Тон голоса при ответе на критику должен быть спокойным, доброжелательным и заинтересованным. Ехидный, агрессивный или раздраженный тон может все испортить.
- Считайте слова. Ответ должен быть предельно кратким. Примерно 5 слов и ни одного лишнего, иначе только подольете масла в огонь. Не следует говорить «Да… но», так как «но» означает «нет» и вызывает очередную волну критики. И краткость нужна именно для того, чтобы не дать критику нового повода для замечаний, чтобы он не мог «зацепиться» за ваши же слова.
- Не спешите с ответом. Не следует сразу отвечать на риторические вопросы, такие как эти: «Что Вы себе позволяете?», «Вы что, с Луны свалились (белены объелись, не с той ноги встали и т. д.)?» На эти коварные вопросы нет достойного ответа. Критик торжествующе сверлит вас взглядом и ждет вашей униженной реакции. Спокойно и доброжелательно спросите: «Вас это действительно интересует?»
- Установлено, что примерно в 70% случаев критик скажет: «Нет, не интересует», почувствовав некорректность своего риторического вопроса. Значит, вам не надо ничего отвечать. Но если он скажет: «Да, интересует», коротко ответьте в соответствии со смыслом вопроса. Например, на вопрос «Вы что, с Луны свалились?», ответьте «Нет, я землянин».