Психология общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:21, реферат

Краткое описание

Общение представляет собой не только социальное, но и психологическое явление, оно тесно связано со структурой индивидуального сознания человека. Сам процесс общения невозможен без участия психологических механизмов порождения и восприятия речи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Социально-психологическая природа общения……………………..4
2. Диалог как форма психологического воздействия……………….…7
3. Психологические барьеры в общении и пути их преодоления……14
4. Правила поощрения и порицания в общении……….……………... 24
5. Влияние цвета в общении………………………………………….…25
Заключение………………………………………………………………...…31
Список литературы…………………………………………………..………33

Вложенные файлы: 1 файл

Ком.тех.docx

— 68.31 Кб (Скачать файл)

   В соответствии с этими целями (общения и сообщения) речевые действия могут быть разложены на элементарные составляющие: речевое воздействие, объектом которого является собеседник, и собственно коммуникативное действие, объектом которого является предмет речи. То, что делается по отношению к нему как к некоторой пропозиции (утверждение, отрицание, предположение, выражение желательности, необходимости, неизбежности некоторого положения дел во внешней ситуации, которая мыслится отличной, отдельной от ситуации общения) и рассматривается как коммуникативное действие.

   Речевое воздействие  – это то, что является движущей силой диалога: некоторое приглашение к взаимодействию (А.Н. Баранов и Г.Е. Крейдлин обозначают его термином "иллокутивное вынуждение"). Даже самое обычное высказывание, не содержащее просьбы или вопроса, уже требует ответа самим фактом обращенности к собеседнику. В различных своих формах это может быть просьба и отказ, вопрос и разъяснение, приветствие и извинение. Для глаголов, выражающих речевое воздействие, характерно наличие актанта – адресата речи: просить кого о чем, разрешать кому что, докладывать кому о чем, благодарить кого.

   Речевое воздействие в современных исследованиях часто понимается как манипулирование, обман, скрытое внушение. Но само понятие шире и не обязано иметь такой морально-оценочный аспект.

   Если исходить из начального представления о речевом воздействии – то это воздействие словом, высказыванием на поведение или образ мыслей собеседника, некоторый способ управления им, стремление подчинить своей воле. Доречевое воздействие – взглядом, жестом – на уровне психологического контакта – осуществляет порой бессознательное подчинение. Пара, связанная таким контактом, представляет как бы единый механизм, остатки которого и в речевом общении проявляются в автоматизме, естественности ответа на обращение, отклика на оклик, если только не активизированы силы противодействия общению, препятствующие контакту. Обычно не отвечать труднее, чем ответить. Речевое воздействие усиливается при непосредственном, зрительном контакте (это используется при гипнозе).

   Кроме коммуникативного действия и речевого воздействия, в структуре речевого действия можно выделить еще одну элементарную составляющую – речевое самовыражение. У него нет собственного объекта, как и нет обязательной валентности (кроме субъектной) у глаголов, описывающих это действие: шутить, дразниться, грозиться (акцент на субъекте действия).

   Все эти элементарные составляющие могут быть заключены в любом речевом действии, однако обычно одна из них активизируется в соответствии с коммуникативным намерением говорящего. При этом адресат может отреагировать на любую другую – и это создает более широкую перспективу ведения диалога, увеличивая число возможных тактических ходов.

   Акт речевого взаимодействия может анализироваться на основании языковых особенностей составляющих его реплик, но это само по себе не дает возможности выйти за пределы обычной грамматики.

  Так, на социальном уровне речь идет о выборе стратегий, задаваемом целью общения – воздействия (управления или поиска содействия) – инициатора диалога. На выбор стратегии оказывают влияние социальные роли участников общения (Начальника или Подчиненного, Учителя или Ученика и т.д.). Собеседник может избрать ответную стратегию подчинения, содействия или противодействия (впрочем, для определенных социальных ролей – например солдата в диалоге с офицером – стратегия противодействия запрещена). Наличие общего кода является необходимым условием взаимодействия собеседников. Социальное содержание общего кода не сводится к общему языку, но предполагает знание норм социального взаимодействия, этикетных правил. Контакт также имеет социальное содержание: соотношение социальных ролей (по признакам: Выше – Ниже, Свой – Чужой) задает один из его возможных вариантов – формально-иерархический, формально-нейтральный (к Чужому) или неформальный. Для каждого из них действуют свои ограничения в выборе тактических форм, большие для формальных типов, меньшие для неформальных.

   Психологический уровень общения – это реализация стратегий взаимодействия, т.е. столкновение личностей, воли; на нем производится поиск тактических приемов воздействия, форм речевых действий. Психологические роли – это и есть те способы самовыражения, которые выбирают собеседники: это могут быть роли Просителя или Благодетеля, Обиженного или Обидчика, Насмешника или Мишени, Поклонника или Кумира. Поскольку роли парные, то выбор Инициатора диалога требует стратегии содействия со стороны адресата. Психологическое содержание общего кода для каждой пары свое собственное: это могут быть особые речевые формы общения, мимика, жесты, позы.

   Контакт на психологическом уровне характеризуется степенью расположенности к общению в данной ситуации, к игре в предложенных позициях. Она может быть позитивной у обеих сторон, либо негативной, либо нулевой, или же контакт может быть несимметричным. Каждый из вариантов по-разному влияет на развитие диалога: либо способствуя, либо препятствуя ему. В более широком смысле психологический контакт – это не только расположенность к общению, но и понимание эмоционального состояния собеседника, даже способность к молчаливому сотрудничеству.

  Наконец, коммуникативный уровень добавляет более конкретные характеристики ситуации общения. Так, конкретную коммуникативную цель, цель сообщения, формирует обычно Инициатор диалога (это и есть его коммуникативная роль), тот, кому есть, что сказать или есть о чем спросить. Его адресат принимает роль Отвечающего или Отзывающегося. Для характеристики кода на коммуникативном уровне важно, чтобы он был если не полностью общим, то хотя бы обеспечивающим определенный минимум понимания.

Контакт на коммуникативном  уровне может быть охарактеризован  рядом бинарных признаков: непосредственный – опосредованный, речевой –неречевой, информационный (коммуникативный) – неинформационный (некоммуникативный).

    Непосредственный контакт – это общение находящихся рядом собеседников, с возможностью повернуться лицом к лицу, взглянуть в глаза друг к другу, улавливать мимику. Он важен для оценки эмоциональной реакции собеседника. Опосредованный контакт может иметь место при отсутствии зрительного.

   Речевой – когда стороны пользуются звуковой речью, неречевой – без ее участия.

   Наконец, коммуникативный – это контакт, при котором происходит взаимопонимание, основанное на заинтересованном восприятии передаваемой информации.

   Фактические акты не требуют коммуникативного контакта (например, обмен приветствиями, прощание и т.п.). Поддержанию коммуникативного контакта служат акции выяснения, уточнения.

   Специфика речевого действия, в сравнении с другими видами действия формируется следующим образом:

  1. речевое действие всегда коммуникативно и может быть всегда понято и интерпретировано;
  2. речевое действие осуществляется с помощью элементов знаковой системы;
  3. речевое действие осуществляется во взаимодействии с другими типами действия;
  4. речевое действие осуществляет когнитивную функцию, в ходе его планирования и реализации протекают определенные мыслительные и оценочные процессы.

 Объект классической  риторики – монологическая речь. В ней решение сверхзадачи (влияние на систему убеждений другого человека) упрощается из-за единственной цели и одно-направленности коммуникации. В диалоге, как и в любой форме интеракции, коммуникативные шансы симметричны, поэтому воздействие имеет более сложную направленность.

 

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

 

        Под психологическими барьерами межличностного общения подразумеваются как осознаваемые, так и неосознаваемые трудности и препятствия (общепсихологического и социально-психологического характера), которые возникают между индивидами, вступающими друг с другом в психологический контакт.

        Функции психологических барьеров:

  1. психологическая защита (защита интересов, ценностей и автономии личности или общности);
  2. стимулирующая (может выступать фактором развертывания внутреннего потенциала личности и общности за счет мобилизации их собственных ресурсов);
  3. консервативная (“замораживание”, торможение духовного потенциала личности); при повышенной рефлексивности и чрезмерном самоанализе развивается замкнутость.

       Необходимо различать барьеры в общении, порожденные самим этим процессом – процессом идентификации, стереотипизации, игры, и барьеры общения – барьеры личности или ее предметной деятельности, барьеры общности или барьеры психического состояния любого субъекта.

Барьеры личности и общности

  1. Психическое состояние личности, неадекватное требованиям

ситуации (напряженность, эйфория). Причинами могут быть особенности  характера индивида.

  1. Личность принадлежит к общности, закрытой для других общностей; в

этом случае такая особенность  будет присуща многим личностям этой общности.

          Виды барьеров деятельности:

  • коммуникативный и познавательный;
  • трудовой и управленческий;
  • реактивный и творческий;
  • экономический и политический;
  • правовой и духовно-нравственный.

      Барьеры взаимопонимания  возникают на разных этапах взаимоотношений. Иногда появлению нравственных или эмоциональных барьеров, препятствующих нормальным человеческим контактам, предшествуют годы знакомства или близких отношений.

      Но есть один барьер, который вырастает, как правило, при первом контакте – это эстетический барьер.

       Первое впечатление о человеке складывается прежде всего по его внешнему виду, манере поведения, стилю одежды. Конечно, “провожают по уму”, но встречают все-таки “по одежке”. Внешность всегда многое определяла в отношении к человеку, особенно в кругу малознакомых людей. Уже в детском возрасте, начиная с 4-х лет, красивая внешность обеспечивает мальчикам и девочкам более высокую популярность среди сверстников. Эта тенденция сохраняется и в зрелом возрасте. Когда участникам психологического эксперимента предлагали по фотографиям оценить личные качества и предсказать судьбу тех, кто изображен на снимках, оказалось, что более красивым испытуемым чаще приписывали положительные качества и счастливую судьбу.

      В исследованиях Л.Я. Гозмана был обнаружен эффект иррадиации красоты: физическая привлекательность мужчины существенно зависела от внешности женщины, в обществе которой он постоянно появлялся. Выходит, есть и определенная выгода от общения с внешне привлекательными людьми – рядом с ними и тебя самого могут оценить выше. Но именно в этой прагматической направленности и скрывается для людей, наделенных незаурядными внешними данными, опасность ложного понимания заинтересованности окружающих в общении с ними. Корыстный интерес они легко могут принять за интерес человеческий.

        Если бы отношения между людьми ограничивались только поверхностными контактами, то можно было бы утверждать, что красота – лучшее средство достижения успеха в общении. Но исследования показывают, что физическая привлекательность супругов не влияет на взаимоотношения в семейной жизни и на стабильность брака. Любопытно, что люди более снисходительны к проступкам тех, кого эксперты оценивают внешне более привлекательными. Зато строже, чем обычно, их осуждают, если свои внешние данные они используют с аморальной целью.

        Разумеется, оценка внешности одного человека другим субъективна, большую роль играет одежда и косметика. При словесном воссоздании облика человека наиболее значимыми являются рост, цвет глаз и волос, а также особенности мимики. Это объясняется тем, что с формой, цветом и выражением глаз мы связываем не только внешние, но и внутренние личностные характеристики (физиогномика). Философ А. Шопенгауэр говорил, что “уста высказывают мысль человека, а лицо – мысль природы”.

Интеллектуальный  барьер делится на три типа интеллекта:

  • вербальный – способность оперировать словами, символами, числами, идеями, логическими доводами;
  • механический – способность воспринимать и понимать связи физических сил и элементов механизмов в практических ситуациях, быстро схватывать принципы машинных операций;
  • социальный – способность понимать состояния других людей и предвидеть развитие различных социальных ситуаций. Социальный интеллект, по мнению Таллента, проявляется в чувстве такта, умении снискать расположение других людей и создать благоприятную атмосферу во взаимоотношениях с ними. Низкий уровень развития данного типа интеллекта вызывает постоянные проявления бестактности, трудности приспособления к социальному окружению, проблемы общения и одиночество.

       Высокий уровень социального интеллекта необходим руководителям: это краеугольный камень человеческого взаимопонимания. Его недостаток нередко порождает парадоксальную ситуацию, когда большинство аудитории может счесть занудой и путаником весьма эрудированного и обстоятельно мыслящего оратора с ярко выраженным вербальным интеллектом. Это происходит потому, что человек с высокоразвитым умом теоретика не способен учесть неравномерность развития данного типа интеллекта у других людей.

       Половина взрослых людей не улавливает смысл произносимых фраз, если они содержат более 13 слов, а дети до семи лет – не более 8 слов. нотации родителей малоэффективны, поскольку дети не в состоянии оценить их обстоятельность и глубину.

Информация о работе Психология общения