Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 19:39, реферат
Подавляющее большинство людей почти всю свою сознательную жизнь проводят в организациях. Начиная с яслей и кончая домом для престарелых, человек сознательно или бессознательно, добровольно или по принуждению, заинтересованно или с полной апатией включается в жизнь организации, живет по ее законам, взаимодействует с другими ее членами, отдавая что-то организации, но и получая от нее что-то взамен.
Введение…………………………………………………………………...3
1. Ролевое поведение в организации…………………………………….4
2. Ролевой конфликт как вид внутриорганизационного
конфликта. Типы ролевых конфликтов…………………………………9
2.1Ситуации и факторы, порождающие ролевые конфликты…………11
2.2 Причины ролевых конфликтов и способы их устранения…………13
Заключение………………………………………………………………..15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт менеджмента и бизнеса
РЕФЕРАТ
по предмету «Деловые коммуникации»
на тему: «Ролевое поведение в организации»
Выполнил:
студент Мбзу-14-1
Бириндеева Л.Е.
Проверил:
Савицкая Ю.П.
Тюмень, 2014
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Ролевое поведение в организации…………………………………….4
2. Ролевой конфликт как вид внутриорганизационного
конфликта. Типы ролевых конфликтов…………………………………9
2.1Ситуации и факторы, порождающие ролевые
конфликты…………11
2.2 Причины ролевых конфликтов и способы
их устранения…………13
Заключение……………………………………………………
Введение
Подавляющее
Вхождение человека в
Вступая во взаимодействие с
1.Ролевое поведение в организации.
С понятием статусного набора тесно связано предложенное
Р. Мертоном понятие ролевого набора —
совокупности ролей, ассоциируемых с одним
статусом.
Роль есть динамический аспект статуса.
Каждый статус обычно включает ряд ролей.
Например, статус университетского профессора
подразумевает такие роли, как преподаватель,
исследователь, наставник молодежи, консультант
промышленных фирм и правительства, администратор, автор научных статей, специалист в
своей области знаний и др.
Каждая роль в ролевом наборе требует особой
манеры поведения и общения с людьми. Даже
две похожие роли профессора — преподаватель и наставник
— предполагают разное отношение к студентам.
Первая заключается в соблюдении формальных
норм и правил: чтение лекций, проверка
курсовых, прием экзаменов. Вторая подразумевает
неформальное общение со студентами в
качестве мудрого советчика или старшего
друга.
Каждая роль в ролевом наборе предстает,
таким образом, совокупностью непохожих на
другие отношений. С коллегами у профессора
складываются одни взаимоотношения, с администрацией
университета — Другие, с редакторами журналов
— третьи и т. д. В итоге ролевой набор формирует
набор социальных отношений.
Будем говорить об организации и режиме
труда. Одинаково ли действуют руководители, организуя процесс и режим
Другой руководитель при
Подчиненный ожидает от такого руководителя четких указаний, конкретной постановки
задачи, определения требований, которым должен
соответствовать конечный продукт, а также гибкого руководства,
умения учитывать привходящие
В первой модели задания могут быть нечеткими,
главным становится присутствие на работе
от и до, проявление послушания и усердия.
Такой руководитель больше напоминает бюрократа, для которого
основное — соблюдение формы и порядка
на рабочем месте.
Зная своего руководителя, подчиненные будут определенным образом реагировать на
него, выстраивать собственную линию
Таким образом, руководитель-автократ
контролирует постоянно весь процесс,
он, как говорится, стоит над душой — это
Каковы ожидания подчиненных относительно
оценки руководителем их квалификации? Первое ожидание состоит в том,
что руководитель оценит квалификацию подчиненного по
достоинству, второе — в том, что он продвинет в нужный
момент, поскольку подчиненный — квалифицированный
и грамотный специалист. Другое ожидание
подчиненных связано с тем, что руководитель
будет защищать интересы своего коллектива
перед вышестоящими, не будет подставлять
подчиненных. В зависимости от этого строят
свое поведение и они: защищают своего
начальника или подставляют его.
Еще одна роль руководителя — кормилец. Она совпадает с функцией кормильца-мужа
в ролевой структуре семьи. Глава семейства обязан
заботиться о пропитании семьи, начальник должен
делать то же самое в отношении своих подчиненных.
В организации эта роль руководителя не
зафиксирована уставом, она относится
к числу неформальных.
Если начальник не выполняет функцию кормильца,
он обязан компенсировать ее определенными льготами.
Например, он может позволить своим подчиненным
неявку на работу, несвоевременную сдачу
задания, подработку на стороне. Как правило,
подчиненные оценивают его верно.
Третья важная роль начальника — быть подчиненным.
Начальник цеха является руководителем по
отношению к своим подчиненным и подчиненным
— по отношению к вышестоящему начальству.
Если начальник цеха на хорошем счету
у своего начальства, это хорошо и для
его подчиненных. Но когда непосредственный
начальник не ладит с вышестоящими, гнев
последних докатывается и до подчиненных.
Вместе с тем начальника-лизоблюда не
любят все подчиненные.
Он лишает их возможности гордиться своим
Подставка — очень распространенная модель
поведения в организации. Подчиненные
подставляют друг друга, своего начальника,
последний подставляет подчиненных и
т.д. Подставить — значит выставить коллегу
в невыгодном для того свете, обронить
мимоходом, как бы невзначай, компрометирующую
информацию, не защитить его в нужное время.
Сотрудники пользуются подставкой как оружием в служебных
Если сравнить три роли руководителя — кормильца, дисциплина тора и подчиненного,
то сразу обнаружится их несовместимость.
Как разные статусы в статусном наборе
человека могут противоречить один другому,
так и роли могут быть несовместимы между
собой, не совпадать, мешать друг другу.
К числу ролей можно присоединить то, что обычно
называют отношением. Например, отношение к труду — это
Отношение к работе включает целый набор
ролей. Одна из них — быть исполнительным.
Из чего она складывается? Нормы плюс ожидания.
Нормы задаются служебным уставом. Они
могут быть писаными и неписаными.
Ролевое поведение руководителя и
Подчиненный, например, не имеет права
отказываться от задания, которое ему
дал начальник. У исполнителя нет права
выбора. Право выбора есть только у руководителя. Исполнительный человек должен вовремя
приходить на работу. Это вторая грань
ролевой модели. Отношение к труду может
формироваться по разным моделям. Одна
модель строится на поговорке "Ешь —
потей, работай — мерзни" (ее аналоги:
"Работа — не волк, в лес не убежит",
"Где бы ни работать, лишь бы не работать"
и т. д.). Ее можно назвать работ фобией.
Противоположная модель, предполагающая,
что человек целиком и полностью поглощен
работой, именуется работ манией.
В системе "руководитель — подчиненный" существует целый набор ролевых моделей,
заданных организационной структурой.
Они называются в соответствии с названием организационного
принципа. Наиболее известные — уже рассмотренные
нами принцип единоначалия и принцип делегирования
прав.
Если ты получил задание от своего начальника,
то отчитываться за него ты обязан только
перед ним. Если ты получаешь задание от
чужого начальника, ты имеешь право его
не выполнять. Другой начальник, даже директор завода, обязан давать распоряжения конкретному
исполнителю только через его непосредственного руководителя, и никак иначе. К сожалению, этот принцип
в жизни то и дело нарушается. Директор,
минуя непосредственного начальника,
раздает указания исполнителям, и второму
не остается ничего другого, как терпеть
произвол.
Принцип единоначалия был введен для того,
чтобы избежать противоречия между двумя начальниками.
Чье задание ты должен выполнять? Непосредственного
начальника или директора? Только первого
и никогда второго. Так гласит закон рациональной
организации. Так учит наука. Но жизнь
учит совсем другому. Она строится по неписаным
правилам. Поэтому в повседневной реальности
постоянно возникают дисфункции и статусные
несовместимости.
Как их исправлять? Директор должен вызвать начальника и спросить:
чем загружен твой подчиненный и можно ли
ему поручить такое-то дело? Что получается,
если задания не идут через непосредственного руково
Когда два начальника, не согласовав между собой действия,
выдают одному подчиненному противоречивые
указания, они на самом деле дают тому повод манкировать служебными
обязанностями и интриговать. Подчиненный
может натравить одного начальника на
другого. Умный руководитель в этом случае поступает просто: он увольняет
интригана.
Конкретные управленческие ситуации, столкновения,
разгул страстей, распекания начальника
и конфликты — такова мозаика повседневной
организационной реальности. Кажется,
что в них нет никакой системы. На самом
деле за ними стоит железная логика. Все
это микропроявления неких макромоделей.
Например, начальник вошел в лабораторию,
и все делают вид, что усиленно трудятся.
Повседневная жизнь
Еще одна модель поведения — постоянно
Итак, ролевой набор — это
Таким образом, мы можем вывести еще одну
закономерность. В закрытом обществе ролевой
набор узкий, в открытом обществе ролевой
набор широкий. Чем более открытым является
общество, тем шире и разнообразнее набор
ролей, предписанных одному статусу.
Чем крупнее организация, и чем больше
в ней уровней управления, тем уже ролевой
набор и беднее разнообразие ролевых моделей.
В такой организации выше уровень забюрократизированной.
Отсюда следует обратный вывод: чем ближе
мы к малому бизнесу, тем разнообразнее
ролевые модели, шире их набор, предписанный
данному комплексу, и меньше писаных правил.
2.Ролевой конфликт как вид внутриорганизационного
конфликта.
Типы ролевых конфликтов.
Внутриорганизационный конфликт чаще всего ассоциируется с противостоянием
и столкновениями, возникающими на почве
того, как были спроектированы отдельные
работы или организация в целом, а также
на почве того, как формально распределена
власть в организации.
Выделяют четыре типа разновидности этого
конфликта: вертикальный, горизонтальный, линейно-
функциональный и ролевой. В реальной жизни эти конфликты тесно
переплетены друг с другом, но каждый из
них имеет свои, достаточно отличительные
черты.
Так, вертикальный конфликт – это конфликт между уровнями управления
в организации. Его возникновение и разрешение
обусловлено теми сторонами жизни организации,
которые влияют на вертикальные связи
в организационной структуре: цели, власть,
коммуникации, культура и т.п.
Горизонтальный конфликт в
Линейно-функциональный конфликт чаще носит сознательный или чувственный
характер. Его решение связано с улучшением
отношений между линейным руководством
т специалистами.
Ролевой конфликт возникает тогда, когда индивид, выполняющий
определенную роль, получает неадекватное
его роли задание. Нечёткие инструкции и неопределённая
постановка задачи, неясность смысла и
значения порученного действия могут
привести к тому, что человек, выполняющий
роль, даже, несмотря на старание и желание
всё сделать наилучшим образом, получит
отрицательный с позиций организации
результат.
Можно выделить четыре типа ролевого конфликта.
Первый тип известен как внутри ролевой конфликт и возникает, когда один и тот
же член ролевого набора дает два или более
несовместимых задания.
Второй тип ролевого конфликта - меж ролевой внутри личностный конфликт. Он появляется тогда, когда
две или более роли, выполняемые индивидуумом,
содержат несовместимые требования.
Третий тип конфликта
Также существует конфликт личностно-ролевой. Он имеет отношение
к ситуации, когда личные позиции исполнителя
роли оказываются несовместимыми с его
ролевыми требованиями. Отметим, что высокий
уровень ролевых конфликтов ведет не только
к более низкой степени удовлетворенности
работников своей работой, но и к снижению
производительности, и к повышению текучести
кадров.
Существует такое понятие
Признавая отрицательное воздействие как
Однако неопределенность роли нельзя
однозначно рассматривать как негативную
характеристику построения роли. В любой
организации с повышением уровневой позиции
роли обязательно возрастает её неопределенность.
Часто она способствует развитию самостоятельности,
расширяет сферу принятия решения, развивает
у членов организации чувство ответственности.
2.1.Ситуации и факторы, порождающие ролевые конфликты.
Использование ролевого подхода к встраиванию человека
в организацию может сопровождаться возникновением
конфликтов по выполнению ролей и появлением
ряда проблем, осложняющих существование
и функционирование организации.
Очень часто в организациях с формальными организационными
отношениями источником неудовлетворительного
При отдельных обстоятельствах
Конфликт по поводу выполнения роли может
возникнуть и тогда, когда ожидания коллег
не соответствуют действиям члена организации.
Часто это происходит в ситуации, когда
новый член организации выполняет свою
роль не так, как делал его предшественник
и к чему привыкли окружающие его коллеги.
Ролевое противоречие может возникнуть,
если цели члена организации противоречат
целям организации, если его ценности не
соответствуют ценностям
Можно указать на несколько типовых ситуаций,
приводящих к возникновению ролевых конфликтов.
Знание о существовании таких ситуаций
может быть полезно для предсказания возможности
возникновения конфликта.
Конфликт по поводу выполнения роли часто возникает тогда,
когда индивид одновременно выполняет несколько различных
взаимоисключающих в отдельных моментах
ролей. К ролевому конфликту приводит
противоречивое распоряжение или противоречивая
задача, требующая одновременного соблюдения
правил выполнения роли и достижения результата,
недостижимого при выполнении данных
правил.
Проблемы осуществления
Сильным источником конфликта
Одним из сильных факторов, порождающих конфликты
при осуществлении роли, является так
называемая ролевая перегрузка. Она возникает тогда,
когда ожидания и требования роли превышают
способности ее исполнителя, т.е. по отношению
к работнику, выполняющему определенную
роль, предъявляются повышенные ожидания,
существенно выходящие за рамки ожиданий,
соответствующих его роли. Как правило,
причиной такой ситуации также является
неопределенность. Перегрузка роли приводит
к тому, что-либо работник не справляется
с закреплённой за ним ролью, либо же оказывается
не в состоянии справиться с заданиями,
выходящими за пределы его роли.
Часто проблемы этого рода возникают у хороших
Проблемы, вызываемые ролевым конфликтом,
противоречиями, неопределенностью и
перезагрузкой чрезвычайно серьезны и
их воздействие на людей и организации
огромно.
2.2.Причины ролевых конфликтов и способы их устранения.
Обобщая сказанное относительно источников
ролевых конфликтов можно выделить основные
группы причин, порождающих проблемы выполнения
роли.
Первую группу составляют причины конфликтов, связанные
с противоречиями, изначально заложенными
в содержание роли.
Во вторую группу могут быть отнесены все те причины, которые
связаны с противоречиями между человеком
и определённой ему ролью в организации.
Третья группа состоит из причин, вызванных противоречиями
между ролью и её восприятием организационным
окружением.
Четвёртую группу составляют причины конфликтных ситуаций,
порождаемые противоречием между данной
ролью и некоторыми другими ролями.
Возникающие при исполнении
При изменении работы происходит выяснение причин и факторов,
заключённых в роли, которые приводят
к конфликтам и противоречиям, и осуществляется
корректировка роли. Если роль внутренне
противоречива, то необходимо исключить
из нее одну из альтернативных сторон.
Работа может быть слишком напряженной
и интенсивной. Поэтому её следует облегчить
или разгрузить. В зависимости от характера
работы может существовать потребность
в более чётком описании работы и в более
жесткой регламентации её границ. Может
быть и обратная ситуация, при которой
необходимо сделать описание работы менее
детализированным, предоставив тем самым
исполнителю работы возможность для творческого
и самостоятельного труда.
Второй подход состоит в том, что осуществляется изменение, разв
Первое – это более
Второе – это повышение
Третье – развитие у исполнителя способностей
справляться с противоречивыми
Третьим подходом предотвращению ролевых конфликтов
является перестановка работников с одной роли на другую в зависимости
от их способностей справляться с конфликтными
ситуациями.
И, наконец, если посмотреть на проблему
взаимодействия человека и организационного
окружения шире, чем только через призму
выполняемой им роли, то окажется, что
значение личностных характеристик человека
не только очень велико, но зачастую может
быть определяющим в предотвращении конфликтных
ситуаций в организации.