Роль информации как общенаучного понятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:05, реферат

Краткое описание

Современное общество не зря называют информационным.
Главным процессом, происходящим в нём, является обмен информацией. Чем больше мы знаем, чем большей и актуальной информацией мы владеем – тем нам легче жить и ориентироваться в современном мире.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………стр.3

2.Основная часть………………………………………………….стр.4

2.1 Понятие информации………………………………………....стр.4

2.2 Исторические этапы развития информации………………...стр.5

2.3 Современное общество и информация……………………...стр.7

2.4 Свойства и виды информации…...…………………………..стр.8

2.5 Виды информации……………………………………………стр.11

2.6 Информация в разных науках………….………………….....стр.14

3.Заключение……………………………………………………...стр.21

4.Список используемой литературы……………………………стр.23

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат. Роль информации как общенаучного понятия..doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

                     Министерство культуры российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

Кафедра физики и оптики.

 

 

РЕФЕРАТ

«Роль информации как общенаучного понятия».

 

Дисциплина:

Концепции Современного Естествознания.

 

 

 

Выполнила

 Студентка 1го курса

Факультета ИМК,

Рекламный менеджмент,

Гр.069

Белева Я. А.

Руководитель:

Мясников В. Л.

 

 

                                          Санкт-Петербург, 2010 г.

 

 

Содержание.

1.Введение…………………………………………………………стр.3

 

2.Основная часть………………………………………………….стр.4

 

2.1 Понятие информации………………………………………....стр.4

 

2.2 Исторические этапы развития  информации………………...стр.5

 

2.3 Современное общество и информация……………………...стр.7

 

2.4 Свойства и виды информации…...…………………………..стр.8

 

2.5 Виды информации……………………………………………стр.11

 

2.6 Информация в разных науках………….………………….....стр.14

 

3.Заключение……………………………………………………...стр.21

 

4.Список используемой литературы……………………………стр.23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто владеет  информацией

-  тот владеет  миром.

Уинстон Черчилль.

 

Ведение.

Современное общество не зря называют информационным.

Главным процессом, происходящим в нём, является обмен информацией. Чем больше мы знаем, чем большей и актуальной информацией мы владеем – тем нам легче жить и ориентироваться в современном мире.

С самого начала человеческой истории возникла потребность передачи и хранения информации. Для передачи информации сначала использовался язык жестов, а затем человеческая речь. Для хранения информации стали использоваться наскальные рисунки, а в IV тысячелетии до нашей эры появилась письменность и первые носители информации (шумерские глиняные таблички и египетские папирусы).

История создания устройств для обработки числовой информации начинается также еще в древности - с абака (счетной доски, являющейся прообразом счетов).

«Во второй половине 20 века стало ясно, что для обеспечения прогресса необходимо не только использовать информацию, но и обеспечить ее более эффективную обработку, надежное хранение и безошибочную передачу. Как следствие, в это время появилась теория информации, которая позволила объяснить многие процессы в обществе, экономике и технике.

Еще Н. Винер заметил, что все виды управления базируются на обработке информации. Это верно и при управлении автомобилем, когда надо постоянно воспринимать информацию о дороге, машине, пассажирах и т.д. и на основе этой информации принимать необходимые решения».(9)

 

Понятие информации.

 

Информация (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение, от лат. informare — придавать форму) — в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Сведения об объектах живой или неживой природы, их свойств и взаимном влиянии друг на друга.(10)

 

Информация – это сведения об окружающем мире и протекающих процессах, воспринимаемые и интерпретируемые человеком или специальными устройствами.

 

В настоящие время  нельзя дать термину «информация» чёткого  и точного определения. Этот термин широко используется в разных областях знаний и меняет своё значение в  зависимости от контекста.

Например, в информатике термин будет иметь значение совокупности данных, расположенных на материальном носителе, а в кибернетике информацией называются сообщения, получаемые системой из внешнего мира при адаптивном управлении.

 

 

 

 

 

 

 

Исторические этапы  развития информации.

 

 

За всю историю нашей цивилизации произошли четыре  информационных революций, связанных с качественными изменениями в среде передачи и обмена  информацией.

 

  • Первая революция: связана с изобретением письменности. Появилась возможность передавать свои знания следующим поколениям. Появились летописи, послания.

 

  • Вторая революция (середина XVI века): вызвана изобретением книгопечатания.

 

  • Третья революция (конец XIX века): обусловлена использованием электричества.

В это время появились  телеграф, радио, телефон,  позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию.

 

  • Четвертая революция (конец ХХ века): связана с изобретением микропроцессорной технологии  и появлением компьютеров.

 Возникновение интернета и компьютеров существенно облегчило поиск и передачу важной информации.

   По таблице 1 можно увидеть, что количество серверов хранения информации резко увеличилось всего за 10 лет. А это значит, что использование сети Internet для обмена информацией существенно ускорило и развило возможность быстро получить нужные сведенья.

Конечно, во многом такой  простор для размещения информационных ресурсов привёл к тому, что в  сети появилось большое количество лжеинформации, непроверенной, надуманной или специально искажённой. По сему, при работе в среде Internet очень важно следить из какого источника приведённая информация, верна ли она, достоверна ли. И чтоб не попасться на ложную и недостоверную информацию нужно в основном прибегать к надёжным  и проверенным источникам, и пользоваться дополнительно информацией из книг и научных журналов.

 

                           

                                                      Таблица 1.

 

 

 

 

 

 

 

Современное общество и  информация.

 

 

«В период информатизации общества необходимо подготовить человека к восприятию и обработке больших объемов информации. Необходимо, чтобы он овладел современными средствами, методами и технологией работы с информацией. Кроме этого он должен уметь работать с информацией, приобретенной другими людьми.

Овладевая необходимой  информацией человек должен научиться её использовать, то есть принимать решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией». (3)

 Появляется такое понятие, как «информационная культура».

 

«Информационная культура - степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании.»(12)

 

То есть современный  человек должен:

  • Иметь конкретные навыки использования технических устройств;
  • Использовать компьютерные информационные технологии, основные на многочисленных программных продуктах;
  • Уметь извлекать информацию из различных источников;
  • Владеть основами аналитической переработки информации;
  • Уметь работать с различной информацией.

 

Свойства информации.

 

За всю историю развития информации, сформированы основные свойства информации.

 

  • Полнота.

Информация должна полно и исчерпывающе характеризовать объект или процесс. Этой информации должно хватать для понимания и принятия решений.

 

  • Актуальность (Своевременность).

Важность, существенность информации для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу.

Неактуальной информация может быть по двум причинам: она  может быть устаревшей (прошлогодний выпуск газеты), либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Испании снижены цены на 4%).

 

  • Понятность.

Любая информация должна быть представлена в том виде, в котором её можно будет легко понять или прочитать.

Например, учебники для  детей составляют так, чтоб сложные  термины и законы были бы легко  читаемы и понимаемы детьми.

 

 

 

 

 

  • Объективность.

Информация не должна зависеть от чьего-либо мнения или суждения.

Объективную информацию можно получить с помощью исправных  датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного  человека, информация перестает быть объективной, так как преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания или «вредности» конкретного субъекта.

 

 

  • Достоверность.

Информация может быть объективна или субъективна, но она  не должна содержать в себе ошибок, она должна отражать истинное положение дел.

Информация может быть недостоверна по следующим причинам:

  • преднамеренное искажение (дезинформация);
  • искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон»);
  • когда значение реального факта преуменьшается или преувеличивается (слухи, рыбацкие истории).

 

  • Полезность (Ценность).

Информация должна приносить  какую-либо пользу. Должна соответствовать  нуждам людей и помогать им.

Полезность информации оценивается по тем задачам, которые  мы можем решить с ее помощью.

 

 

 

 

  • Адекватность.

Свойство информации однозначно соответствовать отображаемому объекту или явлению. Адекватность для потребителя является внутренним свойством информации.

 

 

  • Доступность.

Информация должна быть легкодоступна для каждого желающего.

 

 

Кроме, выше перечисленных  свойств выделяют экономичность, защищённость и релевантность информации. Кроме того, информацию можно классифицировать с точки зрения ее использования на следующие виды: политическую, техническую, биологическую и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды информации.

Информацию можно разделить на виды по разным критериям.

                                        Предназначение.

Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.

Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.

Личная — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.

Таблица 2

 

 

 

По способу  восприятия:

Это деление информации на основе того, какими рецепторами  мы её воспринимаем.

  • Визуальная : то, что мы видим.
  • Аудиальная: то, что мы слышим. (Свист, музыка, пене, голоса)
  • Осязательная: то, что мы воспринимаем на ощупь. (Мягкий, твёрдый, шероховатый)
  • Обонятельная: это запахи, которые мы чувствуем. (Резкий, приятный, неприятный)
  • Вкусовая: это то, что мы можем попробовать на вкус (горький, кислый, сладкий).

 

95% информации мы воспринимаем благодаря зрению и слуху, а осязание, обоняние и вкус дополняют информацию о предметах.

Например, когда мы слышим слово «лимон» или видим его, мы сразу представляем его кислый вкус, как он выглядит и как пахнет.

 

 

По способу  представления:

 

Есть много способов передать информацию людям.

Изначально, вся информация передавалась из уст в уста, в  основном в виде сказок, мифов, былин  и поговорок. Позже была изобретена письменность, пиктография и счёт, а с появлением компьютеров и другой техники мы смогли представлять информацию в виде видеофайлов, аудиозаписей, графиков, схем  и картинок.

 

  • Текстовая информация: Статьи в газетах, книги, летописи – всё это только малая часть примеров передачи информации через текст.

 

  • Числовая: Арифметические примеры, номера телефонов, домов и улиц, меры счёта и веса…

В чистом виде числовая информация встречается редко, разве что  на контрольных работах по математике. Чаще всего используется смешанная форма представления информации.

 

  • Графическая: Самым первым примером графической информации были пиктограммы, заменявшие письменность, и наскальные рисунки.

Сейчас к графической  информации мы относим схемы, графики, рисунки, фотографии и многое другое.

 

  • Мультимедийная: Включает в себя все виды видео и звуковой информации. Например, видеоролик по телевизору или передача по радио.

Информация о работе Роль информации как общенаучного понятия